Парциальная программа «Малыши играют в шахматы»
методическая разработка

Ягудина Лейсан Наилевна

Парциальная программа по обучению детей игре в шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parcialnaja_programma_po_obucheniju_detej_igre_v_s.docx118.55 КБ

Предварительный просмотр:

Парциальная программа

«Малыши играют в шахматы»

(автор: В.Г.Гришин)

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка        3
  1. Цель, задачи программы        4
  2. Принципы и подходы к формированию программы        5
  3. Предполагаемые результаты реализации программы        8
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Содержание деятельности        9

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Организационное обеспечение реализации программы        13
  2. Материально – техническое обеспечение ………………..……………………..
  3. Методическое обеспечение        14

Приложение        17

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.Пояснительная записка

В Ханты-Мансийском автономном округе одним из региональных составляющих математического образования является шахматное образование. В Ханты-Мансийске прошла конференция в «Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования», направленная на реализацию идей, заложенных в Декларации Европарламента, где директор департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры Л.Н. Ковешникова отметила: «Организация шахматного образования – вовлечение ребят в процесс изучения шахмат и в новый процесс мыслительной деятельности - что является эффективным способом сопровождения развития мышления ребенка. Сегодня система образования обязана обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка с помощью «умных» технологий. Шахматное образование – это и есть технология индивидуального сопровождения каждого ребенка!».

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет поддерживать устойчивый интерес к знаниям и сделать обучение радостным, так как предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, что способствует развитию мышления и памяти, умений сравнивать, обобщать, содействует формированию таких ценных качеств, как усидчивость, собранность, самостоятельность. Шахматная игра является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Данная программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением.

Программа максимально проста и доступна дошкольникам. Игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий помогает дошкольникам освоить игру в шахматы.

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный

процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.

  1. Цель, задачи программы

Цель программы: Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Расширить        кругозор,        пополнить        знания,        активизировать        мыслительную деятельность дошкольника.
  • Учить ориентироваться на плоскости.
  • Тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.

Воспитательные:

  • Выработать        у        ребенка        настойчивость,        выдержку,        волю,        спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
  • Развивать        все        сферы        мышления,        память,        внимание,        наблюдательность, воображение;
  • Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
  • Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
  • Формировать мотивацию к познанию и творчеству.

  1. Принципы и подходы к формированию программы Принципы и подходы к формированию программы:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;
  • Принцип доступности,        последовательности        и        системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
  • Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • Принцип        вариативности        - у        детей        формируется        умение        осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального   и личностного   развития.   Это   позволяет    рассчитывать  на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

В реализации дополнительной образовательной программы участвуют дети старшего дошкольного возраста (5-8 лет).

Срок реализации дополнительной образовательной программы 2 года.

  1. Предполагаемые результаты реализации программы Планируемые результаты освоения программы:

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).

Ожидаемые результаты на текущий учебный год.

Воспитанники должны:

  • иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
  • различать и называть шахматные фигуры;
  • правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
  • иметь представление об элементарных правилах игры;
  • играть малым числом фигур;
  • иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
  • владеть основными шахматными терминами;
  • правильно применять элементарные правила игры;
  • иметь представление о некоторых тактических приемах
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Содержание деятельности

Основные направления и содержание деятельности с детьми по обучению игре в шахматы»

уме,

логического мышления, целостности восприятия.

на этой

основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т.

д.).

пространственное мышление.

раньше, позже и т.п..


между, за, перед,посередине,

рисование и

срисовывание по клеткам; рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением

пространственного расположения заданных форм (внутри—снаружи, соприкосновение и т.п.).

логического мышления.

физической выносливости, физического здоровья.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Организационное обеспечение реализации программы Формы и режим занятий.

Она рассчитана на 1 занятие в 2 недели до января месяца и с января месяца 1 занятие каждую неделю продолжительностью 25 - 30 минут. Занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания, соревнования и самостоятельную деятельность детей.

Учебно-тематический план первого года обучения дополнительной общеобразовательной программы в старшей группе и подготовительной группе

Месяц

Неделя

Тема занятие

Количество

занятий в неделю

Октябрь

«Шахматная доска»

1 неделя

«В стране шахматных чудес»

«Волшебная доска»

1

2 неделя

«Шахматные дороги»

«Нотация шахматной доски»

1

Ноябрь

«Шахматные фигуры»

1 неделя

«Первое знакомство»

«Их узнать довольно просто по очень маленькому росту»

1

2 неделя

«Ладья - прямолинейная бесхитростная фигура»

«Ладья без обид в уголочке стоит»

1

Декабрь

«Шахматные фигуры»

1 неделя

«Прыг, скок и в бок»

«Мчатся кони, бьются кони».

1

2 неделя

«С диагональю дружит слон»

«Два братца – близнеца»

1

Январь

«Шахматная армия готова к бою»

1 неделя

«Король»

«Шахматная армия готова к бою»

1

2 неделя

«Мат»

«Ничья. Пат»

1

3 неделя

«Превращение пешки»

«Рокировка»

1

4 неделя

«Ценность фигур»

1

Февраль

«Дебют»

1 неделя

«Шахматная партия»

«Дебют»

1

2 неделя

«Дебют»

Развлечение «Звездный шахматный час» (с родителями)

1

3 неделя

«Разыгрывание дебюта»

«Детский мат»

1

4 неделя

«Мат одинокому королю»

1

Март

«Матирование одинокого

короля»

1 неделя

«Мат двумя ладьями»

«Мат ферзем и ладьей»

1

2 неделя

«Ферзь и король против короля»

«Мат двумя слонами»

1

3 неделя

«Мат слоном и конем»

«Мат двумя конями»

1

4 неделя

«Ладья и король против короля»

«Матование одинокого короля»

1

Апрель

«Шахматные приемы»

1 неделя

«Связка»

1

2 неделя

«Двойной удар»

1

3 неделя

«Вскрытый шах»

1

4 неделя

«Жертва»

1

Май:        Развлечением «Шахматный праздник» (с родителями).

