Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию.
картотека

Маркина Марина Владимировна

В картотеке представлен перечень дидактических игр по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

                         Картотека

дидактических игр

    по гендерному  

      воспитанию  

                                                  Составила:  воспитатель Маркина М.В.

                                                 2019 г.

         

«Пожелания»

Цель: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)

Ход игры. Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: «Я желаю тебе...»

Например, «Я желаю тебе храбрости», «Я желаю тебе оставаться всегда красивой (доброй и т.д.)»

         

       «Ушки на макушке»

Цель: развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.

Ход игры. Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».

Например, Сережа, Миша, Лена, Вова; Наташа, Даша, Дима, Ксюша.

                             

            «Смайлик»

Цель: развитие смекалки, положительных эмоций. Учить называть, понимать и показывать эмоциональное настроение человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.).

Материал: Смайлик, вырезанные из разноцветной бумаги формы: глаза, брови, рты, носы (для передачи различных эмоциональных состояний).

Ход игры.Ребенку предлагается передать, с помощью предлагаемых деталей, настроение Смайлика, в зависимости от ситуации, которую опишет взрослый.

(Смайлик увидел друзей, Смайлик заболел, Смайлик сердится, Смайлик поет песенку и т. д.)

Когда Смайлик будет собран, детям предлагается отобразить его настроение самим, с помощью мимики, эмоций, жестов.

                             

                              «Собираемся в гости»

Цель: учить детей проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола, приводить в порядок свой внешний вид. Развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными.

Материал: на двух столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, галстуки, пояски и т.д.), сумки, расчески, инструменты, игрушки и т.д.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям посоревноваться, кто быстрее соберется в гости. Играют по двое детей. Они подходят к столам и начинают собираться в гости. Взрослый напоминает детям, что для того, чтобы пойти в гости необходимо привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться и т.д. Остальные дети оценивают.

                                           

                                             «Друг» 

Цель: Учить детей сопереживать близким людям, понимать боль других людей, радоваться успехам своих друзей, проявлять заботу, предлагать свою помощь.

Материал: резиновый мячик, мягкие игрушки.

Ход игры. Дети садятся по кругу, близко друг к другу. В центре сажается любая игрушка, например, заяц. Воспитатель говорит, что зайчик ушиб лапу и плачет, но мы можем помочь ему, если правильно поддержим его и пожалеем. Предлагается, передавая мяч друг другу, произнести слова поддержки и утешения. Например, не плачь, мы доведем тебя до дома; твоя ранка скоро заживет; я помогу тебе встать; я хочу угостить тебя конфеткой; мы помажем колено и забинтуем его; я поглажу тебя по голове, и боль пройдет; я очень люблю тебя и не брошу в беде.

Или другая ситуация, воспитатель говорит, что зайка сегодня помог своему другу убежать от волка. Давайте похвалим зайку, порадуемся за него. Дети, передавая мяч друг другу, произносят слова благодарности (молодец, смелый, отважный, мы тобой гордимся, спасибо тебе, ты настоящий друг и др.)

                          «Вежливые слова» 

  

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры. Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.

Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?

 Как ты отблагодаришь человека за помощь?

 Как нужно обращаться к взрослым людям?

Что нужно говорить при встрече с человеком? (уходя домой, просыпаясь утром, приходя утром в детский садик и т.д).

 Что ты скажешь, если случайно кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.

 Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

                     «Дом добрых дел»

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.                                                                                  

Материал: конструктор                                                      

 Ход игры. Дети берут детали конструктора, строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом они построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

                 «Волшебный цветок» 

 

1 вариант «За что нам нравятся мальчики (девочки)?»

Цель: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах   характера мальчиков и девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные,  вставляются в серединку.   

Ход игры. Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки  с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

2 вариант «Как я дома помогаю?»

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные,  вставляются в серединку

Ход игры. Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.  Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы (готовит, стирает, чинит, пылесосит и др.)

3 вариант «Кто я в семье?»

Цель: Формирование представлений о родственных связях. Учить детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра, племянник, племянница, двоюродный брат и т.д.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные,  вставляются в серединку

Ход игры. С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы (папы, своей бабушки и т. д.)

     «Давайте говорить друг другу                          

                   комплименты»

Цель: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатию к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.                         Материал: два персонажа: Саша и Маша. Туловище кукол сделано из картонных цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка - в кофту, юбку и на голове косынка; цветок (живой или искусственный).                                                                             Ход игры. К детям в гости пришли куклы: Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми, рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал   Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.

                                  «Мы – разные»

Цель: учить детей выделять основные признаки различия и сходства между мальчиками и девочками.  

Ход игры. Дети встают в круг. Педагог, выступающий в роли ведущего, задаёт вопросы детям:                      

    - Кто играет в машинки?                                                

     - Кто носит красивые платья?                                          

    - Болты, шурупы, шестерёнки найдёшь в кармане у…  

    - Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только … И др.

             «Что сначала, что потом»

Цель: закреплять знания детей о возрастных изменениях людей разного пола; развивать связную речь, внимание; воспитывать гендерную принадлежность.

Материал: 1 набор: карточки с изображением девочки, внешний вид которой изменяется с возрастом (девочка-младенец, девочка-дошкольник, девушка, женщина, бабушка). 2-й набор - карточки с изображением мальчиков, внешний вид которых изменяется с возрастом (младенец, дошкольник, юноша, мужчина, дедушка).

 Ход игры. Воспитатель раскладывает карточки на столе. К столу приглашает сначала девочек и предлагает им выбрать и разложить в правильной последовательности карточки с изображением девочек, изменяющимся с возрастом.

 После выполнения задания воспитатель приглашает мальчиков к столу, чтобы проверить правильность выполнения задания. Затем задание выполняют мальчики, а правильность выполнения контролируют девочки.

                            «Отгадай профессию» 

Цель: Закреплять знания детей о мужских и женских профессиях.                                                      Материал: карточки «Профессии».                                                                   Ход игры. Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия. Например, «Человек этой профессии осматривает больного, делает прививку, назначает таблетки. Кто это?» (врач)                                                                

 - Какие еще обязанности выполняет врач?            

  - Есть ли среди вас те, у кого мама или папа (бабушка, дедушка, тетя и т.д.) работают врачами?

 - Кто чаще работает врачом мужчина или женщина? Как вы думаете, почему?                          

 Дети находят картинку с изображением врача.  Взрослый продолжает перечислять действия другой профессии.

             

            «Кто, что носит?»    

Цель: развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки.

Материал: фланелеграф, фигурки мальчика и девочки из картона, предметы одежды и аксессуары (бусы, зонтик, бантик, удочка, галстук и пр.)             Ход игры. Детям предлагается подобрать мальчику и девочке одежду и аксессуары.

                                    «Найди правильно»

Цель: формировать представления детей о гендарных стереотипных видах деятельности человека.                                                                             Материал: набор карточек с изображением девочки, мальчика и предметов труда (лопата, кирпич, пила, нож, молоток, пяльцы, посуда для сервировки стола, продукты и посуда для приготовления пищи, выкройки одежды и пр.).

Ход игры. Детям предлагается подобрать предметы труда для мальчика и для девочки.

             «Девочки – мальчики»

Цель: установить дружеские отношения в группе. Учить рассказывать о себе. Ход игры. Девочки и мальчики садятся напротив друг друга. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.

Примечание. Рассказы детей не должны быть очень длинными или очень короткими. Чтобы маленький автопортрет получился, ведущий должен помочь детям.

               «Надень и попляши»

Цель: воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками, формирование у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола.                                                                                 Ход игры. Все дети ходят по кругу, одна девочка (например, Маша) находится в центре и выполняет движения, соответствующие словам: По дорожке Маша шла, Маша тапочки нашла. Дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Маша, находясь внутри круга, влево.

Маша тапки примеряла,
Чуть надела - захромала.
Стала Маша выбирать
Кому тапочки отдать?                                                                                  Диме тапки хороши,                                                                                        На, надень и попляши.

 Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Маша и Дима свободно пляшут внутри круга. Затем Дима остается в кругу, а Маша идет к детям. В ходе игры девочки приглашают только мальчиков и наоборот.

   

       «Голубка» (русская народная игра)      

 Цель: воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками.    Ход игры. Играющие, становятся в круг. Один из играющих ребят выходит за круг со словами: «Кто идет?».                                                             Девочки, стоящие в кругу, отвечают:                                                                     - Голубка с пером.
- Зачем идет?
- За красоткой.
- За какой?                                                                                                                   - За беленькой.

После этого мальчик проходит за кругом и выбирает девочку.

                 «Сказка наоборот»

Цель: формирование умения войти в образ героя противоположного пола, понять интересы и ценности героев противоположного пола.                        Ход игры. Дети вспоминают сказку с известным сказочным персонажем и изображают его. Только мужских героев (Карлсона, Буратино, Карабаса-Барабаса, Незнайку) изображают девочки, а женских героинь (Красную Шапочку, Крошечку - Хаврошечку, Золушку, Мальвину) - мальчики.

                     «Утка и утята»

Цель: создание у детей общности переживания, воспитание ценности за других, формирование у девочек способности и желания заботиться о малышах.                                                                                                     Материал: покрывало.                                                                                       Ход игры. В игре участвуют мама-утка, маленькие утята (4—5 детей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль берет на себя воспитатель). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Она укрывает детей покрывалом так, чтобы все дети спрятались под ним. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. После этого мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.

                     «Чемодан»

Цель: формирование представлений у детей о мужской и женской одежде.  Материал: 2 чемодана (один красного, другой синего цвета), картинки с изображением женской и мужской одежды.                                                     Ход игры. Педагог просит ребенка представить, что папа (мама) собирается в командировку (в отпуск) и укладывает чемодан. Нужно наполнить чемодан соответствующими полу вещами.

                  «Исправь ошибку»

Цель: формирование знаний о правилах этикетного поведения мальчиков и девочек.                                                                                                       Материал. Набор сюжетных карточек:                                                     Мальчик сидит в автобусе, девочка стоит.

Девочка в автобусе сидит, мальчик стоит.

Мальчик нюхает цветы, девочка несет ведро с водой для полива.

Девочка нюхает цветы, мальчик несет ведро с водой для полива.

В дверь выходит мальчик, за ним девочка.

В дверь выходит девочка, мальчик ее пропускает.

Мальчик садится за стол, девочка двигает стул, помогая ему сесть.

Девочка садится за стол, мальчик двигает стул, помогая ей сесть.

Ход игры. Детям предлагается найти «правильную» картинку и объяснить свой выбор.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию.

« За что нам нравятся мальчики (девочки)?» Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек. Ма...

Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию для детей дошкольного возраста. Составила :воспитатель Новикова Е.В.

Картотека дидактических игр по гендерному воспитаниюдля детей дошкольного возраста.Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя дев...

Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию для средней группы

Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе....

Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию

Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе. Устаревший стереотип «мальчикам – машинки, д...

Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию

Картотека игр по гендерному воспитанию дошкольников....

Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию для детей дошкольного возраста.

Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести    себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе. Устаревший стереотип «маль...

Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию

Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию...