Роль дидактической игры в формировании речевой активности детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Наталья Сергеевна Конева

Мотивировать ребенка на игровую деятельность нетрудно, особенно если ребенок создает игру, атрибуты, условия и правила к ней самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

ребёнка вливается жизненный поток

 представлений, понятий.

 Игра-это искра, зажигающая

 пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста, дидактика – с греч. «поучающий». Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает 4 растения, животных». В игре ребенок развивается, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность, игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, продукты). Поэтому дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие и, конечно, же на речь.

 Конечно, целью дидактической игры является обучение ребенка чему-л., но в детском саду она является не только методом обучения, а одним из эффективных способов формирования речевой активности. Еще отмечу, что проследить речевую активность детей возможно во всех образовательных областях.

В нашем мире - мире гаджетов, компьютерных игр, гонки за псевдоскоростным развитием, мы забываем об их истинных интересах, об обязательных стадиях гармоничного развития, о навыках общения, о принятии и соблюдении общепринятых правил поведения. А современные условия диктуют то, что, упуская или пропуская одну или несколько стадий развития, ребенок лишается возможности гармонично развиваться и полноценно перейти в следующий этап развития. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

Чем заинтересовать ребенка в детском саду? Одной из задач любого вида деятельности является мотивация. Мотивировать ребенка на игровую деятельность нетрудно, особенно если ребенок создает игру, атрибуты, условия и правила к ней самостоятельно. А воспитатель выступает в роли организатора, учитывая, конечно же, все интересы ребенка. Мне удается привлечь внимание детей к созданию игр тем, что часто атрибутами для игр служат реальные или любимые интерактивные или мультипликационные герои, сюжеты из любимых мультфильмов, сказок, игр. Игра станет удовольствием и  будет ценна для ребенка тогда, когда он не только  изготовит ее, но и «проживет» ее, возвращаясь к ней снова. А дидактические игры, приобретенные в магазинах носят больше принудительный игровой характер, поэтому для ребенка несут скудную ценность: теряются детали этих игр, чаще рвутся картинки и т.п..

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: настольно-печатные,  игры с предметами и словесные игры.

Обращу  ваше внимание на самое простое решение провести время ребенком - это игры, созданные в образовательной или чаще свободной деятельности.

  1. настольные игры с игровым полем и фишками – это «игры-ходилки». Во-первых это просто и доступно, такую игру можно сделать самим, используя различные картинки из журналов, придумать свои правила, свои сюжеты и это будет интересно и занимательно и взрослому и ребенку. Во-вторых, такие игры достаточно развивающие, ребенок учится считать по порядку, узнавать цифры, числа. Но самое главное, он учится соблюдать правила, играть по правилам, а это само по себе развивает и корректирует эмоционально-волевую сферу, т. е. ребенок учится себя контролировать, контролировать свои эмоции, развивать целеустремленность, доведение дела до конца, принятие ситуации, волю к победе, - это очень важный момент в развитии ребенка, ведь в дошкольный период через игровую деятельность он учиться общаться, развиваются его коммуникативные навыки, его социализация и адаптационные формы поведения. И еще один немаловажный положительный момент в настольной игре, это тесное взаимодействие, общение с ребенком,  такая игра помогает справиться нежелательными, негативными реакциями ребенка, ведь реакция на победу или поражение это показатель эмоциональной и поведенческой стабильности ребенка.
  2. Игры с предметами - из заготовленных крышек из-под йогурта, яиц из киндер-сюрприза – вырезаем наклеиваем картинки, актуальные для детей и создаем например -игру на ассоциации, нанизывая на шнурок звенья. Игры из счетных палочек – «сложи по картинке», пальчиковые игры (нанизываем на шнуровку), сортировка предметов.
  3. Словесные игры- применяя их, я учу детей углублять свои знания о предметах и явлениях , такие дидактические игры открывают максимум возможностей для самостоятельной активной деятельности, которая носит инициативный, творческий характер. Они позволяют ребенку экспериментировать, добиваться результатов. При этом ребёнок свободен в выборе способов игровой деятельности в игре, создает правила, опираясь на личный опыт, наполняя игру новыми терминами, правилами, и получает удовлетворение от любого результата. Его свобода ограничивается лишь возрастными возможностями, а также опытом.

Так как я являюсь воспитателем группы комбинированной направленности, поэтому целью всей моей образовательной деятельности является мотивация правильной и четкой речевой активности детей. В своей педагогической практике, я использую различные виды дидактических игр как форму обучения детей и как самостоятельную игровую деятельность. Добиться формирования правильной речи ребенка удается в тесном взаимодействии с родителями. Я привлекаю родителей для создания авторских дидактических игр: «Лесные жители», «Какая бывает мебель?», «Опасные предметы», «Вежливые слова». Такие совместные занятия вместе с родителями позволяют ребенку придумывать и реализовывать с их помощью свои замыслы самостоятельно, чувствовать себя творцом, радоваться и гордиться своими успехами. Тем самым происходит упрочнение эмоционально – личностных связей между родителями и детьми.

Таким образом, дидактическая игра является многогранным средством для реализации всех задач образовательной деятельности для педагога, и наиболее эффективное средство для удовлетворения игровых потребностей для ребенка.

 Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используются разнообразные методы и приемы обучения матема...

Роль дидактической игры в развитии внимания у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

В статье рассматриваются условия развития внимания у детей дошкольного возраста и дается классификация дидактических игр....

Роль подвижной игры для развития двигательной активности детей дошкольного возраста

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жиз...

Роль дидактической игры в формировании словаря у детей дошкольного возраста.

В статье рассматривается роль дидактической игры , способствующей развитию речи детей дошкольного возраста....

Формирование речевой активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством деревянных игр и игрушек

Формирование речевой активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством деревянных игр и игрушек Развитие речи играет важную роль в психологическом и социальном с...

Картотека игр по ТРИЗ технологии для формирования речевой активности детей дошкольного возраста

 В данной картотеке представлены игры по следующим методам технологии ТРИЗ:- метод мозгового штурма- метод системного анализа- метод фокальных объектов- метод Робинзона- метод каталога- ме...