Консультации для родителей.
консультация (младшая группа)

Жукова Ирина Ивановна

Консультации для родителей проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие малыша 
от 3 до 4-х лет 
(навыки, приобретенные к 4-м годам)

   В 3 года малыш уже становится самостоятельным. И даже готов отстаивать свою независимость, протестуя, если в процесс кто-то вмешивается, своим отчаянным "я сам". Родителям следует временами позволять ему проявлять настойчивость, даже если придется задержаться и подождать, пока он сам наденет шапку, покушает или закончит еще какое-то действие, которое так хочется сделать без посторонней помощи.

Относительно интеллектуального развития в период с трех до 4-х лет следует отметить, что ребенок уже должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное. В частности, для тренировки этой способности хороши занятия с картинками, желательно с изображениями разной тематики, чтобы можно было не только назвать, что нарисовано, но и выделить характерные особенности. Например, если это иллюстрация с зимним пейзажем, то по каким признакам видно, что это зима. Соответственно для распознавания времени года ребенок должен знать эти самые времена года. Но для начала (если до времен года еще дело не дошло) хотя бы свое имя и фамилию, это, как говорится, святое.

В возрасте 3,5 лет ребенок уже может сопоставлять разные признаки предметов. Например, сравнивать их по цвету, размеру, тактильным свойствам: мягкости-твердости. Задание с поиском отличий на картинках - тоже полезно, к четырем годам ребенок свободно должен находить 2-3 различия.

Речь. Очень размытое произношение оттачивается, слова приобретают вполне приличное по четкости звучание, ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов). Слова становятся членораздельными, разве что некоторые звуки еще не даются, особенно шипящие согласные и звук "р".

Навыки обихода. Не всегда родителям это кажется реальным, но ближе к 4-м годам ребенок уже должен уметь самостоятельно одевать вещи, хотя бы без застежек (или не застегивая самостоятельно). Эти навыки требуются в детском саду, а в некоторые сады без них просто не берут. Хотя при нынешнем дефиците мест в детских садах велика вероятность того, что ребенок будет находиться дома с родителями, либо с бабушками. Но приучать все равно надо. Ведь иной раз случается, что ребенку в школу идти, а он сам так и не научился одеваться, потому что сидел дома. Так что, уважаемые родители, не затягивайте процесс. Да, это не всегда дается легко, точнее, всегда нелегко, но это в первую очередь для блага самого ребенка, да и вам будет гораздо проще. К тому же в процессе развития этих навыков тренируется также и мелкая моторика.

http://s49.radikal.ru/i123/1110/f4/6f29098c58f8.png



Предварительный просмотр:

        Обязанности родителей        

● Приводить ребёнка аккуратно одетым и лично передавать его воспитателю и забирать.

 Родители, помните! Воспитателям категорически запрещается отдавать детей лицам в нетрезвом состоянии, детям мл. школьного возраста, отпускать детей по просьбе родителей, отдавать детей незнакомым лицам без предупреждения родителей!

● Решать все спорные вопросы в спокойной и деловой обстановке с указанием причин спора и привлечением администрации. Родители, помните! Конфликтные ситуации должны разрешаться без детей.

● Оказывать помощь в благоустройстве детского сада

● Одевать детей по сезону и в соответствии с погодой.

Родители, помните! Чрезмерное укутывание или недостаточно тёплая одежда могут привести к заболеванию ребёнка!

● Не приводить больного ребёнка в д\с и сразу сообщить о болезни по телефону детского сада 24-32-11

● Вносить плату за содержание ребёнка в детский сад до 10 числа каждого месяца

● Предъявлять медицинскую справку с разрешения на посещение детского сада.

 Родители, помните! Вы обязаны привести здорового ребёнка! Недолеченный ребёнок не только заболеет сам, но и заразит здоровых детей

● Своевременно сообщать о причинах непосещения ребёнком детского сада.

Родители, помните!  Если ребёнок не посещает детский сад три дня и более, то он принимается в детский сад с медицинской справкой.



Предварительный просмотр:

«НУЖНО С  ПАЛЬЦАМИ  ДРУЖИТЬ,  ЕСЛИ  УМНЫМ  ХОЧЕШЬ  БЫТЬ»

Здоровый и развитый малыш – это счастье родителей. Разве найдутся на свете мать и отец, которые не хотели бы видеть своего ребёнка крепким, подвижным и умным? К сожалению, таким он не может стать сам. С ребёнком надо заниматься.

Формирование и совершенствование мелкой моторики (мелких мышц пальцев, способности выполнять ими тонкие координированные манипуляции) - первооснова для развития  центральной нервной системы, основа для активизации всех высших психических функций, в частности, речи и мышления ребёнка.

Исследованиями учёных, которые изучали деятельность мозга, психику детей, было отмечено стимулирующее значение функции руки. Ещё Аристотель сказал:  «Рука – это инструмент всех инструментов». «Рука – это своего рода внешний мозг», -  писал Кант. А известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Источник дарований и способностей ребёнка находится на кончиках его пальцев». Действительно, двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга. Чем больше малыш умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Это значит, что развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. И работа эта –  разносторонняя и многообразная – может вестись в 3-х направлениях:

1. Пальчиковая гимнастика (активная и пассивная);

2. Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

3. Формирование мелкой моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных игр, игр в повседневной жизни, в различных видах деятельности.

Что происходит, когда  ребёнок  занимается пальчиковой гимнастикой

  • Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи и, как следствие, развитие мышления.

  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают «речевую активность ребёнка».

  • Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, и усилится контроль  за выполняемыми движениями.

  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

  • У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, они могут «рассказывать руками» целые истории.

  • У детей легче сформировать многие полезные умения и навыки, которые используются в течение всей жизни.

