ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ОТ КУБИКА К LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЮ»
проект

       Творческий проект «От кубика к lego - конструированию» полезен воспитателям ДОУ, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, включает содержание образовательной деятельности для детей старшей и подготовительной к школе групп. Его цель - развитие пространственных представлений через LEGO-конструирование как важнейший инструмент для познания окружающего мира.

Проект поможет развить в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ОТ КУБИКА К LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЮ»

Воспитатель: Капанина Лариса Тагировна

Аннотация:

Творческий проект «От кубика к lego - конструированию» полезен воспитателям ДОУ, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, включает содержание образовательной деятельности для детей старшей и подготовительной к школе групп. Его цель - развитие пространственных представлений через LEGO-конструирование как важнейший инструмент для познания окружающего мира.

Проект поможет развить в детях инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, умение работать в коллективе.

Паспорт проекта

Срок реализации:  долгосрочный , 2021– 2022 у. гг.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный

Проблема, её актуальность

Внедрение  Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить технологии, как технология Lego – конструирование.

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. ЛЕГО-технологии   значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

 - являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей предусмотренных программой;

- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

        - объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Однако опыт системной работы по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников  5 лет посредством использования LEGO -  конструирования  отсутствует.

Возможности  дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно.  Эту проблему можно решить с помощью реализации данного проекта.

 Сегодняшним дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще нет; решать задачи, о которых можно только догадываться; использовать новейшие технологии и изучать новое. Поэтому в настоящее время LEGO должны быть в каждом детском саду.

Новизна:

Развивающая технология LEGO-конструирование отражает концептуально новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. Занятия по LEGO - конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Новизна  также заключается  в адаптации  конструкторов нового поколения:  LEGO  WE DO в образовательный процесс ДОО для детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза проекта

LEGO -конструирование –  это конструктивный модуль, где дети комплексно используют свои знания, умения, навыки и фантазию. Правильно смоделированная образовательная LEGO - среда обеспечивает эффективность взаимодействия детей с педагогами и родителями?

Основные принципы организации деятельности  по ЛЕГО – конструированию

Доступность изучаемого материала

Систематичность, последовательность проведения занятий

Эмоционально насыщенная тематика занятий

Проблемно – ситуативный характер заданий

Вариативно – дифференцированное содержание заданий

Представление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы.

Цель  проекта: 

развитие пространственных представлений через LEGO-конструирование как важнейший инструмент для познания окружающего мира

Задачи проекта:

 Образовательные:

- учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;

- познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;

- используя демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части;

- формировать первичные представления о конструировании, их значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать память, внимание, умение сравнивать;

- развивать фантазию, творческое мышление;

- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира:

Воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);

- формировать опыт конструктивного общения детей со сверстниками и взрослыми;

Планируемые результаты

- Развитие пространственного воображения,

способность видеть разные способы создания образов и построек;

- Развитие мелкой моторики;

- Развитие мышления: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;

- Развитие умения работать по схеме;

- Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.

Для успешного  выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:

Предметно - пространственная среда:

 Строительные  наборы и конструкторы:

- настольные;

- напольные;

- деревянные;

- металлические;

- пластмассовые (с разными способами крепления);

- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;

Для   обыгрывания конструкций необходимы  игрушки (животные, машинки и др.).

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- необходимая литература.

Техническая оснащенность:

- магнитофон;

- фотоопарат;

- диски, касеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);

- интерактивная доска;

- компьютер;

- демонстрационная магнитная доска.

Карта детских идей

Что знаем?

Что хотим узнать?

Где можем узнать?

Детали конструктора, как называются . /Кирилл/

Сколько видов конструктора бывает? /Вероника/

Из журналов и иллюстраций /Вика/

Из него можно построить красивые постройки /Вова /

Как работать со схемами сложных построек? / Милена/

Посмотреть по компьютеру или телевизору  /Илья /

Из него можно строить, машинки, животных, дома / Соня/

Можно ли построить всем вместе очень большую постройку? /Настя/

Сходить в магазин, «Детский мир» и там посмотреть /Лёва/

Конструктор бывает мелкий и крупный /Миша/

Из каких деталей быстрее собрать машинку из маленьких или больших? /Рома/

У друзей дома / Карина/

Конструктивная деятельность

Совместно – самостоятельная

деятельность

Воспитатель

Направления

деятельности

Проектирование

I этап     Подготовительный

Вхождение в проблему

Сбор и накопление информации о конструкторе LEGO

Планирование совместной деятельности

Анализ методической литературы, наглядно – дидактических пособий, ресурсов сети интернет по LEGO-конструированию

Приобретение методической литературы, конструкторов LEGO, Игровое LEGO оборудование

Вживание в игровую ситуацию

Создание картотек  схем по лего- конструированию

Разработка диагностического инструментария

Механизм реализации проекта

      II этап   Деятельностный

Практическое внедрение LEGO – конструирования и робототехники в образовательный процесс;

Проведение  ОД, бесед, рассматривание иллюстраций, выставок, создание интерактивных игр, видеопрезентаций, видеофильмов и др.;

Реализация мероприятий, направленных на развитие конструктивной деятельности дошкольников.

Алгоритм выполнения модели из конструктора Лего:

Создание проблемной ситуации

Наблюдение натуральных объектов

Демонстрация вариативных соединений

Объяснение последовательности выполнения

Демонстрация и рассматривание картин

Сенсорное обследование деталей

Изучение при необходимости схем и чертежей

Анализ и оценка

Интеграция  с образовательными областями

   Образовательная область  «Художественное творчество»

Образовательная деятельность: Конструирование из лего - конструктора «Лесной домик»,  «Слон». Образовательная деятельность: лепка, раскрашивание, конструирование героев LEGO.

Образовательная область  «Социально-коммуникативное развитие»

 Сюжетно-ролевые игры с конструктором LEGO: Герои LEGO, Полиция, LEGO- город.

Образовательная область  «Познавательное развитие»

дидактической  игры  («Волшебный  мешочек», «Найди  пару», «На  что  похож?»

Беседы по темам: Путешествие по Лего-стране. Беседы по темам:

- «Дети мира играют в LEGO».

- «Каким бы ты стал героем и почему?»

2. Отгадывание загадок с использованием конструктора LEGO

Образовательная область  «Речевое развитие» 

Игра «Дрессированные животные»

Игра: «Угадай сказку»

Игра: «Чего не стало?»

Игра «Кто, где находиться?» «Кто как кричит?»

«Найди малышу маму», «Кто что ест?»

«Рассели животных», «Что изменилось?»

«Кого не стало?», «Узнай по описанию»

Образовательная область «Физическое развитие»

 Физ. минутки: «На окне в горшочке, выросли цветочки»,  

И.на развитие двигательной . активности «Цветные фонарики», «Парочки», Игровое  упражнение.  «Допрыгай до игрушки», «Равновесие»,  

      III этап   Завершающий

итоговый продукт проекта

Фотоальбом «Дети и LEGO»

Книга Лего – идей «Лего – это мир фантазий»

Презентация проекта «От кубика к конструированию»

Развлечение совместно с родителями «Лего – мир детства»

Результат:

Дети знают:

- названия и различие деталей Лего-конструктора («Лего дупло», «Лего-дакта»);

- геометрические формы (в плоскости и в объеме);

- многообразие деталей «Лего» по форме, цвету, размеру и ориентироваться в них;

- способы скрепления Лего-деталей;

- что такое взаимозаменяемость деталей.

Дети умеют:

- работать в коллективе и паре;

- размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки;

- рассказать о своей постройке;

- следовать инструкциям педагога;

- создавать на плате сюжетную композицию;

- строить и осуществлять собственный замысел (отбор темы, создание замысла будущего конструирования, отбор материала и способов конструирования);

- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы вконструировании из разных материалов;

- конструировать по заданной схеме;

-различать геометрические фигуры независимо от их цвета и расположения, умеют объединять фигуры по цвету и форме.

Центр конструирование в РППС

ЛЕГО это мир фантазий!

Мир идей, разнообразий.

Изучая схемы в нём,

Может получиться дом.

Различные «LEGO»- конструкторы, Центр  «Самоделкины», он оснащен разнообразной коллекцией конструкторов ЛЕГО / разных по – размеру, конструктивной направленности, многофункциональных или используемых для создания каких-то определенных моделей/. Есть подиум с железной дорогой, контейнеры для деталей, оформлены папки с образцами построек, есть стенды с образцами.

Работа с родителями

проведение родительского собрания с целью ознакомления с проектом, привлечение к активному сотрудничеству;

проведение консультаций, анкетирования, мастер – классов;

проведение индивидуальных консультаций с родителями по разделу конструирования;

информационное сообщение для родителей «О пользе Lego занятий»

консультация для родителей: «Детский конструктор: польза и какой выбрать?»

совместные постройки родителей с детьми «Мой дом», «Мой двор»

оформление фото - выставки на тему: «Вот как мы умеем!»

Таким образом, техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего - конструктора. С его помощью обеспечивается формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Под  LEGO конструированием  мы понимаем  вид детской активности, направленный на создание продуктов творчества из  конструкторов типа LEGO, отличающихся оригинальностью и новизной. В  процессе  данной  деятельности  у  ребенка  развиваются  конструктивные способности,  характеризующиеся  применением  существующих  знаний,  творческого опыта для создания новых продуктов творчества, позволяющие  ему исследовать и преобразовывать окружающую действительность

Перспектива:

  • пополнение знаний по уже умеющему опыту работы;
  • продолжить расширять и обновлять развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с темами мини-проектов по легоконструированию.
  • разнообразить  картотеку схем и образцов моделей из Лего конструктора.

Список литературы:

1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2014г. [1: 2]

2. Куцакова Л.В «Конструирование  и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2016г. [2: 4]

3.  Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2014г.-192с. [3: 2]

5. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2016.-114с. [4: 6]