Викторина "Краски осени" для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ларионова Олеся Александровна

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по лексической теме «Осень».

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: уточнить представления детей об основных приметах осени, активизировать и закрепить словарь по лексической теме «Осень»;
  • Коррекционно-развивающие: упражнять детей в образовании относительных прилагательных от существительных; развивать навыки звукового анализа; умение выражать свои мысли последовательно, используя в речи распространённые предложения; развивать слуховое и зрительное внимание, общую моторику и творческое воображение;
  • Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к родной природе; умение работать в команде.

Предварительная работа:

  • экскурсия в осенний лес, наблюдение за сезонными изменениями в природе;
  • беседы об осени;
  • подбор книг об осени, чтение произведений художественной литературы на осеннюю тематику;
  • отгадывание загадок, разучивание стихов и пальчиковых разминок «Осень»«Осенние листья»«Овощи»;
  • дидактические игры «Узнай дерево»«Какого дерева листочек»«Угости соседа»;
  • работа с трафаретами листьев, обводка, раскраска, штриховка;
  • выставка поделок из природного материала (листьев, шишек, желудей, плодов шиповника, рябины, семян клёна, скорлупы орехов).

Участники мероприятия:

  • дети подготовительной группы «Радуга» – 2 команды по 8 человек;
  • воспитатель – ведущий;
  • жюри – учитель - логопед; методист

Оборудование: 

  • эмблемы команд «Капельки» и «Лесовички», 2 доски, музыка, 3 сюжетные картины об осени, картинки с изображением деревьев и листья для игры «С какого дерева лист», овощи и фрукты для игр «Собери овощи и фрукты», карточки для игры «Подготовка животных к зиме», мнемотаблица для составления рассказа об осени;
  • стулья по количеству детей, презентация к викторине, плакат с изображением солнца и тучи, карточки для рефлексии, призы.

Ход викторины

Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемые участники и члены жюри. Мы рады приветствовать Вас на нашей викторине.

- Встречаем наших участников!

А как вы думаете - чему же посвящена наша викторина? А это вы сможете узнать, отгадав загадку:

Плащ золотистый она надевает,

 Теплое лето она провожает,

 Птиц отправляет в теплые страны,

 Нам оставляет дожди и туманы… (ОСЕНЬ)

 

- Дорогие ребята! На занятиях вы уже узнали много нового, интересного об этом прекрасном времени года. Сегодня мы проведем викторину, где вы покажите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Вам нужно будет думать, размышлять, отвечать на вопросы, соревноваться. А где соревнования – там должны быть команды, и сейчас я представлю гостям участников и капитанов команд:

Команда «Капельки» - девиз команды:

Мы маленькие капельки

Хорошие, смешные.

Веселые, задорные

И очень озорные!

Команда «Лесовички» - девиз команды:

Ребята мы- лесовички,

Как грибы – боровички,

Крепкие, смелые,

Ловкие, умелые!»

 

Воспитатель: - Командам предстоит пройти несколько конкурсов, а следить за вашими победами будут члены жюри (представляет членов жюри), давайте все дружно поприветствуем их.

Я хочу вас познакомить с правилами викторины. Будьте внимательны!

1. Нужно внимательно слушать задания.

2. Нельзя перебивать ответы другой команды, нельзя перебивать друг друга, отвечать нужно по одному.

3. Команда должна быть дружной.

Итак, мы приступаем к нашей викторине.

1. И у нас первый конкурс - Конкурс «Отгадай загадку»

Задание: внимательно выслушать загадку, дать правильный ответ.

Команда «Капельки»

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Команда «Лесовички»

Все мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Команда «Капельки»

Поле черно-белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

Команда «Лесовички»

Написал художник кистью яркой осени красу.
Что за дождь из желтых листьев ветры по лесу несут? (листопад)

  • Команда «Капельки» - Назовите еще раз осенние месяцы. Какой месяц осени сейчас? Что будет потом?
  • Команда «Лесовички» - Расставьте сюжетные картины об осени в логической последовательности (расположены на доске).

2. А у нас следующий конкурс - Конкурс «Да – нет».

Задание: слушать рифмованные вопросы и соответственно смыслу давать положительные или отрицательные ответы.

Воспитатель: Вспомните приметы осени и дайте правильный ответ: «Да или нет».

Вопросы для первой команды, команды «Капельки»:

  1. Осенью идут дожди? (да)
  2. Осенью растут грибы? (да)
  3. Жаркий ветер прилетает? (нет)
  4. Тучки солнце закрывают? (да)
  5. Туманы осенью плывут? (да)
  6. Ну а птицы гнёзда вьют? (нет)
  7. Листья с клёнов облетают? (да)
  8. Звери норки закрывают? (да)

Вопросы для второй команды, команды «Лесовички»:

  1. Урожай все собирают? (да)
  2. Птичьи стаи улетают? (да)
  3. Часто – часто льют дожди? (да)
  4. Достаём мы сапоги? (да)
  5. Солнце светит очень жарко? (нет)
  6. Можно детям загорать? (нет)
  7. Ну а что же надо делать –
    Шорты-шляпки надевать? (нет)
  8. Или лучше в тёплой куртке
    Погулять по переулку? (да)

А теперь вопрос обеим командам:

Осень, осень, подожди,
Ты от нас не уходи.
Ведь холодная зима
Нам пока что не нужна.
Да?  ……Да!

3. А следующий конкурс называется  «Кто больше слов назовет?»

Задание: назвать как можно больше слов – признаков /слов – действий к предложенным существительным.

Команда «Капельки»

- Деревья осенью какие? (красочные, разноцветные, зеленые, желтые, оранжевые, красные, яркие, голые)

Птицы осенью что делают? (улетают в теплые края, собираются в стаи, готовятся к перелету, делают запасы)

Команда «Лесовички»

- Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, разноцветная, ранняя, поздняя, дождливая, хмурая)

- Листья осенью что делают? (летят, осыпаются, желтеют, шелестят, опадают. увядают, шуршат, кружатся)

4. Конкурс «Угадай, с какого дерева лист (ветка, плод?)»

Задание: различать листья деревьев, правильно назвать какой лист (дубовый, кленовый и т. д., правильно соотнести с нужным деревом (береза, клен, дуб, осина).

Листья жёлтые летят,
Словно зонтики кружат.
Ветер дунул: раз, два, три,
Оторвались от земли.

- Посмотрите, как много листьев сдул ветер! Надо их собрать и определить, с какого дерева лист.

Дети с каждой команды поочередно поднимают лист, прикрепляют на соответствующее дерево, называют какой это лист (лист с осины – какой? – осиновый и т.д.)

5. Игра “ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ”.

Посмотрите, ребята, сколько мы с вами за время нашего путешествия встретили деревьев. Давайте теперь вспомним их всех по порядку?

Одна осина, две осины,. пять осин.

Один дуб, 2 дуба… пять дубов.

Одна береза…

Один клен…

Одна ива..

Один тополь…

Одна сосна…

Один вяз…

Вот сколько, много в лесу деревьев!

6. А теперь конкурс физминуток.

Задание: показать физминутки с речевым сопровождением, демонстрируя четкость, слаженность, синхронность движений.

- Мальчики и девочки, что-то засиделись мы, пришло время размяться.

Выходит на середину зала команда «Капельки» – Физминутка называется Овощи

В огород пойдем, (маршировать на месте)
Урожай соберем. (идти по кругу, взявшись за руки)
Мы моркови натаскаем, (имитировать, как таскают)
И картошки накопаем, (копают)
Срежем мы кочан капусты (срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками)
Щавеля нарвем немножко (рвут)
И вернемся по дорожке. (идти по кругу, взявшись за руки)

Команда «Лесовички» - Для вас физкультминутка - Фрукты

Будем мы варить компот. (маршируют на месте)
Фруктов нужно много. Вот. (показать руками – «много»)
Будем яблочки крошить, (имитировать: как крошат)
Грушу будем мы рубить, (рубят)
Отожмем лимонный сок, (отжимают)
Слив положим и песок. (кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ. (хлопать в ладоши)

Какие вы ребята все молодцы!

7. Конкурс «Собери в корзинку овощи и фрукты»

Задание: выбрать среди фруктов (карточки) те, которые начинаются на звук А, а среди овощей (карточки) те, что начинаются на звук К и прикрепить на свою доску.

- Собирают осенью урожай плодов,
Много людям радости после всех трудов!

- Давайте и мы соберем урожай фруктов и овощей. Капитаны, подойдите ко мне, выберите себе 1 карточку (на обороте карточки нарисован овощ/фрукт и написана буква).

(каждая команда на свою доску вывешивает картинки/либо выкладывает на стол муляжи с овощами, начинающимися со звука К и фруктами, начинающимися на звук А)

8.  Вопросы для капитанов:

- Команда «Капельки», перечислите животных, которые впадают в спячку. (медведь, еж, барсук, енот)

- Команда «Лесовички», перечислите животных, которые меняют шерсть? Не только по цвету. (заяц, белка, лиса, волк)

9. Конкурс «Скажи наоборот, продолжив предложение»

Задание: подобрать к определённому слову слово с противоположным значением.

Воспитатель: поиграем в слова с противоположным значением.

Задание для команды «Капельки»: (Отвечаем по «цепочке»)

Летом солнце яркое, а осенью…. тусклое
Летом день длинный, а осенью….короткий
Летом тучки ходят высоко, а осенью….низко

Летом погода хорошая, а осенью …. плохая
Летом небо светлое, а осенью….темное
Летом ветер тёплый, а осенью ….холодный
Летом травка зеленеет, а осенью….желтеет

Летом люди выращивают урожай, а осенью.…собирают

Летом деревья стоят одетые, а осенью….раздетые

 

Задание для команды «Лесовички»

Сентябрь – это ранняя осень, а ноябрь…. Поздняя.

Сосна высокая, а рябина ….

У клёна листья большие, а у берёзы….
У сосны иголки длинные, а у ели…
У дуба ствол толстый, а у берёзы….
У берёзы ствол светлый, а у клёна…

Яблоко сладкое, а лимон… кислый

Кабачок большой, а огурец…. маленький


Лисичка – это съедобный гриб, а мухомор….
У подосиновика тонкая ножка, а у белого гриба…

 

Какие вы, ребята все молодцы! Все очень хорошо старались, отвечали на вопросы и я в завершении нашей осенней викторины хочу сделать вам подарок. Давайте посмотрим мультфильм, который называется «Осенние корабли».

А наше жюри пока подведет итоги нашего конкурса.

Подведение итогов конкурса. Вручение призов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Фотоотчёт по работам детей подготовительной группы по теме «Народные росписи» в подготовительной группе.

По программе образовательной деятельности нашего сада мы регулярно в нашей группе демонстрируем для родителей наши творческие успехи. Работы выполненны детьми и индивидуально и коллективно. Работы вып...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...