Картотека по психогимнастики
картотека

Ручкина Анна Александровна

В данной картотеке представлены упражнения:

  • которые помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией

                                                                                                (релаксационные упражнения)

  • которые улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата                                                               (психогимнастика)
  • которые способствуют раскрепощению детей, развитию воображения, преодолению  двигательной неловкости                                              (психофизическая гимнастика).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihogimnastika.doc497.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

В данной картотеке представлены упражнения:

  • которые помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией

                                                                                                (релаксационные упражнения)

  • которые улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата                                                               (психогимнастика)
  • которые способствуют раскрепощению детей, развитию воображения, преодолению  двигательной неловкости                                              (психофизическая гимнастика).

               «Сказочные герои»

               

Детям предлагается изобразить:

                              печальную Алёнушку,

                                                             

C:\Users\1\Pictures\ба.jpg                                  злую Бабу Ягу,

   C:\Users\1\Pictures\iCAMLRK46.jpg                                                    доброго волшебника,

       C:\Users\1\Pictures\iCAE0TGVM.jpg                                      огорченного Ивана Царевича.

«Лягушка»

                                           

                                                                                                                       

       - Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами.

         Они притаились и замерли. Поймали комарика,

         довольны.  А сейчас представьте, что одна из

         лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете

         делать? («Я бережно посажу её на травку»)

         Покажите, как вы будете держать лягушку в

         ладошке  и посадите на травку.

«Заводные игрушки» 

                                         

- Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись.

(Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, и веселого Петрушку).

Заводная кукла сломалась.

                                            (Дети застывают в определенной позе).

Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем – туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                   


                                                                                  «Овощи»                                      

       - Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена  росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку.

Повторить расслабление.

На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи-«толстячки», превратитесь в овощи-«худышки».

   

  C:\Users\1\Pictures\iCA3H0LAO.jpg                               C:\Users\1\Pictures\iCAT74GYG.jpg                          C:\Users\1\Pictures\iCA9C5OBD.jpg

«Какой на вкус?»

                                   - Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте»    по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения.

                                                                           

                                                                                                                                 

        

«Три медведя»

                               - Вы помните сказку «Три медведя»?        

      Изобразите сердитого медведя.

   Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку.          

      Как обрадовались возвращению Машеньки её родители.          

                                                                                           

                                                                                C:\Users\1\Pictures\iCAII4I3Z.jpg

«Солнышко»

        - Представьте, что сейчас лето, наши руки и лица греет ласковое солнышко.

          Дети имитируют расслабление.

        - Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек.

          Дети напрягаются.

         - Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно.

            Дети показывают расслабление и удовольствие.

C:\Users\1\Pictures\iCAHZ4HKL.jpg

     

                                                                  «Дубы и берёзы»

    - Какие это деревья? (дубы и берёзы)

    - Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы». А сейчас превратитесь в берёзы. Берёзы раскачивает даже лёгкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Берёзы поют высоким голосом: «ы-ы-ы». 

                                                                       

«Белоснежка и семь гномов»

C:\Users\1\Pictures\iCAFOATBL.jpg

      - Помните сказку «Белоснежка и семь гномов»? Попробуйте изобразить разных гномов. Первым будем изображать гнома Ворчуна. Какое у него лицо? Покажите, каким был гном Весельчак. Изобразите гнома Лентяя, работящего, сердитого и грустного гнома.        

C:\Users\1\Pictures\iCA1MMJUL.jpg                    C:\Users\1\Pictures\iCA8L02HZ.jpg                    C:\Users\1\Pictures\iCAVE2KL1.jpg                  C:\Users\1\Pictures\iCATSWU6A.jpg

«Зима»

   - Какое сейчас время года?  (зима) 

   - Покажите, что вы замерзли и съёжились, отогрелись и расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, им тяжело.

         C:\Users\1\Pictures\iCAYR5R1Y.jpg                                                                   C:\Users\1\Pictures\iCAYHZ3JI.jpg   

«Ветер и ветерок»

 - Представьте, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

                                                   Дети поднимают руки.

 - Подул тёплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

                                     Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.

 - Подул холодный ветер: с- с-с, закачались сосны.

                                        Дети покачиваются и машут руками. 

 - Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

                                          Дети расслабляются.

 - Снова подул ветер. 

 Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.

