Картотека для старшей группы " Театрализованные игры в ДОУ"
картотека (старшая группа)

Туйкова Галина Сергеевна

В картотеке расписаны  разные виды игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eatralizovannye_igry_v_dou.docx194.3 КБ

Предварительный просмотр:

еатрализованные игры в ДОУ

http://www.deti-66.ru/assets/images/forteachers/DOU/games/teatr.jpg

ЯндексДирект

http://favicon.yandex.net/favicon/www.tvoy-startup.ruНабор в школу бизнеса!

Более 5000 человек уже научились зарабатывать в сети! Приходи и ты!

www.tvoy-startup.ru

http://favicon.yandex.net/favicon/www.axsell.ruЛюбые виды услуг по объявлениям

Сайт для публикации и хранения объявлений об услугах

www.axsell.ru

http://favicon.yandex.net/favicon/babytupe.ruНе знаете чем занять ребенка?

На сайте babytupe вы найдете все от детских раскрасок до мультфильмов!

babytupe.ru

http://favicon.yandex.net/favicon/www.lovecity3d.comНовый сайт знакомств в 3D!

LoveCity3d.com. Создай своего 3D-аватара и живи полной виртуальной жизнью!

www.lovecity3d.com

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях  развивающий  потенциал театрализованной и используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.

1. Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным разом в качестве некоего «зрелища» праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителя. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободы игровую деятельность. Еще бы – ведь подготовка к спектаклю, и сам он так похожи на игру!

2. Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствам взрослого: дети предоставлены самим себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюм фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем музыкальный руководитель принес в группу новый сценарий спектакля... Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем не осталось...

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «Детство» предлагает именно такую технологию. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» программы «Детство» (автор –  кандидат педагогических наук, профессор Т.Н. Бабаева). Общим для них всех является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчествам. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Генезис становления последней раскрыт Н.А. Ветлугиной. С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения  и творчества. Именно эта концепция положена в основу технологии реализации содержания раздела «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» программы «Детство».

Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.

Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований доказывает целесообразность его применения для целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.

Итак, система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.

Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

В-третьих, в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин «театрально-игровая деятельность». В программе «Детство» театрально-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

как разновидность художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;

как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается».

Таковы исходные теоретические положения. Раскроем теперь специфику целей, задач и содержания работы воспитателя с детьми разных возрастных групп.

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Задачи и содержание работы

Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся  в  процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три .медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая грyппa умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста

Основные направления развития театрализованной игры состоят:

в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;

от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;

от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

Задачи и содержание работы

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются

многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);

игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;

постановка спектакля по произведению.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь  несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - « артистов»).

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист», главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу – испугалась, увидела избушку – удивилась, придумала, как обмануть медведя, – обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;

от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;

от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;

от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Задачи и содержание работы

Первая – формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя «умного, доброго советчика».

Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.

Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения

Принципы организации театрализованной игры

Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты

2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

4. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Театрализованное занятие в младшей группе «Непослушный колобок»

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Цель занятия: 

Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром в театрализованной деятельности.

Задачи занятия:

Учить координировать движения с речью, различать эмоции, изображать их с помощью мимики, жестов, движений, совершенствовать общую и мелкую моторику.

Развивать речь детей, обогащать словарь.

Способствовать снятию психологического напряжения.

Воспитывать интерес и любовь к живой и неживой природе.

Воспитывать навыки общения со взрослыми и сверстниками, устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Методические приемы: 

Пальчиковые игры.

Загадывание загадок.

Ритмические игры.

Пение песенок.

Музыкальные игры.

Вопросы.

Кукольный театр.

Материал: 

Фонограммы песен, музыкальных игр, театральная кукла: Колобок, Пчелка; полумаски «пчелки» для всех детей; плоскостные цветы, ширма, декорации, погремушки. Костюм «сказочницы».

Ход занятия:

Музыкальное вступление «В гостях у сказки».

Воспитатель: 

Любите, ребята, сказки?
– Вижу, заблестели глазки!
Много сказок знаете?
Сейчас их повстречаете!
Сядьте, деточки, рядком,
Да послушайте ладком.
Отгадайте, кто сейчас
Здесь появится у нас?

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (КОЛОБОК).


Молодцы! А вот и он!

Инсценировка песни на театральной ширме. Песенка «Колобок».

По дорожке, по тропинке
Между сосен прыг да скок
Очень весело, игриво
Покатился колобок.
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Покатился, заблудился непослушный колобок!

