Консультация для педагогов: "Воспитание детей средствами художественной литературы".
статья

Мамонтова Татьяна Сергеевна

Как научить ребенка уважать взрослых и полюбить художественную литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_dlya_detey.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Только книга дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности, не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и мы, работники дошкольных учреждений. Педагоги знакомят детей с разнообразными жанрами литературных произведений.

Дошкольное детство – важный этап в становлении личности дошкольника. Уже в дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности. Семья оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность ребенка. Поэтому педагог должен работать в тесном контакте с родителями в этом направлении. Воспитатель советует родителям, какие художественные книги они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей. В определенных случаях идет подбор индивидуально для ребенка. Например, если ребенку не хватает культуры поведения за столом, в общественном месте советую читать такие произведения, как «Вовка – добрая душа» А.Барто; «Три сына» – Осеевой»; «Бабушка и внучка» - Толстого; «Косточка»; «Честное слово». После чтения книг и бесед с детьми отмечаешь, что есть положительные результаты. На примерах героев из художественной литературы воспитываем в ребятах честность, смелость, правдивость. Дети иногда путают эти качества и считают, что если сильный, то все должны его бояться. В таких случаях можно прочитать детям произведения: «Самое страшное» - Пермяк; «Белка и волк», «Два товарища» - Толстой. Обязательно после чтения книг проводить беседы с детьми, учить самостоятельно давать оценки поступкам героев и подводить к тому, чтобы дети находили эти качества в жизни группы, среди окружающих.Для детей, которые рассеяны, несобранны, можно прочитать: «Вот какой рассеянный» Маршака; «Мойдодыр» - Чуковского.Воспитание в детях, любви к Родине, родному краю, уважения к старшим близким – все это можно реализовать посредством художественной литературы, поэзии.В семьях, где родители часто и много читают, наблюдаются хорошие и теплые взаимоотношения членов семьи. Дети в таких семьях более общительны, развиты и речь их более правильна. Такие дети знают много стихов, песен умеют рассказывать.Художественная литература, поэзия способствуют воспитанию в детях любви к животным, устному народному творчеству.Можно много привести примеров, когда дети хотят быть похожими на литературных героев или наоборот «не быть такими»; «Письмо неумейки», «Девочка – ревушка», «Девочка чумазая». А.С. Макаренко говорил: «Воспитание детей – важнейшая область нашей жизни. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Средствами художественной литературы воспитываем и любовь к природе. Величие и неповторимая красота природы привлекают внимание человека с самого раннего возраста. Звучные песни птиц в лесу, пестрые и нежные цветы в поле, журчание горного ручья, красота осеннего леса, пушистые белые снежинки, ласковый шум волны – все это живо интересует детей, пробуждает в них чувство прекрасного.Разнообразные явления природы: гром, молния, шторм, снегопад, перелет птиц, мороз, град и так далее, оказывают сильное воздействие на впечатлительное сердце ребенка, развивают любознательность. А художественная литература помогает ребенку разобраться, лучше понять те или иные явления природы, развивает эстетическое отношение к природе, логическое мышление, прививает любовь к труду в природе, приучает заботиться о живом.

Осенью происходят изменения в живой и неживой природе. Рассматривая картины, где написан лес, беседуя о лесе, можно прочитать детям замечательный стих И. А. Бунина «Листопад».

Лес – точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Лес пахнет дубом и сосной

За лето высох он от солнца…

Беседуя, наблюдая красоту осеннего леса, мы замечаем и его богатство: какие плоды на кустарниках, деревьях; сравниваем их (крылатки, бобы, желуди, каштаны и так далее).С колокольчиком на голове, будто в путь готовый Он скрывается в листве дуба золотого. В этот гладкий коробок бронзового цвета Спрятан маленький дубок будущего лета. (С. Я. Маршак «Песня о желуде»).Рассказывая о могучей силе дуба, можно использовать стихотворение И. Токмаковой «Дуб» («Дуб дождя и ветра вовсе не боится…»).Зная, что осенью в лесу собирают грибы, можно разучить загадки, чтоб дети лучше запомнили название грибов и их отличительные особенности внешнего вида. Осенью необходимо отметить такое явление как листопад. Листопад, листопад Листья желтые летят… (А. Тесленко «Листопад»).Внимательно наблюдая за переменчивым осенним небом, вспоминаются стихи А. С. Пушкина: «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день…» В один из дождливых дней можно устроить вечер загадок. Дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать.

В дождливые, сырые дни следует с детьми побеседовать о животных, о том, как они готовятся к зиме. В этом помогут произведения Г. А. Скребицкого «Дятел», «Первый снег», «Что за зверь». О самых последних цветах осени поможет узнать книга Ю. Д. Дмитриева «Хоровод цветов». Все в природе как – будто замерло. Осень распрощалась, а зима еще в гости не пришла. И вот однажды утром мы видим… Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром Самый первый, самый белый… (Т. Асеева.) Пришла зима и она вносит новые краски в жизнь детей, новые знания. Еще интереснее становится жизнь ребят. Дети катаются на санках, играют в снежки, любуются красотой зимней природы. Получают знания о свойствах льда, снега, когда лепят из него фигурки, не только экспериментальным путем, но и из рассказа Т. Калининой «Снежный ком». А с тем, что снег тает в тепле, что он скользкий, а если посыпать его песком, то становится шершавым из рассказа Н. Носова «На горке».

Тяжело зимой зверям и птицам. Прочитав рассказ М. М. Пришвина «Ночевки зайца», мы поможем детям узнать, как нужно заботиться о животных. А как переносят насекомые зиму, поможет узнать рассказ Г. А. Скребицкого «На лесной полянке». Но вот уже и весна на пороге, солнце поднимается все выше. Наблюдая это, можно прочитать отрывок стихотворения С. Я. Маршака «Стихи о весне. Март.»

Сказка К. Д. Ушинского «Весна идет» поможет детям понять переход от одного времени года к другому (от зимы к весне).

Все рады весне – появляются первоцветы: мать-и-мачеха, крокусы, пролески, анемоны и другие. Чтение стихов о весенних цветах, дает почувствовать радость от наступления весны.

Мать-и-мачехи цветки Словно солнца огоньки, На пригорочке растут, Прям из снега-и цветут! (Л. Акиншина).

Чтение произведения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», воспитывает у детей желание оберегать слабых животных, помогать им.

Весной, прежде чем в сажать цветы, кустарники, деревья, высевать зерна пшеницы, овса, прочитайте стихотворение Е. Благининой «Яблонька», рассказ Н. Кон «Как хлеб растет».

Так как весна время посева цветов, овощей, фруктовых деревьев, то уместно будет вспомнить пословицы: «Вовремя посеешь, вовремя и хлеб соберешь», «Весенний день-целый год кормит».

Видя, как люди облагораживают, озеленяют свой двор, улицу, город, дети будут трудиться с желанием, чтобы быть похожими на них. Дети будут брать пример со взрослых, не только наблюдая за их трудом, но и знакомясь с такими произведениями, как стихотворение П. Н. Воронько «Зеленый город».Над лугами звон, порхание бабочек, мотыльков, все насекомые заняты трудом. Занимательно, по-доброму пишет о жизни насекомых и птиц Н. Сладков в рассказах: «Знай наших», «Лесной голосок».

Все времена года хороши, в каждом есть своя прелесть. И как бы подводя итог беседы о красоте, величии, значимости природы для человека, привитии любви и бережного отношения к ней, хочется сказать словами Б. Светлинова «Все прекрасно».

МБДОУ ЦРР – д/с «Родничок»

Консультация для педагогов: «Воспитание детей средствами художественной литературы».

Воспитатель:

Мамонтова Т.С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личнос...

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по...

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

средствами художественной литературы»Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семь...

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Консультация«Нравственно - патриотическое воспитание детейсредствами художественной литературы»Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, инте...

Консультация "Социально-нравственное воспитание детей средствами художественной литературы"

Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей....