Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Парфенова Ульяна Юрьевна

В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_mylnaya_feeriya.docx345.35 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 555» (МАДОУ д/с № 555)

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности в рамках театральной студии «Мыльная феерия»

Составила:

Парфенова У.Ю.

Новосибирск 2020г

Содержание:

  1. Целевой раздел         3

1.1.         Пояснительная записка 3-4

  1. Цели и задачи реализации программы.         5
  2. Принципы и подходы к формированию программы. 6-7
  3. Характеристики особенностей развития детей.  8-14

1.2.         Планируемые результаты 14

  1. Целевые ориентиры освоения программы.         15-20
  2. Педагогическая диагностика.         20-22
  1. Содержательный раздел         22-24
  1. Формы, способы, методы и средства реализации программы. Использование современных образовательных технологий и методов в развитии мотивации и способностей детей. 22-24
  2. Содержание программы. 24-35
  3. Традиционные события, праздники, мероприятия, предусмотренные программой. 36-37
  1. Организационный раздел 37
  1. Кадровое обеспечение реализации программы. 37-38
  2. Материально- техническое обеспечение. Организация развивающей предметно-пространственной среды. 39-40
  3. Сетевое, социальное партнерство в рамках реализации программы. Взаимодействие с родителями воспитанников 41-42
  1. Литература         43

 

 

I.         Целевой раздел  

 

1.1.         Пояснительная записка деятельности (или проблемы профессионального проекта): 

Дошкольный возраст-яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющееся одним из компонентов государственного стандарта дошкольного образования.

В сложившейся ныне ситуации выявлен острейший дефицит культуры общения, дети стали более замкнуты, застенчивы, труднее идут на контакт как со своими сверстниками, так и со взрослыми, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции данных проявлений.

       Театрализованная деятельность-один из распространённых видов детского творчества.

Именно способность ребёнка к подражанию оказывает позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Чтобы раскрепостить ребенка, создать ему благоприятную обстановку, вызвать положительно-эмоциональный настрой, необходимо развивать его коммуникативные способности.

Одним из методов коммуникативных способностей- учить детей умению общаться, учить культуре общения является театрализованной деятельностью. И их нужно развивать. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают их способы внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Исходя из выше перечисленного, я предполагаю, что использование театрализованной деятельности в дошкольном образовании, поможет ребёнку преодолеть такие проблемные ситуации как робость, застенчивость, неуверенность в себе, дети станут более открытыми, раскрепощенным, коммуникабельными.

Считаю, что использование современных методов и техник театрализованной деятельности значительно повысит интерес детей к театру, а также сделает систему дошкольного образовательного учреждения более открытой для участия родителей.

При формировании группы, выяснилось, что дети моей группы пришли из разных групп и имеют разный возраст. Первым этапом работы было проведение диагностических мероприятий для выявления целей и задачи дальнейшей работы. Было замечено, что одни дети более коммуникабельны, легко идут на контакт со сверстниками и взрослыми, активно участвуют в образовательном процессе, а другие наоборот застенчивы, мало говорят, боятся ответить или говорят неуверенно с чувством страха. Родители воспитанников проявили заинтересованность в развитии социально-коммуникативных навыков через театрализованную деятельность.

          В соответствии с требованиями ФГОС ДО в рамках части программы, формируемой участниками образовательных отношений (далее- ЧФУОО), была разработана рабочая программа по социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию у старших дошкольников в рамках театральной студии «Мыльная феерия». Рабочая программа дополняет, расширяет содержание обязательной части обязательной части основной образовательной программы (далее-ООП) по направлению социально-коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста.

         Рабочая программа построена с учетом принципов, технологий построения образовательного процесса, применяемого в обязательной части ООП, которая разработана на основе примерной образовательной программы «Вдохновение» под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой.  

        При разработке программы использовались следующие парциальные программы и методические пособия: парциальная программа «Театральная деятельность в детском саду» Щеткина А.В., методические пособия «Театр всевозможного» Бурениной А.И., «Волшебный мир театра» Мерзляковой С.И., «Развитие детей в театрализованной деятельности» Дороновой Т. В. Кроме того, использовался материал из собственного практического опыта.

        Освоение рабочей программы осуществляется в старшей-подготовительной возрастной группе с учетом возрастных особенностей и интересов воспитанников и реализуется ежедневно.    

 

1.1.1. Цели и задачи реализации программы.          

 

Цель: Создание условий развития социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего-подготовительного дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Основные задачи:

1. Формировать творческую личность ребёнка средствами обучения, театрализованных игр.

2.Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.  

3.Совершенствовать артистические навыки детей в процессе передачи театрального образа.

4.Приобщать детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

5.Воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

6.Развивать выразительную сторону творчество, фантазию.  

7. Создать условия для развития социально-коммуникативных навыков у детей.

8. Создать условия для формирования активного общения со взрослыми и со сверстниками во время драматизации, инсценировок, игр имитации.

 Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества, а также повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, социально-коммуникативных навыков, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А также одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей коммуникативных качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.  

 

 

        1.1.2.         Принципы и подходы к формированию программы.

   Программа «Мыльная феерия» направлена на создание условий и реализацию подходов в дошкольном образовании, соответствующих современному уровню развития знаний и опыта в изучаемой области. Программа рассматривает образовательный процесс в дошкольной организации как комплексный процесс развития ребенка, его физической, когнитивной, социальной, эмоциональной и других составляющих единое целое систем. Образовательная деятельность по программе требует учета как биологических факторов развития, так и факторов окружающей среды, в том числе социокультурного контекста развития ребенка.  

Программа уделяет повышенное внимание как разнообразным аспектам окружающей среды, в которой развивается ребенок, так и качеству межличностного взаимодействия в образовательном процессе. Программа способствует формированию у участников образовательных отношений адекватных образов ребенка, педагога и образовательной системы, системы ожиданий, оценок и самооценок, поскольку они непосредственно отражаются на том, что реально происходит в семье и детском саду. Решающим для обеспечения качества образовательной деятельности по программе является обеспечение качества процесса межличностного взаимодействия, за управление и мацерацию которого несут ответственность взрослые.  

В соответствии с этим основная части и ЧФУОО Программы построены на следующих принципах:

  1. Признание разнообразия детства. 
  2. Принцип эмоционального благополучия.  
  3. Принципы содействия, сотрудничества и участия. 
  4. Принцип обогащения (амплификация) развития через поддержку детской инициативы и интересов.  
  5. Принцип возрастной адекватности образования. 
  6. Принцип обучения на примере поведения взрослого. 
  7. Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах. 
  8. Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности. 
  9. Принцип признания права на ошибку. 
  10. Принцип вариативности форм реализации Программы и гибкости планирования. 
  11. Принцип преемственности с начальным общим образованием. 
  12. Принцип совместного действия, сотрудничества. 
  13. Принцип дифференциации 

В соответствии с ключевыми принципами основной и вариативной ФУОО частями Программы ребенок является активным участником, субъектом образовательных отношений. Он вступает во взаимодействие со взрослыми, участвует в процессах познавания окружающего социального и предметного мира. Задача взрослых — создать богатую стимулами развивающую социальную и материальную образовательную среду, обеспечить психологическое и физическое благополучие и хорошее самочувствие детей, создать атмосферу принятия, уважения и любви для каждого ребенка. Программа составлена с учетом интеграции видов детской деятельности:

В процессе чтения художественной литературы дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.

В ходе художественно-творческой, изобразительной деятельности дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей, готовят декорации к спектаклям.

В процессе познавательного развития дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов севера, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.

Музыкальное воспитание дает возможность познакомить дошкольников с музыкой к очередному спектаклю, разучить ритмические танцевальные движения. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.

В ходе речевого развития дети отрабатывают правильность произношения текста, реплик, развивают дикцию. Для этого дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки.  

Социально-коммуникативное развитие дает возможность детям научится выступать в контакт с окружающими и развивать навыки эффективного поведения, затем приобретенные социально-коммуникативные навыки применять и закреплять на практике.

 

 

1.1.3. Характеристики особенностей развития детей.  

 

Примерные показатели развития

                                  Характеристики в соответствии с возрастом

5-7 лет

6-7 лет

Ведущая потребность ребенка

Потребность в общении

Потребность в общении

Ведущая функция

Воображение

Воображение,         словесно-

логическое мышление

Ведущая деятельность

Развитие сюжетно-ролевой игры, усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения; строительноконструктивные игры; значимы - игры с правилами.

Длительные игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью

Отношение         со взрослыми

Внеситуативно-деловое         + внеситуативно-личностное:

взрослый – источник информации   + собеседник.

Внеситуативно-личностные:

взрослый         –         источник

эмоциональной поддержки

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое:

углубление         интереса         как         к партнеру по играм, появление предпочтений в общении.

Внеситуативно-деловое:

собеседник,  партнер         по

деятельности

Эмоции

Преобладание ровного оптимистичного настроения.

Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает

осознавать свои переживания

Способ познания

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование.

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со сверстниками и взрослыми

Объект познания

Предметы         и         явления непосредственно         не воспринимаемые, нравственные нормы.

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах         расширяются (восприятие         времени, пространства), организуются в систему         и         используются         в различных видах деятельности.

Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в

различных видах деятельности

Внимание

Начало         формирования произвольного         внимания. Удерживает         внимание         15-20 мин.         Объем         внимание         8-10 предметов.

