Роль и значение русского народного творчества в жизни ребёнка дошкольного возраста.
статья

Саволайнен Татьяна Юрьевна

Народное творчество позволяет ребёнку приобщаться к культурным ценностям, усваивать их через такие формы как игра, сказка, пение, пляска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль и значение русского народного творчества в жизни ребёнка дошкольного возраста.

Народное творчество позволяет ребёнку приобщаться к культурным ценностям, усваивать их через такие формы как игра, сказка, пение, пляска, поэтому  я часто обращаюсь к темам русского творчества используя в своей работе образовательные порциальные программы, технологии: «Ладушки» под редакцией И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, «Топ-топ, малыши» И.А.Бурениной, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» автор О.Л.Князева, «Русский фольклор» авторЛ.Л.Куприянова, «Русский фольклор детям» сост.Э.Д.Фокина и др..  Одной из важных целей в своей работе считаю приобщение ребёнка к русскому народному творчеству.  По словам президента  больше внимания следует уделять духовному и творческому развитию детей, воспитанию патриотизма. А свобода творчества — одно из важных условий для развития культуры. Важными задачами считаю научить детей слушать и понимать русскую народную музыку, исполнять песни и пляски, увлекать инсценировками играми и хороводами.

Занятия строятся мной по принцепу включения в них распевок, построенных на основе потешек, песенок, считалок и прибауток, таких как «Киселёк», «Ладушки», «Скок, скок, поскок».С помощью распевок достигается активное формирование у детей певческих навыков, как вокальных( пение без напряжения, подвижно,легко и протяжно), так и хоровых(вместе начинать и заканчивать, выразительно интонируя). Использование  прибауток и потешек поднимает настроение у детей и вызывает эмоциональный отклик у детей. От распевок перехожу к пению. Использую колыбельные песни с помощью которых добиваюсь выразительного и эмоционального исполнения. К таким песням можно отнести: «Котя, котенька. Коток», «Баюкалка», «Люли, люли, люленьки».

Положительные эмоции вызывают у детей игровые и плясовые песни, которые радую своим весёлым, жизнерадостным характером: «Петушок», «Дождик, дождик. Пуще» и др. Песни эти очень просты по своему построению. Они отличаются чётким ритмом, задорной ритмичной мелодией, часто способствуют усвоению детьми ранее проиобретённых певческих навыков.

Постепенно песня переходит в индивидуальные игры, такие как: «Сорока ворона», «Потягушечки», «Коза», «Цапки», затем и в коллективные народные игры: «У медведя во бору», «Кошки-Мышки», «Гуси – лебеди», «Вставала ранёшенько», «Вейся капустка», «Маки – макавочки», «Во сыром бору тропина», «Ходит зайка по саду», «Сидит дрёма», «Уж как по морю». Такие песни – игры вызывают большой интерес у детей и они с удовольствием принимают в них участие.

Важнейшим видом музыкально – ритмической деятельности являются русские танцы и пляски. Они передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений в которых выражены черты характера русского народа, широта его натуры. Хорошим дополнением к народному танцевальному творчеству является вышеупомянутая программа «Ладушки».

Использую в своей работе ряд танцевальных композиций в которых содержится подробное описание движений к танцам включающих в себя игровые моменты и схемы различных построений. С помощью них можно добиться не только технически правильного и красивого, но и эмоционального выразительного  исполнения таких танцев как: «Петербургская кадриль» в обработке А. Балабанова, «Подмосковная кадриль» (танец с ложками) в обработке Б. Странолюбского.

Простота и доступность форм русской мелодии даёт возможность передавать характерные образы, ритмический рисунок и динамику произведений. С помощью таких танцевальных движений как хороводный шаг, шаг с притопом,выставление ноги на носок и пятку дети овладевают умением передавать различные образы и ситуации, инсценируют песни и сказки, выполняют выразительные сценки.

При составлении сценария праздника стараюсь включать в сюжет или иную сказочную ситуацию используя яркие и красочные персонажи русских сказок. Сказка вводит детей в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по – человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок. От русских народных сказок переходим к замечательным русским сказкам А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане». «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» а так же к неувядающей красоте сказки С.Аксакова «Аленький цветочек» и др.

Развивая интерес к  игре на русских народных инструментах дети получают навык развития музыкальных способностей, огромное эмоциональное удовольствие и радость от игры на них. Вводя ребёнка в мир русского народного творчества мы обогащаем  его духовный мир, расширяем кругозор. Развиваем детское воображение, эстетический вкус, формируем нравственно – эмоциональную среду ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста"

Эта консультация поможет воспитателям ДОУ разобраться что же это  такое- русские народные игры....

«Роль народного творчества в воспитании ребёнка дошкольного возраста»

Знакомство с обычаями и традициями русских народных праздников. Если ребенок родился и росНа родной стороне, среди русских берез,Слышал русские песни, колядки справлял,С светлым праздником Пасхи ...

Консультация для родителей: «Роль и значение физического развития на формирование личности ребёнка дошкольного возраста»

Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре «Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности», «Физкультурная образованность» - эти с...

«Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности....

Значение русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается классификация русских народных игр и их значение для развития ребенка дошкольного возраста....