« Наши умные помощники – органы чувств».
план-конспект занятия

Цель:

- формировать представление у детей о различных видах и способах познания окружающего мира; определить роль органов чувств  в  восприятии окружающего мира.

Задачи:

- развивать зрительное, слуховое, вкусовое, тактильно – двигательное  восприятие;

- учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимым  для  дальнейшей деятельности;

- коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;

- пополнить словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_umnye_pomoshchniki.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА ИНТЕРНАТ №7» Г.ВОРКУТЫ

                                         

« Наши умные помощники – органы чувств».

Конспект

открытого занятия

                                             Воспитатель: Олейник Г. А.                                                                        

                                                    1 квалификационная   категория                        

                                                                         

                                                       

г. Воркута

2018 год

                                     «Наши умные помощники – органы чувств»

   1 класс, возраст – 8 – 10 лет.

Цель:

- формировать представление у детей о различных видах и способах познания окружающего мира; определить роль органов чувств  в  восприятии окружающего мира.

Задачи:

- развивать зрительное, слуховое, вкусовое, тактильно – двигательное  восприятие;

- учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимым  для  дальнейшей деятельности;

- коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;

- пополнить словарный запас.

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы; обращение внимания на звуки, запахи, осязательные ощущения в природном окружении на прогулках; беседы « Наши умные помощники – органы чувств».

Оборудование:

- презентация «Органы чувств»; (приложение №1)

- аудиодиск  с фонограммами музыки и звуков;

- большой конверт,    картина – загадка, зеркала для артикуляционной гимнастики, волшебная коробка, портреты повара с эмоциями, повязки – очки, соломка коктейльная, стакан, продукты для  дегустации, поднос, буквы.

                                                            Ход занятия:

Этап занятия,

вид работы,

цель этапа.

Деятельность воспитателя.

Деятельность ученика.

Организационный  момент.

Цель: настроить детей на совместную деятельность, общение.

Методы:

-игра

Вводная часть:

Цель:

Определить тему занятия

Методы:

-словесный

-

Основная часть:

 Цель:

Определить роль органов чувств,  в восприятии окружающего мира.

Методы:

-словесный

- игра

- поисковый

- практический

Заключительная часть:

Цель:

Закрепление полученных знаний

Методы:

- словесный

- Дети, сегодня у нас гости. Улыбнитесь и поздоровайтесь.

Упражнение «Здравствуйте».

 - А сейчас, поприветствуйте друг друга, по – разному, кто как хочет.

Мы поприветствовали, друг друга и теперь с хорошим настроением я  приглашаю вас поиграть.

Игра: « Чей голос?»

- Мы  немножко поиграем,

Как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, угадай,

Кто позвал тебя? Узнай!

- К нам, кукушка в огород

Залетела и поет.

А ты (Сережа) не зевай,

Кто кукует, отгадай!

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара,

Закричала:

Сел петух на забор,

Закричал на весь двор,

Слушай, (Ярослав), не зевай,

Кто петух у нас узнай!

- Мы немного порезвились, а теперь присядьте. Как вы узнали друг друга?

- Что помогло вам?

Словарное слово

« Органы слуха – уши»

Наши уши, это органы слуха. Сегодня  на занятии мы  узнаем, как органы чувств помогают человеку, как они называются, зачем они нужны и почему их называют »умными  помощниками».

Словарное слово:

    «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

- Подумайте и скажите, сколько ушей у человека? У собаки? У кошки? У Зайца?

Показ слайдов №1.

- Правильно, и у человека и у животных по два уха, только расположены они по -  разному, об этом знают  Ярослав и Сергей.

- Спасибо,  Ярослав и Сергей.

Задание №1: «Дорисуй!»

(звучит музыка)

- Задание в конверте, помогите найти  органы слуха тому, кто загадан на карточках.

- Молодцы, присаживайтесь. Подумайте и скажите, а зачем человеку, животным уши?

Вывешивается словарное слово:

«ОРГАНЫ СЛУХА – УШИ»

- С помощью ушей, человек слышит все  те звуки, которым наполнен мир. Особенно важно для людей слышать речь друг друга, ведь с помощью слов мы  общаемся. Скажите, какие нужно

помнить правила, чтобы уши хорошо слышали и не болели.

«Гимнастика для ушей».

(звучит музыка)

Чтобы уши не болели, разомнем

 Мы их скорее,

Вот сгибаем – отпускаем, и опять все повторяем, пальцем по уху ведем, снова ухо разомнем. И ладошкой прижимаем,  сильно – сильно  растираем.

- А теперь, проверим, как работают ваши органы слуха – уши.

Игра « Узнай звуки» (аудиозапись звуков)

-Молодцы, органы слуха у вас в порядке.

Задание №2:

« Картина – загадка»

- Найдите спрятанных животных художником.

- Молодцы, справились с заданием, а что помогло вам выполнить задание?

Правильно, глаза – органы зрения. Это следующий наш помощник.

Словарное слово

« Орган зрения – глаза»

- Для чего нужны глаза? Сколько глаз у человека. Животных, одинаковые ли глаза?

