Конспект занятия "Железнодорожные профессии"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Зенкова Людмила Алексеевна

Занятие для старших дошкольников по ранней профориентации в различных образовательных областях, посвящённых профессиям родителей наших воспитанников, профессиям, напрямую связанными с угольной промышленностью. Главная цель занятия - развитие эмоционального отношения воспитанников к профессиональному миру, проявление своих сил и возможностей в различных видах деятельности и профессий. Я планирую, во-первых, продолжать формировать у воспитанников навыки труда, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширять кругозор и лексический запас детей, и наконец, способствовать раннему проявлению у воспитанников интересов и склонностей к конкретным профессиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Железнодорожные профессии34 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

 «Знакомство с железнодорожными профессиями»

Задачи:

  • Познакомить дошкольников с многообразием железнодорожных профессий;
  • Показать важность каждой профессии;
  • Развивать интерес к труду железнодорожника;
  • Обогащать знания дошкольников о железной дороге, о правилах безопасности на железнодорожных путях;
  • Познакомить с железнодорожными знаками;
  • Воспитывать уважение к труду железнодорожников;

Образовательные области: Познание, Физическая культура

Материалы и оборудование: Мультимедиа проектор, ПК (Презентация «Профессии железнодорожников», мультфильм «На пути железнодорожном будь предельно осторожным», знаки семафора, кегли, гимнастическая доска.

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, назовите край, в котором мы живем?  (Кузбасс, Кемеровская область). Посмотрите на карту Кемеровской области (слайд 2) и скажите, что могут означать эти разные геометрические фигуры?  (ответы детей).  Это так отмечают залежи полезных ископаемых (железная руда, каменный уголь, бурый уголь, золото, марганцевая руда).  Каких фигур на карте больше? (черных квадратиков). Черные квадратики, указывают на залежи каменного угля, им богат наш Кузбасс.  

Как вы думаете, для чего людям нужен каменный уголь? (ответы детей)  Благодаря уникальным свойствам, каменный уголь активно применяется в различных сферах и областях  (слайд 3);

  • Отопление домов, промышленных котельных;
  • Угольные электростанции для выработки тепла;
  • Удобрения почвы (в виде золы);
  • Получение жидкого топлива;
  • В Металлургии каменный уголь является основным топливом в литейном производстве;
  • В химической промышленности из продуктов переработки каменного угля получают пек, нафталин, фенол. Эти материалы в последующем используются для производства лаков, красок и пластмассы;
  • В транспортной сфере каменный уголь используется в обслуживании железнодорожного транспорта и дорожном строительстве.

Каменный уголь на обогатительных фабриках обогащают (слайд 4), затем используются в различных сферах промышленности, при коксовании получают из него до двухсот веществ.

 

Воспитатель: Ребята, кто знает, каким способом добывают уголь? (в шахте, на разрезе) (слайды 5,6,7,8);

Уголь добыли, а как его доставить на металлургический завод, химические предприятия? (по железной дороге) (слайды 9, 10)

Железная дорога обслуживает крупнейшие угольные разрезы, рудники и шахты Кузбасса, обогатительные фабрики, предприятия химической и машиностроительной промышленности, мощные тепловые электростанции.

В Междуреченске строительство железнодорожной станции было начато одновременно со строительством угольных предприятий города, так как добытый уголь надо было отправлять по назначению (слайд 11).

Что же такое железная дорога – это целый комплекс, огромное хозяйство, где работают люди разных профессий.  Как называют людей, которые работают на железной дороге? (железнодорожники); У кого из вас родители работают на железной дороге? (ответы детей);

Какие железнодорожные профессии вы знаете? (ответы детей);

Основная часть

Воспитатель: Сейчас мы познакомимся с основными профессиями на железной дороге.

Машинист (Слайд 12); Поездом управляет машинист с помощью прибора, который находится слева от него. На приборах несколько рукояток, с помощью которых машинист совершает разные действия. Справа от машиниста у бокового окна второй аппарат – пневматический кран. Он служит для торможения поезда. В кабине машиниста есть телефон, микрофон, электроплита для подогрева пищи, шкаф для одежды, холодильник.

Быть машинистом железнодорожного транспорта серьезное испытание, к которому готовы не все. В доли секунды они должны принимать сложнейшие решения.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий машинист?  (Трудолюбивым, здоровым, умным);

Машинист должен быть ответственным, грамотным, должен иметь отличные знания точных наук, иметь хорошее зрение, слух, память.

Помощник машиниста (слайд 13); Машинисту в его работе помогает его помощник, который сидит слева от машиниста. Его главная обязанность следить за сигналами и обо всем докладывать машинисту. Конечно, машинист сам следит и видит все, что летит навстречу, и что показывают приборы в кабине. Для полной гарантии безопасности движения нужен двойной контроль. Машинист должен и обязан выполнять приказы диспетчеров и дежурных по станциям.

Динамическая пауза – игра «Поезд в пути»

Воспитатель: хочу предложить вам, дети, игру. Но сначала ответьте, кто ведет поезд, как называют профессию этого человека?  (машинист);

Выбирается машинист, который встает первым, дети встают друг за другом, изображая поезд. Не разрывая состава (не отставая друг от друга), они должны преодолеть полосу препятствий: «проехать» змейкой (между кеглями), по тоннелю, по мосту (доска гимнастическая). Победившей считается команда первой преодолевшая маршрут, и не расцепившая вагоны.

Воспитатель: продолжаем знакомиться с железнодорожными профессиями:

Диспетчер (слайд14). Диспетчер следит за тем, чтобы отправление поездов было вовремя, чтобы в пути поезда не столкнулись, друг с другом не произошло аварии.

Одним движением руки, одним нажатием кнопки – быстро и уверенно этот человек руководит передвижением множества поездов. Его работа – обеспечить выполнение графика и полную безопасность при маневрах. Диспетчер контролирует работу станции, следит за тем как выполняется погрузка, выгрузка, прием, формирование и отправление составов. Он должен ориентироваться в любых обстоятельствах и уметь быстро находить варианты для предотвращения аварийных ситуаций.

Дежурный по станции (слайд15). А дежурный по станции принимает и отправляет поезда, пропуская их через станцию. Современная техника позволяет сосредоточить в одном месте, в тёплом помещении, управление всеми стрелками и сигналами. Теперь один человек заменяет труд десятков стрелочников. Нажмёт дежурный по станции кнопку и за километр от него переведётся стрелка в нужном направлении. Нажмёт другую кнопку и на семафоре загорится разрешающий сигнал.

Как вы думаете, кто на железнодорожном вокзале объявляет отправление поездов, следит за расписанием поездов? (диспетчер)

Осмотрщик (слайды 16,17,18) Осмотрщик первым встречает поезд и принимается за работу. За отведенное на осмотр небольшое количество времени он должен убедиться, что состав исправен и может без помех продолжить путь. Осмотрщик вагонов как врач. Он осматривает, ставит диагноз и лечит своих подопечных. Для того чтобы определить неисправности, особенно скрытые, требуется большое внимание и наблюдательность. После остановки поезда группа осмотрщиков начинает осмотр поезда с двух сторон состава. Он должен заметить все неисправности – может колесо где-то от трения стало плоским – это место называется “ползун” и его следует заменить. Вагон отправляют на ремонт в депо. Осмотрщик вагонов должен быть внимательным, физически сильным человеком, так как работает на улице в разное время года: в жару и в мороз.

Монтеры пути (слайды 19, 20, 21) Монтеры пути занимаются строительством новых дорог, обслуживают и ремонтируют старые. Мы видим этих людей в ярких жилетах из вагонов, проезжая станции и разъезды, на перегонах, на мостах, в тоннелях.

Монтёр пути – профессия, которая требует силы, выдержки, самых разнообразных навыков и знаний. Свою работу они выполняют в любое время суток и при любых погодных условиях, а помогает им в работе специальная техника. Профессия «монтер пути» существует для того чтобы перевозки людей и грузов были безопасными.

Электромеханик (слайды 22, 23) Эти сотрудники железных дорог делают всё возможное для того, чтобы движение в стране оставалось непрерывным. Они обслуживают устройства сигнализации, централизации и блокировки. И не удивительно, что профессия «электромеханик» на железной дороге — одна из самых необходимых.

Воспитатель: Работа железнодорожника очень ответственная. Она связана с безопасностью передвижения большого количества пассажиров и работников поездов. Каждый железнодорожник должен быть ответственным, внимательным и бдительным.

Эти качества нужны во избежание нарушений графиков движения, возникновения неисправности железнодорожного транспорта и путей, а также чтобы не допустить аварии.