Развитие         произвольности внимания. Удерживает внимание 25-30 мин. Объем внимание 10 предметов.

Память    крат ковременная.

Объем памяти

3-4 предмета из

5

Развитие целенаправленного

запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.

Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 6-8 предметов из 10, 4-5 действий Развитие долгосрочной памяти.

Мышление  

Наглядно-образное,

начало         формирования логического мышления.

Элементы логического развиваются на основе нагляднообразного; развитие элементов абстрактного мышления.

Воображение

Развитие         творческого воображения.

Переходит во внутреннюю деятельность, развивается  словесное творчество (стихи, дразнилки).

Условия успешности

 

Собственный широкий кругозор,         хорошо         развитая речь.         Формирование коммуникативных         умений         и навыков.

Собственный кругозор, умелость в каком-либо деле.

Новообразовани

я

Планирующая функция речи.  Предвосхищение результата

деятельности.  Внеситуативноделовая форма общения со сверстником.  Начало формирования высших чувств

        Внутренний         план

действий.  Развитие

        произвольности         всех

психических процессов.  Возникновение соподчинения         мотивов: общественные         мотивы преобладают         над

(интеллектуальные, моральные, эстетические).

личными.  Возникновение первой         целостной         картины мира.  Появление         учебнопознавательного         мотива, формирование         внутренней

позиции школьника

 

Особенности организации театрализованной деятельности в зависимости от возраста дошкольников

5-6, 6-7 лет

          Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнѐрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тѐплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тѐплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий.  

        Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребѐнка гораздо сильнее, чем результат.  

       Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всѐ это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнѐрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.  

6-7 лет.

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримѐрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссѐр, актѐр, гримѐр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисѐнок в театр ходил", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.

Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссѐрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребѐнку. Это требует от него умения регулировать своѐ поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию еѐ содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даѐт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

  • нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссѐрской настольной театрализованной игры;
  • знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла; - давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании; - проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.  

 

        1.2.         Планируемые результаты

 

В результате реализации программы «Мыльная феерия»:

  • у ребенка появляются предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

(словесного, музыкального, изобразительного), а также восприятия красоты в природе и в окружающем мире в целом;

  • у дошкольника развиваются творческие способности, креативность, воображение, по-разному проявляющиеся в языковой, музыкальной области, в сфере изобразительных и пластических искусств, в игре, театрализации;
  • у дошкольников развиваются социально-коммуникативные навыки, дети становятся более открытыми, раскрепощёнными, разговорчивыми и независимыми, а также развивается умение отстаивать свою точку зрения.

 

  1. Целевые ориентиры освоения программы в соответствии с возрастными особенностями детей

 

Возраст

Целевые ориентиры  

дошкольников

5-6 лет

Ребенок овладевает умениями и навыками восприятия театрального представления:

  • следить за развитием действий в художественных произведениях, театральных постановках;
  • эмоционально воспринимать театральные постановки;
  • сопереживать героям спектакля, эмоционально реагируя на их положительные и отрицательные поступки (смеяться, плакать, стараться помочь) понимать мораль сказки, отличать добро и зло;
  • рассказывать свои впечатления от просмотренных спектаклей, от своего участия в драматизации.

В игровой деятельности:

  • передавать характерные особенности персонажа во время исполнения роли;
  • исполнять роли во время совместной с воспитателем театральной деятельности ;
  • исполнять роль во время совместной с сверстниками игр, диалогов;

  • оживлять героев, исполняя роли за себя или за куклу;
  • самостоятельно пересказывать с имитацией движения фольклорных произведений;
  • в ходе драматизации знать текст выразительно и на память;
  • исполнять движения, жесты, действия героев в театральных костюмах, дословно проговаривать текст, творчески подбирая интонацию.

В сценической деятельности:

  • разыгрывать отдельные эпизоды сказок по интонации взрослого;
  • принимать участие в сюжетно-ролевых играх и игр драматизации;
  • устраивать импровизационные театры вместе со сверстниками и самостоятельно;
  • принимать участие в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов.

В процессе обучения:

  • ребенок узнает о малых поэтических жанрах народного фольклора (потешки, стихи, песни, пословицы, поговорки, колядки), запоминает их, понимает их смысл и значение;
  • получает основные сведения о театре (работа актеров, название помещений театра, знакомится с отдельными видами театра, выделяет структуру сказки).

Показатели успехов и достижений:

  • активно общается со взрослыми и со сверстниками во время  драматизации, инсценировок, игр имитации;
  • действует в игровых ситуациях соответственно словам из коротких стихотворений, потешек, артистично передает характерные особенности образов персонажа;
  • имитирует голоса животных и птиц, во время драматизации правильно имитируя движения и жесты персонажей сказок;
  • с интересом слушает чтение сказки, смотрит театральные постановки;
  • принимает участие в играх драматизациях, сюжетно-ролевых играх, читает стихи по ролям;
  • использует костюмы в уголке ряженых и атрибуты.

6-7 лет

Ребенок овладевает умениями и навыками восприятия театрального представления:

  • понимать смысл сказки, театральный образ как живую актерскую деятельность с использованием речевого общения, мимики, жестов, движений, музыки, танцев, песен;
  • оценивать свои поступки и поступки товарищей сравнивать их с поступками персонажей сказок, сопереживать положительным героям;
  • узнавать в силуэтах и тенях характерные образы персонажей, оценивать характер героев (хитрый, жадный и т.д.),

подсказывать героям, как лучше выйти из трудных ситуаций В игровой деятельности может:

  • изображать характерные особенности образа театральных персонажей (движением и словом, движением и мимикой, жестами);
  • своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения, самостоятельно организовывать игры драматизации, театрализованные игры, игры в театр;
  • распределять роли, подбирать самостоятельно роль, включатся в роль предоставленную взрослым В сценической деятельности может:
  • принимать активное участие в подготовке театральных игр;
  • творчески перевоплощаться в образ персонажа, разыгрывать сюжет, четко, выразительно исполнять роль;
  • вносить творческие фрагменты в игру по сказке, иметь желание играть в уголке театрализованной деятельности, изготовлять атрибуты, костюмы, декорации; В процессе обучения ребенок узнает:
  • о театре как средстве выражения жизненных ситуаций в актерской игре;
  • о разных видах театра их особенностях и значениях;
  • про театральную терминологию (актер, режиссер, костюмер, гример, художник, зрители, успех, аплодисменты; спектакль — сценарий, премьера, части спектакля, антракт; театр — афиша, касса, билет, зал, кулисы, звонок, занавес, балкон, декорации);
  • коллективный характер подготовки к театральной постановке, важность ориентировки на партнеров во время игровых действий;

•как творчески подходить к исполнению роли. Показатели успехов и достижений:

  • составление сюжета на наглядной, словесной основе и самостоятельно;
  • составляет сценарии по стихотворным текстам или на основе комбинирования сюжета;
  • самостоятельно реагирует на смысл фольклора;
  • использует малые жанры фольклора сюжетно-ролевых игр;
  • самостоятельно показывает спектакли (настольный, теневой театр);
  • организовывает сюжетно-ролевую игру;
  • организовывает самостоятельно или по просьбе воспитателя игры-драматизации, театральные игры, по сюжетам известных произведений;

  • принимает участие в инсценировке сказок;
  • изготовляет вместе с воспитателем атрибуты, костюмы, декорации;
  • проявляет себя как эмоциональный, чуткий зритель;
  • классифицирует чувства и поступки персонажей и сопоставляет их с собственными поступками;
  • проявляет собственную позицию в процессе перевоплощения в сценический образ;
  • запоминает сюжетную последовательность;
  • вовремя включается в действие;
  • использует музыкально-пластично-песенный опыт;
  • в театрализации различных жанров литературных произведений.

 

  1. Педагогическая диагностика.

Реализация рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесс наблюдения, а также учета критериев и показателей.  

Суть педагогической диагностики заключается в том, что при оценке индивидуального развития воспитанников мы соблюдаем два основополагающих принципа:  

  • не присваиваем критериям развития ребенка числовую характеристику;  
  • • не сравниваем индивидуальные достижения воспитанников между собой.  

Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • • игровой деятельности;  
  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность); • художественной деятельности;
  • физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

 2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагог должен создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.  

Для проведения педагогической диагностики обязательной части ООП используются карты развития от 3 до 7 лет. – М.: Издательство «Национальное образование»,  2016. – 112 с.: ил.  Для ЧФУОО разработаны дополнительные оценочные листы для карт развития, позволяющие наблюдать динамику освоения воспитанниками содержания ЧФУОО в части художественно- творческого и речевого развития дошкольников. Дополнительные оценочные листы карт развития включают в себя следующие критерии.  

                                                                                             

Направление развития

Критерии

Художественно-творческое,  социально-коммуникативное развитие

 

Театрализация, социально-коммуникативное развитие

Ребенок:- демонстрирует способность эстетического восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, театрального);

  • проявляет творческие, артистические способности, креативность, воображение, по-разному проявляющиеся в языковой, музыкальной области, в сфере изобразительных и пластических искусств, в игре, театрализации;
  • в процессе театрализованной деятельности ребенок говорит о себе в первом лице, готов давать оценку хорошему и плохому поведению, проявляет способность встраиваться в совместную деятельность с другими детьми, проявляет способность радоваться успехам других.

