Проект «Звуки вокруг нас»
проект (подготовительная группа)

Бикташева Динара Рифовна

Творческий проект по включению воспитанников в познавательно-исследовательскую работу «Звуки вокруг нас»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu_zvuki_vokrug_nas.docx67.26 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект по включению воспитанников в познавательно-исследовательскую работу «Звуки вокруг нас»

        Пояснительная записка

  Зачастую в бешеном ритме современной жизни мы забываем о самом главном. Нам не хватает времени на самых дорогих и любимых людей. Мы очень мало проводим с ними  времени. А потом удивляемся: «Почему мы такие разные? Почему не понимаем друг друга?». Современные родители оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательным учреждениям. Зачастую, родители мало интересуются успехами своих детей. Заинтересовать их очень трудно, а привлечь к совместной деятельности практически невозможно. А ведь именно в совместной деятельности и происходит полноценное развитие ребенка. Дошкольный возраст – это период, очень восприимчивый ко всему, что происходит вокруг. Все, абсолютно все, что происходит с ребенком до 5 лет, оставляет свой след на всю его дальнейшую жизнь. Именно в этот период детям особенно необходимо внимание родителей. Упущенное в это время уже не восполнится никогда.

               Актуальность

«Детям нужны не поучения, а примеры», - слова Жозефа Жубера,   французского     писателя     XVIII века.

 Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. 

У  каждого ребенка есть своя Зона Ближайшего Развития - это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения ребенок готов осваивать в ближайшем будущем. Для того чтобы чему – то научить ребенка, нужно сделать это вместе с ним.  И сделать несколько раз. Сначала он просто посмотрит, потом внесет свой минимальный вклад, а потом уже сможет сделать сам. И в этом основная роль принадлежит родителям.

Взаимодействие семьи и МБДОУ играет важную роль в развитии ребенка и в воспитательно - педагогическом процессе в МБДОУ, только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться хороших результатов.

С младенчества любят различные погремушки, свистульки. Играя, прислушиваются к звукам, тем самым знакомятся и изучают мир звуков, запоминают тембры, познают высоту звука и т.д. В детском саду есть музыкальные инструменты, которые используются на музыкальных занятиях. Детская природа такова, что детям интересно из чего сделан инструмент, и что там шуршит и гремит или звенит. Поэтому созданием этого проекта стала идея показать детям как можно изготовить свой шумовой инструмент, из каких материалов, какие звуки могут издавать те или иные шумовые инструменты.

Цель: вовлечение старших дошкольников и родителей (законных представителей)  воспитанников в единое образовательное пространство.

       Задачи проекта:

  • развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов);
  • повысить активность и интерес родителей воспитанников в сотрудничестве детского сада и семьи, через участие в различных мероприятиях МБДОУ;
  • вовлечь дошкольников в создание инструментов, дать возможность почувствовать себя творцом и личностью, внимательно относиться к звукам;
  • установление доверительных и партнерских отношений;
  • создание положительной        эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами детского сада;
  • участие в конкурсах, развлечениях.

Практическая значимость

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий воспитатель, музыкальный руководитель, адаптировав его содержание к условиям своей группы и возможности взаимодействия с социумом при создании определенных условий и при включении в проект  заинтересованных взрослых: педагогов и родителей.

    Предполагаемый результат:

  • Дети сделают совместно с родителями, своими руками, шумовые игрушки

инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.

  • Повышение процента вовлечения родителей воспитанников в жизнь нашей группы и детского сада.
  • Повышение педагогической компетентности родителей.
  • Активизация           творческой активности родителей и детей.
  • Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут

выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.

  • Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают

разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.

  • У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;

   Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2017- май 2018г)

   Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

   ноутбук, экран, проектор, презентации, буклеты для   родителей, фонотека.

   Межпредметные связи: продуктивная, познавательная, игровая виды деятельности

                                                      План работы

Этапы проекта

Содержание деятельности

I этап - Подготовительный

  1. Разработка беседы «Исследуй все вокруг, принеси то, что может быть музыкальным инструментом». 
  2. Поиск информации о музыкальных инструментах, в книгах, журналах, сети интернет.
  3. Подбор литературы по изготовлению самодельных музыкальных инструментов.
  1. Рисунки детей на тему: «Музыкальные инструменты»
  2. Анализ собранной информации, классификация инструментов.
  3. Анкетирование на определение  степени вовлеченности родителей в образовательный процесс.
  4. Подбор картинок, фотографий, литературы,консультаций.

II этап - Основной

      Занятия в рамках проекта

1. Исследовать звуки различного происхождения, материалы, из чего можно сделать своими руками инструмент.

2. Составление алгоритма изготовления инструмента, используя картинки.

3. Консультация для родителей «Музыкальные игрушки своими руками, из какого материала инструменты», а так же предоставлены наглядные пособия некоторых деталей, из которых можно смастерить музыкальный инструмент.

4. Привлечение родителей к изготовлению детских музыкальных

инструментов.

III этап - Заключительный

  1.      1.Создание оркестра.
  2. Совместное музицирование детей.
  3. Фото – выставка «Звуки вокруг нас»

Содержание работы

С воспитанниками

С родителями

С педагогами

1 этап – организационный

Ознакомление детей с идеей проекта.

Рисунки детей на тему: «Мой музыкальный инструмент».

1. Информирование родителей о предстоящей деятельности.                              2. Анкетирование на определение степени вовлеченности родителей в образовательный процесс.

1. Индивидуальные беседы по реализации проекта.    Консультации: «Музыкальные инструменты своими руками»                               2. Индивидуальные беседы по итогам проекта                                        3. Участие в подборе материала по теме проекта.                                            4. Организация работы по информированию родителей.

2 этап – реализация проекта

 Занятия: 1. «Разновидности инструментов, как и из чего можно их сделать самим» (просмотр фотографий на компьютере)                             2. Исследование «Звуки вокруг нас»                                         3. «Приведем в порядок».                   - Ручной труд «Сделай привлекательным свой инструмент»                                            - Отслеживание результатов работы в ходе реализации проекта.
- Индивидуальная работа «Укрась свой инструмент»
Занятие                                        «Музыкальный тембр и образ».                               4. Индивидуальная работа с детьми по освоению приёмов игры на шумовых музыкальных инструментах.                

1. Участие в подборе материала по теме проекта.                                                                    2. Консультация «Детские музыкальные инструменты и обучение игре на них».                  

 3. Семинар-практикум «Домашний оркестр музыкальных инструментов».                                  4. Конкурс ребусов по теме проекта.

1. Создание предметной среды по теме проекта (фонотека, книги, иллюстрации, музыкальный уголок с детскими музыкальными инструментами).                                     2. Организация и проведение занятий по изодеятельности «Укрась свой инструмент»                 3. Оформление стенда «Мой музыкальный инструмент»» по теме проекта.                                            4. Закрепление с детьми приёмов игры на детских музыкальных инструментах.                                          5. Участие в разработке сценария праздника.

3 этап – итоговый

Совместное выступление детей с родителями на утреннике.

Выступление на конкурсе ансамбля детских музыкальных инструментов «Сувенир»

Мероприятия по реализации проекта

        

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

С воспитанниками

1

Прослушать с детьми звучание различных шумов, шуршаний, шелеста; рассмотреть различные шумовые, музыкальные инструменты и провести беседу о них, из чего они сделаны и какой у них звук, звонкий или глухой. Исследовать звуки различного происхождения, материалы, из чего можно сделать своими руками инструмент.

Сентябрь

Музыкальный руководитель

2

Экскурсия в библиотеку по теме «День музыки»

Домашнее задание: Нарисуй свой инструмент»

Игры с элементами ТРИЗ, кроссворды, загадки.

Чтение стихотворений: Е. Благинина «Погремушка», А Барто «Барабан».

Октябрь

Воспитатели, родители (законные представители)

Воспитатели

3

Выставка – конкурс «Мои первые музыкальные инструменты». С выявлением победителей.

Самостоятельное «обследование» инструментов детьми.

Знакомство с приемами игры на шумовых инструментах. Индивидуальные занятия участников оркестра

Показ иллюстраций, видео.

Знакомство способами размещения оркестра презентация.

Ноябрь

Психолог

Воспитатели.

Музыкальный руководитель.

Воспитатель по ИЗО деятельности.

4

Индивидуальные и коллективные занятия оркестра. Выступление на новогоднем утреннике.

