Сказкотерапия
консультация (младшая группа)

Молчанова Ольга Ефимовна

Сказкотерапия как средство адаптации в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkaterapiya.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Спустился вечер за окном, Затушевал дневные краски, 
Окутал город нежным сном, Вновь наступило царство Сказки...
И мама, отложив заботы, За сказкой время забывает,
И для нее, как в детства годы, Волшебный мир вдруг оживает.
Сон убаюкал малыша, Его отважная душа
Слилась с героем в славном царстве, Волшебном, чудном государстве. 
Уснул малыш. Но и во сне он примеряет на себе
Роль Золушки, Кота, Руслана, Жизнь эльфов и царя Салтана.
Он в Сказке вырастет мудрей, и духом тверже и добрей.
Ведь тот, кто с детства Сказку любит, Тот в жизни злым уже не будет

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве

и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

О роли и значении сказок в формировании

положительных качеств характера и психических

процессов для детей дошкольного возраста написано

много. Значимость народной сказки подчеркивал К.Д.

Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались

В.Г. Белинский, А.С. Пушкин...

Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в роли знаковой системы, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность.

Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм — стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает в процессе умственного и эмоционального развития детей: к моменту поступления в школу представления сменяются более реалистическими, хотя и не исчезают совсем.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, сопоставляя себя с главным сказочным героем. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

1) автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

2) активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;

3) социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов;

а) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);

б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности,

интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новые  эмоции

  1. Основной целью воспитания является формирование гармонично развитой личности, готовой к самостоятельному пути по жизни. Сказка содержит в себе нравственные ценности: добро всегда побеждает зло; осуждаются и высмеиваются лень, жадность, неряшливость; учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту. Сказка, особенно волшебная, является источником, восстанавливающим душевные силы. Возможность использования волшебной силы – это напоминание о том, что для решения любых проблем можно найти дополнительные возможности. Сказка обладает силой внушения. Чаще всего мы рассказываем сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.
  2. Каждая сказка обладает своей неповторимостью.

Сопереживание сказочному герою дает ребенку ощущение собственной силы и значительности. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий – научить ребенка справляться со своими страхами Можно выделить следующие важнейшие виды деятельности, интегрированные в сказкотерапии:

- созидательная – состоит в том, что ребенок для выражения авторского замысла создает что-то новое;

- оценочная – проявляется в том, что ребенок в своих работах выражает собственное ценностное отношение к миру, отражая собственные идеалы, интересы, потребности, вкусы;

- коммуникативная – выражается в прямом и косвенном общении автора с реципиентом.

задачи сказкотерапии в том, чтобы:

  1. Развить речь детей
  2. Выявить и поддержать творческие способности
  3. Снизить уровень тревожности и агрессивности
  4. Развить способности к естественной коммуникации
  5. Развить умение преодолевать трудности и страхи
  6. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций
  7. Сказка проникает во все виды деятельности ребенка -

дошкольника. Особым же вниманием сказка пользуется в

художественно - речевой деятельности.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста –

задача большой общественной значимости, и её

серьёзность должны осознавать и родители и педагоги..

Организация специальных занятий по развитию речи в

дошкольном учреждении будет более успешной в том

случае, когда у большей части детей будет достаточно

развито зрительно-слуховое сосредоточение на речи и

не менее половины детей группы будут владеть

активной речью.

Формирование этого процесса можно успешно провести,

используя метод сказотерапии, созданного

петербургскими авторами Т.Д. Зинкевич и А.М.

Михайловым и нацеленного на интеграцию личности,

расширение сознания и совершенствование

взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

Основной принцип сказотерапии - духовное, целостное

развитие личности ребёнка, забота о его душе (терапия

в переводе с греческого означает “забота о душеМетодом сказотерапии возможно решение

следующих задач:

- снижение уровня тревожности и

агрессивности у детей;

- развитие умения преодолевать трудности и

страхи;

- выявление и поддержка творческих

способностей;

- формирование навыков конструктивного

выражения эмоций;

- развитие способностей к эмоциональной

регуляции и естественной коммуникации. Сказки делятся на несколько групп:

сказки о животных;

сказки о

взаимодействии людей

и животных;

сказки-притчи;

бытовые сказки;

сказки-страшилки,

истории о нечисти,

заветные сказки;

волшебные сказки и

другие.

