Методические материалы
методическая разработка

Альшанова Елена Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Выступление на ПС от 27.04.2018

Воспитатель: МКДОУ «Детский сад №1 «Буратино»

Альшанова Е.Г.

Тема выступления: «Деловая игра « Театральный багаж знаний »

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я предлагаю вам поиграть. Как известно из игры можно почерпнуть много

нового, нужного и интересного. Для того чтобы речь детей была хорошо

развита, педагогу необходимо иметь багаж знаний. Приобретением нового и

развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся.

-Необходимо разделиться на 2 команды. Каждая команда должна придумать

девиз, который должен сочетаться с темой нашей игры и названием команды.

СТОЛ №1                          СТОЛ №2

Команда №1 «Артисты» Команда №2 «Марионетки»

Девиз команды:           Девиз команды:

1 Задание - «Разминка».

1.Под театрализованной деятельностью детей я понимаю...

ОТВЕТ: («игры в театр», сюжетами которых служат хорошо известные

сказки или театральные представления по готовым сценариям)

2.На какие две основные группы можно разделить все виды

театрализованных игр?

ОТВЕТ: (режиссёрские игры и игры-драматизации).

3. Какие виды театров относятся к режиссёрским играм?

ОТВЕТ://К режиссёрским играм в детском саду относятся некоторые виды

театров:

- плоскостной,

- теневой,

- настольный,

- театр на фланелеграфе.//

4. На чём основаны игры – драматизации?

ОТВЕТ: Игры - драматизации основаны на собственных действиях

исполнителя роли, который при этом может использовать куклы или

персонажи, одетые на пальцы. Ребёнок или взрослый в этом случае играет

сам, преимущественно используя свои средства выразительности –

интонацию, мимику и пантомимику.

5.Каким образом театрализованная деятельность связана с развитием речи?

(Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности

ребенка. Дети как в процессе театрализованной деятельности, вовлекаются в

реальное и ролевое общение. Происходит плавное дозированное и вместе с

тем стремительное накопление речевого, коммуникативного опыта).

6.Назовите формы организации театрализованной деятельности с

дошкольниками?

(совместная деятельность во время НОД и в режимные моменты;

самостоятельная деятельность самих детей; театрализованная деятельность

на праздниках; посещение театра, музея кукол…).

Задание 2 - «Угадай …»

Покажите пословицу жестами, пантомимой, а другая команда попробует

её отгадать.

Конь о четырёх ногах – и то спотыкается.

Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.

Задание 3 - «Педагогические ситуации».

Уважаемые коллеги, решите педагогические ситуации.

1 Команда - Воспитатель с детьми решили инсценировать сказку «Три

поросенка», распределили роли, роль волка воспитатель предложила отдать

робкому и застенчивому ребенку. Как вы думаете, зачем воспитатель отдала

роль этому ребенку? Задание: предложите несколько вариантов как помочь

ребенку хорошо исполнить роль волка.

2 Команда – В самостоятельной деятельности дети разыгрывают сюжет

сказки «Колобок», педагог замечает, что мальчик пытается добавить в сказку

нового героя «Петушка», остальные дети объясняют ему, что этого героя в

сказке нет, и дети начинают конфликтовать. Как разрешить сложившуюся

ситуацию? Предложите несколько вариантов ответа.

Задание 4 - Кроссворд

По горизонтали:

1. Театральное движение мышц лица.

2. Перерыв между частями спектакля.

3. Театральное помещение вне зала.

По вертикали:

1. Речь, обращенная к самому себе.

2. Главный постановщик театра.

3. Театральные декорации по бокам сцены.

Задание 5 - «Черный ящик» //задание для двух команд//

Внимание! Вопрос!

«Они вошли в зал и сразу увидели этот предмет. Принцесса посмотрела и

сказала:- Какая прелесть!

Баба яга посмотрела и сказала:- Какое страшилище!

Колобок посмотрел и сказал:- Я себе такое же куплю, только круглое.

Этот предмет находится в черном ящике. Что это?

Ответ: зеркало

Спасибо Вам всем!!! Успехов в вашей нелегкой,

но творческой работе.



Предварительный просмотр:

Выступление на РМО   от 16.10.2018г.

Воспитатель: МКДОУ «Детский сад №1 «Буратино»

Альшанова Е.Г.

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в организации режимных моментов»

     Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми.

Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее

интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания

привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности.