Припев:

Прыг, скок, колобок.
Вкусненький, румяненький,
Он поход на пирожок
С изюминкою маленькой.

Повстречался он с медведем
На тропинке, на лесной.
Мишка очень рассердился,
Топнул лапою большой.
– Ты от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Покатился, заблудился,
Непослушный ты такой!

Колобок: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Колобок!

Педагог: Ты снова, непоседа, ушёл от Дедушки и Бабушки?

Колобок: (капризно): И от вас уйду, если не поиграете со мной.

Педагог: Поиграем с колобком?

Дети: Да!

Колобок: Давайте играть в прятки!

Воспитатель: Хотите играть в прятки?

Дети: Да!

Музыкальная игра «Прятки».

Все детишки убежали,
А куда, мне не сказали.
Я по комнате хожу,
Ни кого не нахожу.
Погремушки, погремите,
Ребятишек позовите,
Как услышат – прибегут,
Погремушки заберут!

Колобок во время игры исчезает.

Воспитатель: Ребятки! Вы не видели, куда Колобок укатился? Его нет нигде! Пойдемте его искать.

Сверху слышно жужжание пчелы. 

Воспитатель: Спросите у пчелки: не видала ли она Колобка? (Предлагает еще нескольким детям расспросить пчелку, не видела ли она Колобка. Пчелка продолжает жужжать.) Давайте все вместе спросим!

Пчелка, пчелка, не спеши!
Пчелка, пчелка, не жужжи!
По полянкам ты летаешь,
Нектар с цветочков собираешь!
Знаешь, где наш Колобок?
У него румяный бок.

Воспитатель: Не слышит нас пчелка. Сердито жужжит. Хочешь, пчелка, мы с тобой поиграем?

Пчелка: Очень хочу!

Детки! В пчелок превращайтесь!
В путь за мной скорей пускайтесь!
Может быть, и найдете своего Колобка.

Дети наряжаются «пчелками».

Воспитатель: Теперь все вы – маленькие пчелки.

Пальчиковая игра:

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в домик постучать,

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). Дети заглядывают в «улей».

Раз, два, три, четыре, пять.

Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.

Раз, два, три, четыре, пять!
Стали пчёлки вылетать!

Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими – пчёлки летают.

Пальчиковые игры

Музыкальная игра «Пчел детей учила мать».

Дети исполняют движения согласно тексту песни, песню исполняет педагог.

Воспитатель: Молодцы, пчелки! Все научились летать! Давайте теперь пожужжим, как пчелки, и соберем язычком нектар с цветочка.

Игры с язычком.

Музыкальная игра «Мы устали».

Мы скакали, мы скакали,
Мы немножечко устали.
Впереди далекий путь,
Надо отдохнуть.
Где же можно сесть?
Где же место есть?
Поскорей занять,
Чтобы не стоять!

Воспитатель: Весело нам с тобой, пчелка, но Колобка мы так и не нашли. Послушайте, а кто там хнычет в уголочке?

Дети обнаруживают Колобка.

Воспитатель: Ой, какой же он грустный!

Колобок: Я потерялся!

Воспитатель: Не надо было убегать от ребятишек, хорошо, что мы с пчелкой нашли тебя, а то опять попал бы ты в беду!

Колобок: Я больше не буду убегать, буду слушаться бабушку и дедушку!

Воспитатель: Пчелке очень понравились детки, они послушные, Пчелка уверена, что детки не убегают, как Колобок от взрослых, и она дарит им цветочки со сладким нектаром!

Угощение детей карамелью на палочке оформленной виде цветка.

Ребята-пчелки

Автор: Елена Петровна Бауэр, воспитатель 2 квалификационной категории МДОУ №5 «Золотой ключик» поселка Актюбинский Азнакаевского района республики Татарстан, стаж работы – 13 лет.

Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста

Твиленёва Светлана Николаевна, музыкальный руководитель
Таюкина Светлана Петровна, музыкальный руководитель
Хаткевич Людмила Николаевна, музыкальный руководитель
Кравцова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель
Колодникова Лариса Станиславовна, музыкальный руководитель 

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками 


Пояснительная записка

«Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста» (приложение 1).

Доклад «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель Твиленева Светлана Николаевна  МДОУ «Детский сад №11» г. Северск

Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Накопленным теоретическим и практическим материалом по театрализованной деятельности, мы решили поделиться со своими коллегами - музыкальными руководителями и провести семинар-практикум в необычной и увлекательной форме, отразив многообразии театрализованной деятельности дошкольников.

