Консультация для воспитателей
консультация

 

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muz.-did._igry_konsultatsiya_-_kopiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Липовская ООШ» структурное подразделение

Консультация для воспитателей

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры».

                                    Подготовила:

                                                           Музыкальный руководитель

                                                                         Кашина Екатерина Владимировна

2020 г.

Цель консультации:

 Развитие музыкальных способностей детей дошкольного  возраста черезмузыкально-дидактические игры.

Задачи:

Расширение знаний педагога о значении музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Формировать представления о правильной организации музыкально-дидактических игр с ребёнком дошкольником.

Закреплять полученные знания в практической деятельности.

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Все пособия условно делятся на три группы:

1. Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку»

2. Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку»

3. Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок».

Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры».  

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности.

Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.

Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.

В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.

музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.

Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.

Полноценное восприятие ребёнком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чём она «рассказывает», способен сравнивать услышанное с чем-то предметным, уже встречавшимся ему в жизни.

Осмысленное восприятие музыкальных произведений будет наиболее эффективным, если встроить его в процесс игры - это доступный, интересный, полезный вид деятельности, в процессе которой формируются основы развития музыкальных способностей.

Музыкально-дидактические игры - это вид музыкальной деятельности, где музыкальные знания приобретаются в процессе игры с использованием наглядности : это карточки, фишки, игрушки, картинки, портреты композиторов и т. д.

Этапы освоения музыкально-дидактических игр

Первый этап.

Дошкольники знакомятся с музыкальным произведением, составляющим основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства. Происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры. Всё это осуществляется на музыкальных занятиях посредством музыкально-дидактических упражнений

Второй этап.

Дети на музыкальных занятиях знакомятся с внешним видом игры, её содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями, параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

Третий этап

Осуществляется перенос полученных музыкально-сенсорных умений, навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под косвенным руководством педагога.

Четвёртый этап.

Дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры

Руководство педагога        

педагог старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

 педагог организует условия, способствующие развертыванию музыкальной деятельности детей по их инициативе;

 педагог должен стать тактичным соучастником музыкально-дидактических игр.

С помощью наглядности ребёнка легче увлечь и заинтересовать. Игры помогают сделать наиболее эффективным и результативным процесс освоения и закрепления новых знаний. Они делают процесс обучения интересным, радостным, ярким, понятным, повышают интерес, увлекают за собой в обучение, создают мотивацию к освоению музыкальных знаний, являются полезными помощниками в развитии музыкальных способностей, музыкальной культуры детей.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса. Ребёнок учится выявлять, сравнивать, обобщать, делать выводы. Кроме этого, занимательные музыкально-дидактические игры возбуждают у детей интерес к решению задач, так как успешный результат, преодоление трудностей приносят детям удовлетворение. Само увлечение дидактической игрой повышает способность ребёнка к произвольному вниманию, развивает наблюдательность, память. Достижение поставленной цели в музыкально-дидактической игре также связано и с нравственным воспитанием. Развиваются волевые качества ребёнка, выполнение правил требует самообладания и выдержки, дисциплинированности.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Лернер И.Я.Дидактические основы методов обучения.

2.Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду.

3.Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.

4.Комиссарова Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.

5. «От рождения до школы»  под.ред. ВераксыН.Е.,КомаровойТ.С.,Васильевой М.А.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ:

Укрась ёлочку.

Цель: Развитие восприятия музыки. Знакомство с классической музыкой.

Описание: Ребёнок, прослушав музыкальное произведение, подбирает ёлочную игрушку с соответствующей картинкой и вешает на ёлку. К концу занятия вся ёлочка украшена.

Раздаточный материал: карточки в форме ёлочных игрушек на петельках, небольшая ёлочка.

Определи темп музыки.

Цель: Развитие восприятия музыки. Знакомство с темпом.

 Описание: Дети, прослушав музыку, определяют её название, рассказывают о темпе музыки, о животном, о его характере передвижения и подбирают соответствующую карточку.

Раздаточный материал: карточки ,соответсвующие теме музыкального произведения и карточки, отражающие темп музыки.

 Предварительная работа: познакомить детей с определёнными музыкальными произведениями, которые более ярко отражают изменения темпа в музыке. Подобрать картинки с обозначениями темпа музыки (быстрый, стремительный, очень быстрый, медленный, очень медленный и т.д.) и познакомить детей с ними.

Маленький композитор.

