Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Чтоб под каждым под кустом был готов и стол, и дом…» (История одного экспоната)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: создание условий для ознакомления детей  с предметом военного обмундирования солдат Великой Отечественной войны – плащ –палаткой.

Задачи:

Образовательные задачи:

- ознакомить с историей возникновения плащ –палатки в военном обмундировании;

- сформировать представление о способах применения солдатами и медицинскими работниками плащ –палатки во времена Великой Отечественной войны;

Развивающие задачи:

- развивать интерес к истории Великой Отечественной войны;

Воспитательные задачи:

- способствовать формированию патриотизма;

- формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

«Чтоб под каждым под кустом был готов и стол, и дом…» (История одного экспоната)

Цель: создание условий для ознакомления детей  с предметом военного обмундирования солдат Великой Отечественной войны – плащ –палаткой.

Задачи:

Образовательные задачи:

- ознакомить с историей возникновения плащ –палатки в военном обмундировании;

- сформировать представление о способах применения солдатами и медицинскими работниками плащ –палатки во времена Великой Отечественной войны;

Развивающие задачи:

- развивать интерес к истории Великой Отечественной войны;

Воспитательные задачи:

- способствовать формированию патриотизма;

- формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;

Ход занятия.

Мотивационный этап.

Воспитатель: На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Воспитатель: Дети, сегодня почтальон Печкин принёс нам в группу посылку, давайте её откроем. (Воспитатель открывает посылку и достаёт плащ– палатку).

– Интересно, что это такое? В посылке есть письмо.  (Воспитатель читает)

«Дорогие, дети! Вам пишет Незнайка. У себя на чердаке нашел эту очень старую вещь, но не знаю, для чего она нужна. Помогите!»

(Воспитатель предлагает детям предположить, что это за вещь, и зачем она нужна).

–Пора нам узнать, что это за вещь, а для этого мы отправляемся в музей. Я предлагаю вам отправиться на воздушном шаре.

–Садимся поудобнее. Мы поднимаемся всё выше и выше, а  пока мы летим, давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая игра «Мы солдаты»

-Мы солдаты- все бойцы, удалые молодцы.

Два больших и смелых малых, и солдат в боях бывалых.

Два – гвардейца, храбреца, два сметливых молодца,

Два героя безымянных, но в работе очень рьяных.

Два мизинца – коротышки, очень славные мальчишки.

1,2, 3, 4, 5- будем мы солдат считать.

Встали пальцы дружно в ряд, десять крепеньких солдат.

Воспитатель: –Пора нам снижаться. Наш воздушный шар приземлился около здания музея.

–Кто из вас уже был в музее?

–Зачем люди создают музеи?

–Как себя надо вести в музее?

–Как называются предметы, которые выставлены в музеях?

–Давайте прочитаем, как называется экспонат. (Плащ–палатка)

–Сейчас я вам расскажу историю этого экспоната.

Воспитатель: Прародителем плащ–палатки можно считать плащ-епанчу, которые использовались в Российской армии ещё со времён Петра I. (показ слайда ) Епанчи (японская одежда) с воротником-капюшоном появились в 1761 году.

При Суворове в 1894 году епанча поступает на военную службу в стандартную экипировку солдат и офицеров, становясь походной одеждой.

В 1910 году брезентовый четырехугольник официально получил статус «плащ-палатки солдатской».

На снабжение командного и рядового состава (бойцов) стрелковых частей РККА была введена в 1936 году.

Как вы думаете, почему у плащ –палатки такое название?

Георгий Елизаров говорил:

Плащ-палатка…

Друг солдата!

Друг,испытанный в боях,

С ним одной дорогой шла ты,

За кордоном кончив шлях.

Но не этим, скажем строго,

Дел её исчерпан круг-

У палатки очень много

Назначений и заслуг.

–Вот об этом мы сейчас и поговорим.

Плащ-палатка является предметом снаряжения солдат, она состоит из одинаковых квадратных полотнищ, сшитых из брезентовой ткани. Каждое полотнище плащ-палатки отдельно используется как плащ накидка, также ее можно использовать как палатку для одного человека, а из нескольких полотнищ (нормально из шести) собирается походная палатка.

«Инструмент» без заковырок-
Лишь четыре уголка,
Две прорехи, двадцать дырок,
Да  в придачу два шнурка.
За один шнурок потянешь –
Капюшон над головой!
На плечах с накидкой станешь,
Коль потянешь задругой.

–Давайте посмотрим, для чего могут использовать плащ–палатку умелые военнослужащие:

–для защиты от непогоды;

А на марше? Ветер воет.
Дождик льёт. Промок кисет.
Ей накрылся с головою –
Ни дождя, ни ветра нет.

–для маскировки;

А накинул – нет солдата!
То есть —  есть, но вид другой:
Как могучий гладиатор,
Словно витязь удалой!
–для транспортировки раненых;

Ну, а если в жаркой схватке
Будет ранен близкий друг –
Так его на той палатке
До санчасти донесут.
–для преодоления водных преград(если набить сеном);

–для закрытия входов в шалаши и землянки;

Вот палатка – одеяло,
Вот – завеска на двери,
Здесь – с сенцом – подушкой стала
Минимально на троих.

–использовали для личной гигиены;

В неглубоком котловане –
Бак с горячею водой,
Ковш с холодной – вот и баня,
Под палаткою одной.

–для оборудования спального места.

Два кола, одна веревка,
Две палатки – вот и дом.

Два подъезда. На два ската.
Крыша. Дует сквознячок,
Не видать хозяев хаты,
Лишь снаружи — восемь ног.

На многих снимках военных лет, а также на послевоенных скульптурах и картинах, солдаты Красной армии запечатлены в плащ-палатке, укрывающей плечи и спину. Этот незамысловатый предмет обихода, наравне с каской и пистолетом-пулемётом, стал одним из символов красноармейца.

Воспитатель: –Вот мы и узнали историю нашей плащ–палатки. Пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места. Наш воздушный шар поднимается, летит высоко над нашей красивой и мирной страной. Вот уже и наш детский сад.  

Давайте возьмемся все за руки, станем в круг.

А теперь мы повернемся

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу на прощанье,

Мы подарим обещанье,

Будем Родину любить,

Будем в Армии служить,

Будем землю охранять

И врага не подпускать!

Рефлексия

Наше путешествие подошло к концу.

– Закончите предложение «Сегодня я узнал(а)….»

Список литературы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%89-%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0

https://infourok.ru/user/shisterova-olga-vladimirovna2/blog

https://pikabu.ru/story/plashchpalatka_v_otechestvennoy_armii_6581634


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Сформировать у детей представление об армии и различных видах войск....

Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Традиции и быт кубанских казаков"

Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Традиции и быт кубанских казаков"...

Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"

Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"...

Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"

Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Кубанская казачья честь и слава"...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри — защитники земли русской»

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри — защитники земли русской» Цель:Формирование патриотических чувств у детей...