 

II.         Содержательный раздел

 

2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы. Использование современных образовательных технологий  и методов в развитии мотивации и способностей детей.

Развитие социально-коммуникативных способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования:

  1. в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, коммуникативной);
  2. в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, праздников, развлечений.

Для введения воспитанников в мир театра применяются традиционные методы обучения и воспитания:

  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
  • наглядный (просмотр спектаклей, рассматривание картин и иллюстраций);
  • практический (репетиции театральных постановок, изготовление декораций);

 - игровой (сюжетно-ролевые игры, игры- драматизации, игровые ситуации).  

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей социально-коммуникативных способностей проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе индивидуальной и подгрупповой работой.

        Реализация программы «Мыльная феерия» предполагает новое понимание ребенка как активного, способного и готового к развитию субъекта образовательных отношений. Поддержка собственной активности и инициативы детей является ведущей идеей в работе с детьми. Вариативность развития и отказ от жестких и узких возрастных нормативов- основа педагогической деятельности. Вовлечение родителе в активное взаимодействие- непременное условие эффективного взаимодействия.

      В связи с этим, используются разнообразные формы включения театрализованной деятельности в работу с детьми:  

  • Игры - путешествия.
  • Показ упражнений по формированию выразительности исполнения и по социально-эмоциональному развитию детей (рассматривание альбомов, картинок, фотографий).
  • Беседы с детьми о театральном искусстве.
  • Подготовка и проведение спектаклей, сценок,
  • Изготовление атрибутов и костюмов для деятельности,
  • Игровые занятия,
  •  Литературные викторины
  • Игры, упражнения, этюды.
  • Творческие театральные мастерские.

 

  Театрализованные занятия, беседы, викторины включают в себя как разыгрывание сказок, придуманных детьми, встречи с поэтами и композиторами родного края так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересные события).  

Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр.

 

                 В совместной деятельности педагога с детьми используются

  • прочтение, прослушивание и обсуждение художественных произведений
  • изготовление атрибутов, элементов костюмов
  • просмотр и обсуждение (слайдов, видеофильмов, мультфильмов)
  • дидактические, сюжетно – ролевые, творческие игры, игры - театрализации.

 

        2.2.         Содержание программы.

 

Реализация образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени нахождения ребенка в образовательном учреждении и продолжается родителями воспитанников в домашних условиях. Организованная образовательная деятельность в детском саду в рамках реализации обязательной части ООП организуется в форме Детского совета и функционирования творческих мастерских.  

Реализация содержания образования по развитию художественно-творческих способностей и социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе театрализованной деятельности в ЧФУОО происходит по той же модели в ежедневном режиме.

 Работа с детьми по театрализации в рамках реализации программы «Мыльная феерия» осуществляется не только воспитателями, но и специалистами детского сада (музыкального руководителя, педагогапсихолога, воспитателя по изобразительной деятельности), при чем роль специалистов носит координирующую функцию. Содержание программы носит комплексный характер и позволяет всем специалистам детского сада органично включиться в совместную работу. Программа предусматривает еженедельное включение элементов театрализации в занятия воспитателей и специалистов.  

Основные направления работы с детьми

   Театральная игра 

   Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

   Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.

 

  Ритмопластика

   Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

   Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

     

Основы театральной культуры 

   Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

   Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства;

воспитывать культуру поведения в театре.

 

      Работа над спектаклем 

   Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

   Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

В процессе театрализованной деятельности педагоги создают условия для художественно творческого и речевого развития и стремятся:

  • Активизировать познавательный интерес детей.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
  • Снимать зажатость и скованность.
  • Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.
  • Учить согласовывать свои действия с другими детьми.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
  • Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
  • Развивать чувство ритма и координацию движений.
  • Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
  • Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.
  • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
  • Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.
  • Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
  • Пополнять словарный запас.
  • Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.
  • Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
  • Знакомить с создателями спектакля.
  • Знакомить с театральной терминологией.
  • Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
  • Воспитывать культуру поведения в театре.

 

Структура и организация театрализованной деятельности Элементы театрализации, проводимые в течение каждой недели:

  1. Беседы о театре— 10—15 минут.
  2. Включение элементов сценического мастерства, как фрагмент музыкального занятия 10 минут.
  3. Изготовление декораций в рамках изобразительной деятельности — 10 минут..
  4. Рызыгрывание театральных этюдов, репетиция спектаклей- 10 минут.
  5. Ритмопластика на утренней зарядке (ежедневно).
  6. Пятиминутка театрализации после обеда (ежедневно).