Показ слайдов №2.

- Глазами мы видим мир, все то, что  окружает нас. Давайте рассмотрим органы зрения – глаза. Глаза у людей разные, но зрачок у всех черного цвета и находится в центре глаза. А цвет глаз зависит от радужки, которая окружает зрачок. У каждого глаза есть ресницы, они украшают и защищают  глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Какого цвета  глаза у Ильи, у Паши и т. д.

             Загадки.

- Молодцы ,а теперь , вернемся к нашим карточкам.

(звучит музыка)

 Рисуем орган зрения – глаза.

- Нужно помнить   каждый час, как важны глаза для нас. Какие правила ухода за глазами, как беречь глаза?

- Молодцы, я приглашаю вас поиграть.

(звучит музыка)

        Гимнастика для глаз.

 Вот какая стрекоза – как горошины глаза.

Влево – вправо, назад – вперед

Ну, совсем как вертолёт

 Мы летаем высоко, мы летаем низко

Мы летаем далеко, мы летаем близко.

Вносится коробка.

Дети, что у меня в руках?

Правильно, это вы увидели чем?

- А как узнать, что в коробке лежит?

- А я знаю другой способ. А как вы догадались, что вам помогло узнать?

- Я, задам вам всем вопрос, для чего нам нужен нос?

                      Загадка.

Он бывает  самым разным:

Добрым, вредным, гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым, Тонким, толстым, конопатым.

- Нос, это тоже наш помощник, который помогает нам дышать, различать различные запахи – называется наш помощник – орган обоняния – нос.

Показ слайдов №3.

Словарное слово

«Орган обоняния – нос»

- Скажите, а сколько  у человека носов, у животных? Одинаковые ли оны? А как вы думаете, кто  лучше различает запахи – люди или животные?

- Правильно, животные. Продолжаем работу с карточками.

- А теперь, я предлагаю вам

ароматную дыхательную гимнастику, с помощью которой, защитим себя от вредных микробов.( звучит музыка)

- Дети, вы не устали? А какое у нас настроение? Улыбнитесь мне, а я вам, а теперь друг другу! А теперь гостям, а гости нам. Как принято видеть вас в хорошем настроении.

             Игра: «Повар».

- А как вы думаете, какое здесь настроение? От чего такое настроение может быть у повара?

- Повар, мне, по секрету сказал, что он перепутал соль и сахар. Как помочь повару, что нужно сделать?

Поворачиваем  портрет повара – веселый повар.

- Дети, что изменилось в портрете повара?

Правильно, а что помогло вам справиться с заданием? Как зовут вашего помощника?

- Язык, это следующий орган чувств – орган вкуса.

Словарное слово.

« орган вкуса – язык»

- А для чего нам нужен язык?

Нам нужен язык для общения, с помощью языка мы разговариваем, поем, для определения вкуса, можно дразниться.

- А где находится язык?

- Правильно, язык находится во рту, как у людей, так и у животных. Язык защищают зубы, а зубы – губы.

«Артикуляционная гимнастика»

            (с зеркалом)

«Холодно – жарко»

« Качели»

« Часики»

« Лошадка»

- А теперь, посмотрим, какой ловкий у вас язык.

« Скороговорки»

Игра: « Узнай на вкус».

(звучит музыка)

- Дети, а как ухаживать за языком?

- Мы продолжаем работать с карточками, подойти к столу и дорисуйте рот.

- Дети, вы загадывали загадки, а теперь отгадайте  мою:

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили в впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

Игра: « Найди пару»

(звучит музыка)

- Дети, рукавички у нас с сюрпризом. Оденьте, пожалуйста, и отгадайте, что в рукавичках лежит? Смотреть нельзя!

- Как вы узнали ( обратить внимание на стенд с словарными словами). Вы же не видели, не слышали, не нюхали, не пробовали?

- Правильно, руками. Руки , как и все тело покрыто кожей. Кожа помогает нам ощущать горячее и холодное. А что еще мы ощущаем кожей?

Словарное слово

«Орган осязания – кожа»

- Кожа, это наш следующий помощник – орган осязания – кожа.

- Что, в твоих рукавичках, Катя? (каждому ребенку подойти и спросить; сначала говорят, а потом показывают и складывают в коробку).

- Кожа очень важный орган для человека. Подумайте и скажите, кожа есть  у животных,  у птиц, у рыб? Чем покрыта кожа?

Показ слайдов №4.

- Правильно, кожа человека не защищена ни шерстью, ни перьями, поэтому нам нужно заботиться и бережно относиться к коже. Дети, подумайте и скажите, как беречь кожу?

 Игра: « Прочитай руками».

- Катя, какая у тебя буква?( опрос детей)

- Дети, давайте из этих букв соберем слово.

«Дружба»

- А сколько букв в этом слове?

- Шесть. Каждый из вас принес по букве, а из них получилось слово. А сколько наших умных помощников? Давайте назовем.

_ Вместе, это сила, которая помогает узнавать мир вокруг нас.

Итоговый круг: « Интересно – полезно»

Мне было очень интересно с вами заниматься, а еще мне интересно посмотреть на ваши работы. Как наши помощники – «органы чувств» помогли нарисовать портрет?

- А что вам было полезно и интересно на нашем занятии?

 - Спасибо за работу, занятие закончено!

Дети стоят  в кругу, здороваются.

Дети  здороваются, кто как хочет.

 

Дети выбирают водящего считалкой.

Сергей – э тоя!

Паша. Г – « Ку – ку! Ку – ку!»

Ярослав – « Ква – ква – ква!»

Иван – « Ку – ка – ре –ку!»

Дети  садятся на стулья.

- По голосу!

- Уши.

2-3 детей  повторяют словарные слова.

2 детей  повторяют словарные слова.

Ответы детей: 2

- Два брата на одной голове живут, Все слышат, но друг друга не видят.

- У зверушки -  на макушке, а у нас -  ниже глаз.

Дети подходят к столу и дорисовывают уши.

 Садятся на стулья.

Ответы детей.

Читают дети.

Ответы детей.

Дети встают и делают гимнастику по тексту.

Записано 5 звуков. Дети угадывают и запоминают по порядку.

Дети находят и называют животных.

Дети – глаза.

2-3 детей повторяют словарное слово.

Ответы детей.

Дети рассматривают глаза.

Ответы детей.

Читают Павел и Аня.

- На ночь два оконца, сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются.

- Брат с братом через дорогу живут,

 А один другого не видит.(глаза)

Ответы детей.

Дети подходят к столу и рисуют глаза.

Ответы детей.

Дети встают и выполняют по тексту.

Ответы детей.

Дети – глазами.

Ответы детей.

Дети нюхают коробку – апельсин.

Дети – нос.

Паша. К. читает стихотворение:

У всех людей, у всех зверей имеются носы.

Носы нужны, носы важны, не только для красы. И не вздохнуть, и не чихнуть, без носа нам нельзя.

Скажу вам я: носы не зря, придуманы друзья.

Дети – нос.

Дети читают словарное слово.

Ответы детей.

 Дети – животные.

Дети рисуют нос.

Дети дышат (в футляре от шоколадных яиц  находится чеснок)

Ответы детей.

Ответы детей( грустное).

Ответы детей( посмотреть, понюхать, попробовать).Для пробы – по 2 чашки с водой и в них растворяют соль и сахар и пробуют, показывают где соль, а где сахар.

Дети – он стал веселым.

Дети – язык.

Дети читают словарное слово.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети выполняют гимнастику.

Дети читают скороговорки.

Дети закрывают глаза, в рот  кладут по кусочку: лимон, соленый огурец, яблоко, морковь и сахар.

Ответы детей: горький, сладкий, кислый, соленый.

Ответы детей.

Дети рисуют рот.

Дети – рукавичка.

Детям предложить по рукавичке, нужно найти пару.

Дети одевают рукавички.

Ответы детей.

Ответы детей – руками.

Ответы детей.

Дети читают словарное слово.

Ответы детей.

Ответы детей.

Перья, шерсть, чешуя.

Ответы детей.

Дети  надевают очки – повязку. Берут с подноса букву(стороны – гладкая и шершавая) и обследуют руками и называют букву.

Ответы детей.

Из букв собирают слово – дружба.

Дети – шесть.

 Дети поднимают руку и, загибая палец, называют органы чувств.

Дети берут свой рисунок, показывают и рассказывают – у кого самые большие уши и т. д.

Ответы детей.

Используемая литература:

  1. « Организация деятельности детей на прогулке» Авторы – составители: Кобзева Т. Г./Александрова Г. С./ Холодова И. А. Издательство: Детство Пресс, 2011г.
  2. «Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы». Авторы – составители:  Шмонина Л. В./ Зайцева О. И. Издательство: Учитель, 2011г.
  3. « Безопасность. Учебно – методическое пособие по основам безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста». Авторы -  составители: Авдеева Н. Н. Издательство: Детство – Пресс, 2011г.
  4. « Методический комплект программы « Детство». Авторы: Деркунская В. А.
  5. Материалы с интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши умные помощники - органы чувств"

Конспект с приложением занятия в старшей группе ДОУ...

Конспект занятия на тему: "Наши умные помощники - органы чувств"

Крнспект занятие с применением социо-игровой технологии...

НОД "Наши умные помощники - органы чувств"

Непосредственно образовательная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий деятельностного типа. Цель: сформировать у...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Наши умные помощники – органы чувств" .

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Наши умные помощники – органы чувств"Цель:сформировать у детей представление о различных средствах и способа познания окружающего мира;о...

"Наши умные помощники-органы чувств"

Конспектпроведения непосредственной образовательной деятельностипо здоровому образу жизни группа № 8На тему: «Наши умные помощники - органы чувств»...

Тема: Наши умные помощники – органы чувств.

Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы на...

Конспект НОД : "Наши умные помощники – органы чувств"

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»: "Наши умные помощники – органы чувств"Цель занятия: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окру...