        Железнодорожный транспорт – удобное быстрое средство передвижения, но нельзя забывать о том, что это зона повышенной опасности, потому что локомотив и вагоны поезда больше и тяжелее многих машин, движущих по асфальту.  Как вы думаете, ребята, что может случиться, если поезд столкнется с автомобилем? (Ответы детей) Случится страшная беда. Могут погибнуть люди.

        А для того, чтобы этого не случилось, люди придумали устройство, которое преграждает путь машинам. Это устройство называется – шлагбаум.  (Слайды 24, 25) Это знак – предупреждает, что впереди железнодорожный переезд со шлагбаумом. Водителям ни в коем случае нельзя выезжать на переезд при закрытом шлагбауме. А еще встречаются переезды, где нет такого устройства. На таких переездах стоит знак – «Железнодорожный переезд без шлагбаума». На таких переездах водители должны быть вдвойне внимательны.  Как вы думаете, что должен сделать водитель, прежде чем въехать на такой переезд и отправиться дальше?  (ответы детей) Посмотреть внимательно, не идет ли вдалеке поезд. А еще на железнодорожных переездах стоят семафоры очень похожие на светофор, только у него не три цветовых сигнала, а два. Если на нем горит красный свет, значит, приближается поезд, путь закрыт. А если зелёный – открыт. Такие же семафоры стоят и вдоль железной дороги, на подходе к станциям.

Игра «Железнодорожный переезд»

Давайте поиграем. Игра называется «Железнодорожный переезд». Часть детей будут изображать автомобили, а часть - поезд. А я буду семафором.  (Дети выполняют действия в соответствии с сигналом светофора).

Посмотрите на экран, на слайдах изображены опасные ситуации, которые случаются с детьми на железной дороге. Давайте вместе с вами придумаем правила поведения на железной дороге (слайды 26, 27, 28, 29):

  • Не ходить по железнодорожным путям;
  • Нельзя перебегать железнодорожные пути перед приближающимся поездом;
  • Не стойте у края платформы и ни в коем случае не прыгайте с платформы на пути;
  • Переходить железнодорожные пути следует по надземному, подземному переходу или деревянным настилам.

Заключительная часть

Воспитатель: Сегодня, дети, вы узнали, люди каких профессий работают на железной дороге.  Узнали, как она трудна, ответственна, интересна и очень нужна. Захотелось ли вам в будущем выбрать профессию, связанную с железной дорогой?  (ответы детей).  Я вам советую закаляться, с детства спортом заниматься ведь на железной дороге работают профессиональные сильные, ловкие люди.

        Сейчас предлагаю вам закрепить правила поведения на железной дороге, посмотрев мультфильм «На пути железнодорожном будь предельно осторожным».

Интернет ресурсы

.https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/organizatciya_raboti_doshkolnogo_uchrezhdeniya_po_ranne_152817.htm

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/537927/

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/130e/0012899d-282bf4ce/img10.jpg

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/644561/

https://pedagogtop.ru/idei/o-professii-zheleznodorozhnik-detyam.html

http://doshkolnik.ru/index/7445-7-may-2013.html

 https://rzda.ru/info/articles/kemerovskaya-zheleznaya-doroga/

https://yandex.ru/images/search?text 

 http://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/o-professiyah/professiya-zheleznodorozhnik

https://gruntovozov.ru/chasto-zadavayemiye-voprosy/primenenie-kamennogo-uglya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Все професси нужны, все профессии важны"

Задачи:Закрепить представления детей о труде людей разных профессий, развивать пространственные представления: влево, вправо, вверх, вниз, за, перед, учить отсчитывать заданное количество предметов и ...

конспект занятия «Профессии наших родителей»(профессия туристический менеджер) в рамках проекта профориентации дошкольников

В рамках проекта ранней профориентации дошкольников, конспект занятия "Професия - туристический менеджер"...

Конспект НОД «Профессии разные нужны, профессии разные важны» для детей 5-6 лет.

Закрепление знаний детей о профессиях. Воспитание интереса к различным профессиям....

Конспект «Все профессии важны, все профессии нужны»

Что такое профессия?Профессия - это труд который требует от человека определенной подготовки, немалых знаний. Профессия - это то, чем человек занимается. По другому это его работа....

конспект Все профессии нужны, все профессии важны

quot;Все профессии нужны, все профессии важны"...

Конспект "Все профессии важны, все профессии нужны"

план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)...