Перспективный план по обучению детей шахматам в старшей группе и подготовительной группе (первый год обучения)

Октябрь «Шахматная доска»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«В стране

шахматных чудес»

Познакомить детей с легендой возникновения шахмат.

Рассказать о великих

  • Экскурсия по шахматной студии;
  • рассказ воспитателя;

шахматистах.

Познакомить с шахматной доской. Развивать интерес к игре.

- чтение - инсценировка детской сказки

«Удивительные приключения

шахматной доски»;

  • копилка умных слов: чемпион, гроссмейстер;
  • выставка игр.

«Шахматные дороги»

«Нотация

Познакомить детей с

вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями; с

- Чтение – инсценировка

сказки «Дракончик на шахматной доске».

шахматной доски»

количеством полей в каждой из линий; чередованием белых и черных полей в горизонтали и

вертикали; количеством полей в

- выкладывание из кубиков дорожек, похожих на линии, пусть солдатик пробежится

по ним;

диагонали; с большой белой и большой черной диагональю, короткими диагоналями.

Закрепить количественный счёт.

  • д/и «Расставь на доске»,
  • д/и «Вертикаль, горизонталь, диагональ»;
  • д/у «Назови вертикаль,

Развивать сосредоточенность.

горизонталь, диагональ»;

  • чтение стихов;
  • объяснение и показ.

Ноябрь «Шахматные фигуры»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«Первое

Познакомить детей с пешкой,

- Объяснение и показ;

знакомство»

«Их узнать довольно просто по

ходом, взятием и превращением. Показать место пешки на доске в начальном положении.

Закрепить количественный и

  • чтение сказки: «Как пешка ходить училась»;
  • стихи;
  • рассматривание;

очень

маленькому росту»

порядковый счёт.

Развивать интерес к изучению шахматных фигур.

  • д/и «Что изменилось?»
  • д/у «Мяч»;
  • разучивание песни «Мы –

Дать новые знания о пешке, закрепить старые.

Познакомить с правилами «взятие

на проходе», и понятием

пешки»;

  • игра пешками на очки.
  • Вопросы из «Шахматной шкатулки»;

«проходная пешка».

Закрепить состав чисел из единиц.

  • короткая беседа;
  • перевоплощение в образ;
  • загадки;

  • заповеди пешки;
  • д/у «Один в поле воин»,

«Чего не стало»;

  • копилка умных слов;

- игра пешками на

уничтожение.

«Ладья -

прямолинейн ая

Познакомить с тяжелой фигурой в шахматах – ладьей: ходом и

взятием.

  • Объяснение и показ;
  • поэтические строки;
  • сравнение;

бесхитростна я фигура»

«Ладья без

обид в

Показать место ладьи в начальном положении.

Закрепить знание геометрических

фигур и тел.

  • д/и «Угадай–ка»;
  • д/у «Перехитри часовых»,

«Сними часовых»;

  • игра ладьями и пешками.

уголочке стоит»

Развивать интерес к игре в шахматы.

Закрепить знания о ладье.

Рассказать о «сдвоенных ладьях»,

  • Вопросы;
  • загадки;
  • д/у «Захват контрольного поля»;

о том, что ладья «любит» свободные линии.

Закрепить счёт до 10.

  • д/у «Лабиринт»;
  • д/у «Зашита контрольного поля»;

Активизировать мыслительную деятельность.

- игра на уничтожение (ладья против ладьи, 2 ладьи против одной, две ладьи против

двух) на мало клеточной

доске.

«Могучая

фигура»

Познакомить детей с ферзем:

ходом и взятием.

  • Объяснение и показ;
  • д/и «Реши шахматную

Показать место ферзя в начальном положении.

Объяснить детям, что ферзь –

задачу», «Угадай-ка»;

- д/и «Кубики», «Секретная фигура», «Буква»,

тяжелая фигура.

Учить быстро ориентироваться на шахматной доске.

игровая практика на очки.

«Страж

шахматных полей»

Закрепить знания детей о ферзе.

Развивать логическое мышление.

  • Вопросы, загадки;
  • беседа;
  • перевоплощение в образ;
  • художественное слово;
  • д/у «Защита контрольного

поля», «Лабиринт»,

«Кратчайший путь, «Что общего»;

- игра на уничтожение.

Декабрь «Шахматные фигуры»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«Прыг, скок

Познакомить детей с конем:

- Объяснение и показ;

и в бок»

«Мчатся

кони, бьются кони».

местом коня в начальном положении, ходом и взятием.

Объяснить, что конь – это легкая

фигура.

  • карта-схема, шаблон;
  • стихи;
  • д/и «Угадай», «Какой фигуры не стало?»;

Активизировать мыслительную деятельность детей, развивать

внимание и память.

  • д/у «Перехитри часовых»;
  • д/у «Лабиринт»;
  • п/и «Лошадки».

Закрепить знания о коне. Уточнить знания детей о прямом угле.

Учить пользоваться шаблоном

  • Объяснение и показ;
  • загадки;
  • художественное слово;
  • д/у «Лабиринт», «Ход

коня.

