Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»
консультация (младшая группа)

Ленская Юлия Викторовна

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuliya.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Как нам заинтересовать детей и незаметно научить их чему то новому и интересному? На помощь к нам придет игрушка. Не важно, будет ли это сказочный герой или лесной зверь. Детям будет интересно его разглядывать. Они с удовольствием будут слушать его и рисовать для него, или выполнять задания. Театральную деятельность можно использовать и на занятиях по физическому воспитанию. Например, можно надеть маску белки и вот вы уже тренируете прыжки, чтоб лучше прыгать по деревьям. Я включала сказку в комплекс утренней гимнастики и подвижные игры с детьми: «У медведя во бору»«Лошадки»«Мыши водят хоровод»«Зайка серенький сидит». В беседах про правила поведения можно придумать «плохого» и «хорошего» персонажа. Можно даже разыграть не большую сценку. Например, когда один из детей в группе обижает детей. Два медвежонка, один- хороший, другой – плохой. Показать, как обижает медвежонок своего друга, как это не хорошо смотрится, и как это обидно. Использовать театральную деятельность в работе легко, всё зависит от фантазии воспитателя.

Что нам дает театральная деятельность в жизни детского сада? Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Так же театральная деятельность поможет нам в работе в адаптационный период. Для некоторых детей тяжело расстаться с мамой. Тут может прийти в гости маленький котик, который просит, чтоб его пожалели, погладили, покормили. В этот момент ребенок отвлекается и вовлекается в игру.

Когда плохие погодные условия и мы не можем выйти на улицу (мороз или дождь за окном) нам на помощь придет любой вид театральной деятельности. В ненастье, поставь ширму включи настольную лампу и пусть детки поиграют пальчиками, устройте теневой театр. Дети с большим удовольствием будут пробовать себя в новой роли.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях.

Предметно-пространственная среда должна быть доступной и разнообразной, она должна являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка.

Какие же виды театров в детском саду возможно организовать?

• настольный театр;

• стендовый;

• верховой;

• наручный;

• напольный;

• театр живой куклы.

Настольный театр

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду:

1)Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.

2)Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации.К такому виду относятся:

1)Театр на фланелеграф (доске, обтянутой тканью). Для организации такого вида деятельности потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.

2)Магнитный представляет собой металлическую доску, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно,персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.

3)Теневой театр в садах — самый загадочный и необычный для восприятия детейдошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань, фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана, картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

4)«Наручный» театр

К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные»виды театров в детском саду:

- пальчиковый;

- перчаточный.

Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер     зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов. важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою  очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Верховой театр

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет.Бывают следующего вида:

1)В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.

Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.

Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

Напольный театр

В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда»«сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.

Театр живой куклы

Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.

Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказкиПедагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей.

Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Главное проявить фантазию и привлекать родителей к изготовлению кукол. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка добром, лаской, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки вы...

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук&r...

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством  развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности»....

Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора.

Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отды...

Мой педагогический опыт. «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

laquo;Если хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки»Альберт Энштейн...

Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора

В консультации рассказывается как можно в повседневной жизни использовать малые формы фольклора для развития речи детей...