  • В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком рисования и письма.

Пальчиковая гимнастика может быть как активной, так и пассивной.

Одним из видов пассивной гимнастики является массаж, который оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж стимулирует появление в рецепторах кожи и мышцах импульсов, которые, достигая головного мозга, тонизируют центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

К активной пальчиковой гимнастике можно отнести гимнастические упражнения, пальчиковые игры, а также описанные ниже упражнения с использованием различных предметов. Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно; они помогут развить силу рук, чувствительность ладоней.

Массаж.

Необходимо проводить упражнения в такой последовательности:

  1. массаж пальцев (рис. 1). Круговыми движениями большого и указательного пальцев помассируйте каждый пальчик малыша, начиная от их кончиков;
  2. массаж кисти с помощью круговых и мнущих движений (рис.2);

3) массаж всей руки (рис. 3). Осторожно помассируйте руку ребенка путем поглаживающих и растирающих движений ладони от кисти к плечу.

Если делать такой массаж ежедневно, уже через несколько месяцев можно увидеть благотворный результат: руки ребенка перестанут быть мягкими, они, словно, наполнятся силой.

Рис. 1                    Рис. 2                         Рис.3

Гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев

  • Массаж руки (поглаживание, разминание, похлопывание для появления ощущения тепла –  до 1 минуты).
  • «Здравствуй, пальчик!» - поочерёдно пальцы правой руки «здороваются» с пальцами левой руки (большой с  большим и т.д.).
  • «Весёлые человечки» - указательный и средний пальцы бегают по столу.
  • «Щелчок» - сделать щелчок каждым пальцем левой и правой руки.
  • «Замок» - постепенное поднимание пальцев, плотно прижатых друг другу по параллели: «пошли пальчики гулять, раз, два, три, четыре, пять».
  • «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
  • «Шарик» - пальцы обеих рук в щепотке, дуем на них; при этом пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают и.п.

Пальчиковая игра для самых маленьких

Мы белье стирали,             Трем один кулачок об другой.

В речке полоскали,            Движения ладонями вправо-влево.

Выжали, развесили            Сжимаем — разжимаем кулачки, имитируя    движения развешивания, белья.

То-то стало весело!           Круговые движения кистями, ладони вверх, пальцы разведены в стороны (фонарики).

Какие игры и упражнения могут помочь маленьким и пока еще не вполне умелым ручкам стать совершеннее?

1. Хороши игры с МОЗАИКОЙ.

2. Ловкость и сноровку приобретают пальчики и в результате упражнений со ШНУРОВКОЙ, БУСАМИ.

3. Можно включить задания, направленные на развитие мелкой моторики, используя, например, СЧЁТНЫЕ  ПАЛОЧКИ.

4. Для развития кисти рук и координации движений будут полезны МЯЧИКИ средних размеров, которые могут быть гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, твёрдыми и т.п.

5. ИГРЫ  СО СТРОИТЕЛЬНЫМ  МАТЕРИАЛОМ, КОНСТРУКТОРОМ также способствуют развитию координации движений и развитию мелкой моторики. И здесь можно использовать различные игры.

6. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают  ИГРЫ С ТАКИМИ  ПРЕДМЕТАМИ, как:

  • Пирамидки, манипуляции с которыми способствуют развитию соотносящих движений рук, совершенствуют движение «глаз-рука».
  • Игры с открывающимися игрушками и предметами.
  • Вкладыши. Домики - копилки. Пазлы из поролона или дерева тоже полезны для развития мелкой моторики рук.
  • Маленькие резиновые игрушки-пищалки, груши  небольшого размера укрепляют мышцы пальцев и кистей рук.

7. Хорошо, если у малыша есть свой НАБОР: лопатка, совочек, формочки, грабельки, лейка.

8. Советую не упускать возможность познакомить сына или дочку с  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ  МАТЕРИАЛАМИ.

9. И наконец, хорошим средством для развития тонкой моторики пальцев рук является игра «ПАЛЬЧИКОВЫЙ  ТЕАТР».

Методические рекомендации для достижения наибольшего результата

1. Умелыми пальцы становятся не сразу; проводите занятия регулярно.

2. Тренировать руку необходимо в различных движениях - на сжатие, на расслабление.

3. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком.  При этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

4. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывается помощь.

5. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач. Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

6. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

7. Никогда не начинайте занятие, если Вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами; если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;

8. Никогда не принуждайте. Игра должна проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

9. Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативизму. Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание. Во всём должна быть мера.

10. Помните: малыш лучше развивается, когда он успешен, когда  чувствует, что у него всё получается и им довольны близкие взрослые. Хвалите малыша даже за самые маленькие успехи!

С какого возраста можно начинать заниматься развитием мелкой моторики

Когда же нужно начинать формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук у малыша? Народная мудрость гласит, что развивать мелкую моторику малыша нужно с первых дней жизни, а не делать скидок на возраст, легкомысленно не отмахиваться от насущных потребностей сегодняшнего дня, оставляя что-то на потом.

Эта  методическая литература поможет Вам заниматься с ребёнком дома

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с.

2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Творю, строю, мастерю… – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с.

3. Галкина Г.Г., Дубинина Г.И. Пальцы помогают говорить. – 2007.

4. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5. Погудкина И.С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006. – 72 с.

6. Савельева Е.А. Тематические загадки и весёлые игры для пальчиков: метод.пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Е.А. Савельева. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. – 40 с.

7. Узорева О.В. Пальчиковая гимнастика. / О.В. Узорева, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 127 с.

8. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2008 – 186 с.

9. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 56 с.

Разумеется, список может быть расширен в соответствии  

с Вашим желанием, требованиями и возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...