У каждой группы сказок есть своя детская и

взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее

понятны и близки сказки о животных и сказки

о взаимодействии людей и животных, В этом

возрасте дети часто идентифицируют себя с

животными, легко перевоплощаются в них,

копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет,

ребенок идентифицирует себя

преимущественно с человеческими

персонажами: Царевнами, Царевнами,

Солдатами и пр. Чем старше становится

ребенок, тем с большим удовольствием он

читает истории и сказки про людей, потому что

в этих историях содержится рассказ о том, как

человек познает Мир. Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят

цикличный характер – многократное повторение сюжета с

небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок

позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к

слову. Сказки являются эффективным средством развития речи

у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно

использую их в своей работе.

Развивая речевое творчество,

выразительность речи, индивидуальные способности, решаю

следующие задачи:

1. развитие умения связно, последовательно и выразительно

пересказывать небольшие литературные произведения;

2. обогащение словаря;

3. развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально

откликаться на сказку;

Система работы по развитию связной речи у младших дошкольников включает в себя

предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию

творческой деятельности на её основе.

1. Восприятие сказки идет успешнее, если с детьми проводится предварительная

работа: рассматривание иллюстраций, беседа с объяснением незнакомых или

малознакомых детям этого возраста слов и выражений, показ предметов или действий,

которые они обозначают.

2. Далее идёт непосредственное знакомство со сказкой, где важную роль играет речь

рассказчика. Для ребёнка младшего возраста предпочтительно утрированное

выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины

происходящего. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринять произведение, после

его рассказывания провожу беседу. Включаю в неё разные группы вопросов: на выявление

эмоционального отношения детей к содержанию сказки и её героям, о мотивах поступков

персонажей, средствах языковой выразительности. Для большего эффекта восприятия,

сопровождаю текст сказки предметными и сюжетными картинками.

Ребенок 3-4 лет усваивает знания при многократном повторении. В тоже время он не любит

однообразной деятельности, от которой быстро устаёт, поэтому при повторном

рассказывании сказки использую: настольный и кукольный театр, фланелеграф,

моделирование, запись. Для лучшего усвоения содержания сказки, последовательности

событий в ней использую мнемотаблицы и мнемодорожки – опорные схемы, с помощью

которых дети быстрее запоминают сказку, учатся пересказывать её. Мнемодорожка несет

обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах

обучения ребенкаЗавершающим этапом формирования связной

речи у дошкольников является умение

рассказывать и одновременно показывать

сказку. В этом мне помогает настольный

театр, игры-инсценировки, игры-

драматизации. Проводя коллективные

инсценировки знакомых сказок, дети

вживаются в образы героев, стараются

передать не только их слова и действия, но

и характеры, голоса, мимику, манеру

разговора. Это дает возможность

развиваться творческим способностям

маленьких артистов. Кроме того, показывая

сказку, малыши учатся регулировать силу и

высоту своего голоса, развивают речевое

дыхание, интонационную выразительность

речи.

Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы,

героям даны определения – это также

позволяет ребенку обогатить свой словарь и

лучше запомнить и понять содержание

сказки. С развитием речи у ребенка

развиваются мыслительные процессы.

Включение сказки во все виды детской

деятельности, использование традиционных

и нетрадиционных методов и приёмов

работы существенно влияют на

всестороннее развитие речи детей. Для занятий по методу сказкотерапии хорошо

использовать сказочные декорации и

костюмы, музыкальный фон. Детям очень

нравятся ритуалы, с которых занятие

начинается и заканчивается. Например,

катание яблочка по тарелочке – она

«начинает показывать сказку». Можно просто

передавать из рук в руки любой

«волшебный» предмет (клубочек, золотое

яйцо, плюшевого сказочного героя и т.д.).

4. развитие представления об окружающем мире;

5. воспитание интереса и любви  народному

творчеству;

6. побуждение к использованию сказочных сюжетов в

самостоятельной игровой и творческой деятельности. Сказку использую как в воспитательно – образовательном процессе, так и в повседневной

жизни, индивидуальной работе с детьми.

казкотерапия в ДОУ связана с реализацией трех функций: диагностической, терапевтической и прогностической.

Диагностическая функция

Диагностическая функция сказки помогает определить основные сценарии и стратегии, используемые ребенком при построении модели своего поведения в той или иной ситуации. Это проявляется в том, как ребенок из множества сказок выбирает несколько любимых.

Таким образом, он как бы выбирает для себя определенную жизненную модель. Анализ сказочных произведений, заинтересовавших ребенка поможет взрослому выявить способности и таланты малыша, особенности характера и индивидуальность восприятия окружающей действительности.

