Решение задач интеллектуального и социального развития ребёнка-дошкольника в процессе освоения проектной деятельности.
статья

Сергеева Лариса Владимировна

В современных условиях компетентная  личность становится востребованной обществом на всех ступенях её развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, постоянно требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Ценностью личности современного человека признаётся способность быть мобильной, динамичной, обретающей устойчивость в развитии и самореализации. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий и интеллектуальный  потенциал.

Концепция непрерывного образования акцентирует внимание на следующих основных ориентирах обновления дошкольного и начального звеньев:

  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой, социальной и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе;
  • включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

            Мониторинг результатов деятельности детей по направлениям, который регулярно ведётся в нашем учреждении, наряду с высоким общим показателем (93%) по интеллектуальным направлениям развития детей (развитие речи, обучение грамоте, математика, экология и ознакомление с окружающим), показывал ежегодно высокий процент (43%) компетентно пассивных детей с такими слабо выраженными качествами, как:

-   интерес к работе в паре или группе;

-   проявление инициативы в создании речевого продукта деятельности;

- умение привлечь к себе внимание собеседника, поскольку проявляются безучастность в разговоре и отсутствие положительных эмоций;

-   умение синтезировать и анализировать материал и информацию;

-   умение планировать свою деятельность;

-   сформированность умения действовать;

-   ребёнок не знает,  как выполнить задуманное.

А факт наличия всех этих показателей неоспоримо важен для будущего школьника.image                       

        Таким образом, одной из ведущих целей нашего учреждения стало  создание условий для полноценного развития личности ребёнка, способного к адаптации и интеграции в общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proetnaya_deyat.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Решение задач интеллектуального и социального развития ребёнка-дошкольника в процессе освоения проектной деятельности.

 

                                                

В современных условиях компетентная  личность становится востребованной обществом на всех ступенях её развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, постоянно требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Ценностью личности современного человека признаётся способность быть мобильной, динамичной, обретающей устойчивость в развитии и самореализации. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий и интеллектуальный  потенциал.

Концепция непрерывного образования акцентирует внимание на следующих основных ориентирах обновления дошкольного и начального звеньев:

  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой, социальной и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе;
  • включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

             Мониторинг результатов деятельности детей по направлениям, который регулярно ведётся в нашем учреждении, наряду с высоким общим показателем (93%) по интеллектуальным направлениям развития детей (развитие речи, обучение грамоте, математика, экология и ознакомление с окружающим), показывал ежегодно высокий процент (43%) компетентно пассивных детей с такими слабо выраженными качествами, как:

-   интерес к работе в паре или группе;

-   проявление инициативы в создании речевого продукта деятельности;

- умение привлечь к себе внимание собеседника, поскольку проявляются безучастность в разговоре и отсутствие положительных эмоций;

-   умение синтезировать и анализировать материал и информацию;

-   умение планировать свою деятельность;

-   сформированность умения действовать;

-   ребёнок не знает,  как выполнить задуманное.

А факт наличия всех этих показателей неоспоримо важен для будущего школьника.                       

        Таким образом, одной из ведущих целей нашего учреждения стало  создание условий для полноценного развития личности ребёнка, способного к адаптации и интеграции в общество.

             Преследуя цель интеграции ребёнка-дошкольника в окружающий мир, мы определяем метод проектов, как технологию педагогического сопровождения ребёнка в его активной интеллектуально-познавательной и социальной  деятельности. Данная технология является средством развития инициативности и способности к самоорганизации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, способности к созидательной деятельности. В качестве основной цели использования метода проектов мы видим  формирование у воспитанников умений компетентно и автономно действовать в настоящей и будущей жизни, адекватно воспринимать сверстников и взрослых в процессе взаимодействия, что позволит в дальнейшем осуществлять самостоятельно и ответственно собственную деятельность.

                 На наш взгляд, исходя из проблемы,  необходимо  активное применение образовательных  технологий, ориентированных на социализацию личности дошкольника.    

                 Вследствие этого, нами и были определены и внедрены в практику основные аспекты модернизации целостной системы воспитательно-образовательной работы в учреждении:

        Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к познанию социального мира и себя в нём, который предполагает   работу по реализации задач в условиях активного взаимодействия воспитанников с окружающими эмоционально-практическим путём – через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту:

 - Внедрение техники обучения детей проектной деятельности в целостный образовательный процесс ДОУ на основе базовой программы;

- Обогащение развивающей среды материалом, позволяющим развить умения узнавать, утверждаться в своих предположениях или опровергать их в исследовательской деятельности.

                 Отправной точкой в работе педагогов стало определение того, каким образом в проектной деятельности будут реализовываться принципы индивидуально-ориентированного развивающего обучения:

1) Посредством  диалога, в котором педагог перестаёт выполнять  функцию обучающего, а задаёт «пространство» возможных целей деятельности и путей их достижения, из которых ребёнок выбирает наиболее соответствующие его индивидуальности. Педагог скорее сопровождает, а не учит, как необходимо делать и что необходимо знать, стимулирует творческую и поисковую активность дошкольника.

2) Вследствие повышения мотивации к процессам и способам познания действительности, позволяя тем самым сделать его интересным.  А, как известно, именно эта задача была и остаётся в развитии интеллектуальных способностей дошкольников уязвимым местом.

3) Обеспечения целостности развития личности ребёнка посредством интеграции направлений развития (познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического). Проектное обучение раздвигает узкие рамки занятий по отдельным методикам и помогает получить комплексные знания.

4) Обеспечения приобретения личного опыта осмысления и практического применения информации о мире. Это способствует более глубокому усвоению знаний, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлемую часть любой компетенции (интеллектуальной, языковой, социальной и др.)

              Далее нами было произведено выявление интересов, потребностей детей, анализ данных диагностических исследований с целью обеспечения мотивации   детей во время предстоящих занятий. На  основе этой информации:

 - разрабатывалось перспективное и календарное планирование с учётом личностных характеристик и возрастных особенностей детей;

-  разрабатывались конспекты  самих проектов.  

              С целью повышения качественного уровня самоорганизации детей,  нами использовались «Правила участия в проекте»:

- дети внимательно слушают друг друга;

- каждый участник работы сообщает товарищу, как он думает выполнить ту или иную задачу и одновременно советуется с ним;

- вопрос ребёнка обращён к партнёру по работе и от него ожидается ответ, уточнение, поправка;

- дети проявляют терпение, настойчиво пытаются разъяснить собеседнику свою точку зрения;

- необходимо обсуждать план предстоящей работы, координировать свои действия по его выполнению;

- сталкиваясь с трудностями, дети обращаются к товарищу или взрослому партнёру за советом, помощью, дружеской поддержкой;

- ребёнок, взявший на себя обязательство, должен выполнить его, чтобы не подвести товарищей;

- любой труд заслуживает уважения и поощрения успеха товарищами.

             Для реализации задач интеллектуального и социального развития детей за основу нами были взяты следующие типы проектов: исследовательско-творческие, информационно-практико-ориентированные и творческие, поскольку именно в этих типах проектов формируются основные необходимые компетенции ребёнка.

  1. В исследовательско-творческих проектах дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, альбомов, драматизации, детского дизайна, тем самым, расширяя кругозор и реализуя свои потребности в познании и деятельности.
  2. В информационно-практико-ориентированных дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы, а затем оформляют познавательные зоны и  дизайн группы, витражи и многое другое, развивая не только необходимые качества, но и получая продукт своей деятельности.
  3. В творческих результат оформляется в виде детского праздника, выставки, вернисажей и других интересных видов детского творчества.

     Для педагогов достаточно сложным, оказалось организация собственной деятельности и деятельности  детей в ходе реализации проекта.  Для конкретизации действий участников проекта, в результате поиска, нашей творческой группой был разработан алгоритм реализации проекта:

Деятельность педагога

Деятельность детей

1-й этап – погружение в проект

Представляет:

  1. проблему проекта
  2. игровую (сюжетную) ситуацию
  3. цель и задачи

Осуществляют:

1) личностное присвоение проблемы

  1. вживание в игровую (сюжетную) ситуацию
  2. принятие, дополнение и конкретизация цели и задач

2-й этап – организация деятельности

Предлагает и помогает:

4) в организации рабочих групп

5) в распределении амплуа и ролей в группе

6) в планировании работы

7) в определении источников информации, уточнении правил работы в группе

8) в выборе формы и способов осуществления презентации

Осуществляют:

  1. разбивку на рабочие группы
  2. распределение ролей в группе
  3. планирование работы по решению задач проектов
  4. определение источников информации
  5. выбор формы и способов презентации результатов

3-й этап – осуществление деятельности

Ограничивает собственное участие в деятельности групп:

9) консультирует и даёт новые знания, когда у детей возникает необходимость

10) оказывает практическую помощь при необходимости

11) способствует развитию умений общаться, слушать, обосновывать своё мнение, уважать мнение товарища

12) направляет и ненавязчиво контролирует деятельность детей

Работают активно и самостоятельно:

9) консультируются, обращаются с вопросами и просьбой научить по собственной инициативе

10) применяют знания в практической деятельности

11) демонстрируют и совершенствуют в рабочей подгруппе коммуникативные,

проектно-исследовательские, практические навыки и умения

12) подготавливают презентацию результатов

4-й этап - презентация

Участвует в обсуждении результатов проекта:

13) обобщает и резюмирует полученные результаты

14) побуждает детей рефлексировать деятельность и результаты, давать адекватную взаимооценку

15) акцентирует внимание на социальной значимости проекта

16) подводит итоги обучения

Демонстрируют и анализируют:

13) понимание проблемы, задачи, которая стояла в начале работы

14) найденный способ решения проблемы

15) планирование и осуществление работы в подгруппе

16) умение давать оценку собственного продукта деятельности каждого члена подгруппы и других подгрупп

           Понимая, что любое взаимодействие  с детьми дошкольного возраста невозможно без активного участия  родителей, мы составили единый план работы по осуществлению проектов, который включает в себя как повышение компетентности родителей, так и совместную деятельность. В процессе сотрудничества нами были реализованы семейные проекты «День здоровья», «Секрет счастливой семьи», «Масленица», «Поделки из природного материала».

                 Так как,  данная работа шла не только на специально организованных занятиях, а в большей степени,  в совместной деятельности с детьми, мы разработали памятку по календарному планированию. Эта разработка  включает в себя,  наряду с реализацией  программных задач, мероприятия  по  обучению элементам  проектного метода  в совместной и индивидуальной деятельности с детьми (трудовая, игровая деятельность, проблемные ситуации, специальные игровые упражнения на развитие проектных умений и навыков),  и мероприятия по формированию социальной компетентности (чтение художественной литературы,  беседы на нравственные темы, сюжетно-ролевые игры).

                 Следующим шагом,  была разработка перспективного планирования по развитию речи, экологии, ознакомлению с явлениями общественной жизни и конструированию с использованием проектной технологии для старшей и подготовительной групп. Программное содержание занятий было дополнено специальными задачами по обучению детей проектным умениям и навыкам. В результате этой деятельности педагогами ДОУ  были разработаны и апробированы конспекты 10 долгосрочных, 15 краткосрочных и 4 семейных проектов.

    Направленность проектов на развитие познавательной сферы дошкольника позволила  нам обеспечивать интеллектуальную готовность к обучению в школе, формировать навыки умственного труда у наших воспитанников. Овладение проективными навыками и умениями, как  необходимая составляющая метода проектов, формирует у детей умения прогнозировать, целеполагать, организовывать и рефлексировать собственную деятельность.

            Анализ исходной и итоговой диагностики результатов интеллектуального развития воспитанников показал следующий результат: динамика роста за 2 года составила в среднем 30%.

              В процессе проектной деятельности значительно повысился общий уровень интеллектуального развития детей, а так же такие специальные умения детей как:

- мыследеятельностные – выдвижение идей, целеполагание и формулирование задач, выдвижение гипотез, обоснование выбора пути деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ;

- презентационные – построение сообщения о проделанной работе, умение выбрать способы и формы наглядной презентации (продукта) результатов деятельности;

- поисковые – находить информацию, формулировать вопросы;

- информационные – структурирование информации, выделение главного.

Параллельно с решением задач интеллектуального развития реализуется  и работа  по социальному развитию детей.

                 В качестве основных векторов деятельности педагогов мы выделили следующие:

1.   Активизация  потенциальных возможностей ребёнка.

2.  Содействие в осознании им своих индивидуальных способностей.

3.   Раскрытие перед ним ценностей окружающего мира.

4. Обучение ребёнка выстраиванию системы отношений с окружающим миром на основе своих индивидуальных особенностей.

           5.  Оказание помощи в самореализации, построении перспективы своего развития во всех видах деятельности.

        Так как специфика процесса формирования социальной компетентности, а так же своеобразие протекания проектной деятельности определяется возрастными и индивидуальными особенностями дошкольника, то  на первом этапе нами был проделан следующий объём работы:

1) Создана развивающая среда для развития у детей проектных умений и социальных навыков. Она включила в себя игровые зоны и уголки, позволяющие развивать в ребёнке самостоятельность, инициативность, навыки сотрудничества, мыследеятельностные умения, навыки планирования и выполнения деятельности, поисковые и информационные умения. Созданные таким образом условия дают возможность реализоваться детям в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

            2) Для исследования уровня сформированности социальной компетентности детей психолого-педагогической службой были разработаны критерии оценки формирования социальной компетентности  дошкольника.

3) Выявили психолого-педагогических особенности формирования социальной компетентности дошкольника посредством проектной деятельности;

           Помимо освоения инновационной теории, мы систематически исследовали уровень сформированности социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста, а так же составили модель формирования социальной компетентности дошкольников.

4) С целью оптимизации воспитательно-образовательной деятельности педагогами была пересмотрена используемая в практике педагогическая технология и внесены в неё существенные изменения.

                Для реализации задач формирования социальной компетентности детей социально – психологической службой были разработаны и апробируются в практической деятельности проекты парциальных программ социального и психологического блоков.

               С целью интеграции направлений развития детей и обеспечения комплексного подхода было разработано перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой и подобраны произведения, содержание которых способствуют формированию необходимых качеств у детей старшего дошкольного возраста на специально организованных занятиях.

              Так же использовалась разработка  перспективного плана проблемных ситуаций и упражнений в совместной деятельности с детьми по формированию социальной компетентности у детей  дошкольного возраста.

               Динамика уровня развития детей составила за два года 33%

               Сопоставив результаты исследования,  мы пришли к интересному заключению. Налицо зависимость характера протекания совместной проектной деятельности (умение совместно договориться о способе решения проблемы, наметить план работы, распределить обязанности и т.п.) от уровня социальной компетентности детей. И наоборот, именно в совместной проектной деятельности становится возможным воспитание характеристик ребенка, свидетельствующих о его социальной компетентности. Мы убедились в том,  что проектная деятельность может выступать как эффективный метод воспитания социальной компетентности и развития интеллектуальных способностей, так как результат педагогической деятельности выражен в позитивных изменениях в ребёнке, представленных в виде следующих социально важных качеств:

  • уважает желания других людей;
  • способен выбрать адекватную альтернативу поведения;
  • умеет попросить о помощи и оказать её;
  • умеет сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме;
  • хорошо ориентируется в новой обстановке;
  • чувствует своё место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих;
  • управляет своим поведением и способами общения;
  • может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, не мешая своим поведением другим;
  • самостоятельно планирует и выполняет свою деятельность.      

На основе вышеизложенного можно с уверенностью говорить о положительном влиянии использования проектного метода в решении задач интеллектуального и социального развития ребёнка-дошкольника.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

Мультфильмы для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

laquo;Подборка мультипликационных фильмов для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: аннотированный каталог.В методическом пособии представлена подбор...

Консультация для педагогов на тему: «Индивидуальный подход к коррекции недостатков социального развития ребёнка дошкольника».

Социальное развитие - это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятел...

Мультфильмы для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

laquo;Подборка мультипликационных фильмов для решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: аннотированный каталог.В методическом пособии представлена подбор...