Новизна данной разработки в следующем:

Нетрадиционная форма проведения семинара-практикума (театрализованное представление, где традиционные докладчики представлены в образе сказочных героев, а традиционные доклады заменены повествованиями от имени этих героев, раскрывающие опыт работы в данном направлении.

Многофункциональное использование мультимедийной техники (видеоклип, компьютерная презентация, слайд-шоу)

Вовлечение зрительской аудитории семинара-прктикума в проведение динамических пауз, игр, танцев, сюрпризных моментов, обыгрывании сказки-импровизации  с применением кукол-образов.

Использование яркого, нетрадиционного предметного оснащения семинара:  набора мягких модулей в качестве декораций-трансформеров, позволяющих менять сюжетную картину  театрализованного представления; применение кукол – образов в качестве альтернативы театральному костюму; нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.

При подготовке и проведении семинара – практикума были использованы следующие методики,  технологии, методические пособия:

Технология применения кукол – образов в педагогической практике ДОУ «Детский сад № 37» г. Северск (авторский материал из опыта работы ДОУ)

Л.В.Артемова. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие).

Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова. Театрализованные игры в детском саду. ( методическое пособие).

Технология проблемно- развивающего обучения.

Использование элементов орф-педагогики педагогов-новаторов: Т. А. Боровик, В.А. Жилина, Т. Э. Тютюнниковой.

Использование таких нетрадиционных форм проведения семинара-практикума позволяет повысить профессионально-личностный, профессионально-деятельностный и профессионально-творческий  компонент педагогов. Дает возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития их творческих способностей.

Семинар-практикум состоит:

1. Доклад по теме «Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Музыкальный руководитель Твиленева Светлана Николаевна МДОУ «Детский сад №11» г. Северск

1. БЛОК: ТЕМА «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА В  ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Доклад по теме «
Роль театрализованных игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»  музыкальные руководители 1 кв. категории Светлана Петрована Таюкина, Людмила Николаевна Хаткевич (материал  из опыта работы) МДОУ – ЦРР «Детский сад №59» г. Северск

2.  БЛОК. ТЕМА «ПРИМЕНЕНИЕ КУКОЛ – ОБРАЗОВ  В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Доклад  по теме
«Куклы- образы в музыкальном воспитании дошкольников» (материалы из опыта работы)  музыкальный руководитель высшей категории  Лариса Станиславовна Колодникова   МДОУ «Детский сад №37» г. Северск)

3. БЛОК ТЕМА «ТЕАТР СОЗДАЕМ САМИ»
Доклад 
«Театры бывают разные». (Материал из опыта работы)  музыкальный руководитель 1 кв. категории Светлана Николаевна Кравцова. (МДОУ «Детский сад № 17» г. Северск)

Сценарий семинара-практикума

Цели:

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Распространение педагогического опыта  музыкальных руководителей   в ярко выраженной театрализовано – игровой форме.

Материал и оборудование: компьютерная установка и проекционный экран для слайд-шоу и презентации; выставка разных видов театра;  набор цветных мягких модулей; музыкальный  фонарик, сундук, волшебная палочка, шапочки: лисы, кота, зайца; мягкие игрушки: «Совенок»,  «Лисенок», штурвал для корабля, подзорная труба, мольберт, материал для  изготовления театральных декораций (цветная бумага, ножницы, заготовки – основа  из ватмана, клей); куклы – образы; цветные шифоновые платки, плоскостное «солнце», фигурки – образы  на палочках; музыкальное сопровождение (аудиокассеты, аудио CD).

Ход семинара

Звучит легкая эстрадная музыка или музыка из детских мультфильмов по выбору педагогов. В музыкальный зал заходят гости, их встречает Баба-Яга, рассаживает, ворчит, веником обувь обметает.

Баба-Яга. Ну что все собрались?

Звучит фонограмма «Театральный звонок».  На проекционном экране появляется спящий Волшебник.

Баба-Яга. Вот тебе здрасьте! А ваш главный-то спит-храпит.. Эй, Волшебник, проснись! Ну,  ничего, сейчас мы его разбудим. Где тут мой будильник? (Достает свой бутафорский фонарь «Тыква Хеллоуин»).

Волшебник просыпается. Яга уходит из зала.

Волшебник. Ой, кажется, я  заснул?.. (Откашливается, прихорашивается.) Здравствуйте, уважаемые гости! Я сегодня вас всех здесь собрал, чтобы отправиться с моими друзьями-куклами…(Смотрит по сторонам). Ой, а где же они?

На проекционном экране Видео - погоня. 

