Конфликты между детьми в ДОУ. Пути их разрешения. (консультация для педагогов ДОУ)
консультация

Балдина Е.Н.

«…"...конфликт – это природное явление. Он является более полезным для детей, чем думают многие взрослые, так как ребенок имеет возможность получить опыт конфликта, учится грамотному выходу из конфликтной ситуации и, таким образом, будет готов справляться с ним в дальнейшей жизни».

Томас Гордон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_mezhdu_detmi_v_dou_statya.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликты между детьми в  ДОУ.  Пути их разрешения.

(консультация для педагогов ДОУ)

«…конфликт – это природное явление. Он является более полезным для детей, чем думают многие взрослые, так как ребенок имеет возможность получить опыт конфликта, учится грамотному выходу из конфликтной ситуации и, таким образом, будет готов справляться с ним в дальнейшей жизни».

Томас Гордон

       Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

       Конфликт между детьми — следствие их неумения строить отношения друг с другом в ходе совместной деятельности или игры.

Причины возникновения конфликтов между дошкольниками:

  • эгоцентризм, неумение встать на позицию оппонента во взаимодействии, посмотреть на ситуацию его глазами;
  • несформированность навыков саморегуляции;
  • неумение договариваться;
  • нарушения межличностного общения (агрессивность, вспыльчивость,  демонстративность).

Особенности конфликта у дошкольников: что малыши-дошкольники эгоцентричны, на первом месте у них пока исключительно личные потребности.

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

Основная задача  взрослых состоит не в том, чтобы научить ребенка не ссориться, а в том, чтобы научить его решать конфликты конструктивно и творчески, искать выходы, которые учитывают интересы всех сторон.

Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса.

Разрешение конфликта – это минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия; устранение полностью или частично причин, породивших конфликт; изменение целей участников конфликта; достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

Позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для ребенка его собственных возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления конфликта.

Умения необходимые для конструктивного решения конфликтов:

-       Умение находить компромисс;

  • Стремление к сотрудничеству  (позитивное общение,  ответственность);
  • Умение выражать свои желания, чувства;

-         Умение управлять эмоциями;

  • Умение признавать свою вину и просить прощение;
  • Умение выслушать другую сторону.

Приемы по предупреждению конфликтов:

- В группе детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать здоровый нравственно-психологический климат  (уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, доброжелательность);

- Установите правила в группе и строго следите за их выполнением, отмечайте положительное поведение и игнорирует негативные проявления (если они не опасны для окружающих)

Уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, доброжелательность.

- Высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия.

 - Важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.

- Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

Приемы, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетентности в дошкольном возрасте.

  • Игры на сплоченность и сотрудничество :«Доброе животное», «Объятия», «Паровозик», «Змея», «Аплодисменты по кругу», «Восковая палочка», «Музей скульптур», «Подними игрушку», «Поменяйся местами», «Лебедь, рак и щука» ;
  • Игры на обучение эффективным способам общения : «Поделись игрушкой»;
  • Игры на снятие конфликтности :«Примирение», «Коврик мира», «Стол переговоров», упражнения на снятие агрессии;
  • Игры на развитие эмпатии : «Сладкая проблема», «Обмен ролями»
  • Драматизация (проигрывание)  конфликтных ситуаций;
  • Чтение и обсуждение сказок, рассказов,  где разрешаются конфликтные ситуации.

      Что же делать если острый конфликт все таки возник?

       Рекомендации по разрешению  острой конфликтной ситуации между детьми:

• Прервать конфликт

• Избавиться от зрителей

• Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока придут в себя.

• Успокоить участников конфликта, подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя.

• Расспросить в индивидуальной беседе, что случилось.

• Оценить обстановку, выяснить что произошло

• Разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, какие уроки извлек ребенок, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким либо нежелательным осложнениям.

Взрослому лучше не вставать на чью-либо сторону. Вы должны выступать в роли третейского судьи, который не выносит субъективный вердикт, а объективно готов выслушать все стороны, участвующие в конфликте. Дайте слово одному ребенку, выслушайте его (используйте навыки активного слушания, ребенку очень важно видеть, что его слышат), затем выслушайте второго. И постарайтесь принять решение, которое удовлетворит обе стороны.

Дети не готовы слышать друг друга, но они часто готовы выслушать взрослого, к которому испытывают  уважение. Не говорите, кто поступил

неправильно, кто обязан извиниться.

 Ваше дело - установить правила игры, которые детям нужно будет соблюдать.

Не каждый из наших малышей станет математиком или физиком, но каждый будет жить среди людей.

Литература:

Захаров А. И. предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3 изд. Испр. (Психология ребенка). СПБ. : Союз, лениздат, 2000.

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М. : Просвещение, 1983. — 210 с.

Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб. : Питер, 2001. — 320 с.