Содержание может варьироваться и видоизменяться. Дополнительно применяются такие упражнения, как:

 

 

Варианты включения театрализованной деятельности в образовательный процесс

 

        Варианты         включения

театрализованной деятельности

Регулярность

Кто проводит

        Включение         в         музыкальные         занятие

элементов театрализации

1 —2 раза в педелю

Музыкальный руководитель

Подготовка         спектакля,         постановки, репетиции во 2 половине дня.

Ежедневно

Воспитатель

        Посещение         театральной студии

«Мыльная феерия»

2 раза в педелю

Воспитатель, специалисты

        Утренняя         зарядка         с         элементами

ритмопластики

Ежедневно

Воспитатель,инструктор по физической культуре

Совместные походы в театр с детьми и родителями

Ежемесячно

Воспитатель         по согласованию с родителями воспитанников

Приглашение разнообразных театров в детский сад

По расписанию

Старший воспитатель

Психологический тренинг

По расписанию

Психолог, воспитатель

Пальчиковая         гимнастика,         речевая, артикуляционная         гимнастика, психогимнастика

Еженедельно

Воспитатель

0

Игры-драматизации

еженедельно

Воспитатель

1

        Мастер-классы         по         изготовлению

различных видов театра

Ежемесячно

Воспитатель, воспитатель по изо

2

Проведение творческих театральных мастерских

Ежемесячно

Музыкальный руководитель,          психолог,

воспитатель по изо

3

Театрализованные постановки, праздники

Ежемесячно

Воспитатель,

Музыкальный руководитель, учитель-логопед, психолог

4

Занятия с педагогами по развитию артистических способностей

Еженедельно

Музыкальный руководитель,         учитель-

 психолог

5

Консультативные занятия для родителей

Еженедельно

Воспитатель,  

 

 

Самостоятельная деятельность детей: 

  • социально личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
  • познавательно речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, игры драматизации
  • художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку, играть в различные виды театра (бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.)

 

Алгоритм работы над постановкой спектакля 1 .А) Чтение произведения.  

Б) Просмотр иллюстраций к произведению или видео, фото материалов.  

В) Беседа по содержанию.

2.А) Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки.  

Б) Чтение произведения по ролям.

В) Знакомство со вступлением.

4.А) Работа с артистами:

 1) выразительное чтение;         2)игровые движения;            3)мимика.  

Б) Знакомство с рисунком танцев.

5.А) Индивидуальная работа по ролям с фонограммой.  

Б) Разучивание танцев.  

В) Закрепление.

6.А) Работа над танцами.  

Б) Работа с фонограммой.

7.А) Объединенная репетиция для всех участников спектакля.

 Б) Закрепление.

8.Генеральная репетиция.

 9.Премьера.

 

Примерное содержание работы с детьми

 

Тема

Цель

Содержание

«Мы – герои театральной страны».

Беседа с детьми «Что такое театр?»

Цель: обогащать художественно-эстетическое восприятие детей, способствовать обретению театральных навыков и эстетических контактов с искусством театра. Познакомить с различными жанрами театрального искусства, видами театра.

В ДОУ организация выставки - коллективной работы(макета) «Театр в сердце моем» Просмотр слайдовых презентаций «Профессии театральной страны». В группе оформление музыкально-театрального центра (совместно с родителями, изготовление театральной ширмы, для

(Театр «На левом берегу», Театр «Кукол», Театр «Красный факел») Уточнить представление детей о театре, театральной культуре; (зрительный зал, фойе, гардероб); театральных профессиях (актер, гример, костюмер, декоратор).

показа спектаклей, инсценировок).

Познакомить родителей с театральной афишей – Репертуаром Новосибирских театров.

Театральная осень (весна)

Экскурсия в театр  

Цель: способствовать пробуждению интереса к театральному искусству; развивать способность нравственно-эстетического осмысления театрального искусства.  

Праздник «В гостях у родной сказки»  

Цель: обогатить яркими впечатлениями, формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного, способствовать объединению детей совместной деятельностью, развитию фантазии, совершенствовать выразительность движений, умению сочинить свою сказку о цветах с клумбы участка и вызвать положительный эмоциональный настрой.

Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на архитектуру здания театра и красивый фасад.

 В группе – мастер класс «Лучшая кукла в народном костюме» «Кто живет в театре» Совместно с родителями - изготовление атрибутов к кукольному театру. Консультация для родителей «Игры по театрализованной деятельности Оформление картотеки «Потешки, песенки нашего края».

«Волшебный мир театра»

Совместно с родителями инсценировка, представление «Посиделки в деревенской избе» Цель: приобщать детей к истокам русского театра, формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Познакомить с различными жанрами

Рассматривание журналов о театрах, о том, когда появился первый театр в Новосибирске.

Обсуждение. Беседы о правилах поведения в театре, дать понятие пословицы «Зрительская культура». Совместно с родителями, изготовление национальных народных костюмов, атрибутов для участия детей в различных представлениях,

театрального искусства, видами театра.

спектаклях, праздниках. В ДОУ – оформление выставки «Глиняные игрушки бабушек и дедушек» Видеопросмотр театральных спектаклей.

«В поисках сокровищ. Пиратское приключение»

Просмотр спектакля «В поисках сокровищ. Пиратское приключение» Подготовить детей к новогоднему празднику. Создать положительный эмоциональный настрой. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой. Совместный с родителями театрализованный праздник «Пиратское путешествие».

Изготовление украшений, новогодних игрушек для оформления группы и детского сада.  Организация дидактических игр: «Метелица», «Найди одинаковые снежинки», Чтение сказки «Сизый джо и воробей» Беседа по содержанию. Определение характеров героев. Беседа: «Не бывает плохих ролей!». В группе оформление выставки рисунков по мотивам сказки. Театральная импровизация по сказке.

«Путешеств ие в мир выдуманных историй».

Знакомство детей с «Театром на окраине». Общение с артистами театра.

Цель: Способствовать формированию у детей чувства уверенности в новой обстановке; возникновению дружеских взаимоотношений. Умение видеть и ценить прекрасное, желание походить на артистов. Учить замечать те приемы, которыми пользуется: артист для создания яркого выразительного образа.

Разучивание стихов о театре, разгадывание и придумывание загадок, разгадывание кроссвордов Рисование знаков по правилам поведения в театре Игры «Найди свое место», «Радуга настроений» Просмотр видеофрагментов - балета, кукольного, оперного, драматического Изготовление афиши, пригласительных билетов к спектаклю В фойе ДОУ

 

«Театральны е встречи»

Познакомить детей с оперным театром. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать других людей. Закреплять умение логично излагать свои мысли.

        Совершенствовать         выразительность         в

Видеофильм о театре музыкальной комедии, слушание произведений композитора М.Ф. Старикова, Просмотр отрывков музыкальных фильмов «Мама» (по сказке «Волк и семеро козлят», балета «Щелкунчик», мюзикла

исполнении движений под музыку Дать представление о разнообразных жанрах музыкального театра, таких как ―опера‖, ―балет‖, ―мюзикл‖, ―музыкальная сказка‖. Знакомство с музыкальным оформлением спектаклей.

«Русалочка», оперы «Снегурочка» Рассматривание фотографий.

«Театр и музыка»

Совместный с родителями музыкально - литературный вечер.

Цель: Воспитывать бережное, заботливое, отношение к близким. Развивать умение слушать и понимать поэзию, совершенствовать навыки выразительного чтения стихов. Продолжать устанавливать традиции совместного с семьей проведения досугов. Способствовать более близкому эмоциональному контакту между детьми и взрослыми. Доставить детям и родителям радость от общения друг с другом. Познакомить детей с композиторами и поэтами родного края, дать детям понятие, что музыка и иллюстрации – тоже очень важное средство выразительности, так как помогают лучше понять образ героев.

Слушание сказки с музыкальными фрагментами, рассматривание иллюстраций к сказке, характеристика персонажей. В программе: Слушание классической музыки. Совместное чтение стихов, исполнение музыкальных произведений, игры, танцы. Театральная импровизация по фрагментам сказок. «В мире много сказок – добрых и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них».

         

 

        

2.3.         Традиционные события, праздники, мероприятия, предусмотренные программой.

 

Наименование традиционного события

Значимость

Содержание  

Сроки, периодичность проведения

Театральные встречи

Развитие познавательного интереса к театральной деятельности.

Вовлечение в совместную деятельность детей и родителей  

Организованная встреча с действующими артистами театров города Новосибирска, в ходе которых артисты проводят мастерклассы.

1 раз в год, по согласованию с театром

Звезды 555

Презентация результатов деятельности детей в творческой деятельности.

Представление творческих талантов воспитанников в области музыки, танца, актерских способностей по принципу телешоу «Голос», «Танцы».

3 этапа конкурса Сентябрь- ноябрь- январь

Театральная весна

Представление театральных постановок, подготовленных воспитанниками.

 Группа готовит спектакль и представляет результат своей работы для других групп детского сада.

Апрель, 1 раз в год

Театра дверь открыта

Создание единого образовательного пространства по театрализации.

День открытых дверей для педагогов из других детских садов, родителей воспитанников. В рамках дня открытых дверей организуются мастер-классы с участием воспитанников детского сада.

Июль, 1 раз в год

 

 

        III.         Организационный раздел

        3.1.         Кадровое обеспечение реализации программы в ЧФУОО.

Общее руководство деятельностью по реализации ЧФОО, стратегическое планирование развития направления деятельности учреждения, контроль за качеством реализации рабочей программы, налаживание социальных связей осуществляет заведующий МАДОУ д/с № 555.

