Консультация для воспитателей «Воспитатель – первый учитель безопасного поведения ребёнка на дороге»
консультация

Якимова Нина Шариповна

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Главное – он должен привить устойчивые навыки безопасного поведения ребёнка в любой дорожной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsulttsiya_pdd.docx240.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитатель – первый учитель безопасного поведения ребёнка на дороге»

…Ребёнка обучи – дашь миру человека.Описание: Картинки по запросу картинки пдд для детского сада

В.Гюго

Среди жертв ДТП много детей дошкольного возраста. Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье своих детей. Необходимо уберечь детей от транспортных средств, научить их безопасному поведению на дороге.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Главное – он должен привить устойчивые навыки безопасного поведения ребёнка в любой дорожной ситуации.

Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько знание правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание правил не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Необходимо привить ребёнку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.

Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Они написаны «взрослым» языком, непонятным детям. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом не исказив их содержания. Навыки и привычки, которые ребёнок приобретает в дошкольном возрасте, помогут ему несколько позже приобрести знания.

Навык – это способность ребёнка в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, без специального направленного внимания путём многократного повторения.

Привычка – способ поведения, осуществление которого приобретает для человека потребность. Привычки могут складываться в результате наблюдений,  опытов и в результате воспитания других лиц. Они могут иметь как положительное отношение к модели своего поведения, так и отрицательное.                                                                                                          

Модель поведения ребёнка на дороге должна характеризоваться

навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой: переходя проезжую часть, убедиться в отсутствии транспортных средств слева и справа, затем переходить проезжую часть. Отрицательное отношение к выполнению правил безопасного движения становится привычкой переходить проезжую часть в любом месте как при наличии транспортных средств слева и справа, так и при наличии ограждений проезжей части и газонов на распределительной полосе.

Знания – это совокупность усвоенных ребёнком сведений, необходимых для безопасного движения на дороге. Нужный объём знаний для ребёнка предусмотрен данной программой для дошкольных образовательных учреждений и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, ребёнок не может безопасно ходить по дороге. Для этого необходимо владеть специальными навыками и положительными привычками, которые он может получить от воспитателя и родителя, способных, используя свои знания, дать эти навыки и привычки.

Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течении всей жизни человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребёнка к безопасному поведению на дороге растёт. Все навыки, привычки, знания формируются под влиянием воспитателей, грамотных и серьёзных родителей, для которых безопасность ребёнка небезразлична.

Особую сложность представляет развитие умственных навыков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге. Они помогают поступить правильно в сложной дорожной обстановке, избежать возникновения ДТП.

Знакомство ребёнка с дорожной ситуацией, с транспортом имеет свою специфику. Он не может её «попробовать», а для него важен личный опыт. ДТП нельзя смоделировать с участием ребёнка. Однако очень важно обучить ребёнка безопасному поведению на дороге. Здесь личный опыт должен быть заменён опытом, накопленным обществом. Развитию таких мыслительных навыков способствует внедрение в дошкольных учреждениях ситуационное обучение, в котором только воспитатель способен выработать мыслительный навык.

Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребёнка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребёнка в ДТП или уменьшающее тяжесть их последствий.

Дети в процессе учёбы должны наблюдать за реальной обстановкой на дорогах или воспроизводить на макете. В наших условиях при выходе на

дорогу или при занятиях на макете под руководством воспитателя дети учатся узнавать опасную ситуацию, её основные признаки, объяснять вероятное развитие ситуации, вырабатывать решения, предупреждающие ДТП.

Для анализа опасной ситуации воспитатель использует разнообразные методы и приёмы (использование технических средств обучения – макеты, альбомы, кинофильмы; инсценирование, праздники, наблюдения, подвижные игры и др.). Наибольший эффект даёт ситуационное обучение, когда оно проводится параллельно с изучением Правил дорожного движения.

Задача любого воспитателя – дать ребёнку необходимые навыки безопасного поведения на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях, позволить ему увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать её.

Формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге – главная задача воспитателя. При этом он имеет возможность действовать следующими приёмами:

  • Использовать свой и родительский авторитет и нежелание ребёнка огорчить их своим поведением.
  • Показать возможные последствия лично для ребёнка.
  • Использовать игровую ситуацию для введения ребёнка в роль культурного пешехода с положительными привычками.
  • Развивать мыслительные навыки.

К пяти годам у ребёнка появляется прирождённое социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге.

Как видно, у дошкольника есть потенциальные возможности для усвоения правил дорожного движения и уменьшить вероятность попадания его в ДТП. Использовать эти возможности – задача воспитателя. Она включает в себя:

- педагогическое умение привить ребёнку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации;DSC06595

- знание собственного предмета «Правила дорожного движения» и понимание его не только охранительной, но и нравственной сущности;

- знание психофизиологических и              возрастных особенностей детей.

Литература:

  1. Вдовиченко Л.А. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. – СПб.: «Детство-пресс» 2008.
  2. Добрякова В.А. Три сигнала светофора.-М., «Просвещение» 1989.
  3. Извекова Н.А. Занятия по правилам дорожного движения. – М., «ТЦ Сфера» 2005.
  4. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. – М., «Скрипторий» 2007.
  5. Степаненкова Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М., «Просвещение» 1979.
  6. Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность. – Ростов-на-Дону, «Феникс» 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования безопасного поведения ребёнка на дороге"

Предлагаю вашему вниманию материал по работе с родителями, который включает в себя: 1) Роль семьи в воспитании у дошкольников безопасного поведения и работа педагога в этом направлении;  2) План ...

Воспитатель-первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге

Взрослые ответственны за здоровье детей и должны обеспечить им максимальную безо­пасность – научить правилам поведения на дороге....

воспитатель-первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге

консультация для воспитателей,рассказывающая о том, как воспитатель знакомит ребенка с особенностями безопасного поведения на дороге...

Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге

Материал предназначен для размещения в уголке для родителей. Он позволяет повысить педагогическую граммотность родителей и вовлечь их в воспитательный процесс по формированию у дошкольников  навы...

Консультация для родителей "Безопасное поведение ребёнка на дороге"

Консультация для родителей "Безопасное поведение ребёнка на дороге"...

Консультация для педагогов "Воспитатель - первый учитель безопасного поведения ребёнка на дороге"

Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особеннос­ти. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обуче­ние действовать безопасно в сложных дор...