Предметно развивающая среда для детей с ОВЗ с внедрением ФГОС
материал (старшая группа)

Никулина Татьяна Леонидовна

Данная статья о созданиии образовательной средыдля детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikulina_tatyana_leonidovna.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Никулина Татьяна Леонидовна

                        воспитатель

                                                   МАДОУ ДС № 73 «Мишутка»

Предметно развивающая среда

для детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС

В настоящее время любому ребенку с ограниченными возможностями  здоровья (ОВЗ) предоставлена возможность посещать дошкольное учреждение и связано это с введением ФГОС ДО. В связи с этим, перед воспитателями детских садов стоит весьма сложная задача по созданию специальных условий, которые связанные с необходимостью и возможностью образования дошкольников с ограниченными возможностями. Учитывая детский консерватизм, педагогу необходимо не только поддерживать у детей чувства эмоционального комфорта, а формировать пространственную среду, направленную на облегчение процесса социализации всех детей. Весь педагогический процесс  не может быть оторванным от развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Особенности коррекционной работы с детьми раскрываются в ФГОС.

 Для того чтобы образовательный процесс в ДОУ был успешным, педагогу необходимо организовать правильную предметно пространственную среду. Она должна отвечать всем требованиям актуального и перспективного творческого развития каждого ребенка. Построить предметно пространственную среду, которая учитывает восприятие мира ребенком довольно сложно. Предметно пространственная среда должна быть построена так, чтобы создавала бы возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка, а также должна учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т.е. специфику ведущей деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Пространственную среду необходимо наполнить элементами, которые способны стимулировать познавательную, эмоциональную и двигательную деятельность дошкольников, она должна  быть гибкой, она должна принимать любые формы и размеры, она должна сжиматься и разжиматься. Дидактические игры, сюжетно–ролевые игры и пособия должны находиться в свободном доступе для детей. Игрушки и пособия должны соответствовать возрасту и быть безопасными. Пространственная среда созданная педагогами для детей с ОВЗ направлена на преодоление недостаточности психофизического развития детей. Эта среда представляет собой совокупность условий, которые влияют  на всестороннее развитие дошкольника в образовательном учреждении, на состояние его физического и психического здоровья, на успешное его образование. Эта среда выступает в роли движущей силы в процессе становления личности ребенка, тем самым обогащая личностное развитие. Ведь все, что окружает ребенка  формирует его самого и его психику. Вопрос по организация пространственной среды является на сегодняшний день наиболее актуальным и связано это с введением ФГОС ДО.

Для правильного построения коррекционной образовательной среды в ДОУ для дошкольников с ОВЗ необходимо придерживаться следующих принципов:

- принцип развития;

- принцип природосообразности;

- принцип психологической комфортности;

- принцип взаимодействия;

- принцип обучения деятельности;

- принцип доверительного сотрудничества.

- принцип сохранения здоровья.

Необходимым условием предметно пространственной среды для детей с ЗПР, должно отводится речевому уголку. В нем должны находится иллюстрации сюжетных и предметных картинок, игрушки, с помощью которых можно рассказать стихи, сказки, карточки, на которых изображены артикуляция звуков, схемы по разбору слов.

Для детей с нарушением интеллекта в предметно пространственной среде должны присутствовать атрибуты, которые обеспечат приобретение практически  чувственного  опыта и перенос в игровые ситуации.

С детьми,  у которых нарушены коммуникативные навыки,  следует сразу же установить эмоциональный контакт. То есть, общение с ребенком должно строиться таким образом, чтобы оно вызывало только положительные эмоции. Прежде всего,  ребенку должно быть комфортно при  общении, только в этом случае он сможет довериться педагогу. И лишь добившись привязанности,  необходимо развивать более сложные формы взаимодействия. Пространственная среда должна быть направлена на установление доверительного взаимодействия с ребенком.

Предметно развивающей среду для детей с ОВЗ в условиях внедрением ФГОС можно выделить в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования несколько зон:

 - развивающие и творческие игры;  

 - режиссерские и сюжетно-ролевые игры;

 - познавательной активности;

 - речевого развития;

         - самостоятельной деятельности;  

         - экспериментирования;

         - для координации движений;

         - песочная терапия.

Зона развивающих творческих игр состоит из пособий,  направленных на обогащение сенсорного опыта ребенка, на развитие памяти, внимания, мелкой моторики рук и логического мышления. В этой зоне мы используем  кубики Никитина, развивающие игры В.В. Воскобовича «Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей 3-7 лет», которые соответствуют возрасту дошкольников.

В зоне режиссерских игр, дети принимают участие в разнообразных кукольных театрах. Тем самым позволяя ребенку проиграть и пережить конфликтную ситуацию, возможность решить проблему детской психики наиболее удобным способом. Взаимодействие с игрушками позволяет дошкольникам  выражать свое эмоциональное состояние при помощи жестов и мимики. Принимая активное участие в кукольном театре, дети приобретают социальный опыт,  учатся взаимодействовать со сверстниками. Мы используем теневой театр, пальчиковый, настольный, куклы ростовые.  Режиссерские игры доставляют детям огромное удовлетворение. Свои впечатления от участия в режиссерских играх они выражают в танцах рисунках и пению в караоке.

Зона координации движений состоит из  следующих пособий: «Мяч на резинке», «Шагомобиль»,  «Черепаха», «Шарик», «В лабиринте»,  «Тактильные дорожки», «Поймай паука». Все эти игровые пособия дают возможность детям с ОВЗ сформировать навыки на удержания равновесия, помогают  развивать умение ориентироваться в пространстве, и как следствие помогает раскрепостить этих детей, снять мышечное напряжение, снижая при этом агрессивность.

Песочная терапия способствует развитию у дошкольников   сенсорно-перцептивной сферы, особенно его тактильной чувствительности, развитию мелкой моторики, ручной умелости, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, речи, мышления, а также творческих способностей.

Для того чтобы повысить уровень социальной адаптации необходимо поддерживать у детей чувство эмоционального комфорта и психологической защищенности.  Любой ребенок должен ощущать себя защищенным любимым и неповторимым, особенно ребенку с ОВЗ. Созданная предметно-пространственная среда позволит облегчить процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдений принципов ФГОС.

Литература:

1. Игры для развития и коррекции. Методические рекомендации и практические советы.- М.: ИНТ., 2011. – 231 с. Под общей редакцией С. А. Трактуевой.

2. Мариелла Зейц Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. (адаптированный перевод с англ.) – М.: ИНТ, 2010 – 94 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающей среды в ДОО в условиях внедрения ФГОС.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского к...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Организация предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Предметно-развивающая среда в Детском саду.«Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольников чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои спос...

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"...

Роль развивающих игр в предметно - развивающей среде в коррекционных группах с требованиями ФГОС

laquo;Игра- это огромное светлое окно, через которое вдуховный мир ребёнка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире.Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и...

Организация предметно-развивающей среды в ДОО в условиях внедрения ФГОС.

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывает...