Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через художественное слово
методическая разработка (младшая группа)

Дахова Лариса Степановна

Дахова Л.С. (РФ, Адыгея, г. Майкоп, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2», mbdou-2@mail.ru)

Цветы — как дети: на добро щедры,

И щедро нежность, людям отдавая,

они растут, сердца обогревая,

как маленькие теплые костры.

Берегите детей и цветы! Любите их!

От этого только каждый из нас с вами

станет еще на чуточку красивее,

нежнее и мудрее!

Р. Гамзатов

1 .Введение

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.

В современном мире экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые нравственные проблемы: развитие интереса к природе, наблюдательности, воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к ней. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

При встрече ребёнка с природой должны решаться в единстве познавательные, нравственные и эстетические задачи. Именно поэтические произведения дают доступные представления дошкольникам о гуманном отношении к природе, и могут быть использованы для экологического воспитания и развития.

2. Основная часть

Предлагаю Вам рассмотреть, как с помощью сказки Владимира Ивановича Даля «Старик - годовик» можно объяснить детям:

  1. Что такое сутки?
  2. Сколько суток в неделе?
  3. Сколько дней в неделе?
  4. Сколько недель в месяце?
  5. Сколько месяцев в году?

Я хочу представить Вашему вниманию птиц-месяцев, которые были сделаны по сказке В.И.Даля. Всего этих сказочных птиц 12, по количеству месяцев в году.

 

Давайте рассмотрим 3 весенние птицы:

У каждой птицы по 4 крыла, потому что в месяце 4 недели.

На каждом крыле по 7 перьев, потому что в неделе 7 дней.

Каждое перо черно-белое, потому что сутки - это день и ночь.

Каждая весенняя птица месяц имеет свой цвет и название:

Первая светло-зеленая птица называется «Березень», так в старину называли месяц март, потому что первые почки появлялись на березе.

Вторая ярко-зеленая птица называлась «Цветень», так в старину называли апрель потому, что расцветали первые цветы.

Третья темно-зеленая птица называлась «Травень», так в старину называли май потому, что все деревья, кусты и земля были покрыты сочной зеленью и травой.

Работая по сказке В.И. Даля, я сочинила стихотворение для детей «Я расту», которое можно использовать как физминутку:

 

Я расту

День с ночью повстречаются

И в сутки превращаются.

А семь дней неразлучных

В недельку собираются.

Сутки в недельке, месяцы - в году

Так проходит время: и я расту.

Четыре недельки в месяце живут

А двенадцать месяцев годом зовут

Сутки в недельке, месяцы - в году

Так проходит время: и я расту.

За весною лето за осенью - зима

Четыре разных времени встречаем мы всегда

Сутки в недельке, месяцы - в году

Так проходит время: и я расту.

Дахова Л.С.

 

В своей работе с детьми я поняла, что именно стихи помогают быстрее запомнить и понять детям смысл сложных слов и явлений в природе. Поэтому сейчас я вам представлю свои стихи, которые помогают мне и детям в процессе экологического развития и воспитания.

Для знакомства детей с экологией как наукой о природе предлагаю Вам стихотворение «Фея-экология».

Фея Экология

Что-то случилось вдруг.

Земля задрожала!, и тут

Вода испарилась из рек,

И стал погибать человек.

Все птицы, деревья, трава исчезли, сгорели дотла.

И вдруг зарыдала земля:

«О, жизнь! Как ты мне дорога и нужна!»

И сразу ударил гром, и дождик всю землю отмыл.

И смыл все, как страшный сон.

Радугой путь проложил.

По ней и спустилась она -

Экологии фея сама.

И вмиг распустились сады и цветы.

Птицы запели от шума воды.

Ожили все горы, леса и моря.

Феей хранимая наша Земля.

 

В старшем дошкольном возрасте ребятам интересно узнать о планетах солнечной системы. Чтобы детям было легче запомнить последовательность 9 планет и их названия, можно разучить стихотворение «Планеты солнечной системы».

 

Планеты солнечной системы

Девять подружек собрались в ряд.

Солнце их держит как мама ребят.

Все дружат и кружат возле нее,

И жизнь на планете нам дарит оно.

Меркурий - как младшая, рядом стоит.

Венера - с любовью ее сторожит.

Земля - удивляя, цветет и живет.

А Марс - потихоньку ее бережет.

Юпитер - как старший огромен и горд.

Сатурн — крутит обруч назад и вперед.

Уран - повторяя, не отстает.

Нептун - наблюдает.

Плутон - стережет.

Всегда неразлучны все девять они.

Все в ряд, друг за другом сестрицы Земли.

Все дружат и кружат, считая нам дни.

А мы с вами гости планеты Земли.

Стихотворение «Ярило» поможет детям запомнить, как в старину называли солнце.

 

Ярило

Нас утром будит солнышко

И дарит настроение.

А ночью посылает смешные сновидения.

Яркое, яркое, солнышко - Ярило.

Ярило, Ярило нам утро подарило.

Пускай нам светит вечно солнышко - Ярило!

И чтобы после ночи

Оно к нам приходило.

 

Во время занятий по «Календарному цветку» дети учатся не только бережно относиться к цветам, но и запоминают период цветения каждого из них. Сделать занятие интересным помогают детям стихи «Подснежник» и «Берегите Первоцветы!»

 

Подснежник

Пробиваясь сквозь снег,

Подснежник растет.

Лучик света от солнца

За собой он.несет.

Красотою своей обогреет сердца

И сказать можно смело:

«Ты прекрасна, Весна!»

Не срывайте подснежник,

Берегите его!

Он согреет всю землю и украсит ее!

 

Первоцветы.

Нам землю согревают первоцветы

После метелей, вьюги и снегов.

Ведь в Адыгее знают даже дети:

Что первоцветы не боятся холодов!

Сквозь снег, на радость людям пробиваясь,

Они спешат согреть сердца у всех:

Цветком изящным, стеблем преклоняясь - Подснежник нежный, яркий Цикламен.

Вы приглядитесь к первоцветам, полюбуйтесь:

Они нежны и щедростью полны!

Их берегите и любите, люди -

Все первоцветы несказанно хороши!

 

Чтобы научить детей любить и беречь диких животных и запомнить их разновидности можно использовать стихотворение «Мишки» и дидактическую игру «Кубик-рубик».

 

Мишки

Живут на свете мишки,

Мишки - топтыжки.

Плавают, играют,

Добычу собирают.

Бурые медведи, белые медведи,

Панда и коала, вас совсем не мало.

Мишки, вы мишки, разные все мишки, Панда и коала, вас осталось мало.

В берлоге засыпают, в снегу не замерзают,

И там, на белой льдине, детенышей ласкают.

Пускай живут на свете

Разные медведи.

Пускай не пропадают и землю украшают!

 

Научить любить природу родного края и запомнить название рек, нашей Республики Адыгея поможет стихотворение «Река мечты».

 

Река мечты

 

Текут в Адыгее реки:

Белая, Курджипс и Лаба.

Все знают - взрослые, дети,

Красивые их берега.

Над Белой стоит наш садик,

«Полянкой» назвали его.

Голосами детей он славит

Названье родное свое.

К берегу речки Белой,

Вода постоянно зовет,

Плескаясь, журча и играя,

Ласково всех обольет.

Ты, Белая - речка, прекрасна!

Твои берега нам нужны.

Беги к нам, и знай - не напрасно

Украсишь наш берег мечты!

 

 

 

 

3. Заключение

Из своего опыта работы я поняла, что художественное слово - наиболее эффективный метод работы по развитию экологической культуры у детей. А закончить хотелось бы словами Р.Гамзатова:

С целым миром спорить я готов,

я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы как люди плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит - всех прошу я в сад:

Видите, качаясь еле-еле,

На людей застенчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

 

Литература

  1. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду// Изд-во: Мозика-Синтез, - М: 2004-122с.
  2. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на- Дону: Феникс, 1996. - 480 с.
  3. Зацепина В. Планета Земля - наш общий Дом (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. - 1996. -№ 7. - С. 29-36.
  4. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство - пресс, 2000. - 319 с.
  5. Р. Гамзатов «Наследники», 2013.
  6. Даль В.И. Старик-годовик. - Издательский дом: Детская литература- 1979.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через художественное слово

Дахова Л.С. (РФ, Адыгея, г. Майкоп, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 2», mbdou-2@mail.ru)

Цветы — как дети: на добро щедры,

И щедро нежность, людям отдавая,

они растут, сердца обогревая,

как маленькие теплые костры.

Берегите детей и цветы! Любите их!

От этого только каждый из нас с вами

станет еще на чуточку красивее,

нежнее и мудрее!

Р. Гамзатов

1 .Введение

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.

В современном мире экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые нравственные проблемы:        развитие интереса к природе, наблюдательности, воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к ней. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

При встрече ребёнка с природой должны решаться в единстве познавательные, нравственные и эстетические задачи. Именно поэтические произведения дают доступные представления дошкольникам о гуманном отношении к природе, и могут быть использованы для экологического воспитания и развития.

2. Основная часть

Предлагаю Вам рассмотреть, как с помощью сказки Владимира Ивановича Даля «Старик - годовик» можно объяснить детям:

  1. Что такое сутки?
  2. Сколько суток в неделе?
  3. Сколько дней в неделе?
  4. Сколько недель в месяце?
  5. Сколько месяцев в году?

Я хочу представить Вашему вниманию птиц-месяцев, которые были сделаны по сказке В.И.Даля. Всего этих сказочных птиц 12, по количеству месяцев в году.


Давайте рассмотрим 3 весенние птицы:

У каждой птицы по 4 крыла, потому что в месяце 4 недели.

На каждом крыле по 7 перьев, потому что в неделе 7 дней.

Каждое перо черно-белое, потому что сутки - это день и ночь.

Каждая весенняя птица месяц имеет свой цвет и название:

Первая светло-зеленая птица называется «Березень», так в старину называли месяц март, потому что первые почки появлялись на березе.

Вторая ярко-зеленая птица называлась «Цветень», так в старину называли апрель потому, что расцветали первые цветы.

Третья темно-зеленая птица называлась «Травень», так в старину называли май потому, что все деревья, кусты и земля были покрыты сочной зеленью и травой.

Работая по сказке В.И. Даля, я сочинила стихотворение для детей «Я расту», которое можно использовать как физминутку:

Я расту

День с ночью повстречаются

И в сутки превращаются.

А семь дней неразлучных

В недельку собираются.

Сутки в недельке, месяцы - в году

Так проходит время: и я расту.

Четыре недельки в месяце живут

А двенадцать месяцев годом зовут

Сутки в недельке, месяцы - в году

Так проходит время: и я расту.

За весною лето за осенью - зима

Четыре разных времени встречаем мы всегда

Сутки в недельке, месяцы - в году

Так проходит время: и я расту.

Дахова Л.С.

В своей работе с детьми я поняла, что именно стихи помогают быстрее запомнить и понять детям смысл сложных слов и явлений в природе. Поэтому сейчас я вам представлю свои стихи, которые помогают мне и детям в процессе экологического развития и воспитания.

Для знакомства детей с экологией как наукой о природе предлагаю Вам стихотворение «Фея-экология».

Фея Экология

Что-то случилось вдруг.

Земля задрожала!, и тут

Вода испарилась из рек,

И стал погибать человек.

Все птицы, деревья, трава исчезли, сгорели дотла.

И вдруг зарыдала земля:

«О, жизнь! Как ты мне дорога и нужна!»

И сразу ударил гром, и дождик всю землю отмыл.

И смыл все, как страшный сон.

Радугой путь проложил.

По ней и спустилась она -

Экологии фея сама.

И вмиг распустились сады и цветы.

Птицы запели от шума воды.

Ожили все горы, леса и моря.

Феей хранимая наша Земля.

В старшем дошкольном возрасте ребятам интересно узнать о планетах солнечной системы. Чтобы детям было легче запомнить последовательность 9 планет и их названия, можно разучить стихотворение «Планеты солнечной системы».

Планеты солнечной системы

Девять подружек собрались в ряд.

Солнце их держит как мама ребят.

Все дружат и кружат возле нее,

И жизнь на планете нам дарит оно.

Меркурий - как младшая, рядом стоит.

Венера - с любовью ее сторожит.

Земля - удивляя, цветет и живет.

А Марс - потихоньку ее бережет.

Юпитер - как старший огромен и горд.

Сатурн — крутит обруч назад и вперед.

Уран - повторяя, не отстает.

Нептун - наблюдает.

Плутон - стережет.

Всегда неразлучны все девять они.

Все в ряд, друг за другом сестрицы Земли.

Все дружат и кружат, считая нам дни.

А мы с вами гости планеты Земли.

Стихотворение «Ярило» поможет детям запомнить, как в старину называли солнце.

Ярило

Нас утром будит солнышко

И дарит настроение.

А ночью посылает смешные сновидения.

Яркое, яркое, солнышко - Ярило.

Ярило, Ярило нам утро подарило.

Пускай нам светит вечно солнышко - Ярило!

И чтобы после ночи

Оно к нам приходило.

Во время занятий по «Календарному цветку» дети учатся не только бережно относиться к цветам, но и запоминают период цветения каждого из них. Сделать занятие интересным помогают детям стихи «Подснежник» и «Берегите Первоцветы!»

Подснежник

Пробиваясь сквозь снег,

Подснежник растет.

Лучик света от солнца

За собой он.несет.

Красотою своей обогреет сердца

И сказать можно смело:

«Ты прекрасна, Весна!»

Не срывайте подснежник,

Берегите его!

Он согреет всю землю и украсит ее!

Первоцветы.

Нам землю согревают первоцветы

После метелей, вьюги и снегов.

Ведь в Адыгее знают даже дети:

Что первоцветы не боятся холодов!

Сквозь снег, на радость людям пробиваясь,

Они спешат согреть сердца у всех:

Цветком изящным, стеблем преклоняясь - Подснежник нежный, яркий Цикламен.

Вы приглядитесь к первоцветам, полюбуйтесь:

Они нежны и щедростью полны!

Их берегите и любите, люди -

Все первоцветы несказанно хороши!

Чтобы научить детей любить и беречь диких животных и запомнить их разновидности можно использовать стихотворение «Мишки» и дидактическую игру «Кубик-рубик».

Мишки

Живут на свете мишки,

Мишки - топтыжки.

Плавают, играют,

Добычу собирают.

Бурые медведи, белые медведи,

Панда и коала, вас совсем не мало.

Мишки, вы мишки, разные все мишки, Панда и коала, вас осталось мало.

В берлоге засыпают, в снегу не замерзают,

И там, на белой льдине, детенышей ласкают.

Пускай живут на свете

Разные медведи.

Пускай не пропадают и землю украшают!

Научить любить природу родного края и запомнить название рек, нашей Республики Адыгея поможет стихотворение «Река мечты».

Река мечты

Текут в Адыгее реки:

Белая, Курджипс и Лаба.

Все знают - взрослые, дети,

Красивые их берега.

Над Белой стоит наш садик,

«Полянкой» назвали его.

Голосами детей он славит

Названье родное свое.

К берегу речки Белой,

Вода постоянно зовет,

Плескаясь, журча и играя,

Ласково всех обольет.

Ты, Белая - речка, прекрасна!

Твои берега нам нужны.

Беги к нам, и знай - не напрасно

Украсишь наш берег мечты!

3. Заключение

Из своего опыта работы я поняла, что художественное слово - наиболее эффективный метод работы по развитию экологической культуры у детей.

А закончить хотелось бы словами Р.Гамзатова:

С целым миром спорить я готов,

я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы как люди плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит - всех прошу я в сад:

Видите, качаясь еле-еле,

На людей застенчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

Литература

  1. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду// Изд-во: Мозика-Синтез, - М: 2004-122с.
  2. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на- Дону: Феникс, 1996. - 480 с.
  3. Зацепина В. Планета Земля - наш общий Дом (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. - 1996. -№ 7. - С. 29-36.
  4. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство - пресс, 2000. - 319 с.
  5. Р. Гамзатов «Наследники», 2013.
  6. Даль В.И. Старик-годовик. - Издательский дом: Детская литература- 1979.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа...

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Развитие речи детей дошкольного возраста через художественное слово

развиваем речь детям дошкольного возраста через художественное слово...

Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста через художественное слово»

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и...