Главные вкладки

    Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста
    методическая разработка

    Румянцева Наталия Юрьевна

    Адаптационный период серьезное испытание для малышей раннего возраста. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. В период адаптации, когда расставание с обычной домашней средой тормозит все психические навыки малыша, педагогу важно поддержать его эмоциональный тонус. Ему необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка в детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_v_adaptatsionnyy_period_s_detmi_rannego_vozrasta.docx26.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста

    Автор:

    Румянцева Наталия Юрьевна,

    воспитатель ГБДОУ детский сад № 81

    Красногвардейского района

    Санкт-Петербурга

    Актуальность. Поступление ребенка в детский сад – это событие, требующее особого внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения и родителей. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

    Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка и их семьи в дошкольное учреждение.

    Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ имеет три фазы. Первая – острая фаза, характеризуется нестабильным соматическим и психическим состоянием. Часто малыши уменьшаются в весе, болеют респираторными заболеваниями, страдают расстройствами сна, наблюдается снижение речевого развития. Вторая фаза адаптации у воспитанников раннего возраста – подострая, здесь свойственно нормальное поведение, все прогрессы слабеют и фиксируются на фоне немного приторможенного темпа развития, в частности психического развития, относительно средних возрастных норм. Третья фаза адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ – компенсации, увеличивается темп развития и ближе к окончанию года происходит задержка темпа развития.

    Адаптация детей в детском саду раннего возраста имеет три степени. Легкая адаптация в раннем возрасте характеризуется относительно недолгим пребыванием в отрицательном эмоциональном состоянии и настроении. Детям раннего возраста свойственно расстройства сна, они не имеют аппетита, не хотят играть со сверстниками. Меньше чем за месяц такое состояние нормализуется. Преобладает радостное, стабильное состояние, активная коммуникация с взрослыми и другими воспитанниками раннего возраста. Адаптация к ДОУ детей раннего возраста средней степени тяжести выражается в более медленной нормализации эмоционального состояния. В первом месяце адаптации часто случаются болезни, в основном респираторные инфекции. Такие заболевания длятся от недели до десяти дней и заканчиваются без осложнений. Психическое состояние нестабильное, любая новизна способствует негативным эмоциональным реакциям. С помощью взрослого дети более заинтересовываются познавательной деятельностью и скорее свыкаются с новыми условиями.

    Тяжелая степень адаптации: эмоциональное состояние стабилизируется очень медленно, может длиться несколько месяцев. В тяжелый период адаптации свойственны агрессивно-разрушительные реакции. Все это сказывается на здоровье и развитии. Обуславливается тяжелая степень адаптации раннего возраста несколькими причинами: отсутствием режима в семье, который совпадал бы с порядком в детском саду, неумение играть с игрушкой, своеобразные привычки, несформированность гигиенических навыков, неумение общаться с новыми людьми.

    Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ бывает легкой, быстрой и практически безболезненной, но может быть и тяжелой. Невозможно сразу точно определить какой она будет, это зависит от влияния многих различных факторов: от условий периода беременности до индивидуальных свойств центральной нервной системы.

    Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста. Процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. В период адаптации, когда расставание с обычной домашней средой тормозит все психические навыки малыша, педагогу важно поддержать его эмоциональный тонус. Ему необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка в детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.

    Цель: с помощью игры и игровых упражнений помочь ребенку в адаптации к условиям дошкольного учреждения.

    Задачи:

    1. создание положительного эмоционального настроя в группе;
    2. снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;
    3. развитие игровых навыков;
    4. воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

    Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.

    Игры в период адаптации можно условно разделить на две группы:

    1. Коммуникативные игры, направленные на формирование эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой. Это игры - забавы, хороводы, подвижные игры.
    2. Игры на освоение окружающей среды, направленные на освоение детьми пространства групповой комнаты (детского сада, знакомство с персоналом детского сада, другими воспитанниками). Это игры – путешествия, игры с предметами, подвижные игры.

    Предлагаемый материал можно использовать при условии, что воспитатель владеет знаниями и выполняет определённые условия:

    1. добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участия в предложенной игре);
    2. непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;
    3. многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);
    4. специальный наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так он дольше останется для детей необычным);
    5. запрет на оценку действий ребенка типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно»;
    6. предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя.

    Картотека игр в адаптационный период для детей раннего возраста

    Игра «Дай ручку»

    Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

    Давай здороваться. Дай ручку!

    Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу. 

    Игра «Привет! Пока!»

    Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

    Привет! Привет!

    Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

    Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

    При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.

    Пока! Пока!

    Затем предлагает малышу попрощаться.

    Помаши ручкой на прощание. Пока!

    Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми. 

    Игра «Хлопаем в ладоши»

    Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

    Хлопну я в ладоши, буду я хороший, хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

    Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

    Давай похлопаем в ладоши вместе.

    Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно

    попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

     

    Игра «Я Петрушка – веселая игрушка!»

    Материал к игре: кукла Петрушка. 

    Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.

    — Я Петрушка— веселая игрушка! Привет-привет!

    Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.

    Давай здороваться! Дай ручку!

    После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия. 
    -Давай хлопать в ладошки— хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

    Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.

    Игра «Киса-кисонька»

    Материал к игре: мягкая игрушка котёнок. 
    Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

    — Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнкавот так.

    Действие сопровождается стихотворением: 
    Киса, кисонька, кису ля! — 
    Позвала котёнка Юля. 
    Не спеши домой, постой! — 
    И погладила рукой.

    Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

    Игра «Ладушки-ладушки»

    Ход игры: Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши.