     Изучив работы Н.А. Амосовой, А.Г. Комкова, М.Я. Виленского, в которых

рассматривается формирование и воспитание культуры здорового образа

жизни детей и, сопоставив теорию с реальным состоянием этой проблемы в

своей группе, нам стало понятно, что уровень физического здоровья и

уровень знаний о здоровом образе жизни у детей недостаточен. Нам пришла

мысль о том, что нужно уделить больше внимания здоровьесберегающим

технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи

дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье

детей. Поэтому, выбранная тема опыта работы «Использование

здоровьесберегающих технологий в организации режимных моментов»

является актуальной, и обуславливается тем, что в последнее время

становится востребованным формирование у детей культуры здорового

образа жизни.

     Целью моей работы является создание условий для обеспечения высокого уровня здоровья воспитанника.

     Исходя из цели, поставила перед собой такие задачи:

- сформировать у детей необходимые знания о здоровом образе жизни;

- привить навыки использования этих знаний в повседневной жизни;

- организовать здоровьесберегающую среду.

     Работу веду по трем направлениям: постоянная работа с детьми, тесное

взаимодействие с семьей, работа с педагогами дополнительного образования.

Реализацию данной работы начала с детьми, с нового учебного года. В своей

работе акцентировали внимание на применении технологии сохранения и

стимулирования здоровья и технологии обучения здоровому образу жизни.

"Технология обучения здоровому образу жизни с детьми"

В утренний отрезок времени после приема детей, проводится утренняя

гимнастика, «круг радости». Она проходит с музыкальным

сопровождением, что благотворно сказывается на настроении детей.

Физкультурные занятия проводятся три раза в неделю, одно из них на свежем воздухе. Выполняются в соответствии с образовательной программой.

Эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности является массаж. Дети нашей группы в свободное время выполняют, массаж – это профилактика простудных заболеваний.

Для профилактики плоскостопия используем такие методы, как

 « Нарисуй солнце», «Дождик», дети пальцами берут фломастеры и рисуют, или пальцами ног передают салфетку по кругу.

 По профилактики санки выполняем такие упражнения, как, пройди с книгой на голове или пронеси мешочек с песком.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для

физического развития дошкольника. На прогулке дети играют, много

двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит.

«Технология сохранения и стимулирования здоровья»

В ходе режимных моментов с детьми несколько раз в день провожу

дыхательную гимнастику. Для этого разработаны комплексы для разных

возрастных групп. Гимнастику проводим в игровой форме: («Гудит паровоз», «Жужжит пчела», «Чайник кипит».

Для тренировки внимания, воображения, быстроты реакции, мелкой

моторики, стимулирования речи, ежедневно проводим пальчиковую

гимнастику. Чаще всего индивидуально, либо с подгруппой детей. Для

работы подобраны картотеки игр в стихотворной форме, что облегчает

запоминание их детьми. Также для этого в группе имеются настольные игры «Шнуровки», «Пазлы», «Мозаика» и т.д.

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-3 мин., по мере

утомляемости детей. Комплексы физкультминуток подбираем по

тематическим неделям, в зависимости от вида занятия и его содержания.

Дети иногда сами с удовольствием проводят физкультминутки.

Чтобы снять утомление после занятий, связанных с умственной нагрузкой мы с детьми с удовольствием проводим спортивные или подвижные игры.

Для удобства в работе, руководствуемся картотеками таких игр. Они тоже разработаны для нашей возрастной группы.

Гимнастику для глаз проводим 2-3 раза в день, в любое свободное время, в

зависимости от зрительной нагрузки. Используем для этого предметную

атрибутику, комплексы гимнастики для глаз, разработанные для каждой возрастной группы, по тематическим неделям.

Главное правило пробуждения - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. С этой целью после дневного сна мы проводим бодрящую гимнастику в постели с использованием спокойной музыки. Для этого разработаны картотеки. После подъема, дети с радостью переходят на «Дорожку здоровья».

Для того, чтобы одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, мы проводим релаксацию. Ее также чаще всего выполняем под спокойную музыку, с помощью музыкального руководителя.

В работе я используем картотеки релаксационных упражнений для разных возрастных групп.

В начале 2017 учебного года, проведя беседу с детьми, анкетирование

родителей, для нас стало очевидным, что применение только этих двух

технологий, которые больше ориентированы на развитие физического

здоровья ребенка, на его отношение к здоровому образу жизни недостаточно.

В них в неполной мере представлен валеологический компонент. Поэтому у нас возникла необходимость добавить в систему работы по

здоровьесбережению, валеологическое просвещение детей, их родителей и

педагогов.

Разработанный нами план мероприятий, включает в себя два раздела:

1. «Здоровье человека»

В содержании первого раздела дети нашей группы углубленно знакомятся с основными правилами здоровья: соблюдение правил личной гигиены,

правильное питание, соблюдение режима дня, соблюдение режима

двигательной активности. В тематическое ежемесячное планирования

включили беседы с детьми, дидактические игры, практические занятия,

чтение художественной литературы.

2. «Строение нашего тела»

Сейчас, в подготовительной к школе группе происходит знакомство детей с внешним и внутренним строением организма человека. Вот некоторые темы: «Из чего я сделан. Клетка», «Смотри во все глаза!», «Сердце и кровообращение», «Мозг – центральный компьютер».

     В работе с детьми я  использую следующие методы обучения: рассказ, беседа, самообследование, экспериментирование, самостоятельная деятельность детей, наблюдение, моделирование, практическая деятельность детей, продуктивная деятельность, дискуссия, имитация действий, творческая деятельность.

Данный план мероприятий подразумевает под собой работу по валеологии не только с детьми, но взаимодействие с родителями. Поэтому в течение всего времени я провожу просветительскую работу с родителями, через информационный уголок, родительские собрания, анкетирование, дни здоровья.

      В дальнейшей деятельности я планирую продолжить работу по использованию здоровьесберегающих технологий.



Предварительный просмотр:

Выступление на ПС              от 14.11.2018

Тема: «Выстраивание партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями – как фактор эмоционального благополучия ребенка».

Воспитатель: МКДОУ « Детский сад №1 «Буратино»

Альшанова Е.Г.

Процессы развития дошкольного образования очень усложнились и затрагивают практически все элементы образовательных систем, поскольку появляются новые цели, технологии, содержание образования, новые формы организации образовательного процесса, новая правовая база, механизмы финансирования, требования к педагогическим кадрам, меняется правовой и экономический статус образовательных учреждений и т.д.

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно

отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» основными направлениями

совершенствования работы начальной ступени образования стали:

- Модернизация педагогического процесса.

- Раскрепощение условий жизни детей.

- Создание для детей эмоционального благополучия через построение нового типа взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

Эмоциональное благополучие дошкольника, его уверенность в себе, чувство

защищённости, настроение и жизненные успехи во многом зависят от того, как складываются его взаимоотношения не только с окружающими его сверстниками, но и со взрослыми.

В педагогике выделяются два основных вида отношений педагога с воспитанниками.

Традиционная субъект - объектная педагогика отводила ребенку роль объекта, которому старшее поколение передает жизненный опыт в виде знаний, умений и навыков. Педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют целеполагание, активность, педагогическое самосознание, адекватность самооценки и уровня притязаний. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий. Однако до тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, т. е. побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие ребенка будет не эффективным. Ситуация, когда не требуется проявление инициативы, ограничение самостоятельности формирует чаще негативные стороны личности. Воспитатель «видит» своих воспитанников весьма односторонне, в основном с точки зрения соответствия или несоответствия нормам поведения и правилам организуемой деятельности.

Актуальные на сегодняшний день субъектно-субъектные отношения содействуют

развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Важная задача педагога не дать готовые знания, умения и навыки, а научить ребенка ориентироваться в мире информации. У детей активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное, которое

предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного,

сопряженного с учительской позицией.

Существенные признаки совместной деятельности взрослых и детей при личностно - ориентированном взаимодействии – наличие партнерской позиции взрослого и

партнерской формы организации совместной деятельности.

Что значит быть партнером? Это всегда равноправный участник дела и как таковой

связан с другими взаимным уважением. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует и даже детей с необычным или конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.

Есть несколько рекомендаций, которые помогают продемонстрировать детям свое

уважение:

• Всегда называть детей по имени.

• Говорить индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.

• При разговоре находиться на одном уровне с ребенком: опускаться на корточки или садиться на низкий стул.

• Слушать, что говорит ребенок, и отвечать ему.

• Выполнять обещанное.

• Выражать искреннее восхищение результатами работы детей.

• Дать детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.

• Использовать идеи и предложения детей и благодарить их за помощь.

Одна из главных задач взрослых при построении равноправных положительных

взаимоотношений – это развитие дружеских связей детей и взрослого, под которыми мы понимаем их склонность действовать СО-вместно, где главными направлениями общения должны стать СО – дружество, СО – творчество, СО – трудничество, СО-страдание, СО – переживание.

Первый шаг, который делает педагог, решивший построить партнёрские

взаимоотношения, заключается в смене его позиции. Взрослый отказывается от

формального отчёта за всё и всех, стремится наладить содержательные взаимоотношения между детьми, он не подменяет собой, своими действиями и объяснениями то, что дети смогут сделать самостоятельно. Блок самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, обеспечивающей широкий выбор дел по интересам, позволяющей ребенку включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально.

В данном случае индивидуальное развитие каждого ребёнка протекает ярче и активнее, если он уверен, что его мнение обязательно выслушают, он найдёт заинтересованного СО-беседника, что его примут в его рассуждениях таким, какой он есть, если он может спокойно и доброжелательно высказать свою оценку по поводу действий другого и принять спокойно оценку своих действий. Именно в такой обстановке и рождается личная культура, внутренняя САМОдисциплина, а главное – создаётся почва для САМОразвития.

Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Основные составляющие партнерской деятельности:

- Ввод в ситуацию – приглашение к деятельности.

Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду,…Кто хочет, присоединяйтесь…».

Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.

- Организация пространства деятельности.

Приветствуется свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности. Позиция взрослого динамична; при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга). Ситуация в процессе совместной деятельности максимально приближена к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании, разрешено свободное общение (рабочий гул), дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п.

- Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

Воспитатель исподволь задает развивающее содержание (новые знания, способы

деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

- Открытый конец.

Открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

– стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно - доверительному);

– рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);

– отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т.п.

Однако в свете ценностных ориентаций современного общества и требований школы, которые полагают на «выходе» из дошкольного возраста первоначальное овладение знаковыми формами мышления и такими их средствами, как чтение, счет, для детей седьмого года жизни возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели. Позиция учителя в данном случае становится возможной в результате усложнения и дифференциации партнерских отношений между взрослым и ребенком и может вводиться лишь на фоне уже упрочнившейся тенденции к проявлению инициативы ребенком в разных сферах деятельности (слишком ранний переход взрослого к учительской позиции может резко затормозить развитие дошкольников). Но даже в подготовительной группе удельный вес регламентированных учебных занятий в целостном образовательном процессе должен быть очень невелик.

      Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в дошкольной организации как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.



Предварительный просмотр:

Выступление на ПС  от  25.03. 2019г.

На тему: « Как я создаю проект»

Воспитатель МКДОУ «Детский сад№1 «Буратино»

Альшанова Е.Г.

     Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий.

     Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельность в ДОУ – это, прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.

     Этот метод всегда предполагает решение какой–либо проблемы и получение результата.

Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.

     Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения

     Выделим особенности проектирования:

 Проектирование призвано придать четкую направленность процессу развития компетентности ребенка;

 Проектирование на основе анализа результатов диагностики призвано

смоделировать технологию регуляции управления процессом развития личности.

 Проектирование призвано признать создать условия для образовательной,

обеспечивающей, управленческой деятельности.

   

В своей работе я использую «Модель трех вопросов» и модель

«Образ « Семь мы»

"Модель трёх вопросов"

ЧТО ЗНАЮ?

ЧТО ХОЧУ

УЗНАТЬ?

КАК УЗНАТЬ?

Содержание, то, что дети уже знают

План (тема проекта)

Источники новых знаний, т. е. средства

Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)

  • Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
  • Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры - ценности).
  • Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
  • Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
  • Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
  • Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
  • Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно - образовательную работу ДОУ я считаю:

  • высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;
  • повышение готовности детей к восприятию нового материала;
  • активное участие родителей в жизни ДОУ.



Предварительный просмотр:

Выступление на РМО воспитателей ДОУ  от 16. 04. 2019 г.

Семинар-практикум

Тема: «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»

Воспитатель: МКДОУ « Детский сад №1 «Буратино»

Альшанова Е.Г.

     Важное условие проведения — установление обстановки принятия,

эмоциональной теплоты, сотрудничества, что способствует лучшему

овладению материалом занятий и дальнейшему переносу такой атмосферы на

общение со всеми участниками образовательного процесса.

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов.

Задачи:

1. Развитие коммуникативных навыков, сплочение педагогического

коллектива.

2. Повышение уровня психологической культуры.

3. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях

воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Ход семинара-практикума:

     Здравствуйте! Рада видеть вас на семинаре-практикуме, который

посвящен теме: «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ».

     Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая

потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека

на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он

начинает, общается с этими несуществующими образами.

Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов,

коммуникационное взаимодействие людей, когда происходит обмен

разного рода информацией. Предлагаю вашему вниманию прослушать

историю.

