Главные вкладки

    Копилка хороводных и народных игр.
    учебно-методический материал (старшая группа)

    Шамсутдинова Марина Амировна

    Предлагаю для Вашей творческо-образовательной работы подборку интересных музыкально-песенных и народных игр. Рекомендую использовать их в качестве основного занятия, на занятиях в группе продленного дня, на прогулке в детском саду и т.д.

    Цель игр: духовно-физическое воспитание детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kopilka_horovodnyh_igr.doc153 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Копилка» хороводных и народных игр для дошкольного возраста и  младшего школьного возраста.

    (Составитель: педагог дополнительного образования МУДО «Увинский дом детского творчества» Шамсутдинова Марина Амировна)

    Предлагаю для Вашей творческо-образовательной работы подборку интересных музыкально-песенных и народных игр. Рекомендую использовать их в качестве основного занятия, на занятиях в группе продленного дня, на прогулке в детском саду и т.д.

    Цель игр: духовно-физическое воспитание детей.

    Хороводные игры.

    Немного истории.

    Это игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры могло быть различным и раскрывалось в сюжете песни, которую изображали участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу. В них рассказывалось о крестьянской работе, о любви парня к девушке, о злой мачехе, об охотнике, ранившим или убившем зверя, об оленихе, потерявшей своих оленят, о весело скачущем воробушке, о зайке и т. д. Движения были незамысловатые, подчиняющиеся ритму песни. В центре круга стояли главные исполнители и вели диалог с двигающимися по кругу игроками или с помощью пантомимы раскрывали содержание песни.

    Хороводные игры исполнялись в основном девочками. Мальчики принимали в них участие очень редко, считая их девчоночьим делом, недостойным внимания. Мальчики становились участниками хороводных игр лишь с четырнадцати-пятнадцати лет, когда они уже воспринимали себя юношами и начинали обращать внимание на девушек.

    Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода.

    Для чего нужны игры с пением?

    Что бы развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение.

    В основе большинства игр- народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного интонирования.

    Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный шаг, топающий шаг, подскоки, переменный шаг, галоп, стремительный бег.

    Текст игры можно не заучивать с детьми специально. Он запоминается в процессе игрового действия.

    Главное – это выразительное, нараспев, ритмичное произнесение текста. Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность.

    Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично. Надо сказать, хороводные игры - любимые забавы у детей. Как отмечают специалисты, они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности детей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто детки обожают обниматься, браться за ручки, выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко покричать-попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно.

    1. Кукушка

    Дети стоят в кругу.

    В центре водящий с закрытыми глазами.

    Дети идут по кругу и поют:

    «К нам кукушка в огород прилетела и поет. Ты кукушка не зевай, кто кукует отгадай»

    Воспитатель указывает на любого в кругу.

    Ребенок пропевает «Ку-ку».

    Водящий должен угадать по голосу.

    2.«Заинька –горностаинька»

    Дети стоят в кругу, взявшись за руки. По считалке выбирается «Заинька»

    Дети идут по кругу пропевая слова:

    Заинька- горностаинька

    Некуда заиньки выскочить

    Кругом заборы высокие

    А у заиньки ножки коротенькие

    Ну-ка зайка скоком-скоком,

    Повернись-ка боком-боком,

    Ну-ка зайка повернись

    Кому хочешь, поклонись.

    С окончание пения зайка выбирает нового водящего.

    3.«Овощи»

    Дети идут по кругу взявшись за руки.

    В центре круга водящий с завязанными глазами.

    Все поют:

    Как - то вечерком на грядке

    Репа свекла, редька, лук

    Поиграть решили в прятки,

     Но сначала встали в круг.

    Останавливаются, считают загибая пальцы. Водящий кружится.

    Рассчитались четко тут же

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Прячься лучше, прячься глубже.

     Ну, а ты иди искать.

    Дети приседают, водящий идет искать. Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.

    4.«Барашек»

    Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»

    Ты барашек серенький,

    Ты барашек беленький,

    Мы тебя кормили,

    Мы тебя поили,

    Ты нас не бодай,

     С нами поиграй,

     Скорее догоняй.

    С окончанием пения дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет роль барашка.

    5.«Шапочка аиста»

    Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.

    Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.

    Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет:

    Аист: 

    Я над речкою гулял,

    Здесь я шапку потерял,

    Новенькую шапку,

    Тепленькую шапку,

    Красненькую шапку.

    Дети идут по кругу.

    Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет:

    Ребенок: 

    Я на реку пришел,

    Здесь я шапочку нашел,

    Новенькую шапку

    Тепленькую шапку,

    Красненькую шапку.

    С концом песни все останавливаются.

    Ребенок: 

    Ну, попробуй, догони,

    Свою шапку отними.

    Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой.

    Если аист не поймает, то водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.

    6. «Игра с колокольчиком».

    Звучит музыка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга ребенок с колокольчиком. С началом пения идут противоходом.

    Ребенок с колокольчиком поет:

    С колокольчиком хожу,

    На ребяток я гляжу.

    Колокольчик золотой,

    Кто плясать пойдет со мной?

    В конце песни ребенок с колокольчиком выбирает того, с кем будет танцевать. Двое детей пляшут под любую плясовую музыку. Выбранный ребенок становится ведущим.

    7. «Звездочет»

    Дети стоят в кругу. В центре Звездочет.

    Дети идут по кругу вправо и поют:

    В небе звездочки мигают,

    Звездам хочется играть,

    Звездочет считает звезды

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Припев: (идут в круг, отходят назад.)

    Звездочет, звездочет,

     Поиграй- ка с нами!

    Что покажешь ты нам,

    Отгадаем сами.

    Дети отгадывают, что делает звездочет.

    2 вариант:

    Мы позвали Звездочета,

    Пусть считает нас подряд,

     В нашем садике, как в небе,

    Много звездочек –ребят.

    Звездочет: 

    Отгадает кто из вас,

     Что я делаю сейчас?

    Кто отгадает, что делает Звездочет, становится Звездочетом.

    8. «Аист и лягушки»

    Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга аист. Дети идут по кругу поют. Аист ходит, высоко поднимая ноги и взмахивает руками-«крыльями».

    Дети: 

    Аист вышел на охоту,

    Ходит, ходит по болоту.

    Аист: 

    Очень хочется лягушкой закусить,

    Очень хочется лягушку проглотить!

    Лягушки прыгают, Аист стоит на одной ноге и машет крыльями.

    Лягушки поют: Кваки, кваки, ква ква. ква. 

    С окончанием музыки лягушки прыгают от аиста, а он их ловит. Кого поймал, тот становится аистом.

    9.«Горелки»

    Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга стоит водящий.

    На голове может быть маска зайца. Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются. С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару. Тот, кто не нашел себе пару становится водящим.

    Косой, косой,

    Не ходи босой,

    А ходи обутый,

    Лапочки закутай,

    Если будешь ты обут,

    Волки зайца не найдут,

    Не найдёт тебя медведь.

    Выходи, тебе гореть!

    10.«Весёлые ребята»

    На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором пропевают:

    Мы, весёлые ребята,

     Любим бегать и скакать.

    Ну, попробуй нас поймать!

     Раз, два, три – лови!

    После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

    После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

    11. «Космонавты»

    Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют:

    Ждут нас быстрые ракеты

    Для прогулок по планетам.

    На какую захотим,

    На такую полетим!

    Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет!

    Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету, выходят из игры.

    Количество ракет уменьшается. Игра начинается сначала.

    12. «Заря –зарница»

    Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

    Заря-зарница,

    Красная девица,

    По полю ходила,

    Ключи обронила,

     Ключи золотые,

    Ленты голубые,

    Кольца обвитые — За водой пошла!

    С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

    Игра повторяется.

    Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту

    13. «Карусель»

    Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

    Еле-еле, еле-еле

    Завертелись карусели,

     А потом кругом-кругом,

     Всё бегом-бегом-бегом.

    Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

    Тише, тише, не спишите!

     Карусель остановите.

    Раз и два, раз и два,

    Вот и кончилась игра!

    Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

    14. «Западня»

    Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону.

    Внешний круг - обезьянки поют:

    Мы смешные обезьянки,

    Мы прыгучки, кувыркалки.

    Мы на месте не сидим

    И бананы мы едим.

    Внутренний круг – Тигры поют:

    А мы тигры –не смешные,

    Мы голодные и злые,

    Спойте песню еще раз,

     Мы поймаем вас сейчас.

    По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Звучит веселая музыка, обезьянки то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Музыка останавливается, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

    15. «Зайка»

    Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка.