Активизировать мыслительную

деятельность, развивать внимание,

конем»

  • д/у «Перехитри часового»;
  • д/у «Большая и маленькая»

память.

  • шаблон «ход коня»;
  • д/у «Один в поле воин»;
  • музыкальное произведение;
  • игровая практика.

«С

диагональю дружит

Познакомить детей со слоном: ходом слона и взятием. Показать

место слона в начальном

-Объяснение и показ;

- кукольный театр- представление;

слон»

«Два братца

– близнеца»

положении.

Объяснить детям, что слоны могут быть белопольными и

чернопольными; разноцветными и

  • поэтические строки;
  • сравнение двух фигур;
  • д/и «Кубики»;
  • д/и «Угадай»;

одноцветными; что слон – это легкая фигура.

Закрепить диагональные линии.

  • д/и «Что изменилось»;
  • игра пешками, ладьями, слонами на очки.

Закрепить знания детей о слонах.

Учить определять какие слоны считаются «хорошими», а какие

«плохими».

  • Вопросы из «шахматной шкатулки»;
  • загадки;
  • д/и «Хорошо или плохо»;

Закрепить диагональные линии. Расширять кругозор детей

  • д/у «Захват контрольного поля»;
  • д/у «Защита контрольного

поля»;

  • д/у «Кратчайший путь»;
  • шахматные шапочки;
  • игра на малоклеточной доске.

«Шах, мат, пат»

Познакомить детей с шахом, матом и патом.

Показать, как действует король против других фигур.

Учить детей выполнять правила игры.

Воспитывать уверенность в своих

силы.

  • Объяснение и показ;
  • д/и «Шахматная репка»,
  • д/у «Защита от шаха»;
  • д/у «Шах, мат, пат»
  • игровая практика.

«Шах»

Показать детям, как выполняется шах ферзем, слоном, конем,

ладьей, пешкой.

Объяснить, как можно защитится от шаха.

Совершенствовать умение быстро ориентироваться на шахматной

доске.

  • Объяснение и показ;
  • д/з «Шах или не шах»
  • д/у «Дай шах»;
  • д/у «5 шахов»;
  • д/у «Защита от шаха»;
  • игра на доске 8х8 клеток до первого шаха.

«Шах».

«Открытый шах».

«Двойной шах» (2 зянятия)

Закрепить с детьми приемы защиты от шаха.

Показать, как выполняется открытый шах и двойной шах. Развивать логическое мышление.

  • д/з «Дай открытый шах»;
  • д/з «Дай двойной шах»;
  • д/у «Первый шах» (всеми фигурами из начального положения – кто первым объявит шах.)
  • игровая практика.

Январь «Шахматная армия готова к бою»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«Король»

«Шахматная

Познакомить детей с главной

фигурой – королем: местом

  • Объяснение и показ;
  • д/и «Что общего?»;

армия готова к бою»

короля в начальном положении. Объяснить детям, что короля «не бьют», но и под бой его ставить

нельзя.

-д/и «Собери шахматную картинку»;

-д/и «Шахматный теремок»;

- д/и «Кубики»;

Развивать логическое мышление. Закрепить с детьми все знания о шахматных фигурах, их

начальную расстановку.

  • д/и «Шахматная репка»;
  • д/у «Лабиринт» ;
  • д/у «Перехитри часовых»

-д/у «Что общего».

Закрепить счет до 10.

Воспитывать любовь к шахматам.

- Эстафета на быструю и

правильную расстановку пешек и фигур.

  • д/и «Шахматный мешочек»;
  • рассказы детей;
  • д/и «Шахматная азбука»

«Мат»

«Ничья. Пат»

Закрепить знания детей о мате. Предложить решить упражнения на мат в один ход (сложные

примеры с большим числом

- Показ и объяснение;

  • пословицы о мате;
  • д/у «Дай мат в один ход»;
  • игровая практика всеми

фигур).

Развивать логическое мышление. Познакомить с отличием мата от

фигурами;

- д/и «Спрячь ненужные буквы»;

пата.

Показать детям варианты ничьей. Поддерживать интерес к игре.

  • д/у «Шах или мат».
  • Показ и объяснение;
  • сравнение;
  • поэтические строки;

  • д/у «Мат или пат»;
  • д/и «Спрячь ненужные фигуры»

«Превращен ие пешки»

«Рокировка»

Объяснить детям, что пешка

может превратиться в любую фигуру. Дать задания на

  • Объяснение и показ;
  • сравнение;
  • разговор с героями;

превращение пешки в ладью, слона, коня, ферзя, с

последующей постановкой мата.

Развивать внимание,

  • д/и «Чего не стало»
  • художественное слово.
  • Показ и объяснения;
  • чтение сказки «Как ладья

наблюдательность.

Закрепить последовательность

выполнения игровых действий. Познакомить детей с длиной и

похудела»;

  • д/у «Рокировка»;
  • копилка умных слов;
  • чертежи;

короткой рокировкой, правилами рокировки.

Развивать внимание. Закрепить

  • д/и «Что изменилось?»
  • Составление коротких слов из слова «рокировка».

пространственные отношения.

«Ценность

Вспомнить с детьми о том, что

каждая фигура оценивается в

  • Объяснение и показ;
  • д/и «Реши шахматные

фигур»

определенное количество очков.

Познакомить с д/и «Реши

шахматную задачу». Закрепить с детьми изменения числа и

задачи»;

  • д/у «Кто сильнее?»;
  • д/и «Шахматное домино»;
  • д/у «Обе армии равны»;

величины в зависимости от их увеличения и уменьшения.

Развивать сообразительность,

- игровая практика.

математические способности.

Февраль «Дебют»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«Шахматная партия»

Предложить детям сыграть в шахматы всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше

начинать шахматную партию).

Воспитывать уверенность в своих силах, стойкий характер.

  • Объяснение и показ;
  • д/у «выиграй фигуру»;
  • д/у «Два хода»;
  • «Шахматная шкатулка»;
  • игра всеми фигурами.

«Дебют»

Познакомить детей с понятием дебют, с легендой

«Непобедимый», с правилами

  • Объяснение и показ;
  • копилка умных слов;
  • чтение легенды

разыгрывания дебюта.

Активизировать мыслительную деятельность, учить хорошо ориентироваться на шахматной

доске.

«Непобедимый»;

  • шахматный словарь;
  • чтение стихов;

-игровая практика.

«Дебют»

Закрепить знания предыдущего занятия. Познакомить с

«хорошими» и «плохими» ходами в дебюте. Показывать

разыгрывание дебюта великими шахматистами.

Поддерживать интерес к игре.

  • Объяснение и показ;
  • д/и «Хорошо» или «плохо»;
  • д/у «Взятие»;
  • правила дебюта;
  • игровая практика.

Развлечение

«Звездный шахматный час»

( с

родителями)

Повторить с детьми пройденный материал, используя таблички двух цветов.

На вопросы даются два ответа, выбрать правильный и поднять табличку красного цвета.

Развивать внимание, мышление, память.

  • художественное слово;
  • музыкальные произведения;
  • сравнение;
  • анализ;
  • д/и «Составь из предложенных букв шахматное слово».;
  • д/и «Нотация шахматной доски»;
  • грамоты;
  • медали.

«Разыгрыван ие дебюта»

Разобрать с детьми разыгрывание шахматного дебюта С. Гангули с Д. Шармой.

Развивать интерес к разбору

партий великими шахматистами.

  • Объяснение;
  • показ;
  • игровая практика.

«Детский мат»

Предложить детям поставить друг другу детский мат. Найти способы спасения от мата.

Воспитывать дружеские

взаимоотношения.

  • д/у «Мат или не мат»;
  • пословицы и поговорки о мате;
  • д/у «Защитись от мата».

«Мат одинокому королю»

Предложить детям поставить мат в один ход одинокому королю всеми шахматными фигурами.

Развивать логическое мышление.

Вырабатывать у детей

настойчивость, выдержку, волю.

  • д/у «На крайнюю линию»;

«Ограниченный король»,

«В угол»;

  • игровая практика.

Март. «Техника матирования одинокого короля»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«Мат двумя ладьями»

Познакомить детей с линейным матом.

Продолжить учить ориентироваться на шахматной доске.

Закрепить горизонтальные и

вертикальные линии.

  • Объяснение и показ;
  • карты - схемы;
  • поэтические строки;
  • д/у «Кратчайший путь»;
  • упражнения на линейный мат.

«Мат ферзем и ладьей»

Познакомить детей, как ставится мат тяжелыми фигурами.

Развивать сообразительность, находчивость.

  • Объяснение и показ;
  • чтение сказки « Тяжелые и легкие фигуры»;
  • д/у «Объяви мат»;
  • д/у «Защитись от мата»
  • игровая практика.

«Ферзь и король против

короля»

Показать и объяснить детям, как ставиться мат одинокому королю ферзем и королем.

Закрепить понятия «линия»,

«угол», «вертикаль»,

«горизонталь», «диагональ».

  • Показ и объяснение;
  • д/з «На крайнюю линию»;

« В угол»;

«Ограниченный король»;

  • поэтические строки;

-игровая практика.

«Мат двумя слонами»

Показать детям, как ставится мат двумя слонами. Закрепить диагональные линии.

  • Объяснение и показ;
  • д/у «Мат или не мат»;
  • д/у « Ограниченный король»;
  • игровая практика.

«Мат слоном и конем»

Объяснить и показать мат слоном и конем.

Развивать внимание и

сосредоточенность

  • Объяснение и показ;
  • д/у «Мат или шах»;
  • д/у « В угол»;
  • игровая практика.

«Мат двумя конями»

Показать детям, как ставится мат двумя конями. Закрепить понятия

«прямой угол»

  • Объяснение и показ;
  • д/у «Ход конем»;
  • д/у « В угол»;
  • д/у «Ограниченный король».

«Ладья и король против

Показать и объяснить детям мат ладьей и королем. Закрепить горизонтальные и вертикальные

  • Объяснение и показ;
  • д/у «В угол»;
  • д/у « Ограниченный

короля»

линии.

король»;

- д/у « На крайнюю линию»

«Матировани е одинокого

короля»

Предложить детям на выбор

матирование одинокого короля любыми из фигур.

  • Сравнение;
  • анализ;
  • самостоятельный выбор;

Развивать логическое мышление.

- показ на демонстрационной

доске.

Апрель. «Приемы шахматной борьбы»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«Связка»

Познакомить с приемом

- Показ и объяснение;

шахматной борьбы – связкой. Предложить решить задачи на тему «Связка».

Найти и показать на диаграмме

  • д/у «Связка или нет»;
  • ребусы;
  • игровая практика;
  • копилка умных слов.

данный прием.

Тренировать логическое мышление.

«Двойной удар»

Познакомить детей с приемом шахматной борьбы – двойной

удар.

  • Показ и объяснение;
  • художественное слово;
  • шахматный словарь;

Показать шахматную позицию с двойным ударом «Мельница».

Знакомство с первым чемпионом

мира по шахматам среди мужчин

  • иллюстрации;
  • портрет;
  • рассказ из истории;
  • анализ игровой практики.