«Страшный сон»

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все

зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал

его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную

весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова

вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать

другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я

счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих

родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание.

Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и

твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты

вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба

одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать»

Вывод: форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано.

     Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакт с

другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные

отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен,

одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их

родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями

затрудняет обучение и воспитание детей.

     Существует несколько позиций воспитания, каждая из которых может

проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций.

Полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда

воспитателю удается занять позицию, способствующую этому

развитию. Шесть из них не обеспечивают полноценного развития

способностей, седьмая, адекватная, воспитательская позиция приводит к

раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка.

     Карабас-Барабас. Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые

исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует

следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание,

наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного

успеха, куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые

нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, немногие

убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его

присутствии не выказывают своих истинных чувств, парализованные

страхом перед ним.

Позиция воспитателя — Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что

у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают

набором задаваемых воспитателем заданий, умений, навыков. Во-вторых, у

детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на

самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит

к двойной морали.

     Мальвина — благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстремальной ситуации побега от Карабаса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения. Позиция воспитателя — Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.

Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-

дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная

Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести

гостинцы больной бабушке, идти по лесу не разговаривая с волком. Красная

Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала и с волком поговорила и

бабушкин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все

как-нибудь обойдется.

Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки —

предъявление своего натурально-ситуативного «я», которое может быть

весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их

схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель — Красная

Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения

психического развития вариант. Вместо реальных предлагаются чудесные

решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование

действия. Позиция воспитателя — Красной Шапочки приводит детей к

трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что

проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах

решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца

способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных

действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний,

нарушается волевая регуляция поведения.

Спящая красавица спит. Окружающая действительность для нее не

существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху

своим снам (грезам наяву). Воспитатель, занимающий позицию Спящей

красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он

предоставляет их самим себе. Для нормального развития детям нужно

сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают

другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в

собственном соку», т.е. перенимают друг у друга как «компетентность», так

и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциальные формы поведения.

Проводя ежедневно по 8 — 9 часов с безразличным воспитателем, дети

становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил,

начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует

об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным

показателем психического развития. Воспитатель — Спящая красавица

приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь,

тормозит психическое развитие.

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их.

Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая,

где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно

тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло,

под свой неусыпный контроль.

Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому

развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей

пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно,

преодолевать трудности. Знаменитый фонвизинский недоросль, воспитанный

мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики».

Снежная королева обучает, как складывать из кусочков льда разные

затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Для Кая «...эти фигуры были

чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности.

Так ему казалось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного

зеркала». Поцелуи Снежной королевы превратили сердце Кая в кусок льда.

«Ледяное сердце» Кая — символ запрета на осмысленную жизнь, любовь,

созидательную деятельность. Цель Снежной королевы — власть над миром,

и в частности над Каем. Достичь власти Снежная королева может только

одним способом: подменить осмысленную человеческую деятельность

формальной системой операций. Она обучает двигаться в формальном

пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски

льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет

«зеркалом разума — самым совершенным зеркалом в мире».

Воспитатель, занимающий позицию Снежной Королевы, обучает такому же

движению, т.е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к

тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями

чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному

намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и

функционеров.

Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая

разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует

себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С ругой

стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они

чувствуют, думают, хотят или не хотят, т е. она знает детей как бы

«изнутри». Воспитатель — Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны,

преследуя одну-единственную цель — развитие ребенка. Она является

посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает

детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними

новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам

поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс

обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.

Психологический тренинг

1.Упражнение «Приветствие»

Цель: приветствие участников, зарядить группу энергией.

Материалы: клубок ниток

Ход упражнения Участникам предлагается образовать круг «Мы начнем с

того, что каждый по кругу передает клубок ниток и называет свое имя и

скажет несколько слов о себе».

Вопросы для обсуждения:

1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

2. Какие чувства вы при этом испытываете?

2. Упражнение «Зажги звезду»

Цель: развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива.

Материалы: лист ватмана, цветная бумага.

Ход упражнения: Сейчас я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго есть в вашей душе, за что вы себя любите, цените, уважаете. Лучики приклеиваются вокруг звездочки. Надписи

зачитываются, подводятся итоги. Очень важно подчеркнуть, что от личных

качеств каждого, зависит, какой будет коллектив.

3.Упражнение “Рисование по кругу”.

Цель: развитие воображения и осознание барьеров проявления креативности.

Материалы: листы бумаги на каждого участника, простые карандаши.

Ход упражнения: когда я скажу ―начали, каждый из нас возьмет лист бумаги и все то, что ему потребуется для рисования. На рисование у нас будет 15 секунд. За временем буду следить я и через 15 секунд попрошу каждого передать свой лист соседу слева. После того как вы получите лист, на котором, что-то нарисовано, надо будет нарисовать еще что-то, развивая сюжет в любом направлении. Мы будем продолжать работу до тех пор, пока лист каждого не пройдет по кругу, и не вернется к Вам.

В ходе обсуждения тренер может сфокусировать внимание группы на

тех моментах в развитии сюжета, которые воспринимаются участниками

как неожиданные, нестандартные, необычные

4.Упражнение «Расскажи сказку»

Цель: умение излагать, принимать и передавать информацию.

Выполнение:

Участники делятся на две команды. Каждой группе предлагается показать

сюжет сказки, используя только невербальные средства общения (мимика,

жесты), при этом нельзя произносить ни единого слова. Первая группа

показывает, 1 участнику из второй показывают сказку. Он внимательно

смотрит и передает содержание сказки следующему члену своей группы при

помощи мимики и жестов. Последний участник группы, которому

изобразили сказку, говорит ее название. Затем подгруппы меняются. (Сказка

«Волк и семеро козлят» и «Три поросенка»)

Анализ упражнения:

Насколько сложно или было работать в команде?

Сложно ли было продолжить заданную ситуацию?

Что мешало и становилось барьером понимания?

5.Упражнение «Квадрат»

Цель: прочувствовать каждого участника группы, сплочение коллектива

Ход упражнения: Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Постройте, используя всех игроков команды:

квадрат;

треугольник;

круг;

ромб;

птичий косяк.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают

массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое

обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения

работы. Самый главный вопрос, здесь: каким, образом задание можно было

сделать качественнее и быстрее?

6.Упражнение «Убежище»

Цель: снятие напряжения и усталости у педагогов.

Материалы: аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход упражнения: С целью релаксации и организации психотехнического

отдыха могут быть использованы различные упражнения, например,

«Убежище» (К.Шрайнер) Участникам тренинга предлагается удобнее

устроиться в креслах или на стульях, принять расслабленную позу и закрыть

глаза. Мягким, спокойным голосом психолог говорит примерно такой текст:

«Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете

укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем не обязательно, чтобы

это место реально существовало. Например, это может быть хижина в горах

или лесная долина, о которой никто, кроме вас, не знает. Мысленно опишите

себе это безопасное место. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или

беседовать с другом. Так фантазировать можно перед сном или в течение дня, когда вы хотите сбросить напряжение и отдохнуть». Использование

музыкальной дорожки.

7.Упражнение «Волшебное ожерелье»

Цель: развитие коммуникативных навыков, построение конструктивных

взаимоотношений.

Материалы: клубок ярких ниток, ножницы.

Клубочек передаётся по кругу, и каждый отмеряет нить, перекидывая еѐ

через шею. Заранее приготовлены нити длиной около 10 сантиметров. Когда

все отмерили длину будущего ожерелья, концы нити завязываются. Теперь

все обмениваются друг с другом добрыми пожеланиями, привязывая при

этом ниточки к ожерельям друг друга.

А теперь, когда шею каждого украшает волшебное ожерелье, прошу всех

встать в круг. Как вы думаете, почему эти ожерелья волшебные? (они

напитаны доброй, положительной энергией). Давайте зачерпнём из круга

того доброго и хорошего опыта, который сегодня приобрели. А волшебное

ожерелье будет питать вас доброй положительной энергией.

8.Упражнение «Рефлексия».

Цель: выявление наиболее ярких, удачных, сложных моментов тренинга.

Ход: ведущий спрашивает участников.

Что больше всего понравилось?

Что легко получалось?

В чем были трудности?

Что не понравилось?

Спасибо за внимания!



Предварительный просмотр:

Выступление на ПС  от  15.10. 2019 г.

Тема: «Использование информационных и коммуникационных

технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

Воспитатель МКДОУ «Детский сад№1 «Буратино» Альшанова Е.Г.

Информационно-коммуникационные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением.

Информатизация дошкольного образования — процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются

высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников (цифровые фотоаппараты, видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры, компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и пр.). Расширяется производство развивающих и образовательных мультимедиа продуктов для детей дошкольного возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, учебных видеофильмов и программ, сайтов и пр.). Применение в практике постоянно

меняющихся информационных технологий в жизни общества заставляет менять

отношение к устоявшимся формам и методам работы в ДОУ руководителей,

воспитателей, узких специалистов.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет

существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения. По мнению большинства психологов, мозг ребёнка наиболее активно развивается впервые 7-7,5 лет. Если упустить возможности этого периода, то в дальнейшем для

развития интеллекта или физических качеств ребёнка надо будет потратить гораздо

больше усилий, и они будут менее эффективны.

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.

Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения, новых ИКТ в свою практическую деятельность.

В условиях детского сада, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными,

яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием

звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее

мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять

воспитателя, а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или

обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые

занятия: математику, путешествия по стране, городу, развитие речи, обучение грамоте, конструирование, рисование и др.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Также в качестве мультимедиа ресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно

представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр. «Виртуальная экскурсия» даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Например: «Экскурсия по Москве», «По Красной площади», «Экскурсия в библиотеку». «Экскурсия в царский дворец». Для таких экскурсий нужен интернет и желание воспитателя. А дети их принимают с огромным удовольствием.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Педагог практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости. Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Они всегда с охотой приносят из дома любимые книжки, рисунки, картинки на заданные темы. Вместе с педагогом данный материал сканируется и вставляется в слайд-шоу или клип. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников.

Если кто- то из педагогов и воспитателей скажет, что у меня не получится, я не смогу освоить новые технологии, то это будит неправда. Ещё в прошлые времена Конфуций сказал: «только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению».

Сегодня ИКТ позволяет:

Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный

интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что

соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей,

познавательной активности, навыков и талантов.

Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Использование компьютерных технологий применяется в оформлении конспектов

открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом и т.д.

Используя интернет можно быть в курсе всех событий происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по возникшим проблемам, также размещать свои работы на сайтах, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег, читая электронные СМИ – журналы, газеты, статьи официальных сайтов и т.д.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со

сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и

зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности

образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Преимущества компьютера:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у

детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в

повседневной жизни.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.



Предварительный просмотр:

Выступление на ПС   от 20.02.2020 г.

Воспитатель МКДОУ « Детский сад №1 «Буратино»

Альшанова Е.Г.

Тема: «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста»

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности у детей дошкольного возраста. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Продуктивный вид деятельности невозможен без творчества.

Творчество – это качество, которое ребенок вносит в деятельность.

Один из основных принципов дошкольного образования поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности.

Для того, чтобы обеспечить потребность общества, и реализовать государственный стандарт дошкольного образования мы применяем следующие современные педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технология исследовательской деятельности;
  • Личностно – ориентированная технология;
  • Технологии проектной деятельности;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Игровая технология.

Эстетически организованная среда – важное условие осуществления творческого развития детей, поэтому мы большое внимание уделяем подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы (при этом учитывается его соответствие размеру, легкость, удобство в использовании, безопасность, эстетичность оформления).

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности. Во всех возрастных группах имеются центры развития – природы, строительно — конструктивные, художественного творчества, игрушки и предметы быта, картинки предметные и сюжетные, дидактические игры (настольные) для знакомства с искусством, профессиями и развитию художественного творчества. Педагоги стараются оформить игровые центры так, чтоб у каждого ребенка было желание чем – либо заняться, что-то смастерить, построить, создать своими руками и не только одному, но и совместно со сверстниками.

Развитию самостоятельной творческой деятельности у дошкольников способствует тесное сотрудничество всего коллектива детского сада. Наши усилия направлены на то, чтобы украсить яркими красками детство наших воспитанников, чтобы взрослея, они вспоминали наши праздники, развлечения, любимые занятия.

В процессе НОД у наших воспитанников воспитывается самостоятельность и

инициативность, формируется самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, ребёнок учить смело, высказывать свои суждения. Детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их, называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх наши воспитанники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В нашем детском саду воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование. Интегрированный метод обучения является

для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на

самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

Если процесс работы по продуктивным видам деятельности будет осуществляться в системе различных форм организованной деятельности, то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.

Б.Теплов, выдающийся советский психолог, затрагивая вопросы развития детского творчества, писал:

 «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве –

искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение. Этому условию естественно удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции».



Предварительный просмотр:

Выступление на РМО        от 27.11.2019 г.

Проект: «Русская изба»

Воспитатель: МКДОУ « Детский сад №1 «Буратино»

Альшанова Е.Г. 

         

Преданья старины

Забывать мы не должны!

Историю своей страны,

Конечно, дети знать должны!

А здесь начало и основа.

Ведь все всегда идет из дома.

Изба! В ней все так интересно.

Мы приглашаем вас в избу чудесную.

Дом человека – это маленькая планета, где есть потери и горе, радости и счастье. Любой, даже скромный предмет быта несёт в себе историю, хранит тепло человеческих рук.


Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе...  

Восприимчивость ребенка дошкольника особенно высока: он получает первые сведения о различных явлениях жизни. Поэтому важно именно в период дошкольного детства формировать краеведческую культуру, любознательность и познавательное отношение к окружающему миру. Создать такие условия может помочь музейная педагогика.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями».

  Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Наш мини – музей занимает небольшое пространство и не отвечает строгим требованием настоящего музея. В его экспозиции много сделано нами, руками родителей и детей.

            

Основным украшением нашего музея, является макет русской печки.

 Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому нельзя было по нему бить, влезать на него детям, садится. Это место семейной трапезы. Семья собирается вместе за столом, показывая своё единство. «Когда семья вместе, и душа на месте».

     

 Много чего есть у нас в избе: …..

Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа. В дальнейшем музей будет пополняться новыми экспонатами и предметами декоративно – прикладного творчества. В мини-музее проводим развивающие познавательные занятия, посиделки, развлечения, игры. На занятиях знакомим детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством.

 Детям очень интересны экскурсии в мини-музей, с удовольствием слушают рассказы о том, как жили раньше люди.

Таким образом, наш музей «Русская изба» осуществляет большую работу по ознакомлению с отечественной культурой и по формированию культурно – исторической памяти у детей и родителей.

Традиции семьи храня,

Мы память чтим и свято бережем,

Всё, что досталось от далёких предков,

Мы в маленьком музее бережём!

А теперь отгадайте загадку:

У меня есть друг зеркальный, сроду не был он печальный,

И хотя он очень рыжий, он не немец, не поляк,

В мире нет мне друга ближе, он из Тулы, он туляк!

Говорят, ему сто лет, но совсем он не скелет:

И румян он, и пузат, как сто лет тому назад.

Это самовар.

 Самовар – русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. Самовар является символом России. Впервые появление самовара отмечено в Туле в 1778 году братьями Лисицыными. Там около 80 фабрик делали самовары. Самовары были маленькие дорожные и большие трактирные, в форме бочонка, вазы, банки и рюмки, яйцевидные и другие.

 Родиной чайного дерева принято считать Китай.

В Россию чай привёз русский царь Михаил Фёдорович Романов в 1638 году.

Чаепитие - это старинный русский обычай. Традиции чаепития предписывают встречать гостя хлебом-солью и добрым отношением.

Гостей сегодня мы встречаем

Душистым ароматным чаем.

От всех невзгод, от всех болезней,

Что может быть ещё полезней?

Наш гость, сегодня не скучай,

Будем пить душистый чай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С КАДРАМИ В ДОО (Методические материалы) в рамках городского фестиваля методических практик и разработок «Педагогические открытия» 2019 г.

Методическая практика работы с педагогами в ДОООрганизационно-методическая организация работы педагогов ДОО, которые содействуют созданию благоприятной среды для обмена информацией, педагогическим опы...

Использование методических материалов и учебно - методической литературы воспитателем при подготовке к НОД.

Использование методических материалов и учебно - методической литературы воспитателем при подготовке к НОД....

Сборник методических материалов по результатам работы городского методического объединения педагогов, работающих с дошкольниками за 2016 - 2017 учебный год.

В сборнике представлены программно-методические материалы, разработанные с учетом  современных ФГОС дошкольного образования, рекомендации, статьи, конспекты занятий, подготовленные участника...

Методическая разработка. Презентация "Сказка-мудрость, знание-свет" и "Электронно-методические материалы".

Презентация и электронно-методические материалы предназначены для расширения знаний детей о поведении с незнакомцами, посредством визуализации образов из русских народных сказок....

Сборник "Оснащение методического кабинета в ДОО" Методические материалы

Сборник методических материалов для использования в работе "Оснащение методического кабинета в ДОО"...

Как подготовить методический материал к размещению на ИОР «Библиотека методических материалов»

Сценарий семинарского занятия для педагогов ДОУ по подготовке публикации к размещению на ИОР «Библиотека методических материалов», отвечающий требованиям информационной без...