Рабочая програма "Математическое и сенсороное развитие" младшая группа
рабочая программа (младшая группа)

Рязанцева Людмила Викторовна

Рабочая программа "Математическое и сенсорное развитие" младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskoe_i_sensornoe_razvitie_mladshaya_gruppa.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад «Солнышко»

Согласовано  на заседании педагогического                                         Утверждено

                                                                                                                    приказом  заведующего по                                              

совета МАДОУ детского сада «Солнышко»                                         МАДОУ  детскому саду        

                                                                                                                    «Солнышко»

протокол № _от «___» ___________ 2020  г.                                        №  __ от «___» _______ 2020 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Образовательная область

 «Познавательное развитие»

Модуль

«Математическое и сенсорное развитие»

(младшая группа, второй год обучения)

на 2020 – 2021 учебный год

Разработчик: Рязанцева Л.В.

п. Коврово

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание разделов

страницы

  1. Пояснительная записка

3

  1. Планируемые результаты освоения модуля

3

  1. Содержание модуля

3

  1. Календарно-тематическое планирование

4

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

6

1.Пояснительная записка

Рабочая программа (далее - Программа) по «Математическому и сенсорному развитию»  для детей 3 - 4 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад «Солнышко», и составлена на основе использования образовательной программы  дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой), в соответствии с  Федеральным законом  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основании Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

Цели: Развивать познание многообразия свойств и качеств окружающих предметов, исследовать и экспериментировать. Развитие сенсорной культуры.

Задачи:

  • Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами),
  • Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур);
  • Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности).
  • Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.

2. Планируемые результаты освоения модуля

К четырем годам ребенок:

  • Ребенок называет форму предметов, геометрических фигур, группирует их.
  • Выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает.
  • Владеет несколькими действиями обследования.
  • Активно пользуется числами; поясняет последовательность действий.
  • Инициативен, проявляет интерес к играм.

3. Содержание модуля

Развитие сенсорной культуры

Различение цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2-4 слов, обозначающих цвет.

Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест).

Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, , бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия.

Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1-2 признакам, выделение сходства и отличия.

Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).

Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.

Свойства. Размер предметов: длинный, короткий, широкий, узкий, большой. Маленький.

Геометрические фигуры: круг. Квадрат, треугольник. Геометрические тела их форма. Цвет. Размер. Связи по соотносительным свойствам.

Отношения.

Отношение групп предметов по размеру; по количеству; пространственные отношения; временные отношения. Обобщение предметов, звуков, движений по количеству, размеру.

Сохранение количества. Неизменность и обобщение количественных групп в случае иного их расположения, различий в размере, форме, цвете.

Последовательность действий. Последовательность выполнения игровых действий по условному знаку – стрелке, показывающей направление в пространстве.

4. Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема

Количество часов

Раздел «Свойства»

17

1

Тема:  Длиннее, короче.

Цель: Освоение умений различать предметы по длине.

1

2

Тема:  Шире, уже.

Цель: Освоение умений различать предметы по размеру.

1

3

Тема:  Круг, квадрат.

Цель: Познакомить с геометрическими фигурами – круг и квадрат, учить их обводить по точкам.

1

4

Тема:  Число и цифра 2.

Цель: Познакомить детей с числом и цифрой 2.

1

5

Тема:  Треугольник.

Цель: Познакомить с геометрической  фигурой – треугольником, учить рисовать треугольник по точкам.

1

6

Тема:  Число и цифра 3.

Цель: Познакомить детей с числом и цифрой 3

1

7

Тема:  Ранжирование на высоте.

Цель: Освоение умения ранжировать предметы по высоте, установление соответствий между множествам.

1

8

Тема:  Кодировка геометрических фигур.

Цель: Освоение умений группировать  геометрические фигуры. Развитие воображения, памяти.

1

9

Тема:  Шире, уже, выше, ниже.

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по ширине и высоте.

1

10

Тема:  Число и цифра 4.

Цель: познакомить с обозначением числа 4, образованием числа 4

1

11

Тема:  Число и цифры.

Цель: Учить различать числа и цифры.

1

12

Тема:  Прямоугольник.

Цель: Познакомить с геометрической фигурой – прямоугольник.

1

13

Тема:  Число и цифра 5.

Цель: Познакомить детей с числом и цифрой 5.

1

14

Тема:  Классификация по двум признакам.

Цель: Освоение умения классифицировать множества по двум признакам (цвет и форма; размер и форма)

1

15

Тема:  Шар.

Цель: Познакомить с геометрической фигурой – шар и его свойствами.

1

16

Тема: Куб.

Цель: Познакомить с геометрической фигурой –куб  и его свойствами.

1

17

Тема:  Овал.

Цель: Познакомить с геометрической фигурой – овал.

1

Раздел «Отношения».

5

18

Тема:  Один, много, мало.

Цель: Учить сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много.

1

19

Тема:  Части суток.

Цель: Познакомить с частями суток, научить различать понятия «утро» и «вечер», «день» и «ночь».

1

20

Тема:  Определение количества. 1,2,3 много.

Цель: Учить определять количество предметов, сравнивая совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много.

1

21

Тема: Части суток.

Цель: Уточнить понятие части суток, учить правильно употреблять термины (утро, день, вечер).

1

22

Тема:  Пространственные отношения.

Цель: Освоение умения ориентироваться  в  пространстве (слева,  справа,  на,  под).

1

Раздел « Сохранение количества»

5

23

Тема:  Составление целого из частей.

Цель: Освоение умения составлять  из частей целое, развивать память, воображение.

1

24

Тема:  Установление равенства между двумя группами предметов.

Цель: Развитие умения сравнивать, обобщать группы предметов.

1

25

Тема:  Установление равенства (способ приложения).

Цель: Освоение умения установления равенства способом  приложения.

1

26

Тема:  Установление равенства (способ наложения).

Цель: Освоение умения установления равенства способом  наложения.

1

27

Тема:  Порядковый счет.

Цель: Закрепить умение считать предметы, называя числительные по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.

1

Раздел « Последовательность действий»

9

28

Тема:  Алгоритмы.

Цель: Учить последовательности, развивать мышление, память, логику.

1

29

Тема:  Ориентировка на листе бумаги.

Цель: Освоение умения ориентироваться на листе бумаги ( вверх, вниз, направо, налево).

1

30

Тема:  Группировка геометрических фигур.

Цель: Учить группировать фигуры по общему признаку.

1

31

Тема:  Логическое мышление.

Цель: Учить логически мыслить, развивать память, решать логические задач.

1

32

Тема:  Составление целого из частей.

Цель: Освоение умения составлять  из частей  целое, развивать память, воображение, умение логически мыслить.

1

33

Тема:  Ориентировка по плану.

Цель: Учить различать и называть пространственные направления, умение ориентироваться по плану.

1

34

Тема:  Вчера, сегодня, завтра.

Цель: Познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра», учить различать их.

1

35

Тема:  Порядковый счет.

Цель: Закрепить порядковый счет до 10.

1

36

Тема:  Итоговая игра «Путешествие».

Цель: Выявить уровень усвоения программы детьми.

1

Всего:

36

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

5.1 Технические средства обучения

Таблица 1.

Наименование

Количество

Ноутбук LENOVO

1

Экран IQ Board

1

Проектор EPSON

1

Планшет ( ST – 704 kinds 201309K1588)

5

Колонки CREATIVE

1

Синтезатор

1

Музыкальный центр «SONY»

1

LEGO  education (робототехника)

4

Конструктор по образовательной роботехнике FUN&STOPU

3

5.2. Методическое обеспечение

Таблица 2.

п/п

Наименование

Кол-во на группу

Логические блоки Дьёнеша»

12

«Сложи квадрат» интеллектуальная игра Никитина

12

«Цветные счётные  палочки» обучающее пособие Кюизенера

12

«Набор геометрических фигур»

5

«Математические корзинки» В. Воскобовича

1

«Геоконт» В. Воскобовича

2

«Крестики» В. Воскобовича

2

«Игровизор» В. Воскобовича

25

«Волшебный квадрат» В. Воскобовича

2

«Логическая мозаика»

1

«Геометрическая мозаика»

1

Набор геометрических тел (объемный)

1

Набор для счета (мишки, зайки, пчелки, ежики, цветок, самолет, поезд и др.)

по 1компл.

Корзина с цветами (набор для счета)

1

Модель часов

1

Математическое лото

1

Счетные палочки

20 наб.

Набор геометрического счетного материала

5

5.3.  Список литературы

  1. Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева  Программа «Детство», 2017 г.
  2. Н.Н  Гладышева,  Ю.Б.  Сержантова «Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе "Детство". Вторая младшая группа. ФГОС ДО. Издательство: Учитель г. Волгоград, год издания: 2017 г.
  3. Е. В. Колесникова  "Математика для детей 3-4 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Я считаю до пяти"", Издательство: Сфера, 2017 г.
  4. Е.С.  Маклакова «Математика. Вторая младшая группа: планирование, конспекты игровых занятий». ФГОС ДО. Издательство: Учитель г. Волгоград, год издания: 2017 г.
  5. З.А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера». Разработано в соответствии с ФГОС.

Издательство: Детство-Пресс, год издания: 2017 г.

  1. И.Н.  Чеплашкина  «Математика - это интересно». Парциальная программа. Разработано в соответствии с ФГОС. Издательство: Детство-Пресс, год издания: 2017 г.
  2. И.Н. Чеплашкина «Математика - это интересно. Пособие для занятий с детьми 3-4 лет», библиотека программы "Детство" 2017 г.
  1. Интернет ресурсы

- Сайт www.doshkolnik.ru (скачивание презентации);

- сайт  http://prezentacii.com (скачивание презентации);

- сайт http://nsportal.ru/detskii-sad (скачивание музыки);

– «Лукошко сказок». Детская электронная библиотека - народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей (http://lukoshko.net);

- «Потому.ру - Детская энциклопедия (http://potomy.ru).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по конструированию» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) Образовательная область «Познавательное развитие». Средняя группа

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М, Малашкина О.В. Содержание программы делится по месяцам с датами проведения занятий по конструированию в средней группе. В плане рабоч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по здоровью» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Образовательная область «Физическое развитие». Средняя группа (4-5 лет).

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит календарно-перспективное планирование воспитания культурно-гигиенических навыков и закаливание...

Рабочая программа образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей разновозрастной группы (4-6 лет) на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа образовательной деятельности в разновозрастной группе общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год (далее рабочая программа) разработана в соответствии с основной образова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательных компонентов средней группы от 4 до 5 лет общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год группа «Смешарики» Срок реализации 1 год

Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО, на основе примерной основной образовательной программы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для второй младшей группы (от 3 до 4 лет) Группа № 15, «Семицветик» Сроки реализации программы 2018 – 2019 учебный год

Рабочая    программа второй младшей  группы № 15 разработана в соответствии с основной образовательной   программой   дошкольного  образования  МКДОУ ...

Рабочая программа по физической культуре группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 6 до 7 лет подготовительная группа.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №52 «Аленький цветочек».г. Смоленска. ПРИНЯТАПедагогическим советомПотокол №_____От «_...

Рабочая программа по физической культуре группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет старшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №52 «Аленький цветочек».г. Смоленска. ПРИНЯТАПедагогическим советомПотокол №_____От «_____»_______...