Консультация для родителей «Как нельзя поступать с ребенком»
консультация

Пономарева Нина Викторовна

консультации содержат памятки для родителей как нельзя поступать с ребенком. Детство без жестокости и насилия

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей «Как нельзя поступать с ребенком»

Родители с самого рождения своего малыша часто мечтают о том, чтобы он вырос гармоничной личностью. И прилагают к этому множество усилий: образовывают, обучают, наставляют, развивают. Но при этом не соблюдают элементарные правила воспитания малыша. Наша жизнь стремительна,  и хочется многое успеть. И мы поторапливаем, делаем неуместные, обидные замечания, иногда в некрасивой  форме. Или же, напротив, не замечаем стараний малыша, не оказываем самой главной поддержки - родительской. А  затем, спустя годы, видим в детях очевидные промахи наших "усилий". Но уже поздно. Результаты воспитания не радуют.

ЗАПОМНИТЕ, если вы хотите, чтобы ребёнок справился с трудными периодами собственного становления, был счастлив во взрослой жизни и не имел комплексов, ни в коем случае НЕЛЬЗЯ:

1. Игнорировать ребенка. Это явление встречается довольно часто. С одной стороны малыш завален игрушками, книжками, сыт, одет, обут, присмотрен: а с другой, у родителей практически никогда нет на него времени. Они оба работают, заняты домашними делами, увлечены собственными заботами, и не замечают просьб ребёнка об общении, совместных играх, в лучшем случае отсылают его к телевизору.

 Кроме того, у родителей есть привычка обсуждать при ребенке свои проблемы, устраивать конфликты, считая, что ребенок маленький и поэтому "все равно ничего не понимает". Это ошибка. Может малыш и не вникнет в суть конфликта, но поймет, что отец и мать ссорятся, и это вызовет у него такие негативные эмоции, как страх перед кем-то из родителей или перед обоими, вину (многие дети считают себя причиной родительских ссор) и так далее. Кроме того, ребёнок невольно перенимает манеру общения при выяснении отношений.

2. Смеяться над ребенком и унижать его. Родители могут и не подозревать о том, что некоторые их высказывания в адрес ребёнка звучат с унизительным акцентом. Такое случается довольно часто. "Не трогай, ты еще маленький!", "Детям этого делать нельзя!" И так далее. Подобные замечания вызывают у ребенка обиду и злость, и эти два чувства постепенно начинают доминировать в душе малыша. При этом сценарий развития внутренних качеств может быть совершенно разным: одни дети будут спровоцированы на неуверенность в собственных силах в дальнейшем, другие - на агрессию.

3. Не принимать во внимание мнение ребенка. Каким родителям приходит в голову посоветоваться с сыном или дочерью, если они затевают ремонт, переезд, планируют рождение еще одного ребенка, и так далее? Чаще всего взрослые просто информируют ребенка о своем решении, не считаясь с его мнением. Его голос не принимается во внимание на семейных советах, или же он всегда остается в меньшинстве.

И что же потом удивляться, когда через несколько лет уже подросток, начнет вести себя, по мнению родителей, наплевательски, не интересуясь их жизнью и проблемами? Его же давно приучили к тому, что его мнение никого не волнует! Вот теперь родителям и приходится пожинать семена, посеянные ими собственноручно.

 Консультация для родителей на тему:
«Учимся  общаться с ребенком».

 
     Родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.
  Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.
     Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Не забывайте, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым. Играйте, гуляйте с ребёнком, больше разговаривайте. По дороге в детский сад и домой поговорите с ребенком о том, что делает ребенок в детском саду, с кем он дружит, что его волнует, что он думает о жизни. Разговор - самая привычная форма общения взрослых. Больше разговоров дети любят дела. Вы собрались чем-то заняться, подключите  в деятельность  ребёнка, он  с огромным удовольствием откликнется вам  на помощь. Участвуя в ваших делах, ребёнок познаёт мир и занятия взрослых. Если вы сумели найти общий язык с ребёнком, согласовать действия, даже самая трудная работа станет для него большим удовольствием. Главное – не задавить ребёнка своим авторитетом, опытом, «мудростью», оставить ему место для инициативы, творчества, возможности ошибаться. Последнее особенно важно, так как упрёки, если он что-то делает не так, как надо, сразу отнимают у ребёнка желание заниматься сообща с вами. Не забывайте похвалить ребенка за его даже не большие успехи. Конечно, трудно удержаться от наставничества. Однако вам незачем волноваться из-за несовершенства своего ребёнка. Во–первых, он растёт и развивается, учится на своих ошибках сам. Во–вторых, если он был бы безупречным, он не был бы вашим ребёнком. Ребенок станет для вас первым помощником, если вы сами это позволите и захотите.
    Уделяйте время своему ребенку, придумывайте интересные занятия, подключайтесь к детской деятельности, если ребёнок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более тёплые чувства.
       Главным принципом в налаживании отношений с ребёнком должен стать принцип – безусловное принятие: любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Подобные знаки безусловного принятия ребёнку нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.
         Общение с взрослыми – самый мощный источник радостных переживаний для ребёнка.

Памятка для родителей

«Детство без жестокости и насилия»

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, - эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности.

Советы родителям

  1. Обсудите с ребёнком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
  2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
  3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
  4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
  5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
  6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
  7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
  8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
  9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
  10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
  11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.      
  12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..
  13. Подавайте хороший пример. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.
  14. Говорите детям о насилии, которое показывают по телевизору, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах - это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.
  15. Нельзя недооценивать важность слов «я тебя люблю» . Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать " Я горжусь тобой!"
  16. Говорите с детьми о насилии. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Наблюдайте,  как Ваши дети общаются.
  17. Если же ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло. Воспользуйтесь временем, чтобы выяснить обстоятельства, затем решите, как Вы сможете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие.
  18. Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случится. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.

Консультация для родителей

«Детство без насилия и жестокости»

Жестокость - это порождение злого

ума u часто трусливого сердца.  

(Л. Ариосто)

          В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится всё более и более актуальной. Что попадает под понятие «жестокое обращение с детьми»?

Жестоким обращением с детьми считают умышленные действия (или бездействие) родителей, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика, отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребёнка последствиям.

Виды насилия:

Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли.

Психическое (эмоциональное) насилие - отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.). Поведение, вызывающее у детей страх. Обвинения в адрес ребёнка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребёнка, совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии (невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре).

Способы воспитания в семье должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребёнка.

          Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством. Конечно, каждый родитель вправе воспитывать ребенка теми методами и средствами, которые считает правильными и действенными. Каждый родитель выстраивает взаимодействие с ребенком по-своему, исходя из собственных ценностей, опыта и представлений. Кто-то считает, что ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна, кто-то думает, что в детстве ему попадало часто и это не повредило, у кого-то нет сил вытерпеть детскую наглость и рука сама поднимается, кто-то считает, что ребенку можно и нужно высказывать без оглядки все, что о нем думаешь.

Жестокость порождает жестокость. Сила приучает к мысли, что считаться можно только силой. Используя жестокость и силу для воспитания ребенка, вы получите в будущем либо непримиримого врага, либо безвольного раба. Помните, об этом пожалуйста. В воспитании насилие – это сознательные или неосознанные физические, психические повреждения, которые причиняются в семьях и приводят к травмам, препятствуя развитию ребенка.

Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка. Воспитание насилием наносит вред и физическому и психическому здоровью детей и имеет тяжкие социальные последствия, самое главное из которых – воспроизводство жестокости. При таком воспитании у ребенка накапливается отрицательный опыт – со временем ребенок перестает бояться угроз и наказаний, считает, что быть наказанным не стыдно, моральная сторона воспитания обесценивается.

Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точно также. И если не остановить эту эстафету зла и насилия, то она будет передаваться из поколение в поколение: от отцов – к детям, от детей – к внукам.

Самый распространенный метод воспитания – ремень. Этот помощник воспитания портит характер на всю жизнь, калечит детскую психику с гарантией, убивает радость качественно. Нужна ли нам, родителям, такая помощь???

Привыкая к насилию, дети начинают считать его нормой. Даже однократное насилие оставляет неизгладимый след в жизни ребенка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

-страх;

- возмущение, протест;

- обиду, чувство оскорбленности, жажду мести и компенсации;

- разрушение «нравственных тормозов»;

- стремление к обману, изворотливость;

- потерю способности к здравому рассуждению;

- ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

- агрессивное поведение;

- снижение самооценки;

- ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

Жесткое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Чувства, которые мы проявляем во время похвалы или критики детей не всегда соответствуют моменту. Кричать на детей бесполезно. Криком вы лишь покажите ребенку, что потеряли контроль над ситуацией и не знаете, что делать дальше. Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем белее телесных повреждений. Пусть детство ваших детей будет без жестокости и насилия, и ваш ребенок пронесет память о родительском доме на всю жизнь.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


ДЕТСТВО БЕЗ ЖЕСТОКОСТИ

ЦЕЛЬ КОНСУЛЬТАЦИИ: Содействовать установлению благоприятного микроклимата в семье.


Задачи: Познакомить родителей с понятием «жестокое обращение». Расширить знания родителей о правовых нарушениях в отношении детей.



Часто ли мы задумываемся и отдаём ли мы себе отчёт в том, как влияют наши отношения с детьми на их развитие, формирование их личности? Знаем ли мы разницу между нормальными отношениями и жестоким обращением с детьми? Обычно выделяют 4 вида жестокого обращения с ребёнком:

- ПСИХИЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ;

- ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ;

- ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЁНКА;

-СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.

ПСИХИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ

Психическое насилие над ребёнком включает в себя:

- постоянные упрёки, высмеивание, унижение и оскорбление ребёнка;

-отказ ребёнку в любви, ласке, внимании,холодность по отношению к ребёнку;

- родитель не интересуется проблемами ребёнка;

-не проявляет положительного отношения к ребёнку;

-неправильно объясняет поведение ребёнка.


ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

Игнорирование - отсутствие эмоционального отклика на нужды ребёнка, нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ним , отсутствие любви. Привязанности к ребёнку, заботы о нём.

Отвержение- выражается в принижении достоинств ребёнка, во враждебном и уничижающем отношении к нему, высмеивании за проявление естественных эмоций (горя, радости и др.), постоянной критике в его адрес.

Терроризирование - проявляется в угрозах причинить ребёнку физический вред, поместить его в страшное для него место (запереть в тёмной комнате), иногда в угрозах убийством.

Изоляция - заключается в лишении ребёнка общения с друзьями и другими людьми, что формирует ощущение одиночества и враждебное отношение к взрослым.

Развращение - это вовлечение ребёнка в преступную деятельность, а так же склонение к употреблению алкоголя и наркотиков, формирования жестокости по отношению к другим.


КАК ВЛИЯЕТ ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА


Если ребёнок постоянно подвергается эмоциональному насилию, у него могут проявиться:

Тревожность;

Чрезмерная боязнь (количество страхов больше, чем у других детей);

Навязчивые действия (грызёт ногти, сосёт палец, покачивается);

Признаки невроза;

Агрессивность или крайняя пассивность;

Нарушения в поведении (склонность к преступным действиям, попытки самопожертвования или самоубийства);

Признаки поведения не по возрасту (ведёт себя чересчур не по- детски, или слишком взросло).


КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В БУДУЩЕМ


Эмоциональное насилие оказывает влияние на развитие личности. В результате постоянного психического давления развиваются:

Задержка или расстройство речи;

Отставание в умственном развитии;

Низкая самооценка, пассивная жизненная позиция;

Зависимость от других людей;

Депрессивные проявления;

Импульсивное, плохо контролируемое поведение;

Агрессивность;

Неумение договариваться с людьми.


ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Под физическим насилием понимают любое умышленное причинение ребёнку телесных повреждений, а так же любое использование физической силы, которое причиняет вред физическому или психическому здоровью. Физическое насилие может проявляться так же в форме бездействия, когда ребёнок умышленно оставляется в опасной или в неблагоприятной обстановке.

ПРИЗНАКИ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

Синяки, ссадины;

Следы укусов, ожогов;

Частые желудочные боли, расстройства;

Потеря веса или избыточный вес;

Признаки недоедания.


ПОСЛЕДСТВИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ


Последствия физических наказаний всегда отрицательные.

Ребёнок, которого часто бьют, становится агрессивным, часто сам затевает драки или в них участвует. В старшем возрасте возникают проблемы в общении с людьми. Дети плохо учатся в школе, невнимательны, рассеяны, боятся отвечать. Могут возникнуть нервные или психические расстройства, у таких детей возникает риск употребления наркотиков и алкоголя. Дети могут совершать побеги из дома, становиться соучастниками преступлений.


ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЁНКА


Выражается в нежелании или неспособности родителей удовлетворять основные нужды ребёнка. Они включают в себя:

Оставление ребёнка одного на длительное время;

Недостаток надзора: где ребёнок, с кем он,когда вернётся, как проводит время;

Недостаток питания, истощённость ребёнка;

Недостаток одежды, или она не соответствует сезону;

Необеспечение ребёнка медицинской помощью, когда он в ней нуждается;

Невнимание к гигиене: ребёнка не моют регулярно, не меняют бельё;

Родители не заботятся о его образовании, причиняют или позволяют причинять вред ребёнку.



ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЁНКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ


Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

● обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

● защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

● обеспечение мер по борьбе с болезнямии недоеданием (ст.24)

● признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

● защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

● защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

● меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)


Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

● за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)

● за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

● право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

● право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принятьмеры по защите ребёнка (ст.56)

● лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

● немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

ПОМНИТЕ:

Ребенок имеет право на жизнь без НАСИЛИЯ!

Консультация для родителей     «Права ребенка: соблюдение их в семье»                   

Уважаемые родители! В данной консультации мы предлагаем Вам ознакомиться с основными документами, регламентирующими права ребенка.

Конвенция по правам ребёнка.

Для настоящей Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:

— признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами;

— приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, отечества, семьи, религии.

Конвенция — это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на принятии общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам. Она подчеркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о сиротах, инвалидах, правонарушителях, беженцах.

Ребенок обладает личными правами

— Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие.

— На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу.

— На сохранение своей индивидуальности.

— На поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними.

— На свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) .

— На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту от незаконного посягательства на его честь.

— На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения.

— На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.

Ребенку гарантируются социальные права

— На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении.

— На пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья.

— На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении.

— На пользование, благами социального обеспечения, включая социальное страхование.

— На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

«ПРАВА РЕБЕНКА — СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»

Основные международные документы, касающиеся прав детей.

Декларация прав ребенка (1959).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.

Семейный кодекс РФ (1996).

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком — независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения — юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Нарушением прав ребенка можно считать:

- лишение свободы движения,

- уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),

- применение физического насилия к ребенку,

-  унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),

- угрозы в адрес ребенка,

-  ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,

- отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,

- отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Советы родителям.

Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.

Ребенок — не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье.

Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать — в силу особенностей возраста или характера. Короче — не желали принимать его таким, каков он есть.

Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.


   ПАМЯТКА  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЯ  ПО  ПРОФИЛАКТИКЕ  ЖЕСТОКОГО

ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт

определение понятия «жестокое обращение»

и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

*Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребёнка (ст.6);

*защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);

*обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);                                                                                                

*признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);

*защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);

*защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);

*меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39);

Уголовный кодекс РФ предусматривает

ответственность:

*за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в

отношении несовершеннолетних (ст.106-136);

*за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157);

Семейный кодекс РФ гарантирует:

*право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);

*право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);

*меру «лишение родительских прав», как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);

*немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

Закон РФ «Об образовании»       утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст.5)

 и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или

воспитанника» (ст.56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит:

*жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними Запрещены (ст.14).

                            Факторы риска, которые могут  спровоцировать

                                          жестокое обращение с детьми в семье.

*Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, наличием отчимов

  или мачех;

*Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из

  мест лишения свободы;

*Безработица или постоянные финансовые трудности;

*Супружеские конфликты;

*Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

*Нежеланный ребёнок;

*Умственные или физические недостатки ребёнка;

*Трудный ребёнок;

*Статус беженцев,

 вынужденных переселенцев.

В случае выявление жестокого отношения к ребёнку со стороны родителей, педагогу следует принять меры по его защите. Побывать у ребёнка дома, посмотреть в каких  условиях он живёт, постараться установить контакты с семьёй.

Признаки неблагополучия  ребёнка в семье:

  • Ребёнок не ухожен, неопрятен, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви (рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру и т.п.).
  • На замечания, по поводу внешнего вида ребёнка родители не

реагируют.

  1. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский

сад в нетрезвом виде.

  1. Ребёнок приходит из дома со следами побоев, и родители не

могут объяснить происхождения синяков и ссадин.

  1. Родители нигде не работают, не состоят на учёте в центре

занятости и не имеют постоянного источника дохода.

  1. Ребёнок постоянно проживает у бабушки, родители в детском

саду не появляются.

   Признаки физического насилия в семье:

Боязливость ребёнка. Выраженный страх по отношению к взрослому.

В проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания и т.д. В боязни идти домой.

В жестоком обращении с животными.

В проявлении агрессии к более слабым и беззащитным.

В стремлении скрыть причину травм.

При выявлении признаков  неблагополучия в семье ребёнка, воспитатели пишут докладную записку на имя заведующего ДОУ с  просьбой поставить семью на учёт, с указанием причин неблагополучия.

       Телефоны, по которым можно обратиться за помощью.

Использованная литература:

Фарберова Ф. «Обязанности и права родителей по воспитанию детей» д/в № 6 1992г.

Конвенция о правах детей.

Семейный Кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: « КАК НЕЛЬЗЯ ПОСТУПАТЬ С РЕБЁНКОМ»

Родители с самого рождения своего малыша часто мечтают о том, чтобы он вырос гармоничной личностью. И прилагают к этому множество усилий: образовывают, обучают, наставляют, развивают....

Консультация для родителей: "Как нельзя поступать с ребенком"

Родители с самого рождения своего малыша часто мечтают о том, чтобы он вырос гармоничной личностью. И прилагают к этому множество усилий: образовывают, обучают, наставляют, развивают. Но при этом не с...

Консультация для родителей: "Как нельзя поступать с ребенком

Родители с самого рождения своего малыша часто мечтают о том, чтобы он вырос гармоничной личностью. И прилагают к этому множество усилий: образовывают, обучают, наставляют, развивают. Но при этом не с...

Консультация для родителей "Как нельзя поступать с ребенком"

ЗАПОМНИТЕ, ели вы хотите, чтобы ребёнок справился с трудными периодами собственного становления, был счастлив во взрослой жизни и не имел комплексов, ни в коем случае НЕЛЬЗЯ...

Консультация для родителей «Как нельзя поступать с ребенком»

Родители с самого рождения своего малыша часто мечтают о том, чтобы он вырос гармоничной личностью. И прилагают к этому множество усилий: образовывают, обучают, наставляют, развивают. Но при этом не с...