«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование». Подготовила воспитатель: Чернова Н.С
опыты и эксперименты (старшая группа)

Чернова Наталия Сергеевна

Мастер класс на МО воспитателей

«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».

  Подготовила воспитатель: Чернова Н.С.

 

МАСТЕР-КЛАСС

«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей

детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».

Цель: создание условий для осмысления, систематизации и осознаний педагогами роли экспериментирования в развитии познавательной активности детей.

Задачи:

  1. Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
  2. Познакомить с опытом работы по внедрению экспериментирования в образовательную деятельность ДОУ.
  3. Показать технологии активизации поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

Уважаемые  коллеги,   я  рада приветствовать Вас на мастер – классе по теме ««Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» .

Каждому из нас хотелось бы видеть наших воспитанников любознательными, общительными, творческими личностями, умеющими решать возникающие проблемы. Дошкольники  сами по себе уже являются исследователями. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Почему? Сколько? Как?»

Не секрет, что ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Перед нами педагогами стоит вопрос: «Как привлечь детей к познавательно-исследовательской деятельности?»

Как известно, акцент в дошкольном образовании перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку совместно с педагогом  или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

В образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста можно использовать следующие типы исследований:


1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
2. Коллекционирование (квалификационная работа: камни, марки, виды бумаги, ткани, открытки и т.д.).
3. Путешествия по карте (представление о пространстве мира - мир как пространственное целое, о поверхности земли, частях света, об океанах и их обитателях, северных землях, их обитатели, о континентах, родной стране). Исследования – путешествия воображаемые, они придумываются взрослым (например, мы с вами в лесу…, в горах…, в далеком космосе и т.д), эти путешествия принимаются ребенком,  как сюжетная  игра.
4. Путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представление об историческом времени - от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. д.).

Сегодня я хочу остановиться именно на экспериментировании. 

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Сегодня мы поэкспериментируем с природным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс на МО воспитателей

«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».

  Подготовила воспитатель: Чернова Н.С.

МАСТЕР-КЛАСС

«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей

детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».

Цель: создание условий для осмысления, систематизации и осознаний педагогами роли экспериментирования в развитии познавательной активности детей.

Задачи:

  1. Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
  2. Познакомить с опытом работы по внедрению экспериментирования в образовательную деятельность ДОУ.
  3. Показать технологии активизации поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

Уважаемые  коллеги,   я  рада приветствовать Вас на мастер – классе по теме ««Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» .

Каждому из нас хотелось бы видеть наших воспитанников любознательными, общительными, творческими личностями, умеющими решать возникающие проблемы. Дошкольники  сами по себе уже являются исследователями. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Почему? Сколько? Как?»

Не секрет, что ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Перед нами педагогами стоит вопрос: «Как привлечь детей к познавательно-исследовательской деятельности?»

Как известно, акцент в дошкольном образовании перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку совместно с педагогом  или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

В образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста можно использовать следующие типы исследований:


1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
2. Коллекционирование (квалификационная работа: камни, марки, виды бумаги, ткани, открытки и т.д.).
3. Путешествия по карте (представление о пространстве мира - мир как пространственное целое, о поверхности земли, частях света, об океанах и их обитателях, северных землях, их обитатели, о континентах, родной стране). Исследования – путешествия воображаемые, они придумываются взрослым (например, мы с вами в лесу…, в горах…, в далеком космосе и т.д), эти путешествия принимаются ребенком,  как сюжетная  игра.
4. Путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представление об историческом времени - от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. д.).

Сегодня я хочу остановиться именно на экспериментировании. 

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Сегодня мы поэкспериментируем с природным материалом.


Эксперимент 1 “ШИШКА”

Запасаемся обычной шишкой — зрелой, с раскрытыми чешуйками (если такой нет под рукой, возьмите любую шишку, положите на солнце или в тепло — раскроется). Готовим посудину, в которой заливаем шишку горячей водой (в горячей воде реакция быстрее проходит, но помните о безопасности, чтобы без ожогов). Итак, шишка с открытыми чешуйками, теплая вода, заливаем шишку в посудине — и ждем! Через 10-15 минут: чешуйки закрылись. Можно и подольше подержать шишку в воде, она тогда плотно закроется. И еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко и подождать подольше (пока высохнет), она опять откроется!

Эксперимент 2 “ЧУДЕСНЫЕ СПИЧКИ (ЗУБОЧИСТКИ)”

Материал: 5 спичек, блюдце, вода.

Надломите спички посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

*Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна “толстеют”, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Эксперимент 3 “ПОЧЕМУ КАМНИ БЫВАЮТ РАЗНОЦВЕТНЫМИ”

Материал: несколько кусочков цветного пластилина.

Скатайте каждый кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем надавить ладошкой на верхний шарик. Движения сопровождаются комментарием: “ Проходило время... Миллионы лет...Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один...” Далее стекой разрезают пластилин и любуются полосатыми срезами. Далее педагоги на столе находят камни образовавшиеся подобным способом.

Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.

Материал: несколько кусочков цветного пластилина.

Предложить побывать в роли самой матушки природы, создающей удивительный мир камней - самоцветов. Каждый берёт 2 - 3 кусочка пластилина разного цвета и смешивает их (можно скатывать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачивать по спирали, а затем снова комочком). Главное не перестараться, иначе можно сделать пластилин однородным. Далее разрезают комочки стекой и могут полюбоваться удивительными узорами. Узоры получаются разные, но это не значит, что кто - то не справился с заданием. Так, по- разному, бывает и в природе. Где - то подземные процессы идут сильнее, а где - то -  слабее.

Материал: 1-2 кусочка пластилина и рисовые зёрна.

В природе есть камни более твёрдые, а есть - более мягкие. Представьте , что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и ..."заварилась" вот такая "каша": смешать кусочки пластилина с крупой. Что получилось? Найдите камни с отчётливо видными вкраплениями.

Эксперимент 4 “ЧТО ТЯЖЕЛЕЕ?”

Материал: Камень, песок, баночка с водой.

Педагоги в банку с водой опускает одновременно камень и песок, и наблюдают за оседанием природных объектов на дно. Вывод: камни осели на дно раньше — они тяжелее. Песок осел на дно позже камня — он легче.

Со зрителями – Игра  “Гора и камешки”

Стоит гора  - старушка

Поднимают руки вверх

До небес макушка

Тянутся на цыпочках

Её ветер обдувает

Обмахивают себя кистями рук

Её дождик поливает

Встряхиваю кистями рук

Стоит гора, страдает

Прикладывают ладошки к щекам и качают головой

И камешки теряет

Встряхивают в воздухе руками

Раскатились камешки

И с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы

Развести руки в стороны

  • Как вы думаете, что есть, на морском дне? Что еще кроме камней? (Ракушки)
  • Как вы думаете, из чего они состоят? Известняк и песок.

Эксперимент 5. СЛУШАЕМ “ШУМ МОРЯ” или “РАКУШКИ”

Материал: Разные ракушки, стакан.

Рассмотреть, тонкие толстые, плотные и т.д.

А вы знаете, что большие раковины называют поющими?

Возьмите любую ракушку (лучше, если их будет несколько разных) и стакан. Предложите послушать их все по очереди и сравнить услышанный шум.

Что вы слышите?

Окажется, что звук в них почти одинаковый. Самый красивый звук слышен в закрученной большой раковине. Слабее в более ровной раковине и стакане. 

А теперь сложите ладошки "горсточкой" и приложить к ним ухо. Услышит все тот же "шум моря"! А если распрямить  ладошки, то звук сразу прекратится.

Вывод: звук, слышимый нами во всех этих случаях, не имеет отношения к "морскому" или "не морскому" происхождению предмета, а относится только к его выпуклой форме.

А откуда тогда берется этот звук в выпуклых полых емкостях? Оказывается, мы слышим в ракушке тихие звуки, которые постоянно окружают нас, даже если мы находимся в помещении одни. Только эти звуки усиленны во много раз. Так, что они уже кажутся заметным шумом.

 Раньше считали, что основной причиной этих звуков был ток крови самого человека. Но теперь это ставится под сомнение, потому что после физических нагрузок, когда ток крови усиливается, слышимый в ракушке шум остается прежним. Предлагаю вам самим это проверить:

Изменяется ли звук в ракушке от физических нагрузок

Попросите малыша поприседать с приложенной к уху ракушкой или стаканом. Чувствует ли он, как у него участился пульс? Ток крови стал сильнее. А вот как изменился шум? Практически никак.

Вывод: Шум от тока крови не является основным среди шумов, слышимых в ракушке. Значит, все дело именно в окружающих нас звуках. Они такие привычные и незаметные, что мы просто перестаем слышать их, а вот с помощью раковины или стакана мы делаем их громче.

Еще первобытные племена заметили, что полая колода звучит звонче, чем сплошная - и так изобрели барабан. Что ветер гудит в трубках тростника - и изобрели флейту. Заметили, что струна, натянутая над отверстием небольшого ящика звучит громче, чем без него - так изобрели и гитару, и балалайку и множество других инструментов.

Заключение: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способность сами ставить вопросы  

И получать на них фактические ответы, оказываясь

На более высоком умственном и нравственном уровне

 В сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»

К.А. Тимирязев  

Заключительная часть

Метод экспериментирования как средство познавательно-исследовательской деятельности позволяет достичь следующих результатов:

• рост познавательной и речевой активности;
• дети овладевают способами практического взаимодействия с окружающей средой;
• создание мотивации к обучению;
• благодаря подробному отчету о проведенном исследовании, дети составляют описательный рассказ;
• проводимая работа позволяет на более раннем этапе приступить к формированию следующих по трудности видов рассказывания: сравнительно-описательного, творческого рассказов.
• знания, полученные в результате экспериментирования, переходят в жизненный опыт детей.

В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с    различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Детские  удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни.  А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...

Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».

Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....

Экспериментирование – одна из форм развития познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей старшего дошкольного возраста....

План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы»

Активно работаю над самообразованием, повышаю уровень профессионального мастерства, изучая новые методы и технологии в работе с детьми....

Опыт работы. «Развитие поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста по развитию поисково-исследовательской деятельности через экспериментирование....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Цель: выработать стремление к внедрению инноваций в исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность....

Статья "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование".

Познавательно – исследовательская деятельность  в дошкольном образовательном учреждении является одним из основных видов  деятельности детей. Поэтому педагогу важно формировать у детей...