Обыгрываемый ребенком образ лисички говорит о наличии гибкого ума, лукавства и умении пользоваться своим обаянием; пристрастие к пиратским играм и образам разбойников показывает склонность к дракам и агрессии.

Терапевтическая функция сказки

Терапевтическая функция сказки заключается в том, что она помогает ребенку сформировать образ себя в будущем, построить модель поведения для достижения желаемого будущего, занимая активную позицию и осознавая собственную ответственность.

Прогностическая функция

Прогностическая функция сказки состоит в том, что она помогает осознать влияние «сегодняшнего» поведения на «завтрашнее» состояние жизнедеятельности человека.

Сказкотерапия в ДОУ — пожалуй, самый детский метод психологии, и один из самых древних.

Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.

Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.

Сказки можно условно разделить на — дидактические или обучающая сказки, психокоррекционные сказки, медитативные сказки. Дидактические сказки

Дидактическая или обучающая сказка через сюжетность и образность помогает малышу лучше усвоить информацию.

Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки, когда различные предметы и символы одушевляются, легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

Психокоррекционные сказки

Психокоррекционные сказки можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, они помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего.

С другой стороны, данный вид сказок предполагает такое влияние на решение детьми психологических проблем, результатом которого станут изменения в поведении ребенка за счет становления собственной активной позиции и самоконтроля.

Медитативные сказки

Медитативные сказки активизируют положительные эмоции, учат позитивному настрою.

Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций.

Воспринимая медитативные сказки, ребенок не только может еще раз погрузиться в приятные события своей жизни, пережить их заново, но и по-новому посмотреть на негативный жизненный опыт, избавиться от неприятных переживаний и тревожных мыслей.

Волшебные сказки

Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного. В мифах, легендах или другом более развернутом мифологическом материале мы приходим к пониманию базисных структурных образований (паттернов) человеческой психики, постигая их сквозь культурные наслоения.

Персонажи сказок

Любые персонажи волшебных сказок — добрые феи, злые волшебницы, драконы, ведьмы и карлики — являются архетипическими образами, представленными на глубоких уровнях психического.

Осознаем мы это или нет, роли не играет, так как они все равно воздействуют на нас, являясь психологическими реальностями. События в волшебных сказках отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что любая волшебная сказка является относительно закрытой системой, выражающей некое сущностное психологическое значение, содержащееся в ряде сменяющих друг друга символических картин и событий, посредством которых оно и может быть раскрыто.

Польза сказкотерапии

Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Но особенно это актуально для детей дошкольного возраста.

Занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет ― апогей сказочного мышления.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, справиться со страхами.

Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем.

Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Целью занятий с применением метода сказкотерапии

гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.

Сказкотерапия в ДОУ — Формы и методы

  • художественная литература;
  • беседа;
  • игра;
  • народный фольклор;
  • придумывание сказок;
  •  изобразительная деятельность;
  •  проблемные ситуации;
  • психологические игры;
  • упражнения на релаксацию;
  • творческие задания;
  •  тренинги эмоций;
  • моделирование и проигрывание ситуаций;
  • минутки-размышления;
  • психогимнастика;
  • пересказ сказки по опорной схеме;
  •  ТРИЗ;
  • перепутывание сказочных сюжетов и героев;
  •  введение нового героя в сказку;
  • изменение места, времени, события;
  • составление сказки по кругу;
  • инсценировка.

Особенности организации сказкотерапии для детей дошкольного возраста:

  • Дозированность информации при знакомстве со сказкой. Изначально возможно только прочтение сказки, рассматривание картинок, обсуждение поступков героев.
  • Уже после этого сказка, независимо от её вида, должна быть не просто прочитана, но и обыграна, то есть инсценирована взрослым.
  • Никаких нравоучений, строгого тона и повелительных интонаций. Только доброжелательность, свобода самовыражения, ненавязчивость и искренность, а также уместность сказки в определённой ситуации.
  • Содержание сказки должно соответствовать возрастным и психофизическим особенностям ребёнка.
  • После прочтения сказки и её инсценирования необходимо побудить ребёнка к анализу поступков и отношений героев, а также к обсуждению его личного отношения к сказке.

Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся сказкотерапевтами:

  1. Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-Лебеди», «Колобок», «Маша и медведь» и другие.
  2. Авторские: сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и многих других писателей-сказочников.
  3. Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.
  4. Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.
  5. Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.
  6. Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.
  7. Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера

Любой из вас при желании может стать

хорошим сказкотерапевтом. Для этого нужно

самому стать сказочником и немного

волшебником – и дети не останутся у вас в

долгу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...