Контроль за содержанием ЧФУОО, качеством планирования и реализацией программы осуществляет старший воспитатель детского сада. Кроме того, старший воспитатель оказывает методическую помощь педагогам и родителям воспитанников в вопросах качества организации образовательной деятельности в рамках программы.

Реализацию программы обеспечивают воспитатели групп, помощники воспитателей, родители, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Воспитатель- совместно организует образовательную деятельность с детьми, создает в группе условия для развития дошкольников в рассматриваемой области. Организует и координирует работу творческих мастерских, центров активности, продумывает совместную деятельность с детьми, самостоятельную деятельность детей, консультирует родителей по вопросам воспитания дошкольников, координирует совместную деятельность детей и родителей.  

Наблюдает за эффективностью реализации программы

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре - Принимает участие в реализации театрализованной деятельности и проведении развлечений, проектов, проявляет инициативу в выборе дел по итогу Детского совета, руководит 1 раз в неделю центром активности в соответствии со своей сферой деятельности.

Консультирует педагогов и родителей по возникающим вопросам.

        Помощник воспитателя -помощь воспитателю в организации самостоятельной, индивидуальной, подгрупповой деятельности детей, становится участником Детского совета, координирует работу одного из центров детской активности.         Психолог- наблюдает за психологическим комфортом детей, организует помощь в проведении педагогической диагностики, участвует в индивидуализации образовательного процесса. Принимает участие в подготовке и проведении развлечений, проектов, проявляет инициативу в выборе дел по итогу Детского совета, руководит 1 раз в неделю центром активности в соответствии со своей сферой деятельности. Консультирует педагогов и родителей по возникающим вопросам.

Родители – являются непосредственными участниками образовательной деятельности, реализуемой в рамках

ЧФУОО, участвуют в проектах, праздниках, выполняют вместе с ребенком предлагаемые задания.

 

        

3.2.         Материально- техническое обеспечение. Организация развивающей предметно-

пространственной среды

 

В детском саду имеются:

музыкальный, физкультурный зал, групповые комнаты. Имеются декорации, театральные костюмы, маски, разные виды театра, художественная и методическая литература по теме.

Детский сад оснащен:

          мультимедийные средства, компьютеры; телевизоры, магнитофоны, видеокамера, фотоаппараты.

          В необходимом количестве представлены:  

       В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссѐрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:  

  • различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссѐра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Совместно с детьми и родителями изготавливаются пособия:

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза и вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.

Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи. Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги.

Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

 игр-драматизаций : 

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки. 

 

 

        

3.3.         Сетевое, социальное партнерство в рамках реализации программы.  

Взаимодействие с родителями воспитанников.

Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.

Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.

Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.

В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, а воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

 

Основными формы работы с родителями:  

  • Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)  
  • Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)  
  • Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)
  • Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)  
  • Анкетирование
  • Совместные спектакли
  • Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
  • Дни открытых дверей
  • Совместные литературные вечера

 

Формы театрализованной деятельности:

  • Спектакли с участием родителей.
  • Театральные праздники для детей разного возраста и разных возможностей (совместная организация педагогов разных структурных подразделений детского сада).
  • Семейные конкурсы, викторины.
  • День открытых дверей для родителей.
  • Мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская».
  • Консультации для родителей  

 

        В целях повышения эффективности реализации программы по социально-коммуникативному и художественно-экстетическому развитию воспитанников в процессе театрализованной деятельности осуществляется взаимодействие с социальными и образовательными учреждениями города.

 

 

 

 

 

 

 

IV.         Литература

1.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.

2.Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль:

Академия развития, 2005.

3.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: Сфера, 2008.  

4.Баряева Л.Б., Вечканова И.Г.         Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками /  СПб.: КАРО, 2009.

5.Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002.

6.Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.

7.Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников». Москва, «Вако», 2011.

8.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2009.

9.Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.

10.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.

11.Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

12. Ю.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников:

Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.  

13.Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: Сфера, 2009.  

14.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007.         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».

В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры; суставная гимнастика; стретчинг; подвижные игры; точечный самомассаж; дыхательные упражнени...

Программа по художественно-эстетическому направлению "Капелька" для детей старшего дошкольного возраста

Программа  по художественно-эстетическому направлению "Капелька"  для детей старшего дошкольного возраста...

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (РИСОВАНИЕ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Организованная образовательная деятельность художественно-эстетической направленности  "Морковка нос, в руке метла, боится солнца и тепла"Цель: учить передавать в рисунке своё отношение к зи...

Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа по развитию логического мышления и математических способностей « УМКА» для детей старшего дошкольного возраста

Ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства.  Леонардо да ВинчиРабочая программа по развитию логического мышл...