Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников»
консультация (средняя группа)

Кузнецова Марина Евгеньевна

 

План семинара-практикума:

1. Актуальность проблемы.

2. Дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».

3. Игра-Викторина «Моя малая Родина».

4. Оформление патриотического уголка.

5. Консультация для воспитателей: «Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».

Ход семинара

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-практикум на тему: «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников».

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах патриотического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогаминашего детского сада.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Дискуссия “Что мы знаем о патриотизме”.

1. Что означает термин “Патриотизм”.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

2. Что же такое патриотическое воспитание?

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

3. Почему на ваш взгляд, патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

4. Определите задачи патриотического воспитания.

· Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.

· Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.

· Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.

· Воспитывать уважение к труду разных профессий.

· Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.

· Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.

· Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.

· Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.

· Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.

· Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.

· Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.

5. Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника.

Патриотическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области нравственно- патриотического воспитания, сам является патриотом. Он преподносит комплекс патриотических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

6. Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_patriotizm.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников»

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное сотрудничество между педагогами сада.

Задачи:

  • Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам патриотического воспитания;
  • Умение использовать полученные знания по патриотическому воспитанию в разных видах деятельности;
  • Развивать познавательный интерес у педагогов;
  • Воспитывать любовь к Родине, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

  1. Актуальность проблемы.
  2. Дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».
  3. Игра-Викторина «Моя малая Родина».
  4. Оформление патриотического уголка.
  5. Консультация для воспитателей: «Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».

Ход семинара

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-практикум на тему: «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников».

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах патриотического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогаминашего детского сада.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Дискуссия “Что мы знаем о патриотизме”.

1. Что означает термин “Патриотизм”.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

2. Что же такое патриотическое воспитание?

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

3. Почему на ваш взгляд, патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

4. Определите задачи патриотического воспитания.

  • Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
  • Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
  • Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
  • Воспитывать уважение к труду разных профессий.
  • Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
  • Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
  • Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
  • Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
  • Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
  • Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
  • Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.

5. Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника.

Патриотическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области нравственно- патриотического воспитания, сам является патриотом. Он преподносит комплекс патриотических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

6. Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя и детей.

1. Организованные:

экскурсии на известные объекты;

занятия (познавательные, комбинированные, комплексные);

наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.).

2. Совместная деятельность:

рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

беседы с детьми о стране, родном городе,

использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);

разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

знакомство детей с народной декоративной росписью;

привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);

поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый сильнодействующий фактор воспитания);

акции;

игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”).

7. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, формирующий и расширяющий его кругозор. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь воспитателя с родителями. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципов: единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности; совместной деятельности воспитателей и семьи, действовать сообща.

Мы с родителями можем проводить собрания, консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники и досуги (“23 февраля”, “8 марта”, “9 мая” и др.); оформлять фотостенды о достопримечательностях (статьи, стихи, загадки, словесные игры для разучивания дома, беседы с рекомендациями, совместные с родителями акции, фотовыставки, создание патриотической газеты и тд.

Игра - викторина «Моя малая Родина».

1. Задание. Составить название города из букв, разложенных на столе.

(Задание на время)

Рязань, Москва.

2. Задание «Найди герб Рязани». На столах разложены гербы городов России. Найти правильный и рассказать, что он обозначает.

3. Задание «Сложи и назови». Собрать из разрезных картинок памятники архитектуры города Рязани.

4. Задание. Вопросы:

1) Русский мыслитель и ученый, основатель отечественной космонавтики и ракетоплавания. (Циолковский Константин Эдуардович);

2) Русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года. (Павлов Иван Петрович);

3) Полководец, военачальник, генерал от инфантерии. Освободитель Болгарии от турецкого ига. (Скобелев Михаил Дмитриевич);

4) Великий русский селекционер, талантливый экспериментатор, почетный член АН СССР. (Мичурин Иван Владимирович)

Одним из условий реализации системы патриотического образования в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо создать в своей группе все необходимые условия для проведения системной работы.

Оформление патриотического уголка.

Патриотический уголок в детском саду помогает педагогам познакомить детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

Правильное оформление патриотического уголка в детском саду позволит привлечь к изучению каждого ребенка, поможет подобрать материал по силам и интересам, а также наладить совместную работу с педагогом и сверстниками. Материалы в уголке должны отражать основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма«Семья»«Родной край»«Народные промыслы»«Знакомство с трудом взрослых»«Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества»«Москва – столица нашей Родины».

Обязательными атрибутами для патриотического уголка являются: гимн, флаг России, портрет президента и герб России. Гимн — торжественное музыкально-поэтическое произведение, символ нашего государства. Обычно оформляется в текстовом варианте и находится на стенде. Однако обязательно в уголке должна находиться музыкальная версия для прослушивания детьми. Флаг Российской Федерации – полотно прямоугольной формы трех цветов: белого, синего, красного (сверху — вниз). Белый цвет означает мир, чистоту; синий – символ веры и постоянства; красный – энергия, сила и кровь, пролитая за Родину. В уголке флаг может быть представлен в разных вариантах, как большим полотном на стене или стоящим на древке, либо маленьким флагом на специальной подставке.

Герб России – еще один государственный символ, четырехугольный щит с изображением золотого коронованного двуглавого орла с державой и скипетром в лапах. На груди орла в красном щите — изображения святого Георгия Победоносца, поражающего змея. Портрет президента страны также размещается на стенде с государственной символикой, преимущественно в центре или слева.

Расположение предметов и организация патриотического уголка могут иметь несколько вариантов в зависимости от возраста воспитанников

Патриотические уголки в детском саду для младших групп могут быть представлены в основном материалами по знакомству с ближайшим окружением. Это в первую очередь: папки, дидактические игры, иллюстрации по темам «Взрослые люди»«Семья»«Дом, в котором ты живешь»«Ребенок и его сверстники»«Эмоции»«Правила поведения в общественных местах». Также в уголке располагают: макеты и фотографии группы, дошкольного учреждения, улицы; предметы старины, русские народные игрушки, художественная литература для малышей.

Также на территорию средней группы добавляется материал о семейных праздниках и традициях. Помимо макета улицы и ДОУ добавляются альбомы, открытки с достопримечательностями родного города/поселка, знаменитыми горожанами, представителями животного и растительного мира, транспорта, архитектуры. В средней группе в оформлении уголка появляются элементы государственной и муниципальной символики (флаг и герб, а также папки с иллюстрациями по теме «Защитники Отечества». По соседству с материалами о транспорте родного края целесообразно оформить «Уголок пдд в детском саду». Это позволит подойти к решению образовательных задач комплексно.

В старших группах уголки могут быть представлены семейными фотоальбомами, самодельными книгами на темы «Герб моей семьи»«Семейное древо». Тематические папки с иллюстрациями об истории родного края, промышленности, достопримечательностях, культуре и образовании и так далее. В уголке присутствуют все символы государства и родного края (гимн, флаг, герб, портреты президента страны, мэра города); карты РФ и края, адаптированные для детей. Вводится материал о православии.

Уголок по пдд в детском саду для старших дошкольников также целесообразно разместить недалеко от патриотического уголка. В него включаются рисунки детей по безопасности дорожного движения, отдельные иллюстрации или фотографии с видами светофоров и переходов, знаков дорожного движения. Сюда могут быть включены фотографии с улиц родного города.

Таким образом, оформляя патриотический уголок в группе дошкольного учреждения, главное учитывать возрастные возможности детей и задачи, которые предстоит решить в данном возрасте. Не стоит также забывать про обязательную безопасность, доступность и эстетичность материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Компетентность педагогов в области патриотического воспитания дошкольников»

Патриотическое воспитание ребенка - это основа формирования будущего гражданина....

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение профессионализма педагогов в области патриотического воспитания детей»

     Цель: Стимулировать креативность педагогов, повышение их профессионализма, в работе по воспитанию патриотических чувств, установить сотрудничествомежду педагогами ДОУ по дан...

Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам патриотического воспитания дошкольников

В статье раскрыты этапы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников....

Семинар-практикум для воспитателей «Компетентность педагогов в области патриотического воспитания дошкольников»

Цель. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное сотрудничество между педагогами сада....

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение профессионализма педагогов в области патриотического воспитания детей»

Цель: Стимулировать креативность педагогов, повышение их профессионализма, в работе по воспитанию патриотических чувств, установить сотрудничество между педагогами ДОУ по данной тематике....

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Повышение профессионализма педагогов в области патриотического воспитания детей»

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное сотрудничество между педагогами сада. Задачи: • Выявить имеющи...