Проект по формированию культурно-гигиенических навыков во 2-й младшей группе «Умываемся мы чисто»
проект (младшая группа)

Седова Елена Анатольевна

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Наиболее благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков – это ранний возраст. Дети способны в этом возрасте понимать, что если они регулярно будут соблюдать правила гигиены, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umyvaemsya_my_chisto.docx438.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Адрес: 140104, Московская область, г. Раменское, ул. Дергаевская, д. 28а

Телефон: 8(496)461-77-55

E-mail: MDOU2RAM@yandex.ru

Проект

«Умываемся мы чисто»

Выполнили воспитатели

Казакова Н.Н.

Седова Е.А.

г.Раменское

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков во 2-й младшей группе «Умываемся мы чисто»

Актуальность проекта.

Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, какие эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Основная задача — формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает большую часть времени в течении дня, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Наиболее благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков – это ранний возраст. Дети способны в этом возрасте понимать, что если они регулярно будут соблюдать правила гигиены, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Поэтому задача педагога в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять культурно-гигиенические навыки детей с раннего детства.

Актуальность проблемы развития культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.

Вид проекта:  познавательно-игровой.

Продолжительность проекта: сентябрь-ноябрь 2016г.

Участники проекта: дети 2-й младшей группы, родители, воспитатели.

Виды образовательной деятельности:  речевая, познавательная,  коммуникативная,  художественно - эстетическая, физическая.

Проблема: Недостаточный уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков и низкая заинтересованность, и активность родителей в привитии этих навыков в домашних условиях.

      Цель проекта:

Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках, о полезных свойствах мыла. Формирование представлений о правилах личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Задачи проекта:

  1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Закрепить у детей первоначальное представление о личной гигиене: уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
  3. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, после туалета, по мере загрязнения.
  4. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
  5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей (формирование у детей гигиенических навыков).

Основные формы реализации проекта:

  1. Формы работы с детьми:
  • Беседы
  • Объяснение
  • Показ
  • Опыты
  • Непосредственно-образовательная деятельность
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Совместная со взрослым деятельность
  • Дидактические игры
  • Развлечение
  • Фотовыставка
  1. Формы работы с родителями:
  • Консультирование
  • Наглядная информация
  • Беседы
  • Показ
  • Объяснение
  • Индивидуальные беседы
  • Совместная деятельность с детьми
  • Презентация

Теоретическая значимость проекта: методические рекомендации для родителей по формированию у детей гигиенических навыков.

Практическая значимость проекта: создание единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Ожидаемые результаты для детей:

  • Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков (Пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место).
  • Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
  • Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.

Ожидаемые результаты для родителей:

  • Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
  • Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
  • Укрепление связей между детским садом и семьёй, соблюдение рекомендаций родителями по формированию у детей гигиенических навыков.

Ожидаемые результаты для педагогов:

  • Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
  • Единство требований со стороны персонала группы и родителей;
  • Укрепление связи с родителями.

Оснащение предметно-развивающей среды группы:

  • Изготовить методическое пособие.
  • Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
  • Сделать подборку дидактических игр.

Методическая копилка:

  • Составить перспективный план работы по воспитанию культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.
  • Разработать конспекты занятий и картотеки проведения режимных моментов.
  • Сценарии развлечений и досугов.
  • Подобрать потешки, стихи, загадки, художественные произведения.
  • Подобрать дидактические игры, дидактические упражнения, словесные, пальчиковые игры, подвижные игры по данной теме.

Работа с родителями:

  1. Консультации
  • «Чистые ручки»
  • «Как воспитать культурно-гигиенические навыки дошкольника»
  • «Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитие ребенка»
  • «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».
  1. Анкетирование «Здоровый образ жизни»

Методы и формы работы, которыми мы руководствовались в рамках проекта:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные: (коллаж «Что нам надо для умывания»)
  • словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования (аппликация);
  • релаксация;
  • игровой: (сюрпризный момент, игры)

Этапы реализации проекта.

Цель

Мероприятия

Подготовительный этап  (сентябрь 2016)

Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы.

  • Сбор литературы по данной теме.
  • Разработка содержания проекта.
  • Создание развивающей среды:
  • подобрать материалы к занятиям
  • пособия,
  • дидактические игры,
  • иллюстративный материал,
  • презентации,
  • художественную литературу,
  • мультфильмы.
  • Подготовить материал для продуктивной деятельности.
  • Подготовить материал для работы с родителями

Основной этап (сентябрь – ноябрь 2016)

Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр, занятия по данной теме.

Работа с родителями:

  • Анкетирование «Здоровый образ жизни»
  • Консультации о пользе оздоровительных мероприятий для родителей
  • «Правила гигиены»,
  • «Как правильно одеть ребенка»,
  • «Учимся мыть руки вместе»,
  • «Здоровые зубы»
  • Наглядная информация для родителей на тему:
  • «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».
  • «Чистые ручки»
  • «Как приучить ребёнка быть аккуратным»
  • «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».