Декабрь

Музыкальный руководитель

5

Знакомство с народным творчеством «Коляда, коляда приходила молода»

Январь

Воспитатели

Музыкальный руководитель

6

Индивидуальные и коллективные репетиции оркестра.

Выставка – конкурс «Мои первые музыкальные инструменты». С выявлением победителей.

Февраль

Музыкальный руководитель

Воспитатели

7

Выступление оркестра на «Фестивале – конкурсе Самотлорские Роднички»

Март

Музыкальный руководитель

8

Индивидуальные и коллективные занятия оркестра.

Экспериментирование со звуком.

Слушание музыкальных произведений.

Концерт оркестра народных инструментов  из школы искусств № 1 имени Кузнецова в ДОУ.

Апрель

Музыкальный руководитель Воспитатели

Музыкальный руководитель

9

Участие оркестра на отчетном концерте детей

Май

Музыкальный руководитель

С педагогами

1

Анкетирование на определение степени вовлеченности

Выступление на родительском собрании.

Сентябрь

Воспитатели

Музыкальный руководитель

2

Подбор демонстрационного и раздаточного материала

Создание мультимедийной презентации.

Октябрь

Музыкальный руководитель

Воспитатели

3

Индивидуальная работа с воспитателями по подготовке к новогоднему празднику.

Совместная работа над ролями.

Ноябрь

Музыкальный руководитель

4

Раскрашивание инструментов на занятия

 по ИЗО

Декабрь

Воспитатель по ИЗО деятельности

5

Подготовка к развлечению «Коляда. Коляда, приходила молода».

Проведение развлечения «Коляда, коляда приходила молода»

Январь

Музыкальный руководитель

6

Консультация «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности».

Февраль

Музыкальный руководитель

7

Сопровождение  в выступлении оркестра на «Фестивале – конкурсе Самотлорские Роднички»

Март

Воспитатели

Музыкальный руководитель

8

Организация выступления детей из школы искусств № 1 имени Кузнецова в ДОУ.

Апрель

Музыкальный руководитель

9

Отчетный детского концерт оркестра шумовых инструментов.

Анализ конечных результатов проекта.

Май

Воспитатели

Музыкальный руководитель

С родителями (законными представителями) воспитанников

1

Анкетирование на определение степени вовлеченности

Сентябрь

Воспитатели групп

2

Информирование родителей о предстоящей деятельности.

Мастер класс по изготовлению музыкальных инструментов .

3. Консультация   «Виды детских шумовых музыкальных инструментов»                          

Октябрь

Воспитатели группы

Музыкальный руководитель

3

Вовлечение родителей  в подборке материала по теме проекта.

Индивидуальные консультации по материалам проекта.

Ноябрь

Воспитатели

Музыкальный руководитель

4

Рекомендации по организации музыкальных досугов дома, в семье «Мастерим музыкальные инструменты всей семьей»

Декабрь

Воспитатели

Воспитатели

5

«Обратите внимание на то, какая звуковая среда окружает ваших детей»

Информационный стенд

Январь

Воспитатели

6

«Воспитательное значение народной песни» Информационный стенд

Февраль

Воспитатели

7

Выступление родителей перед на утреннике посвященный «Международному Дню 8 Марта»

Семейный клуб «7-я»

Круглый стол

Март

Музыкальный руководитель

Воспитатели

8

Консультация «Детские музыкальные инструменты и обучение игре на них».                  

Апрель

Музыкальный руководитель

9

Отчетный детского концерт оркестра шумовых инструментов.

Май

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Ожидаемый результат:

  • для детей:
  • пополнение кругозора детей знаниями о музыкальных инструментах, их создании, месте возникновении; 
  • пополнение знаний детей о разнообразии мира звуков и музыкальных инструментов;
  • формирование умений создания музыкальных инструментов своими руками,
  • укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги)
  • для педагогов:
  • повышение компетентности педагогов в вопросах музыкального воспитания дошкольников,
  • укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги)
  • для родителей:
  • приобщение родителей к музыкальной культуре,
  • повышение интереса родителей к жизни детей в ДОУ,
  • гармонизация детско  – родительских отношений,
  • укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Предлагаю заполнить Вам анкету.  Ваши мысли, идеи, опыт помогут осуществлять музыкальное развитие Ваших детей более интересным, полезным и эффективным. Пожалуйста, уделите несколько минут размышлениям над вопросами.

Фамилия, имя ребенка  _____________________________________

1. Кто из родителей, бабушек или дедушек занимается или занимался музыкой? ______________________________________________________

2. Имеются ли дома музыкальные инструменты? Какие? Назовите их

________________________________________________________________

3. Есть ли у вашего ребёнка музыкальный уголок дома:

Музыкальные инструменты (Игрушки): Бубен. Барабан. Погремушка. Деревянные ложки. Металлофон. Колокольчик. Свистулька. Дудочка. (Нужное подчеркнуть) И Другие… Какие? _______________________

4. Музыкальные интерактивные книги

5. Компьютер, видео, аудиотехника (С детским музыкальным обеспечением)

__________________________________________________________________

6. Делится ли Ваш ребенок впечатлениями о музыкальных занятиях?

              а) да                        б) почти всегда                в) нет

7. Что чаще всего делает Ваш ребенок в своих играх?

     а) слушает музыку               б) напевает       в) танцует    

      г) играет на музыкальных инструментах

8. Какую музыку любит Ваш ребенок больше?

    а) спокойную                б) грустную        б) бодрую                 г) веселую

9. Какая музыка больше нравиться вашему ребёнку – песни, инструментальные пьесы, танцевальная?    

Какого характера – весёлая, спокойная, сказочная, ритмичная?  

   (нужное подчеркнуть)

10. Любит ли Ваш ребенок устраивать «домашние концерты» для Вас, используя репертуар, выученный в детском саду?  __________________

11. Заучиваете ли Вы по собственной инициативе с ребенком:

      а) народные песни                б) детские                в) современные

12. Любимые песни Вашего ребенка? __________________________

13. Хотели бы вы присутствовать на музыкальных занятиях в детском саду?

          а) Да         б) Нет        

14. Нужны ли вашему ребёнку, на ваш взгляд, дополнительные музыкальные занятия?

           а) Да                     б) Нет                в) Не знаю

15. Как вы будете относиться к занятиям ваших детей народным творчеством?

       А) одобряю         Б) не одобряю             В) равнодушен

16.Отмечаете ли вы в семье народные праздники? Рождество. Пасха и др.

______________________________________

17. Какое участие вы могли бы принять в проведении утренника, детского праздника, развлечения, спектакля или в их подготовке?

а) выступить со своим ребёнком;

б) сыграть роль;

в) сыграть на музыкальном инструменте;

г) изготовить музыкальный инструмент своими руками;

д) сшить костюм;

е) оформить, нарисовать декорации;

ж) помочь в разработке сценария, подготовке музыкального или литературного материала;

другое (что именно) ___________________________________________

18. Какие эмоции вы испытываете после посещения музыкальных праздников?

19. Как вы оцениваете работу музыкального руководителя по 5-бальной шкале? 1 2 3 4 5 (обвести)

20. Посещаете ли вы праздники, утренники, досуги, развлечения, проводимые в детском саду?

21. Какую информацию вы бы хотели получить о музыкальном воспитании?

Благодарим  Вас за сотрудничество!

Бикташева Динара Рифовна

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №56 «Северяночка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-Творческий Проект "Звуки вокруг нас"

1. ПРОЕКТ «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗВУК?» 1.1 ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ  I этап: - Определение проблемы - Выбор темы проекта - Определение цели проекта - Определение задач про...

Проект Тема проекта «Звуки вокруг нас»

ПроектТема проекта «Звуки вокруг нас» для старшей и подготовительной групп...

Проект «Звуки вокруг нас».

Цель: Формирование у детей понятие шумовые и музыкальные звуки.Задачи:• Познакомить детей с явлением – звук.• Развивать у детей слуховое восприятие, умение выделять различные...

Проект "Звуки вокруг нас"

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Дети исследуеют; откуда берется звук, и полученные данные классифицирует....

Исследовательско-познавательный проект "Звуки вокруг нас"

Знакомство детей с принципами образования и улавливания звука....

Проект "Звук вокруг нас"

Предлагаемые в проекте занятия по звуковому-сенсорному опыту предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Могут быть использованы как узкоспециализированная программа в рамках осно...

Приложение проекта "Звук вокруг нас"

Приложение проекта "Звук вокруг нас"...