В. Стейницем.

«Вскрытый

шах»

Познакомить с новым приемом

шахматной борьбы – вскрытым

  • Объяснение и показ;
  • д/у «Сделай вскрытый

шахом.

Предложить для решения шахматные задачи на данный прием.

шах»;

  • шахматный словарь;
  • игровая практика.

Воспитывать волю, находчивость,

усидчивость.

«Жертва»

Познакомить с приемом

шахматной борьбы – жертва, предложить задачи на данный

  • Объяснение и показ;
  • д/у «Жертва»;
  • портрет;

прием. Знакомство с чемпионом мира Анатолием Карповым.

Поддерживать интерес к игре.

  • рассказ из истории;
  • использование эпитетов и сравнений;
  • игровая практика.

Май

В течение месяца проводится шахматный турнир:

  • между детьми старшей группы;
  • между детьми старшей и подготовительной группы;
  • соревнование между детьми.

Заканчивается цикл занятий развлечением «Шахматный праздник» (с родителями):

  • песни, танцы;
  • призы;
  • дипломы;
  • игры;
  • грамоты, призы.

К концу учебного года дети должны знать:

Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, пат, мат, ничья, приемы шахматной борьбы: связка, двойной удар, вскрытый шах, жертва, дебют и т.п.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • Ориентироваться на шахматной доске;
  • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
  • Правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • Правильно расставлять начальное положение;
  • Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • Рокировать;
  • Объявлять шах и мат;
  • Решать элементарные задачи на один ход;
  • Знать и узнавать великих чемпионов мира

Учебно-тематический план

дополнительной общеобразовательной программы второго года обучения в

подготовительной группе

Месяц

Неделя

Тема занятие

Количество

занятий в неделю

1 неделя

«Чья армия сильнее?»

1

Октябрь

«Шахматная доска и шахматные фигуры»

Шах, мат, пат

2 неделя

Шах, мат, пат

Происхождение шахмат

1

3 неделя

Нотация шахматной доски

1

4 неделя

Ценность шахматных фигур.

1

1 неделя

Двойной удар.

1

Вилка.

Ноябрь

2 неделя

Связка.

1

«Шахматные

Жертва.

приемы и

3 неделя

Вскрытый шах.

1

комбинации»

Пешечная цепь.

4 неделя

Ловушка

1

Комбинация

Декабрь

«Техника матирования одинокого

короля»

1 неделя

Дебют

1

2 неделя

Техника матирования одинокого

короля

1

3 неделя

Техника матирования одинокого

короля

1

4 неделя

Техника матирования одинокого

короля

1

Январь

«Шахматная армия готова к бою»

2 неделя

Темп, выигрыш темпа, потеря

темпа. Миттельшпиль.

1

3 неделя

Правила разыгрывания

миттельшпиля.

1

4 неделя

Запись и чтение шахматной партии.

1

Февраль

«Шахматные комбинации»

1 неделя

«Двойной шах» и «Спертый мат».

Шахматный прием «Вечный шах».

1

2 неделя

«Вперед хода нет!». Оппозиция

«Мельница»

1

3 неделя

Эндшпиль. Правило квадрата.

1

4 неделя

«Игра в уголки» (Король и крайняя

пешка против короля)

1

Март

«Клуб знаменитых чемпионов»

1 неделя

«Клуб знаменитых чемпионов».

В. Стейниц.

1

2 неделя

«Клуб знаменитых чемпионов».

А Алёхин. Завлечение. Отвлечение

1

3 неделя

«Клуб знаменитых чемпионов»

М. Ботвинник. Гамбит.

1

4 неделя

Оскаров А. Карпова 12 чемпиона

мира.

1

Апрель

«Эндшпиль. Шахматные кроссворды»

1 неделя

Г. Каспаров 13 чемпион мира.

В. Менчик – первая чемпиона мира.

1

2 неделя

«Шахматная лесенка»

Решение шахматного кроссворда и ребуса. Задачи.

1

3 неделя

Основные особенности и законы

разыгрывания эндшпиля.

1

4 неделя

Основные особенности и законы разыгрывания эндшпиля.

Крамник - новый мастер шахмат.

«Придумай задачу».

1

Перспективный план по обучению детей шахматам в подготовительной группе

Октябрь «Шахматная доска и шахматные фигуры»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«Чья армия

Познакомить детей со сказкой

- Чтение сказки;

сильнее?»

«Чья армия сильнее?» и

- беседа;

побеседовать о прочитанном.

- д/и «Составь доску»;

Вспомнить понятия: поля,

- д/и «Вертикаль,

клетки, горизонталь, вертикаль,

горизонталь, диагональ»;

диагональ, центр, названия

- д/у «Какого цвета

шахматных фигур и их ходы.

поле?»

Развивать интерес к игре.

- чудесный шахматный

мешочек.

«Шах, мат, пат»

Вспомнить с детьми понятия:

- Поэтические строки;

рокировка, взятие на проходе,

- загадки, пословицы и

превращение пешки, шах, мат,

поговорки;

пат.

- д/и «Спрячь ненужные

Предложить детям выполнить

буквы»

задание на мат в один ход.

- д/у «Две фигуры против

Тренировать логическое

целой армии

мышление и память.

- д/у «Неотвратимый мат»

- игровая практика.

«Происхождени е шахмат»

Вспомнить с детьми легенду о том, как появились шахматы. Познакомить с играми, которые предшествовали шахматам:

чатуранга и шатрандж. Расширять кругозор детей.

  • Рассказ из истории;
  • прослушивание аудиокассеты;
  • иллюстрации;
  • сравнение;
  • д/и«Какой фигуры не стало?»«Что изменилось?»

«Шахматная

Вспомнить с детьми обозначение

- Упражнения на

нотация»

горизонтальных и вертикальных

демонстрационной доске;

линий, полей.

- д/и «Шахматное лото»,

Учить быстро ориентироваться

«Отметь шахматные

на шахматной доске.

поля»

Активизировать мыслительную деятельность.

  • д/и «Назови горизонталь, вертикаль»;
  • д/и «Какого цвета поле?», «Кто быстрее?»
  • игровая практика.

«Ценность шахматных фигур»

Вспомнить с детьми, что каждая фигура оценивается в

определенное количество очков, сравнить силу фигур. Упражнять детей в количественном счёте, вспомнить сложение и

вычитание чисел.

Развивать математические

способности, умение сравнивать.

  • Д/и «Реши шахматную задачу»;
  • д/и Больше, меньше, равно»;
  • д/и «Кто сильнее?»
  • игра на достижение

материального перевеса;

  • д/и «Какой фигуры не хватает?».

Ноябрь «Шахматные приемы и комбинации»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«Двойной удар».

«Вилка»

Вспомнить с детьми прием шахматной борьбы – двойной удар.

Предложить решить задачи на данный прием.

Вырабатывать у детей уверенность в свои силы.

  • Сравнение;
  • д/у «Двойной удар»;
  • разбор партий;
  • ребусы-схемы;
  • художественное слово;
  • игровая практика.

«Связка».

«Жертва»

Вспомнить один из приемов шахматной борьбы – связка.

Предложить детям

самостоятельно придумать задание с данным приёмом. Развивать внимание, память, логическое мышление,

воображение.

  • Сравнение приемов;
  • копилка умных слов;
  • поэтические строки;
  • разбор диаграмм; игровая практика;
  • д/и «Угадай шахматный преём».

«Вскрытый шах»

Вспомнить и решить задачи на прием шахматной борьбы

«Вскрытый шах».

Развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться в тетради.

  • Д/у «Вскрытый шах»;
  • разбор партий;
  • д/и «Условные обозначения»
  • д/и «Нотация шахматной доски»;
  • чтение сказки «Буратино и Пьеро в полицейском

участке»

  • игровая практика.

«Пешечная

Познакомить детей с понятием

- Объяснение и показ;

цепь»

пешечная цепь, рассказать о её

- заповеди пешкоеда;

преимуществе и показать на

- чтение сказки

демонстрационной доске.

(продолжение);

- разбор партии;

- шахматный словарь;

- игровая практика.

«Ловушка»

Познакомить детей с приемом

- Объяснение и показ;

шахматной борьбы – ловушка.

- чтение сказки «Бедная

Развивать память, мышление.

птичка»;

- сравнение приемов;

- разбор партий;

- копилка умных слов;

- игровая практика.

«Комбинация»

Познакомить с шахматным

- Объяснение и показ;

приемом – комбинация.

- чтение сказки

Расширить кругозор детей.

«Сочинение Буратино»;

- краткая беседа;

- копилка умных слов;

- разбор партий;

- игровая практика;

- д/у «Лабиринт»

Декабрь. Техника матирования одинокого короля.

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«Дебют»

Вспомнить с детьми правила

- Поэтические строки;

разыгрывания дебюта.

- разбор партий;

Вспомнить ошибки, которые

- чтение сказки: «Как

делают в дебюте. Обратить

Буратино, Пьеро и

внимание на развитие фигур в

Карабас-Барабас играли в

дебюте. Найти на шахматной

шахматы»;

доске открытую линию.

- шахматный словарь;

Развивать внимание, память.

- показ коротких партий:

«Детский мат»,

«Дурацкий мат»;

- игровая практика.

«Техника

Вспомнить с детьми, что такое

- Объяснение и показ;

матирования

линейный мат и как

- поэтические строки;

одинокого

выполняется. Предложить

- карты-схемы;

короля» (2

продемонстрировать на доске

- д/у «Шах или мат»;

занятия)

друг другу.

- д/у «На крайнюю

Предложить детям поставить мат

линию»

королю в один ход на

- д/у «Мат в один ход»;

предложенной диаграмме 14-ю

- игровая практика.

различными способами.

Закрепить горизонтальные и вертикальные линии.

«Техника

матирования одинокого

короля» (2 занятия)

Предложить детям поставить друг другу мат королю ферзём и ладьей.

Развивать логическое мышление.

  • Объяснение и показ;
  • художественное слово;
  • д/у « В угол»;
  • д/у «На крайнюю линию»;
  • д/у «Мат в один ход»;
  • д/у «Шах или мат»;
  • игровая практика.

«Техника

матирования одинокого

короля» (2 занятия)

Предложить детям поставить мат королю двумя слонами, двумя

конями. Закрепить диагональные линии, понятие «прямой угол».

  • Объяснение, показ;
  • сравнение;
  • д/у «Мат или не мат»;
  • д/у «Ограниченный король»
  • художественное слово;
  • пословицы и поговорки;
  • игровая практика ограниченным

количеством фигур.

Январь «Шахматная армия готова к бою»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«Темп, выигрыш темпа, потеря темпа».

Познакомить детей с понятиями: темп- это ход;

выигрыш темпа, потеря темпа. Развивать умение работать в темпе.

  • Чтение сказки: «Реванш Карабаса - Барабаса»;
  • шахматный словарь;
  • художественное слово;
  • показ примеров на доске;
  • игровая практика.

«Миттельшпиль» (2 занятия)

Познакомить детей с понятием миттельшпиль – середина игра.

Объяснить детям, как

необходимо вести борьбу в миттельшпиле.

Развивать воображение.

  • Объяснение и показ;
  • сказка: «Как Буратино и Пьеро играли в футбол»;
  • шахматный словарь- миттельшпиль;
  • правила миттельшпиля;
  • иллюстрации;
  • игровая практика.

Запись и чтение

Познакомить детей с

- Объяснение и показ;

шахматной

обозначениями шахматных

- чтение рассказа «Вова и

партии (2

фигур и терминов, предложить

дедушка»;

занятия)

записать в блокнот и запомнить.

- шахматы по переписке;

Познакомить с краткой и

- д/и «Условные

полной шахматной записью,

обозначения»;

учить читать запись.

- д/у «Какого цвета

Развивать внимание, память и

поле?»

мелкую моторику.

- игровая практика с

записью фрагмента

шахматной партии.

Февраль «Шахматные комбинации»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

«Двойной шах».

Показать детям мат, при котором

- Показ;

«Спертый мат».

мешают свои же собственные

- объяснение;

фигуры («Спертый мат»).

- игровая практика;

Предложить решить задачу на

- сравнение;

«двойной шах», найти

- д/у «Двойной шах»;

правильное решение.

- д/у «Мат в два хода»;

Выполнить учебное положение

- копилка умных слов.

на мат в два хода.

Развивать логическое мышление.

Шахматный

Познакомить детей с шахматной

- Д/у «Вечный шах»

прием «Вечный

комбинацией – вечный шах.

- разбор партий;

шах».

Вырабатывать у детей

- шахматный словарь;

настойчивость.

- сравнение;

- рассказ из истории;

- игровая практика.

«Вперед хода

Познакомить детей с тем, как

-Объяснение и показ;

нет!»

вести себя королю и пешке

- определить в позициях,

Оппозиция.

против короля, когда король

как окончится игра при

сильнейшей стороны находится

ходе белых, и привести

сбоку и сзади своей пешки.

варианты;

Объяснить положение

- объяснить слова -

оппозиции.

оппозиция, судья, угроза,

Развивать наблюдательность,

---        гроссмейстер;

внимание, воображение.

- кроссворд;

- игровая практика.

«Мельница»

Вспомнить один из приемов шахматной борьбы –

«Мельница».

Предложить выполнить задание на данный прием, найти

правильное решение.

Воспитывать выдержку, волю, спокойствие.

  • Сравнение;
  • д/у «Мельница»;
  • ребусы-схемы;
  • разбор партий,
  • д/и «Угадай шахматный прием»;
  • игровая практика.

Эндшпиль.

Правило квадрата.

Вспомнить        с        детьми        правило квадрата.

Решить        позицию,        когда        белые при своем ходе делают ничью.

Закрепить        математические

понятия:        геометрические фигуры, прямой угол.

  • Шахматный словарь;
  • чтение сказки и показ пальчикового театра

«Ссора сороки и Волка»;

  • игровая практика.

«Игра в уголки»

Познакомить детей с тем, как

- Объяснение и показ;

(Король и

крайнюю пешку провести в

- предложить позиции,

крайняя пешка

ферзи, запомнить правило.

при которых белые при

против короля)

Объяснить детям способы

своем ходе делают ничью;

защиты.

- чтение сказки « Лесные

Активизировать мыслительную

жители играют в

деятельность.

шахматы»;

- разговор с героями;

- шахматный словарь;

- кроссворд;

- игровая практика.

Март «Клуб знаменитых чемпионов»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

В. Стейниц -

Вспомнить с детьми первого

- Фото Стейница;

первый чемпион

чемпиона мира среди мужчин В.

- д/у «Вечный шах»

мира по

Стейница. («Защита Стейница»).

- разбор партий;

шахматам.

Познакомить детей с шахматной

- шахматный словарь;

комбинацией – вечный шах.

- сравнение;

Вырабатывать у детей

- рассказ из истории;

настойчивость.

- игровая практика.

А Алёхин

Познакомить детей с

- Объяснение и показ;

Завлечение и

выдающимся русским

- разбор партии Алёхина-

отвлечение.

чемпионам мира А. Алёхиным.

Фельтд;

Разобрать комбинацию, которую

- портрет;

провёл Алёхин – завлечение и

- рассказ из истории;

отвлечение.

- художественное слово;

Расширять кругозор детей.

- игровая практика.

М. Ботвинник.

Познакомить детей с чемпионом

- Объяснение и показ;

Гамбит.

мира М. Ботвинником.

- комбинация на тему

Разобрать партию, где Ботвинник

связки, гамбита;

проводит комбинацию на тему

- д/и «Выигрыш

связки и двойного удара.

материала»

Показать детям комбинацию под

- фотопортрет;

названием – гамбит.

- рассказ из истории.

Формировать внутренний план

действий.

6 Оскаров – А.

Познакомить детей с 12 –м

- Объяснение и показ;

Карпова

чемпионом мира по шахматам А.

- портрет;

Карповым.

- рассказ;

Разобрать задания и решить на

- сравнение;

мат в 1 ход, 2 хода, 3 и т. п.

- д/у «Мат в один ход»,

«Мат в два хода»;

- игровая практика.

Апрель «Эндшпиль» «Шахматные кроссворды»

Тема

Цель занятия

Методы и приемы

Г. Каспаров – 13 чемпион

Познакомить детей с

- Объяснение и рассказ;

мира.

чемпионом мира Г.

- показ фото и чтение «Г.

Каспаровым.

Каспаров»;

Предложить решить

- объяснение слов;

шахматный кроссворд.

- «шахматный словарь» -

Развивать интерес к

вариант, взятие, разряд,

игре.

размен;

- игровая практика.

В. Менчик – первая

Познакомить с Верой

- Объяснение и показ;

чемпиона мира.

Менчик – первой

- учебное положение на

чемпионкой среди

мат в 2 хода.;

женщин.

- д/у «отвлечение»

Предложить детям

- портрет;

самостоятельно

- рассказ из истории;

придумать задание на

-игровая практика.

мат в 1, 2 хода.

Воспитывать

уверенность в своих

силы, настойчивость,

выдержку.

«Шахматная лесенка»

Разобрать с детьми комбинацию ферзя против пешки, ферзь

против пешек «b», «d» ,

«e» , «g». Предложить решить шахматный

кроссворд.

Расширять кругозор детей.

  • Объяснение и показ;

-объяснить слова: олимпиада, линия, миттельшпиль;

  • кроссворд;
  • сравнения;
  • чтение сказки;
  • художественное слово;
  • игровая практика.

Решение шахматного кроссворда и ребуса.

Предложить решить шахматный кроссворд. Учить детей разгадывать ребусы.

Выполнить запись шахматной партии. Развивать логическое

мышление.

  • Объяснение и показ;
  • познакомить с понятием зевок, защита, болельщик;
  • кроссворд;
  • рассказ из истории;
  • игровая практика.

Основные особенности и

Показать детям на

- Объяснение и показ;

законы разыгрывания

примере, что в эндшпиле

- художественное слово;

эндшпиля.

король - активная

- правила;

(2 занятия)

фигура. Активность

- словарь;

каждой из фигур и их

- игровая практика.

взаимодействие.

Объяснить, что

движение пешек в ферзи

и есть главная

стратегическая задача.

Формировать

внутренний план

действий.

Крамник - новый мастер

Познакомить с новым

- Объяснение и показ;

шахмат.

чемпионом Крамником.

- рассказ;

Придумай задачу.

Рассказать о турнире

- фотографии;

трех «К» (Каспаров,

- разбор партий;

Карпов, Крамник).

- газеты;

Учить детей

- игровая практика.

самостоятельно

придумывать задачи и

этюды, используя

различные приемы и

комбинации. Развивать

умственные

способности.

Май

Турниры

  • В течение месяца проводится шахматный турнир между детьми подготовительной группы. Выявляется гроссмейстер ДОУ.
  • Проводится шахматный турнир между детьми старшей и подготовительной группы за переходящий кубок.
  • Шахматный турнир между детьми.
  • Подготовка и проведение открытых занятий для родителей «Шахматная семья».
  • «Шахматный алфавит» (декабрь).
  • «Самый умный».
  • Сеанс одновременной игры.
  • Шахматный турнир между родителями и детьми.

  1. Материально – техническое обеспечение

Оборудование для реализации программы в группе:

  • дидактические игры для обучения игре в шахматы;
  • наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
  • демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
  • настольные шахматы разных видов;
  • шахматные часы;
  • обучающие видеоуроки по шахматам.

  1. Методическое обеспечение

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей

  1. Бареев, И. А. Гроссмейстеры детского сада [Текст] / И. А. Бареев. – М.: редакция журнала «Наш малыш», 1995. – 128 с.
  2. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / В. Г. Гришин. - М.: Просвещение, 1991. – 158 с.
  3. Гик, Е. Я. Беседы о шахматах [Текст]: Книга для учащихся / Е. Я. Гик. - М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
  4. Зак, В. Я играю в шахматы [Текст] / В. Зак, Я. Длуголенский. - Издательство Ленинград «Детская литература», 1980. – 219 с.
  5. Зак,        В.        Отдать,        чтобы        найти        [Текст]        /        В.        Зак,        Я.        Длуголенский.        - Издательство Ленинград «Детская литература», 1988. – 219 с.
  6. Зенков, Г. М. Первый шах [Текст]: Уроки шахматной игры / Г. М. Зенков. -

«Пласт», 1993. 125 с.

  1. Костьев, А. Н. Учителю о шахматах [Текст] / А. Н. Костьев. - Москва

«Просвещение», 1986. - 111 с.

  1. Петрушина, Н. Эндшпиль. 10 уроков для самых маленьких [Текст]: Серия

«Шахматы» / Н. Петрушина. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. –        224 с.

  1. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [Текст] / И. Г. Сухин. - М.: Педагогика, 1991. – 144с.
  2. Сухин, И. Г. Волшебные фигуры или шахматы для детей 2-5 лет [Текст] / И. Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 160 с.
  3. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [Текст]: Пособие для учителя / И. Г. Сухин.  - Обнинск: Духовное возрождение,        1999. – 120


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Малыши играют в шахматы"

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана дей...

На заметку родителям (нужно ли учить малышей играть в шахматы)

Нужно ли учить малышей играть в шахматы?...

Дополнительная общеобразовательная программа "Малыши играют в шахматы"

 Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобре...

Парциальная программа «Малыши играют в шахматы» (автор: В.Г.Гришин)

Парциальная программа «Малыши играют в шахматы» (автор: В.Г.Гришин)...

Парциальная программа "Малыши играют в шахматы"

Парциальная программа "Малыши играют в шахматы"...

Парциальная программа "Малыши-Карандаши"

Парциальная программа "Малыши-Карандаши" по художественной деятельности для детей старшей возрастной группы. Содержит целевой, содержательный и организационные разделы....

Парциальная программа "Малыши-крепыши"

Парциальная программа "Малыши-крепыши"...