Работа с детьми:

  • Непрерывная образовательная деятельность:
  • «Знакомство детей с мылом»
  • «Да здравствует мыло душистое» 
  • «Научим куклу Дашу умываться»
  • «Купание куклы Даши»
  • «Как Грязнуля стал Чистюлей»
  • «Доктор Айболит»
  • «Чтобы быть здоровым»
  • «Письмо от куклы Даши»
  • «Как нужно ухаживать за собой»
  • «Мои здоровые зубки»
  • «Доброе утро, расческа»,

  • Оформление уголка «Чистюли»:
  • Наглядный материал по произведению К. Чуковского «Мойдодыр»
  • Изготовление коллажа: «Что нам надо для умывания»
  • Беседы:
  • «Чистота и здоровье»
  • «Кукла Даша пришла в гости»
  • «Хорошо у нас в детском саду»
  • «Не ходи в мокрой одежде»
  • «Старайся выглядеть опрятно»
  • «Перед едой мой руки с мылом»
  • «Не балуйся за столом»
  • «Учись есть не спеша и аккуратно»
  • «Не болтай за столом».

  • Дидактические игры:
  • «Чистоплотные дети»
  • «Что нужно кукле!»
  • «Что ты можешь о них сказать?»
  • «Водичка, водичка»
  • «Чистые ручки»
  • «Умывалочка»
  • «Сделаем   лодочки»
  • «Мыльные перчатки»
  • «Делаем прическу»
  • «Почистим зубки»
  • «Фонтанчик»
  • «Угостим кукол чаем»
  • «Кукла идет гулять»
  • «Разложи картинки по порядку»

  • Подвижные игры:
  • «Пузырь»
  • «Мы не скажем, а покажем»
  • «Зайка белый умывается»

  • Сюжетно- ролевые игры
  • «Дочки-матери»
  • «Кукла Катя замаралась»
  • «В парикмахерской»
  • «Мы в гостях»

  • Игровые   ситуации:
  • «Купание куклы»
  • «Накормим   куклу»

  • Речевые ситуации:
  • «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?»
  • «Что будешь мыть, вначале руки или лицо? Почему?»
  •  «Как мы моем чисто руки и лицо». 
  • «Перед едой мой руки с мылом»
  • «Учись пользоваться вилкой и ложкой»
  • «Умей есть, не спеша и аккуратно»
  • «Не балуйся за столом»

  • Пальчиковые игры: 
  • «Моем руки» 
  • «Чистые ручки»
  • «Этот пальчик хочет спать…»

  • Дидактические упражнения:
  • «Моем чисто руки и лицо»
  • «Айболит встречает ребят»,
  • «Покажем кукле Даше как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем»,
  • «Что нужно кукле?»

  • Чтение художественной литературы:
  • Народная сказка «Про грязные ручки»
  • К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», «Что такое хорошо…»
  • С.  Булатова «Оля и мыло» 
  • А.Барто «Девочка чумазая»
  • В. Федяевская «Помошники»
  • Г. Зайцев «Дружи с водой»
  • С. Бягковская «Юля-Чистюля»
  • З.Александрова «Купание»
  • Шуржик «Вода и мыло»
  • Демьянов «Замарашка»
  • Яснов «Я мою руки».
  • Потешки про умывание, расчесывание, прием пищи

  • Фотовыставка:
  • «Любим, любим умываться по утрам и вечерам!»
  • «Мы самые аккуратные!»

  • Опытно-экспериментальная деятельность:
  • опыты с водой и с мылом
  • «В чем поможет нам вода»
  • «Разноцветная вода»
  • «Тонет - не тонет».

  • Экскурсии:
  • В прачечную детского сада
  • В медицинский кабинет
  • Продуктивная деятельность: 
  • «Укрась платочек»
  • «Слепи мыло для зайчишки»
  • Уборка и мытье игрушек
  • умывание кукол
  • стирка кукольной одежды и др.

Заключительный этап (ноябрь 2016)

Подведение итогов работы над проектом.

  • Анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок?»

  • Итоговое занятие-развлечение: «Вот что мы умеем»

Список литературы

  1. Николаева Е.И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях ДОУ. СПб, Детство-пресс, 2015 г.
  2. Гаврючина Л.В.  Здоровьесберегающие технологии в детском саду. Методическое пособие. М., Сфера, 2014 г.
  3. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков в детском саду. Айрис-дидактика, 2017 г.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991
  5. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет.  М., ТЦ «Сфера», 2004.
  6. Интернет – сайт  «Дошкольник»  http://doshkolnik.ru 

IMG_20201111_170644.jpg  IMG_20201119_160539.jpg

IMG_20201119_160656.jpg  IMG_20200911_102021.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы «Чистые ладошки».

Формирования культурно-гигиенических навыков подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарн...

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста «Умываемся мы чисто».

Вид проекта: познавательно-игровой.Продолжительность проекта: краткосрочный (20 ноября -1 декабря 2019 г.).Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители, воспитатели, помощник воспитателя....

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе «Умываемся мы чисто»

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе «Умываемся мы чисто»Цель проекта: Формирование у детей культурно-гигиенические навыки в игровой фо...

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста «Умываемся мы чисто».

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста«Умываемся мы чисто»....

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Чистые ручки»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредствам познавательно-исследовательской деятельности....

Детско-родительский проект по формированию культурно-гигиенических навыков 2 младшей группы: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

Цель проекта:Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках. Формирование у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье....