Консультация для воспитателей «Развивающая предметная деятельность для сенсорного развития детей раннего возраста».
консультация (младшая группа)

Бондарева Инна Алексеевна

      В статье рассмотрена организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста для сенсорного развития детей, учитывая их возрастные особенности. К созданию предметно-развивающей среды необходимо относиться более осмысленно, чтобы пребывание малыша в детском саду было наиболее комфортным и уютным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal_konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Развивающая предметная деятельность для сенсорного развития детей раннего возраста»

 Ранний возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия -  зрительного, тактильно-двигательного, слухового.

Формированию полноценного восприятия окружающего мира и служит сенсорное воспитание. Основная задача сенсорного воспитания – помочь ребёнку накопить представления о цвете, форме, величине предметов, включая по возможности основные разновидности этих свойств.

В своей многовековой практике человечество создало определённую эталонную систему величины, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребёнок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

Появившись на свет, ребенок способен воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды (видит, слышит, чувствует тепло и холод).

Но далеко не у всех детей в достаточной мере развиваются природные способности.

           Важным условием для полноценного сенсорного воспитания детей раннего возраста в дошкольном учреждении является создание предметно-развивающей среды (организация сенсорно-стимулирующего пространства, сенсорных уголков, оснащение дидактическими играми и пособиями.)

           Опыт работы с детьми раннего возраста приводит к выводу: к организации предметно-развивающей среды необходимо относиться более осмысленно, чтобы пребывание малыша в детском саду было наиболее комфортным.

           При организации предметно-развивающей среды необходимо учитывать безопасность оборудования (отсутствие острых углов, выступов; оборудование, стоящее у стен, должно быть закреплено), а также создание психологического комфорта каждому ребенку.

              Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно-игровую среду, подберут и расположат игрушки. Игровая среда должна быть наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи сказок, ванночки для купания, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором чайной и столовой посуды, гладильная доска с утюгом, машины и т.д. Игрушки должны быть эстетичны и привлекательны, вызывать эмоциональный отклик у детей, доставлять им радость и удовольствие, формировать представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности. Дети с удовольствием кормят кукол, мишек, зайчиков, укладывают их спать. Игрушки должны соответствовать нормам СанПиНа и легко обрабатываться.

               Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями. Важен подбор игрушек и пособий, различных по цвету, форме, величине и материалу, из которого они сделаны. Это пирамидки, сборные матрешки, логические домики, фигурки с вкладышами и т. д. Очень хорошо подбирать предметы контрастные по одному из признаков и сходные по-другому. Например, мячи, разные по цвету. Мячи помещаются в пластиковые ящики четырех основных цветов в соответствии с цветом мячика. И в скором времени малыши без труда смогут сами собрать мячи в нужный ящик. Также подбираются мячи одного цвета, но различные по фактуре: пластмассовые, резиновые, мягкие, пушистые и т.д., поместив их в привлекательные для детей ящики уже знакомых им основных цветов. Такое разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию восприятия ребенка.

             Стол, наполненный игровым дидактическим материалом, имеет специальные отверстия, открывающиеся дверки, в которых располагаются разные предметы. Например, предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, объемные геометрические формы (шары, кубы), горки для прокатывания шариков. Объясните ребёнку, что шар гладкий - катится, а кубик не может катиться у него есть углы.

Так же необходимо формировать интерес к конструированию. Детям интересно действовать с деталями строительного материала различными    способами: накладывать одну деталь на другую, приставлять, прикладывать.  В группе должны быть не только традиционные материалы для строительных игр, но и нестандартные - это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек.

В групповой комнате должно быть место для игр с водой и песком. Это дидактический стол, емкости которого наполнены песком и водой. После каждого занятия песок пересыпается в пластиковый ящик и хранится в недоступном для детей месте. Для игр с песком нужны совочки, ситечки, формочки, ведёрки, песочные мельницы для высыпания песка; для игр с водой - рыбки, удочки, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде. Перед играми с водой на детей надевают непромокаемые фартуки.

Необходимо также создать условия для экспериментирования ребенка со звуками. Это различные шумящие, гремящие, шуршащие предметы, музыкально - озвученные игрушки. Используются дидактические игры- занятия с этими предметами и игрушками на развитие слухового восприятия, такие как «Где звенит?», «Что звучит?», «Что шумит? «Кто кричит?» и т.д. Нужны и музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан, музыкальные молоточки, гармошка и т. д. Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.

         Как утверждают специалисты, основной психологической потребностью детей раннего возраста является острая потребность в тесном общении со взрослыми. Учитывая это, в групповом помещении нужна зона отдыха, в которой ребенок может более тесно пообщаться со взрослыми. В этой зоне можно разместить диван или пару кресел, мягкий коврик, книги для чтения. Малышам очень нравится, прижавшись к воспитателю, рассматривать иллюстрации, слушать любимые сказки.

Уголок ряженья с зеркалом - необходимый атрибут в группе раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в героев сказок. Уголок ряженья пополняется в течение всего учебного года, постепенно вносятся новые атрибуты (шапочки, ленты, платочки, юбочки, накидки и т.д.).

Такая организация предметно - развивающей среды группы раннего возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

          Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

          Обогащайте и насыщайте предметный мир ребёнка, разнообразьте мир вещей, которые малыш сможет потрогать и обследовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности По сенсорному развитию детей раннего возраста. Тема: «В гости к нам пришли зайчата». Воспитатель: Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной деятельности По сенсорному развитию детей раннего возраста.Тема: «В гости к нам пришли зайчата».Воспитатель: Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР – д/с №14г. Кропоткин...

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию детей раннего возраста. Тема: «В гости к игрушкам» Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14 г.Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию детей раннего возраста. Тема: «В гости к игрушкам» Воспитатель: Койносова Е.С.  МАДОУ ЦРР -- Д/С №14     г.Кропотк...

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию детей раннего возраста. Тема: «Знакомство с кругом». Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР -- Д/С №14 г.Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию детей  раннего возраста. Тема: «Знакомство с кругом». Воспитатель: Койносова Е.С.  МАДОУ ЦРР -- Д/С №14       ...

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию детей раннего возраста. Тема: «Знакомство с кругом». Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию детей  раннего возраста.  Тема: «Знакомство с кругом». Воспитатель:  Койносова Елена Станиславовна  МАДОУ ЦРР д/с №14 г...

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию детей раннего возраста. Тема: «Кошкин дом ». Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию детей  раннего возраста.  Тема: «Кошкин дом ». Воспитатель:  Койносова Елена Станиславовна  МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропотк...

Консультация для воспитателей "Развивающие игры, как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС."

Консультация для воспитателей "Развивающие игры, как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС"....

Консультация для педагогов «Развивающая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации развивающих игр в сенсорном воспитнии детей...