 Цель: развитие песенного импровизационного творчества.

Раздаточный материал:

 карточки с картинкой и небольшим стишком. Предварительная работа: дети заранее учат стихи.

Описание: перед ребёнком выкладываются карточки с картинками, ребёнок выбирает наиболее понравившуюся карточку и сочиняет песенку, которую в дальнейшем озвучивает на любом музыкальном инструменте.

Что прогудел пароход.

 Цель: развитие чувства ритма.

 Предварительная работа дети заранее знакомы с обозначением ритма (приемлемое для музыкального руководителя): длинные палочки – долгие звуки. Короткие палочки – короткие. Демонстративный материал: картинка с пароходом, карточки с ритмом.

Описание: ребёнок прохлопывает , отстукивает соответствующий ритм. Если этот ритм соответствует знакомой песенке, то угадывает, какую песенку поют на пароходе.

Сколько частей в музыкальном произведении.

 Цель: развитие восприятия музыки. Учить воспринимать трёхчастную форму муз.произведения. Раздаточный материал: картинки, отражающие разные по характеру части музыки.

 Описание: дети слушают музыкальное произведение, рассказывают о характере  частей музыки и обозначают их определёнными картинками.

Волшебный зонтик.

 Цель: приобщать детей к игре по восприятию музыки.

Демонстрационный материал: зонт с картинками, отражающими дальнейшую музыкальную деятельность детей.

Описание.: зонт находится у ведущего, который его вращает. Дети стоят по кругу. Все говорят слова: Зонтик, зонтик покружи, кем я буду, подскажи! С окончанием слов зонт останавливается, дети определяют по ближайшей картинке, кем они теперь будут.

Ритмический заборчик.

Цель: развивать у детей чувство ритма, знакомить с сильной долей.

Демонстративный материал: карточки с изображением заборчиков, отражающих сильную долю в марше, вальсе, польке . Предварительная работа: дети заранее знакомы с жанрами музыки . Описание: музыкальный руководитель рассказывает детям о сильной доле , прохлопывают сильную долю в марше, вальсе., отмечают её соответствующей карточкой, прохлопывают ещё раз. Отмечая сильную долю.

Встаньте, дети, встаньте в круг

Цель: Развивать у детей ориентацию в пространстве. Учить свободному перестроению в зале (круг, полукруг, шеренгами и т.д.)

 Предварительная работа: детей заранее познакомить со значками на карточках: кружки - мальчики, треугольники - девочки. Так же на карточках отображено, как должны встать дети. Например: для хоровода дети встают в круг (карточка с кругом) , для игры - в круг с водящим (карточка с кругом и центром), на танец - парами по кругу (карточка с треугольниками и кружками, расположенными по кругу) и т.д.

Описание: Дети размещаются в зале. Музыкальный руководитель показывает карточку. Далее звучит музыка, под которую дети свободно передвигаются по залу. Когда музыка начинает стихать, дети перестраиваются, соответственно указанной карточки. Карточки удобно применять при разучивании музыкального материала, при подготовке к праздникам.

Будем петь мы вот так

 Цель: развитие вокального голоса.

Демонстрационный материал: карточки, отображающие характер звука, его динамику, высоту звучания.

Описание: музыкальный руководитель постепенно знакомит с обозначениями на каждой карточке, терминами (низкий и высокий звук, тихо-громко ( piano , forte ), усиление – ослабление звука ( crescendo , diminuendo ), отрывисто и плавно ( staccato , legato ). Затем дети пропевают звук в соответствии с изображением на карточке.

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ:        

Громко-тихо:

Цель :Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания музыки.Материал: карточки с изображением большого и маленького аккордеона(можно другого инструмента)

Описание: Детям предлагается послушать звучание музыки или песни и определить  тихо или громко звучит музыка и показать карточку.

Узнай свой инструмент:

Цель:Упражнять детей в различении тембров звучания разных инструментов.Материал:Карточки с изображением инструментов,инструменты ,которые изображены на карточках ,ширма.

Описание:Ребенокили воспитатель за ширмой играет на инструменте,дети поднимают ту карточку ,на которой изображен инструмент ,на котором играем воспитатель.

Птица и птенчики.

Цель:Упражнять детей в восприятии и различении двух звуков .

Материал: Карточки с изображением большой птицы и маленьких птенчиков.

Описание:дети слушают распевку «Птица и птенчики» и показывают нужную карточку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...