    Дети поют:

    Зайка, зайка!

    Что с тобой?

    Ты сидишь совсем больной.

    Ты вставай, вставай, скачи!

    Вот морковку получи!

    (2 раза) Получи и попляши!

    Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

    16. «Огуречик»

    Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга.

    Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

    Огуречик, огуречик,

    Ты совсем как человечек.

    Мы тебя кормили,

    Мы тебя поили,

    На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)

    Танцевать заставили.

    Танцуй сколько хочешь,

    Выбирай, кого захочешь.

    Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

    17.«Курица и цыплята»

    Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.

    Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:

    Вышла курица-хохлатка,

    С нею жёлтые цыплятки,

    Квохчет курица: ко-ко,

    Не ходите далеко.

    Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

    На скамейке у дорожки

    Улеглась и дремлет кошка.

    Кошка глазки открывает

    И цыпляток догоняет.

    После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

    18. «Снежный ком»

    Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.

    Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу).

    Я иду за ним шажком.

    Ком все больше становился и быстрее покатился.

    Ком все больше становился и быстрее покатился (ускоряемся и в речи и в движениях)

    Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся)

    Угодил в калитку!

     Бух! Развалился! (аккуратно падаем)

     Из сугроба вылезаем (встаем)

     И одежду отряхаем.

    19. «Яша»

    Яша садится посреди луга.

    Вокруг него водят хоровод, припевая:

    «Сиди, сиди, Яша, в ракитовом кусту,

    Грызи, грызи, Яша, спелые орехи.

    Лови себе, Яша, кого тебе надо»

    Яша бросается за кем-либо. Пойманный становится Яшей.

    20 «Растим мак»

    Посредине круга сидит «мак».

    Хоровод поет:

    -Ай на горе мак, мак,

    Под горою бел бел!

    Ах вы маки-маковочки,

    Золотые головочки!

    Станьте вы в ряд,

     Спросим-те про мак.

    Игроки останавливаются и спрашивают у «мака»:

    -Сеяли ли мак?

    -Только землю вспахали.

    Повторяется припев.

    Игроки спрашивают последовательно:

    - «Сеяли ли мак»?

    - «Сеяли»

    - «Зацвел ли мак»?

    - «Зацвел»

     - «Поспел ли мак»?

    - «Поспел»

     - «Отряхивайте»!

    Все бросаются к хороводнику и трясут его, если он не успел убежать. Если хороводник успел три раза ударить кого-либо, тот становится хороводником.

    21. «Овес»

    Все становятся в круг и поют:

    «Кто хочет знать, как сеют овёс!

    Мой батюшка сеял так… »(Показывают движениями рук вперёд)

     «Потом отдыхал вот так… » (Становятся сложив руки крест – накрест)

    Потом кружатся в хороводе, припевая:

     -Овёс, овёс, давай бог, чтоб ты рос!

    Новый куплет:

    - Кто хочет знать, как жнут овёс?

     - Отец мой жинал его так (показывают)

     - Потом отдыхал он вот так (показывает)

    После припева изображают, как вяжут овёс, как его молотят (при молотьбе, каждый колотит своего соседа) .

    22. «Капустка»

    Дети, берутся за руки, образуя собой длинную вереницу.

    Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют:

    Вейся, вейся капустка моя,

    Вейся, вейся белая,

    Как мне, капустке, виться

    Как мне зимой не валиться!

    Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные «ворота» — поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице.

    Когда все играющие проходят через «ворота», то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища.

    Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и так далее до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

    После этого действия последний стоящий участник в веренице остается стоять на месте, а весь хоровод «завивается» вокруг него, постепенно огибая и охватывая в кольцо все плотнее и плотнее, пока не получится своеобразный «вилок капусты».

    Затем капустка уже начинает «развиваться», пока не придет опять в своё первоначальное исходное положение.

    Игра все время сопровождается пением.

    23. «Заинька»

    Играющие становятся в круг, взявшись за руки, поют:

    Заинька, выйди в круг,

    Серенький, выйди в круг,

     Скорей, скорей, выйди в круг,

    Скорей, скорей, выйди в круг!

    Один из играющих, предварительно выбранный «заинькой», выходит на середину круга. Играющие продолжают петь:

    Заинька, ты пройдись,

    Серенький, ты пройдись,

    Туда-сюда ты пройдись,

    Туда-сюда ты пройдись!

    «Заинька» прохаживается то в одну, то в другую сторону, а играющие хлопают в ладоши:

    Заинька, умой ручки,

    Серенький, умой ручки,

    Леву, праву, умой ручки,

    Леву, праву, умой ручки!

    «Заинька» показывает, как он моет ручки. Те же движения повторяют все играющие:

    Заинька, умой личико,

    Серенький, умой личико.

    Сверху донизу умой личико,

    Сверху донизу умой личико!

    «Заинька» показывает, как он умывается, остальные играющие повторяют его жесты.

    Заинька, пригладь шерстку,

    Серенький, пригладь шерстку.

    Сзади, спереди пригладь шерстку,

     Сзади, спереди пригладь шерстку!

    «Заинька» проводит руками по одежде, одергивает ее, чистит. Все играющие повторяют:

    Заинька, причешись,

    Серенький, причешись.

    Да получше причешись,

    Да получше причешись!

    «Заинька» показывает, как он причесывается. Играющие повторяют:

    Заинька, под бочка,

    Серенький, под бочка.

     Пляшет, пляшет казачка,

    Пляшет, пляшет казачка!

    «Заинька» танцует, остальные играющие тоже танцуют. После слов «пляшет, пляшет казачка» все разбегаются, «заинька» их ловит. Пойманный становится «заинькой».

    24. «Паучок»

    Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

    Паучок, паучок,

    Тоненькие ножки,

    Красные сапожки.

    Мы тебя поили,

    Мы тебя кормили,

    На ноги поставили,

    Танцевать заставили.

    После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

    Танцевать заставили.

    Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

    Все поют:

    Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

    Выбирай кого захочешь!

    Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

    Русские народные игры

     

    Филин и пташки

             Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

             На сигнал "Филин!" все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

    Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

    Фанты

             Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

    Вам прислали сто рублей

    Что хотите, то купите,

    Черный, белый не берите,

    "Да" и "нет" не говорите!

    После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. Поле игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант. Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по нескольку фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью. Ведущий ведет примерно такой разговор:

    - Что продается в булочной?

    - Хлеб.

    - Какой?

    - Мягкий.

    - А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

    - Всякий.

    - Из какой муки пекут булки?

    - Из пшеничной. И т. д.

    При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

    Правила игры. На вопросы, играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

    Краски

             Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!

    - Кто там?

    - Покупатель.

    - Зачем пришел?

    - За краской.

    - За какой?

    - За голубой.

    Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

    Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".

    Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

    Горелки

             Игроки встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Стой подоле,

    Гляди на поле,

    Едут там трубачи

    Да едят калачи.

    Погляди на небо:

    Звезды горят,

    Журавли кричат:

    - Гу, гу, убегу.

    Раз, два, не воронь,

    А беги, как огонь!

    После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

     

    Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

    Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

    Пятнашки

    Игроки выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

    Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

    Пятнашки, ноги от земли.

    Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.

    Пятнашки-зайки

     Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах - он в безопасности.

    Пятнашки с домом.

     По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих - пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя.

    Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой.

    Пятнашки с именем.

     Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса).

    Круговые пятнашки.

     Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них - пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.

    Кот и мышь

             Игроки (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками игроков. Как только кот поймал мышь, игроки встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

    Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

    Мячик кверху

             Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик кверху!" Игроки в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.

    Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы.

    Лапта

             Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта - круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой - кон. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

    Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок,- тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

    Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона. Вариант.

    Переменки. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из игроков. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идет отбивать его, а тот, кто отбивал раньше, переходит к ловящим. Если никто не поймает мяч, то его берет тот из игроков, к которому он упал ближе, и возвращает его подающему. Если подающий поймает его на лету, то начинает отбивать мяч, а подающим становится тот, который удачно бросил ему мяч. Тот, кто раньше отбивал, идет к ловящим.

    Правила игры. Тот, кто подает, не имеет права, ловя брошенный ему мяч, выбегать за свою черту. Если подающий не поймал на лету возвращенный ему мяч, то он берет его и начинает подавать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, т. е. десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал.

    Ляпка

             Один из играющих - водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: "На тебе ляпку, отдай ее другому!" Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку. Так играют в Кировской области. А в Смоленской области в этой игре водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: "У кого был?" - "У тетки".- "Что ел?" - "Клёцки".- "Кому отдал?" Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим.

    Правила игры. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.

    Ловишка в кругу

             На площадке чертят большой круг. В середине круга кладут палку. Длина палки должна быть значительно меньше диаметра круга. Величина круга от 3 м и более в зависимости от количества играющих. Все участники игры стоят в кругу, один из них - ловишка. Он бегает за детьми и старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой. Правила игры. Ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку. Это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку ногами запрещается. Пойманный игрок не имеет права вырываться из рук ловишки.

    Заря

             Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

    Заря-зарница,

    Красная девица,

    По полю ходила,

    Ключи обронила,

    Ключи золотые,

    Ленты голубые,

    Кольца обвитые -

    За водой пошла.

    С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

    Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

    Игровая

    Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

    А дядюшки Трифона

    Было семеро детей,

    Семеро сыновей

    Они не пили, не ели,

    Друг на друга смотрели.

    Разом делали, как я!

    При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

    Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

    Почта

             Игра начинается с переклички водящего с игроками:

    - Динь, динь, динь!

    - Кто там?

    - Почта!

    - Откуда?

    - Из города...

    - А что в городе делают?

    Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

    Правила игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.

    Коршун

             Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные - цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова: Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу, По копеечке, По совелочке.

    Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

    - Коршун, коршун, что ты делаешь?

    - Ямку рою.

    - На что тебе ямка?

    - Копеечку ищу

    - На что тебе копеечка?

    - Иголочку куплю.

    - Зачем тебе иголочка?

    - Мешочек сшить. Зачем мешочек?

    - Камешки класть.

    - Зачем тебе камешки?

    - В твоих деток кидать.

    - За что?

    - Ко мне в огород лазят!

    - Ты бы делал забор выше, Коли не умеешь, так лови их.

    Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: "Ши, ши, злодей!"

    Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

    Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

    Гуси

             На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусенята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусенят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

    - Гуси, вы гуси!

    - Га-га-га, га-га-га!

    - Вы, серые гуси!

    - Га-га-га, га-га-га!

    - Где, гуси, бывали?

    - Га-га-га, га-га-га!

    - Кого, гуси, видали?

    - Га-га-га, га-га-га!

    С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают: 

    Мы видели волка,

    Унес волк гусенка,

    Самого лучшего.

    Самого большого

    Далее следует перекличка хоровода и гусей: 

    - А, гуси, вы гуси!

    - Га-га га, га га га!

    - Щиплите-ка волка,

    Выручайте гусенка!

    Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусенята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.

    Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.

    Правила игры. Хоровод гусей и гусенята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка

     

    Большой мяч

             Для игры нужен большой мяч. Игроки становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Игроки поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, игроки опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч.  Игра повторяется.

    Правила игры. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.

    Удар по веревочке

             Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.

    Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше. 

    Большой мяч

             Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

    Шаром в лунке

             Игра, имеющая множество разновидностей. Для игры в земле вырывают неглубокую ямку, в которую кладут шар. Все играющие должны иметь при себе прямые палки длиной около метра. Путем жребия выбирается исполник – игрок, который будет охранять шар. Все остальные игроки отходят за условную черту, на определенное расстояние от лунки в порядке установленной очереди метать палки, стараясь попасть в шар. У всех бросивших мимо, палки остаются лежать на месте.

    Если никто не попадает, то исполник катит мяч своей палкой в сторону ближней к нему, стараясь в нее попасть. Если это ему удается, то он бежит за исходную для бросков линию, также называемой домом. Исполником становится тот, в чью палку попал шар. Если же в процессе игры кому-либо удается выбить шар из лунки, в тот же самый момент, те игроки, чьи палки находятся в поле бегут их забирать, а исполник должен установить шар на место. Таким образом, игроки получают возможность произвести дополнительный бросок. Во время метания палок, исполнику рекомендуется находиться чуть в стороне от шара, чтобы избежать попадания палки в него.

     

    Зайки

             Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать га двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.

    Прыганье со связанными ногами

             Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону финишной черты. Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние. Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами достаточно тяжело.

    Без соли соль

             Для этой игры выбираются двое водящих, которые садятся на землю друг напротив друга, так чтобы подошвы их ног соприкасались между собой. Водящим завязывают глаза плотной матерчатой повязкой. Руки водящих находятся за их спинами.  Все остальные – игроки в поле. Полевые игроки, подойдя поочередно с одной из сторон к водящим, кричат "Без соли" и беспрепятственно перепрыгивают через их ноги. На обратном пути необходимо кричать "Соль" и постараться снова перепрыгнуть через ноги водящих. Отличие лишь в том, что водящие стараются руками поймать прыгунов. Если это им удается, то происходит смена водящего. Тот, кого поймали, садится на место того, кто его поймал, и уже ему завязываются глаза.

    Растеряхи

             Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

    Горелки (Огарыши, Столбом, Парами)

             Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина- женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Взглянь на небо, там птички летают!" (Встречаются и другие рифмовки).  После чего водящий смотрим в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.

    У медведя во бору

             Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.

    Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

    У медведя во бору

    Грибы, ягоды беру.

    А медведь не спит,

    И на нас рычит.

    После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.

    Укротитель диких зверей

             На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это укротитель зверей, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за укротителем. И так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: "Внимание, охотники", звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем и игра продолжается.

    Елы

             Очень интересная игра, получившая широкое распространение в разных регионах и имеющая несколько модификаций. Все играющие находятся неподалеку друг от друга (на лужайке, во дворе, в поле) и роют маленькие ямки, каждый для себя. После чего становятся одной ногой в ямку. За исключением водящего, у которого в руках находится палка метровой длины и шар (мяч). У всех "полевых" игроков также есть палки.  Водящий ударяет палкой по шару и старается пасть им в остальных игроков. Как только игроки в поле видят, что мяч катится в их сторону, стараются отбить шар, бросив в него палкой. Если игрок не попадает, то ему могут помочь его товарищи. Как только мяч отбит, водящий бежит за мячом, дотрагивается до него и пытается занять место того, кто метал палку и должен ее забрать. Если водящий успевает занять "пустое место", ямку, игрок которой убежал за палкой, то происходит смена водящего.

    В ногу

             Народная казацкая игра, получившая свое распространение в 19-м веке. Игра требует проявления меткости и ловкости от ее участников. Дети делятся на 2-ве равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.

    Гуси

             Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

    Бой петухов

             Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра Гуси. Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

    Перетяжка

             Все дети, которые участвуют в этот игре, делятся на 2-ве равные по числу участников команды. От каждой команды приглашается по одному человеку. В центре площадки лежит метровая палка. Вышедшие участники хватают палку каждый со своей стороны и по команде начинают тянуть палку, каждый в свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Далее в центр площадки выходят следующие участники команд. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

    Волки во рву

             Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва). Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.

    Переездной конь

             В игре могут с успехом принимать участие, как взрослые, так и дети, особенно во время массовых праздников. Все участники делятся на две команды: одни – "кони", другие – "наездники". "Наездники" садятся на "коней" и образуют круг. Одному из "наездников" вручается мяч. "Наездники" передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: "кони" становятся "наездниками", а "наездники" – "лошадками".

     

    12 палочек

             12 палочек – игра, в которой могут принимать участие большое количество детей. Важным условием ее проведения, является местность, на которой она проводится. Должно быть много кустов, деревьев или иных укрытий, так, чтобы была возможность спрятаться. Все игроки должны знать друг друга по именам. Для игры потребуется доска длиной около 50-80 сантиметров, 12 коротких палочек (длина около 15 сантиметров) и круглое бревнышко. Доска кладется на бревнышко, а палочки на один край доски. Получается конструкция, похожая на качели.

    Из всех игроков, выбирается водящий. Он закрывает глаза, считает, например до 20-ти. Все остальные игроки должны спрятаться. Палочки лежат на бревнышке. Водящий должен найти игроков, но, не забывая о палочках. Как только он кого-то находит, то должен назвать имя игрока, подбежать к доске и ударить ногой по противоположному от палочек концу, так, чтобы они разлетелись, после чего может прятаться, а водящим становится тот, кого нашли. Игра продолжается дальше.

    Если водящий далеко ушел от доски с палочками, то кто-то из тех, кто прячется, может подбежать и ударить по доске, так, чтобы палочки разлетелись. В этом случае, водящий должен собрать палочки и лишь потом, идти искать других участков игры.

     

    Удочка (Рыбка, Поймать рыбку)

             Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры 2-ва.

    1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека). 2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".