    Давай похлопаем в ладоши—вот так.

    Ладушки-ладушки! Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши.

    Где были?

    — У бабушки!

    — Что ели?

    Кашку!

    — Что пили?

    Бражку! 
    Кашку поели, 
    Бражку попили! 
    Ш-у-у-у, полетели, 
    На головку сели!

    На последних строчках помашите кистями рук, как крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша.

    Игра «Коза-рогатая»

    Ход игры: Педагог проговаривает текст потешки, сопровождая ее движениями. 

    Идет коза рогатая, 
    Идет коза бодатая, 
    Ножками топ-топ! 
    Глазками хлоп-хлоп: 
    «Кто каши не ест, 
    Кто молока не пьет, 
    Того забодаю, 
    Забодаю, забодаю!»

    Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец — получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка. 

    Игра «Хоровод»

    Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

    Вокруг розовых кустов,

    Среди травок и цветов,

    Кружим, кружим хоровод.

    До того мы закружились,

    Что на землю повалились. Бух!

    При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

    Вокруг розовых кустов,

    Среди травок и цветов,

    Водим, водим хоровод.

    Как заканчиваем круг,

    Дружно прыгаем мы вдруг. Гей!

    Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

    Игра «Хоровод с куклой»

    Материалы к игре: кукла средних размеров.

    Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, «гладит» каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает» потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую песню. Эта игра проводится с двумя или тремя детьми.

    Игра «Игра с собачкой»

    Материалы к игре: игрушечная собачка.

    Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

    Гав-гав! Кто там?

    Это песик в гости к нам.

    Я собачку ставлю на пол.

    Дай, собачка, Пете лапу!

    Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять собачку за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Ребенок кормит собаку. Собака «ест»«лает», и говорит ребенку «спасибо».

    Игра «Мы топаем ногами»

    Ход игры. Дети встают в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им, возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении.

    Мы топаем ногами,

    мы хлопаем руками,

    Киваем головой.

    Мы руки поднимаем,

    Мы руки опускаем, мы руки подаем.

    (Дети берутся за руки, образуя круг).

    Мы бегаем кругом.

    Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.

    Игра «Как летит листочек?»

    Материалы к игре: листок газетной бумаги.

    Ход игры. Дайте малышу листок газетной бумаги, помогите ему выполнить действия, о которых говориться в рифмовке:

    Листочек взлетел,

    Листочек кружится, кружится

    Под ноги ложится.

    Листочек рвётся, рвётся, рвётся.

    Листочек мнётся, мнётся, мнётся.

    (Под последние две строчки надо разорвать листочек на клочки, собрать их в кучку и, сминая, превратить в подобие бумажного шарика.)

    Игра «Попрыгунчик»

    Ход игры. Продекламируйте малышу этот стишок, сопровождая слова действиями, а потом предложите малышу присоединиться к вам:

    - Стоит в поле теремок (сядьте на корточки и накройте голову руками)

    -Кто, кто в теремке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

    - Дверка открывается (медленно приподнимаете руки над головой)

    - Кто там появляется?

    Ш-ш-ш-ш, ба- бам, ба-бам! (подпрыгиваете, вытягивая руки вверх)

    - Попрыгунчик там!

    Игра «Зайчик»

    Материалы к игре: мягкая игрушка зайка.

    Ход игры. Прочтите стишок, сопровождая его действиями:

    Раз, два, три, четыре, пять

    Вышел зайчик поскакать (потрясите игрушку вверх, вниз)

    Огляделся (поверните игрушку влево- вправо),

    Повертелся (вращайте игрушку),

    Посмотрел наверх и вниз (наклоните игрушку назад и вперёд)

    Пробежался (бегите с игрушкой),

    Забоялся…

    Где ты, зайчик, отзовись? (спрячьте игрушку за спину).

    Игра «Чьи вещи?»

    Материалы к игре: игрушечный градусник, половник, пачка стирального порошка, гармошка (пианино)

    Цель игры — закрепить знание имен работников детского сада.

    Ход игры. Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и каждый из них забыл одну из своих вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь принадлежит. Дети должны назвать не только профессию, но и имя хозяина вещи, например, «Этот градусник оставила Любовь Федоровна, наша медсестра». Когда все вещи будут «опознаны», можно раздать их детям, которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т. д.

    Игра «Нежно гладим мы зверят»

    Материалы к игре: резиновая игрушка-пищалка

    Ход игры. Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка. Воспитатель произносит текст и выполняет движения:

    - Нежно гладим мы зверят, (ладошкой гладит игрушку 8 раз)

    И зверята не пищат. Попищим поскорей, (сжимает игрушку 8 раз)

    Литература

    1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
    2. Лялина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад.». – Волгоград: Учитель, 2001
    3. Сертакова Н.М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка: «Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста»

            Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоцио...

    Проект "Игры и игровые ситуации в адаптационный период с детьми раннего возраста в соответствии с ФГОС"

    Особым направлением педагогической работы с детьми раннего возраста является формирование игровой деятельности. И в большинстве случаев, именно игры помогают адаптировать детей к детскому саду.Основны...

    Роль игр с песком в адаптационный период с детьми раннего возраста

    СОДЕРЖАНИЕ: 1.     Актуальность темы……………………………………………&he...

    Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"

    Консультация для родителей и воспитателей " Игры в адаптационный период с детьми дошкольного возраста"...

    Консультация для воспитателей «Организация адаптационного периода с детьми раннего возраста»

    Консультация для воспитателей«Организация адаптационного периода с детьми раннего возраста»...