                                                                       «Золушка»

- Кто это? (Золушка)

- Покажите, как огорчилась Золушка, когда её не взяли на бал. Изобразите злую мачеху, ленивых и злых сестёр. Покажите, какое доброе лицо было у Волшебницы.

C:\Users\1\Pictures\iCAWTI7TR.jpg «Кот Леопольд и мышата»

Дети изображают хитрых, голодных, сердитых мышат. Показывают, как они подкрадываются к спящему коту. Изображают добродушного кота и  уныло идущих, раскаявшихся мышат.

C:\Users\1\Pictures\iCAILTD0W.jpg                                                             C:\Users\1\Pictures\iCA8FWNXU.jpg

«Цыплёнок»

Дети отгадывают загадку: «Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки». Кто это?

    Изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом – правое крылышко, затем – левое.

C:\Users\1\Pictures\iCA2E9GDQ.jpg

                             

                                                              «Петушок»                                                               

                                                                                                                     

    Взрослый  предлагает детям изобразить, как ходит по двору красивый петушок: он остановился, огляделся, нахмурился – цыплята далеко ушли; испугался – собака зашла во двор; успокоился и опять важно прогуливается по двору.

              C:\Users\1\Pictures\iCATOQQL2.jpg                                                 C:\Users\1\Pictures\iCA72PH0X.jpg

«Слон»

    Взрослый предлагает детям изобразить, как ходит большой слон.

- Слон остановился. Посмотрел кругом, увидел, что на ветках висят бананы, - обрадовался.

- Увидел: обезьяны прыгают с ветки на ветку – улыбнулся им.

- Вдруг он увидел в воде крокодила – посмотрел строго на крокодила.

- Пошел слон домой, а дома его ждёт слонёнок. Слон ласково улыбнулся слонёнку.

                                                                                                C:\Users\1\Pictures\iCA0OXPEW.jpg   

«Осенний парк»

   Взрослый предлагает детям представить, что они гуляют по осеннему парку.

- Посмотрите, какие красивые разноцветные листья! Полюбуйтесь ими. Давайте соберём красивый букет из листьев. Какой  красивый букет! Вдруг тучка набежала, нахмурилась погода, и мы нахмурились. Мы не хотим дождя.

     Опять солнышко показалось. Мы подарим букет маме. Она улыбнётся – и мы улыбнёмся.

                                            C:\Users\1\Pictures\iCAM0GAJ1.jpg                       

«Медвежата и пчёлы»

 - Идут медвежата по лесу, переваливаясь. Увидели пчелиные ульи – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось мёда! Подошли поближе, но тут же налетели пчёлы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчёл, ведь они больно кусаются. Побежали  скорее  от опасного места. Вздохнули облегченно: убежали от пчёл. Улыбнулись друг другу.

                         

                                                                                                       

                                                                           

                                   

«Лиса, заяц и петушок»

    Педагог предлагает вообразить, что дети  попали в сказку и стали хитрыми лисами.

- Лиса ходит, мягко ступая, не спешит, она хитро улыбается, любуется собой. Но вот она задумала зайчика выгнать из избушки, стала сердитой. Когда пришёл петушок – испугалась.

Но вы же знаете, что сказка закончилась для зайчика хорошо. Улыбнитесь друг другу.

                                                           C:\Users\1\Pictures\iCAX6IIBL.jpg 

                                                                                     

«Осторожные дети»

- Покажите, какими осторожными вы бываете в лесу, боясь напугать лесных обитателей.

- Вдруг услышали медвежьи шаги, испугались. Оказалось – это зайчик пробежал. Покажите: вы смелые, бесстрашные, никого не боитесь.

- Вы долго ходили по лесу, устали, измучились, проголодались. Поели земляники – стали бодрыми, радостными. 

 

        

«Домашние птицы»

Детям предлагается изобразить домашних птиц:

  • заботливого петуха, который нашёл зёрнышко и отдаёт его курочкам;
  • гордого и смелого петуха, который охраняет своё семейство;
  • сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят;
  • индюка, распушившего хвост.

     C:\Users\1\Pictures\iCA8WGMOL.jpg             C:\Users\1\Pictures\iCAMWZE14.jpg                      C:\Users\1\Pictures\iCA5VCJKT.jpg

«Медведь в берлоге»

Осень: медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает.

Зима: медведь находится в зимней спячке.

Весна: медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочерёдно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги.

Лето: медведь лакомится малиной и ловит рыбу.

                                           C:\Users\1\Pictures\iCACBSP06.jpg         

«Зайчик на огороде»

                                                                                             

Собрался заяц на огород. Оглянулся, нет врагов, обрадовался.

                                              Радость.

Пришёл. Видит – а на огороде вся морковка выкопана.

                                              Удивление.

Только в конце грядки видно несколько морковок.

                                           Улыбка.

Видит, кто-то не смог забрать всю морковку.

                                                                     Сердитое выражение.

Вдруг услышал заяц чей-то крик; испугался и удрал.

                                         Испуг.

«Новый год»

Приснился Вове волшебный Новый год:

                                     Улыбка.

Много подарков возле ёлочки!

                                     Радость.

Но вдруг злой волшебник разрушил праздник!

                                      Грусть.

От испуга Вова открыл глаза и увидел, что в комнате сверкает и сияет настоящая новогодняя ёлочка!

                                                 Восхищение.

         

«Цветок»

Просыпается утром Яна, а на окне распустился цветок!

                                                     Радость.

А рядом ещё несколько нераспустившихся бутончиков.

                                                         Восхищение.

Но к вечеру цветок поблёк и опал.

                                                      Огорчение.

     

        

                         

                                                                     «Осень»

Осень наступила,

Высохли цветы.

              Грусть.

И глядят уныло

Голые кусты.

                            Поникший взгляд.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

           Печаль.

Только зеленеет

Озимь на полях.  

                                              Спокойное выражение лица.

«Пугливая овечка»

Ходит по полю овечка,

Шуба белая, в колечках,

Овечка красивая,

                                         Изобразить гордость.

Но робкая, пугливая.

Всего она боится: и грома, и грозы.

                                                               Изобразить трусливую овечку.

Смелости учиться

                                                 Изобразить смелость.

Ей надо у козы.

                                       Показать «козу».

«Бабочка»

Однажды бабочка отправилась на прогулку.

Она помнила, что сегодня должен распуститься цветок.

                                                                            Радость.

Но цветка на месте не оказалось.

                                                                          Удивление.

Подул ветерок, и цветочек выглянул из-под лопуха.

                                                                       Улыбка.

Сильный ветер сорвал лепестки с цветка.

                                                                           Огорчение.

                           

«Цветущий сад»

Как красив цветущий сад:

                                             Восхищение.

Вишня слива, виноград….

                                         Радость.

Но цветочки опадут,

                                           Огорчение.

А плоды к нам в дом придут.

                         Радость.

        C:\Users\1\Pictures\iCA8BR9C1.jpg                                                                                 

«Стрекоза»

Какая красивая стрекоза!

                                        Улыбнулись.

Как сверкают её крылышки!

                                           Обрадовались.

Сильный осенний ветер сдул стрекозу с цветочка.

                                      Огорчились.       

Но стрекоза вспорхнула и улетела.

                                            Восхищение.

                                                                                                                         C:\Users\1\Pictures\iCA2ZCXK9.jpg

«Грибы»

Ребята! Представьте, что вы в лесу и вдруг….

Какой большой гриб боровик!

                                Удивление. 

А рядом красная шапочка!

                                  Радость.

Но это оказался мухомор…..

                                 Огорчение.

Да их здесь не один, а множество!

                                               Сердитое лицо.

                             

        

«Волк и мишка»

В лесу бегает злой волк.

                                       Нахмурить брови.

Вдруг не стало волка.

                                                       Поднять брови (удивление).

Это мишка косолапый прогнал злого волка.

                                                             Подмигнуть правым глазом (радость).

               

        

«Новые кроссовки»

Надел Павел новые кроссовки.

                                                  Радость.

«Какие красивые кроссовки», - восхищались дети во дворе.

                                                  Восхищение.

Побегал Павел по лужам – смотрит, а кроссовки грязные!

                                                  Огорчение.

Испугался Павел, что мама будет ругать его.

                                           Испуг.

Быстро почистил кроссовки, и они стали как новенькие!

                                               Улыбка.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ

Интересные упражнения по психогимнастике. Материал оформлен ввиде книжки, даны цели и описан ход упражнений....

Картотека по психогимнастике

Упражнения на расслабление мышечного напряжения...

КАРТОТЕКА ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ

КАРТОТЕКА ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ...

Картотека по психогимнастике

Картотека по психогимнастике...

КАРТОТЕКА ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ

КАРТОТЕКА ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ...

Картотека по психогимнастике во 2 младшей группе

laquo;Корабль и ветер»Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. ...