Освещается центральная часть музыкального зала. Звучит вступление к песне «Балаганчик». Выходят сказочные персонажи Пеппи, Буратино, Незнайка и  исполняют песню-танец «Балаганчик»  (музыка А.Варламова, слова Л.Колодниковой. CD «Косолапый дождь»).

1. Когда за окнами метель поет,
Нам открывает двери старый дом.
Волшебник-  чародей ребят там ждет
И эхом сказок тишину наполнит он.

Достанет  скрипучий сундук
И крышку поднимет на стук.
Откроется занавес… Здравствуй, театр!
На тоненьких веревочках все куклы станут в ряд.

Припев.

Незнайка  смешной
Нас поманит к себе маленьким пальчиком.
Пеппи  с Ягой!
Будет всем  весело в балаганчике!

2. Аплодисментами взорвется зал…
Здесь каждый, что хотел, то увидал!
И зритель благодарный все поймет
Частичку доброй  сказки в сердце унесет…

Уставший волшебник уснет…
А мир сундука оживет…
Откроется занавес… Здравствуй,  театр!
И в сотый раз на ниточках  все куклы встанут  в ряд.

Припев.

Незнайка  смешной
Нас поманит к себе маленьким пальчиком.
Здесь Пеппи  с Ягой!
Будет всем  весело в балаганчике!

В конце песни в музыкальном зале появляется уставший Волшебник.

Волшебник. Ну, наконец-то я вас нашел! Куда вы пропали?

Все куклы. Прости нас, уважаемый Волшебник, нам так хотелось поскорей отправиться в путешествие! А ты все  спишь и спишь…

Волшебник. Ну,  хорошо, хорошо, прощаю. А теперь:

Внимание, внимание, извещаем всех заранее!
Пора отправляться в Театралию,
Где состоится представление, всем на удивление!

Буратино.

А как мы в эту страну попадем,
Как же дорогу туда мы найдем?

Пеппи.

Я знаю! Чтобы в Театралии очутиться,
Надо в плавание пуститься!

Представляете, друзья:

Театр рук «Кораблик» (В. Цвынтарный)

Плывет по морю пароход, - ладошки сложены лодочкой
А из трубы-то дым идет. –
поднимаются большие пальчики, затем  выполняются вращательные движения указательными пальцами снизу вверх.

Пеппи.  Так, где мой любимый чемодан? (Достает чемодан из сундука).

Незнайка. Мы корабль построим сами.

Пеппи. И вместе поплывем с друзьями!

«Танец сидя» (со зрителями по показу персонажа), музыка С.Ранды «Мы -  юнги озорные».

Под музыку сказочные герои строят из модулей корабль.

Пеппи. Где мой любимый чемодан? (берет чемодан и входит на корабль).
 
Доклад и слайд-шоу «Играем в театр»

Доклад  «Роль театрализованных игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников»

Музыкальные руководители: Таюкина Светлана Петровна, Хаткевич Людмила Николаевна

МДОУ «ЦРР - детский сад № 59»
ЗАТО Северск, Томской области
(доклад представлен музыкальным руководителем в образе Пеппи  и сопровождался слайд-шоу (приложение 2))

Друзья, как же мне хочется заглянуть в эту страну! (приложение 3). Хоть на мгновенье… Захлебнуться детским восторгом и хоть на миг увидеть эту сказочную  Театралию! Вы знаете, ведь в этой стране везде царит ИГРА! Игра связывает между собой детей, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если дети начинают доверять вам взрослым, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью (приложение 4). Большое и разностороннее влияние  театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Огромны воспитательные возможности театральной игры: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе (приложение 5).

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущение беззаботного детства.

Хочется отметить, что театрализация – это, прежде всего импровизация, оживление предметов и звуков.

Это искренний интерес, увлеченность, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.

Взрослый не пытается надеть на себя маску всезнайки и честно признается ребенку тогда, когда он чего-то не знает или не умеет

Взрослый чувствует и понимает, в чем ребенок талантливее его, старается предоставить ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность и пытается многому научиться у детей.

В процессе творческого взаимодействия с ребенком взрослый, прежде всего, озабочен процессом воспитания, а не обучения.

Воспитание детей включает и воспитание их родителей (участие родителей в театрализованных развлечениях), что требует от педагога особенного участия, такта, знаний и терпения.

Театрализованная игра (как и любая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Неудача – это тоже хорошо, ее не надо бояться. Такие ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать друг другу. А это так важно в нашей жизни!

