Методические рекомендации о развитию сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа)

Андреева Эльвира Ильдаровна

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                         детский сад «Березка»

«Методические рекомендации для педагогов по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений».

        Выполнил:

        Воспитатель

                                                                                                                                         Андреева Э.И

                                             

                                                   Новый Уренгой - 2020

Методические рекомендации для педагогов и родителей по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений

1. Рекомендации для педагогов. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.

Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат.

Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений. Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний:

- иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного;

- иногда игра - «поиск и открытие», и всегда игра - радость, путь детей к мечте.

Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.

В нашем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использовались следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития: Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т.п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т.п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т.п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т.п.

Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями.

Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т.д.

Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.

Таким образом, каждый педагог должен знать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.

Когда ребенку исполняется два года, у него замечается значительное

развитие способностей сенсорики. В сенсорном развитии главным считается

восприятие предметов. Годовалый ребенок воспринимает форму и величину

предметов интенсивнее, чем цвет. Когда ему исполняется два года,

восприятие становится точнее и разумнее в связи с тем, что он начинает

сравнивать и сопоставлять предметы. «Определённость» восприятия

является характерной чертой развития сенсорики, особенно в промежутке от

1,2 до 2- х лет. В таком возрасте им наиболее характерны методы восприятия,

которые позволяют сравнивать свойства тех или иных предметов, при

совершении действий с ними. Это сравнение особенно видно во время игры

со сборно-разборными игрушками: матрешками, пирамидками, грибочками.

Ребенку идут на пользу именно многократные сравнения, с помощью

10

которых они достигают результатов на практике, например, берет свою

обувь, чашку.

Вначале сравнение приблизительное. Он пробует и, пройдя через некоторые

ошибки достигает успеха. Потом, после полтора лет, предварительные

примерки и пробы сокращаются и переходят в этап зрительного восприятия.

Это новый этап в сенсорном развитии.

У двухлетнего ребенка быстро развивается и зрительное, и слуховое

восприятие. Важным значением является развитие речевого слуха, который

осуществляется во время общения с окружающими. Осязательное

восприятие совершенствуется и осуществляется со зрительным восприятием,

развитием ручных движений, вниманием, памятью, мышлением. Главной

задачей развития сенсорики является формирование условий вырабатывания

восприятия как первоначальной ступени окружающей реальности. Эти

специальные условия обеспечивают накопление различных слуховых,

зрительных, осязательных ощущений, формируют представления о

разновидностях величины (маленький- большой), формы (квадрат, круг,

треугольник, прямоугольник, овал), цвета.

В этом возрасте ребенок еще не располагает речью достаточным образом.

Следовательно, главными способами выражения чувств и мыслей являются

действия. Главным методом провождения занятий является интерес карапуза

к учебным материалам, игрушкам. Это маленькие и большие матрешки,

пирамиды разного размера, кубики, доски, имеющие отверстия различной

формы или величины с комплектами вкладок, столы с грибами и к концу

второго года – мозаики. Для развития сенсорики для детей младшего

возраста особенно важны игрушки из дерева. Их фактура, стойкость при

манипулировании, выполнение действий с такими игрушками очень удобны

для крох.

Совет. Для захватывания и поддержания наиболее удобны вкладыши и

другие элементы учебных пособий, имеющих размеры от 3 до4,5 см,

соответствующие размерам ладошек малыша. Для ориентировки в их

размерах вполне достаточным является разница в 1,5 см между

маленькими и большими предметами. Оптимальной толщиной предметов

считается 1 см. Если толщина больше, то предметные контуры

искажаются, например, при определенном угле, треугольная призма

смотрится как квадрат или прямоугольник.

11

Дидактические пособия, которые правильно подобраны по форме, цвету,

величине имеют значительный эмоциональный запас, определяемый

пропорцией, фактурами, цветовой гармонией. В обыденной жизни дети

должны иметь возможность для наблюдения за пропорциями, цветом,

формой, явлением.

Главным условием познавательного развития является современное

воспитание сенсорики в этом возрастном периоде.

В этот период словарный запас деток очень ограниченный. Он также очень

отстает от формирования восприятия. Следовательно, наравне с

определёнными словами форм детки легко изучают слова, содействующие

формированию восприятия типа «такой, не такой, разный». Слова, которые

обозначают цвет, очень трудно запомнить. Формирование этого сложного

процесса заканчивается в пять лет.

Малыши, к концу второго года, начинают говорить за взрослыми названия

цветов. Произнеся слова: «синий», «белый» или названия других цветов,

кроха не может эти слова сравнить с цветом данных предметов. В лучшем

случае он механически запомнит случайное употребление слов и, называя

форму или цвет не значит, что карапуз понимает смысл этих слов.

Сложным процессом у двухгодичного ребенка является распределение

внимания между осязательным, слуховым, зрительным восприятием и

памятью.

Совет. Подбирая дидактические материалы, стремитесь к одинаковой

цветовой насыщенности. К примеру, если зеленый цвет яркий, то такими же

яркими должны быть и другие цвета, поскольку в обратном случае, малютка

с нарушением восприятия цвета сориентируется не на сам цвет, а на его

яркость.

Последовательность и постепенность в усложнении заданий, которые

направлены на развитие сенсорики, значима как для детей упомянутого

возраста, так и для старших карапузов.

Итак, в результате регулярной работы по сенсорики с детьми младшего

возраста формируются способности, которые свидетельствуют о подходящей

степени усовершенствования восприятия:

12

1. Малыши, выполняя ряд действий на практике, удачно выделяют

форму, цвет, фактуру, величину предметов.

2. Детки в возрасте от 2- х до 2 лет 3 месяцев и старше при отборе из

четырех вариантов группируют предметы, сравнивая с образцом по

форме, цвету, величине.

3. При выборе из четырех вариантов (формы, цвета) сопоставляют

неодинаковые предметы по форме, цвету, величине и фактуре.

4. В различных цветовых пятнах детки с 2- х до 2 – х лет 3 месяцев

узнают предметы, явления с характерным цветовым признаком,

например, трава, снег, апельсин или в пятнах различных размеров

медвежонка и медведя, котенка и кошку.

5. С 2, 5 лет обозначают различные предметы в соотношении с их

сенсорными особенностями: море, лес, солнце, листья, огоньки,

солнце и т.д.

6. Малыши с 2 лет 3 месяцев до 2 лет 6 месяцев активно используют

«опредмеченные» названия для наименования формы (шар, яйцо,

мяч, крыша), цвета(цыпленок, апельсин, трава).

7. Детки отбирают предметы нужной формы, цвета для

усовершенствования сюжетной игры. Например, грузят на

автомобиль бруски – кирпичики или выбирают элементы одежды

для кукол в зависимости от цвета их наряда.

8. Активно начинают пользоваться распространенными словами цвета,

нередко в отрыве от определенного предмета. Так, синим, он

способен назвать и зеленый, и желтый предмет.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста, как средство общего развития»

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познае...

Методическая разработка «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Методическая разработка«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой ...

Роль развивающих игр в развитии сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст, один из самых целесообразных времен для сенсорного формирования, без которого интеллектуальные способности не могут правильно развивается....

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности. деятельности. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно ...

Методическая разработка: «Цикл дидактических игр и упражнений, направленных на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством многофункционального пособия «Бизиборд»

Методическая разработка представляет из себя цикл дидактических игр и упражнений, направленных на развитие сенсорных способностей у детей посредством многофункционального пособия «Бизиборд»...