Таким образом, совместная театрализованная деятельность, направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения, образные упражнения;

Упражнения на развитие детской пластики;

Ритмические минутки;

Пальчиковый игротренинг;

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

Театральные этюды;

Коррекционно-развивающие игры;

Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

Просмотр кукольных спектаклей.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее будет восприятие игрового материала, тем выше уровень театрального воплощения. (приложение 6) (приложение 7)

А этому способствуют:

элементы костюмов и декорации;

музыкальное оформление;

наличие кукол для театра, ширма.

различные атрибуты, наглядный материал.

А самое главное! Изготовление и подбор атрибутов, элементов костюмов к театрализованным развлечениям очень часто проходят совместно с родителями, которые потом выливаются в совместный веселый праздник! (приложение 8)

Пеппи. Как бы мне хотелось попасть в эту сказочную страну Театралию..

Незнайка смотрит в подзорную трубу.

Незнайка. Смотрите, смотрите, я,  кажется,  вижу каких-то маленьких веселых детей! Может это и есть «Театралия»?

Театрализованное  занятие «Сказочное путешествие»  с детьми подготовительной к школе группы (см. Приложение 9)

Приложение 9 Вы можете получить у автора статьи.

Пеппи. Уважаемый Волшебник, а эта палочка действительно волшебная?

Волшебник. Конечно, волшебная.

Незнайка. А желания наших гостей ты тоже можешь угадать?

Волшебник. Несомненно. Только вы мне помогайте, в моем волшебном зеркальце желание читайте.

Игра-шутка  со зрителями «Угадай желание»

(На бутафорском зеркале написаны шуточные «желания» - заготовки для  гостей. Волшебник водит «волшебной палочкой» над головой приглашенного гостя, «читает» его «желание», сказочные персонажи зачитывают одно из написанных на «зеркале» желаний).

Незнайка. Эй, Волшебник, а мое желание можешь угадать?

Волшебник. Давай попробуем. Вижу город, куклы – странные, необычные…

Незнайка. Правильно, я очень хочу отправиться в Город занимательных кукол-образов и приглашаю вас всех туда.

Под музыку сказочные герои из цветных модулей выстраивают Город кукол – образов, выставляют атрибуты для театрализации, раскладывают пособия  для игры с куклами – образами.

Доклад «Куклы- образы в музыкальном воспитании дошкольников» 

Музыкальный руководитель представляет доклад в образе сказочного персонажа «Незнайка» (приложение 10).

музыкальный руководитель Л.С.Колодниковой (МДОУ «Детский сад № 37», ЗАТО Северск, Томской области)

Уважаемые взрослые! Я сейчас хочу, чтобы вы ненадолго, хотя бы на несколько минут забыли, что вы солидные дамы, высококвалифицированные педагоги, и вспомнили, что  когда-то были Светочками, Ирочками, Людочками…Чтобы вы очутились в своем детстве! Это такая веселая и яркая пора в жизни каждого человека, что, чем старше мы становимся, тем чаще нам хочется туда вернуться. А почему?  Да потому, что там остались наши самые милые, самые любимые нами, самые преданные наши друзья – игрушки!  А какие игрушки у вас были самые любимые?  (Ответ гостей).

Вы помните, как, играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая куклу или плюшевого мишку в кровать, путешествуя с ними по разным странам в ракете-табурете, вы постигали вместе с ними новую,  «взрослую» науку жизни. Но  вот мы выросли, и уже учим и воспитываем своих детей, а наши первые учителя и помощники почему-то остались там, далеко, куда нам уже не вернуться!

Но это не так! Стоит только захотеть, и они снова будут с нами, такие новые, необычные, немного странные, но такие яркие, забавные, а, главное, готовые помочь нам научить маленьких непосед познать азы этой  непростой науки под названием «жизнь»!

Одни очень умные взрослые придумали и написали множество Программ (это и «Школа 2100», и «Детство», «Радуга» и другие), согласно которым, пройдя первую ступень образования и воспитания – детский сад – должен выйти ребенок, готовый гармонично вписаться в окружающий мир, стать его  «положительной частичкой», будет вести себя так, как хотим этого мы, взрослые, готовым к преодолению следующей главной ступеньки жизни – школы. И это верно! И мы находим для этого важные, глубокие по смыслу, правильные слова, иногда забывая о самом главном в жизни ребенка – игре и игрушках. А как разнообразен и увлекателен этот мир -  игрушек и игр! И он тоже является частью этих умных образовательных Программ, но если за дело берутся люди, увлеченные своим делом, с яркой, богатой фантазией, с желанием творить самим и вовлекать в этот процесс малышей, то и «предметное оснащение» -  какие невзрачные слова для маленьких друзей -  становиться другим: необычным, впечатляющим, способным не только удивить и обрадовать ребенка, но и научить его чему- либо.

Давно, когда взрослые нашего сада стали осваивать  и воспитывать  детей по курсам Программы «Школа 2100» - «Здравствуй, мир!», «Путешествие в прекрасное», «По дороге к Азбуке», «Игралочка» и др., то они взяли в руки вот таких помощников показ мягких игрушек «» а чуть позже мама- мастерица подарила детям человечка  с носом- карандашиком ( Карандашкин – главный        персонаж курса «Путешествие в прекрасное»). Их очень приятно держать в руках, и детям они нравятся: милые, любимые, уютные образы…Но руки взрослого заняты, а ведь на занятиях так много ими приходится действовать! Надо брать предметы, погладить – похвалить, приобнять, взять за руку малыша и подвести к чему- либо, танцевать, играть на музыкальных инструментах и многое другое…

Появилась необходимость в новых куклах, позволяющих это делать, позволяющих заинтересовать  в совместных действиях, выполнять их  кукле и ребенку вместе. Так  и у музыкального руководителя постепенно создалась  своя маленькая коллекция кукол – образов: это  куклы – образы «Гремучая Змея»,  «Веселый паровозик» с разноцветными вагончиками,  «Гномик Ритмичок», каждая из которых является дидактическим пособием, целой игрой. 

Благодаря их функциональности,  образной привлекательности, легкости в использовании вариантов игр с такими куклами  может быть много.  «Гномик-Ритмичок» - кукла- образ, прекрасно заменившая устаревший фланелеграф, стала желанным гостем на музыкальных занятиях, детских театрализациях, досугах (приложение 11). На ярком зелено- желтом тканевом поле куклы размещаются «Ритмические картинки», «ритмические цепочки», на поле синего цвета – «Звездочки» с творческими заданиями. Легкий и мягкий материал, из которого изготовлена кукла, правильно подобранные размеры (как для ребенка, так и для взрослого)- позволяет легко управлять ею. Способность куклы складываться также вносит элемент сюрпризности в занятие или в игру: никто из детей не знает, что интересное «скрывает» Гномик под синим плащом.

С раннего возраста мы учим детей «путешествовать  на паровозике», строиться и двигаться друг за другом, положив руки на плечи впередистоящих. А ведущему предлагается представить, что он – Паровозик. Но намного  интересней, когда превратится в «настоящий» веселый Паровозик помогает кукла – образ! Поэтому следующей куклой- образом, в которой возникла практическая необходимость, стал «Веселый паровозик» с занимательными вагончиками (приложение 12).  Выполненная из легкого, яркого материала, кукла – образ оснащена перчатками для рук, что не ограничивает в движениях при управлении куклой. Размеры подобраны как для ребенка, так и для взрослого (регулируется длина лямок); выражение «лица» Паровозика может меняться с веселого на грустное, так как рот зафиксирован на липкую ленту. За Паровозиком выстраиваются вагончики, также выполненные из легких тканей четырех основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий), оснащенные прозрачными кармашками для дидактических вкладышей. Вкладышами могут быть здания - «Ритмические картинки», задания – символы (например, по музыкально – ритмическим движениям или танцевальным жанрам, открытки по темам «Времена года», «Сказки», «Музыкальные инструменты» и т.д.

Благодаря применению кукол – образов, в каждом занятии присутствует элемент новизны, сюрпризности.  Например, такого эффекта позволяет добиться появление на музыкальном занятии  изготовленной мною сюрпризной куклы – образа «Гремучая змея» (Приложение 13). Малышей в этом образа привлекает все: яркая желто – зеленая расцветка,  наличие трех потайных карманов, закрытых на замки -  молнии, позволяющих не только каждый раз менять их наполнение  в зависимости от целей занятия (шумовые музыкальные инструменты, фигурки людей и животных, геометрические формы, мини – иллюстрации и т.д.), да и сам образ способен «научить» двигаться «змейкой», добиться плавности, гибкости, выразительности в движениях.  Вариативность наполнения предметами куклы – образа  позволяет влиять и на ход занятия или досуга, т.к. ребенку предоставляется выбор кармана (его наполнения),  и соответственно, выбор деятельности на музыкальном занятии. Например, открыв наугад карман с колокольчиками, можем предположить, что с ними можно музицировать, сопровождать пение, играть.  В следующем кармане могут находиться открытки – иллюстрации со сказочными героями, с которыми «отправимся»  слушать музыкальные пьесы  или импровизировать, изображая в движении этих героев сказок.  В третьем кармане можно найти материал к музыкально – дидактической игре и т.д.  И каждый раз наполнение будет новым, а следовательно,  новым и неожиданным  может стать каждое занятие.

Такие куклы интересны не только ребенку, но и взрослому! С одной стороны  - это образ, иногда знакомый по сказкам, иногда необычный, который и нарочно – то не придумаешь! С другой стороны, в кукле – образе может заключаться целая игра с многообразием вариантов! Такую куклу не купишь в магазине! Она создается специально, по мере необходимости, потребности взрослого и ребенка! И педагоги, и специалисты, и воспитатели нашего сада давно поняли уникальность, неповторимость, важность игрушки, которая придумана, продумана и выполнена с душой своими руками. А когда игрушка готова – то невольно обращаешь внимание на внутреннее, зачастую и внешнее сходство между куклой и  ее «мамой» (приложение 14).

Но хотелось не просто сделать достойную куклу, но и интересно представить ее на очень умном собрании – педсовете. Для этого взрослые написали сценарий, нарядились в яркие костюмы, перевоплотились и устроили настоящую «Ярмарку педагогических идей», а позже собрались на забавное чаепитие «В гости к Мухоморихе»! Каждый педагог старался не просто похвалить свою работу (придуманную им куклу – образ), но и продемонстрировать ее игровые и функциональные возможности.

Что же всегда отличало наших кукол – образов?

Коллекцию кукол – образов, придуманную  и созданную руками наших педагогов,  отличает: полифункциональность; полиобразность; контактность с ребенком на уровне его глаз; доступность в использовании,  как детьми, так и взрослыми; они являются приемом «яркого пятна». Куклы всегда получались разные: умные, неповторимые, разнообразные, способные выполнять учебные и воспитательные  функции, делали  возможным  контакт с ребенком на уровне его глаз. Перчатки – тонкие, мягкие, позволяют свободно выполнять движения кистью и пальцами рук, в том числе играть на музыкальных инструментах.

А вот некоторые жителей нашего Города занимательных кукол!   «Ромашка» (приложение 15), «Чудо - дерево» (приложение 16)  и «Совушка - Сова» (приложение  17), которые «живут» в Экологической комнате детского сада, «Волшебный квадрат Оригамик» и «Цветик -семицветик» обосновались в Интеллектуальной мастерской, «Геометрик» и «Язычок - спортачок» обитают в Центре Развивающих игр.

Куклы – образы, используемые  в музыкальном воспитании дошкольников, разнообразны, привлекательны для детей, родителей, соответствуют современным педагогическим требованиям:

Расширяют кругозор ребенка, знакомя его с культурой, искусством, народным художественным творчеством;

Способствуют социализации ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям;

Создают благоприятный эмоциональный фон на музыкальных занятиях, досугах, способствуют накоплению положительного нравственного опыта;

Удовлетворяют интерес ребенка к активной музыкальной деятельности и возбуждают ее.

Вы спросите: почему я так много говорю о всех куклах? Да потому, что каждая из них используется во всех видах деятельности нашего сада: нет кукол только для математики или экологии, только для музыки или для физкультуры! Они  используются где угодно и кем угодно! И каждая из них  может стать участником моей новой сказки! А сказки в нашем саду любят и с нетерпением ждут каждый год и дети,  и их родители! Потому что каждую осень мы вместе с куклами – образами радуем их новым образовательным спектаклем!

Поверьте, с куклами – образами жизнь детей в нашем саду стала еще увлекательней, ярче, занимательней, они стали настоящими друзьям (приложение 18). 

Сказка-импровизация для взрослых «Как Вороне жениха искали» с применением кукол – образов  (автор  музыкальный руководитель Л.С.Колодникова) (см. приложение 19)

Приложение 19 Вы можете получить у автора статьи.

Буратино. Волшебник, угадай, пожалуйста,  мое желание.

Волшебник. Твое желание - самое большое – стать таким же мастером кукол, как папа Карло!

Волшебник достает из большого сундука ящик с поделочным материалом (цветная бумага разных цветов с нарисованными шаблонами ладошек, ножницы, клей).

Буратино.

У меня секретов нету!
Я докажу вам это!
Смотрите, какой в Театралии
Удивительный живет народ!

«Театральная мастерская»

(Буратино предлагает зрителям помочь ему вырезать шаблоны ладошек. Затем он демонстрирует, как быстро можно изготовить из ладошек декорации к спектаклям (елочку, осенний кустик и др. варианты) (приложение  20), (приложение 21).

Доклад  и слайд-шоу «Театры бывают разные»

Музыкальный руководитель представляет доклад в образе сказочного персонажа «Буратино» (приложение 22).

Музыкальный руководитель Кравцова Светлана Николаевна «Детский  сад № 17», ЗАТО Северск, Томской области

Театр  кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним!

Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с ними стала ежедневной? Нужно создать кукольный театр в детском саду!

«Актёры» и «актрисы» в нём должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах.

Можно начинать  знакомить детей с кукольным театром с 1-й младшей группы. Воспитатели, старшие дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: хорошо всем знакомый театр картинок (фланелеграф), театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы. С большим удовольствием следят малыши за движущимися на ярко освещённом экране фигурами. Театр теней приковывает их внимание, развивает умение сосредотачиваться.

К концу года дети 1-й младшей группы, накопив определённый опыт, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдёт пальчиковый театр (приложение 23).  Самых простых кукол вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца) нарисуйте лицо и волосы. Пальчиковый театр может быть вязаным: театр из клубков, куклы из перчаток, куклы из варежек (рукавичек).

Игра с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев.

Для детей 2-й младшей группы самый простой и доступный театр- это театр кукол на столе. Использовать можно различные виды: театр «дисков» (приложение 24), объёмные игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты. Театр «оригами» (приложение 25), театр «кружек», театр на палочке (приложение 26), «киндер-театр» (приложение 27), театр «мочалки» (приложение 28), театр магнитиков (приложение 29). Забавных настольных актёров можно связать крючком или на спицах (чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли). Для настольного театра подойдут «исполнители», вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные.

В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, основу которых составляет деревянный стержень – гапит. Но прежде надо дать детям возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек, являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.

В старшей группе следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой».

Марионетками   называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Изготовить их можно из разных материалов. Можно использовать мягкую игрушку. Такая кукла приводится в движение с помощью ваги, то есть деревянной крестовины, к которой на ниточках подвешивается игрушка (Приложение 30).

Способы управления куклами с «живой рукой». Высота театральной куклы зависит от роста ребёнка. Ребёнок надевает на себя костюм, большую голову-маску, большие ладони и превращается в живую куклу. Можно изготовить куклу самостоятельно: основой является платок в виде треугольника. Один угол крепится к головке куклы, два других угла резинками прикрепляются к запястьям ребёнка. Для того чтобы зафиксировать голову куклы, к ней присоединяют тесёмки, которые завязываются на шее кукловода. Куклы данной системы помогают детям проявлять и развивать способности песенного, игрового, танцевального творчества, а также к импровизации (приложение 31).

Общение с куклой помогает малышу почувствовать себя свободным, раскрепощённым, обрести уверенность в своих силах.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ НАСТОЛЬНЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР.

Сцена-ширмочка с декорациями.

Книжка-раскладушка.

Барьер.

Вращающиеся декорации.

Ширма-ворота.

Буратино. (Обращается к друзьям и куклам).

Получилось все на славу,
Карло будет мной гордиться!
Выбирайте себе друга,
Будем  веселиться!

Персонажи  предлагают  гостям  взять любую понравившуюся  куклу  и встать в круг.

Буратино. Театр, куклы, ты и я – вместе верные друзья!

Танец по показу со зрителями «Дорога к солнцу» (автор С.П.Таюкина).

Песня в исполнении детской эстрадной группы «Волшебники двора»

(Участники выполняют образные движения: рисуют платками (как кистью), выкладывают из платков лучики солнца) (приложение 32).

Волшебник. Закончилось наше веселое путешествие!

Незнайка. К счастью,  без происшествий.

Волшебник.

И теперь хочу на прощание угадать ваше последнее желание…
Вижу в глазах яркий свет…
Вы все хотите отправиться в буфет!

Под музыку персонажи приглашают  всех гостей  в «Театральный буфет».

ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по физкультуре (старшая группа) ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ЭСТАФЕТЫ, НАРОДНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Введение Основу каждого занятия составляют подвижные игры разной направленности. На каждом занятии решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач....

Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе Тема: «Игра — драматизация по мотивам русской народной сказки «Репка»

Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе Тема: «Игра — драматизация по мотивам русской народной сказки «Репка»...

Картотека для старшей группы "Подвижные игры с бегом"

Л.И. Пензулаева "Подвижные игры с бегом для старшей группы"....

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Театрализованное представление по сказке Заюшкина избушка».

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе « Театрализованное представление по сказке Заюшкина избушка»....