     

    Наседка и коршун

             Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать: "Коршун! Что делаешь?" - "Ямочку рою". – "Зачем тебе ямочка?" - "Денежку ищу". – "Зачем тебе денежка?" - "Иголку купить". – "Зачем тебе иголка?" - "Мешочек сшить". – "Зачем мешочек?" - "Камешки класть". – "Зачем камешки?" - "В твоих деток шуркать-буркать". – "За что?" - "Они ко мне в огород лазят". – "Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их. После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и без приговора наседки.

     

     Зелёная репка

             Все играющие встают в круг, берутся за руки, поют песню:

    Зелёная репка, держись крепко,

    кто оборвётся, тот не вернётся.

    Раз, два, три.

    На счёт «три» все проворачиваются вокруг себя кому как захочется, но руки стараются не расцеплять. Кто разорвёт руки, входит в круг, остальные повторяют песню. И так несколько раз.

     На стульчике

             Один из играющих сидит в кругу на стульчике или на пенёчке. Все стоят вокруг него и проговаривают слова:

    Сам сижу на стульчике,

    сам сижу на крашеном.

    Кто меня любит,

    тот меня скупит.

    Кто меня скупит,

    три раз поцелует!

    Раз, два, три!

    На счёт «три» все бегут к сидящему. Кто первый до него добежит и поцелует (или прикоснётся) три раза в щёку, тот садится в круг и всё повторяется сначала.

     

     Дударь

             Выбирается Дударь, становится в круг. Вокруг него идёт хоровод и поёт песню:

    Дударь, Дударь, Дударище

    старый, старый старичище.

    Его под колоду, его под сырую,

    его под гнилую.

    – Дударь, Дударь, что болит?

    Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т.д.), все кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней.

    Дударь, Дударь, Дударище

    старый, старый старичище. и т.д.

    Когда надоест играть, Дударь говорит: «Выздоровел!»

     

     Капустка

    Все берутся за руки, начинают петь песню:

    Ах, капустка, рассадка моя,

    только милому досадка одна.

    Ах, капустка, легко стелется –

    двое ходят – третий сердится.

    Ах, капустка, золотой корешок,

    а мой милый – золотой женишок!

    Со словами: Вейся, вейся, завивайся круг в одном месте (возле ведущего) разрывается и все начинают, как спираль закручиваться вокруг одного из концов (где нет ведущего).

    Затем со словами: Вейся, вейся, развивайся ведущий начинает быстро раскручивать спираль (можно – быстро, змейкой и восьмёркой, рывками).

     Змея

    «Змея» ходит перед игроками со словами:

    Я змея, змея, змея,

    я ползу, ползу, ползу.

    Подходит к одному из игроков:

    – Хочешь быть моим хвостом?

    – Хочу!

    – становись за мной!

    Идут вдвоём:

    Я змея, змея, змея,

    я ползу, ползу, ползу.

    Подходят к другому игроку:

    – Хочешь быть моим хвостом?

    – Хочу!

    –Ползи!

    Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих.

    Вариант ЖМУРОК.

    Выбираются ЖМУРКА и БУБЕНЕЦ.

    Они находятся внутри хоровода. Жмурке повязывают повязку, Бубенцу дают в руки  бубенец! Кто-нибудь раскручивает Жмурку, все хором скандируют:

    Трынцы-брынцы бубенцы

    Позолочены концы

    Кто в бубенчики играет,

    Того жмурка не поймает!

    После чего Жмурка ловит Бубенца. Остальные держут круг и активно "болеют" за кого-нибудь и дают подсказки'' Потом Бубенец становится Жмуркой и выбирают (можно по считалке) нового Бубенца. Если народу много, то можно наверное сразу нескольких Бубенцов запустить.

    Сковорода

             Две команды. Играющие встают через одного от каждой команды лицом к центру круга, который они образуют. Они берутся за руки и бегут по кругу. При этом забегать в центр круга, то есть наступать на «сковороду», нельзя — обожжешься, лишив команду одного очка.

    Услышав команду: «Сажай!», все останавливаются и начинают тянуть внутрь круга — «сажать на сковороду» — своих соседей-противников. Делать это надо, упираясь ногами, чтобы не попасть туда самому.

    По команде: «Поддай огоньку!» — все опять бегут по кругу. Так повторяется до тех пор, пока в одной из команд все не «испекутся».Иногда на «сковороду» кладут комки снега — «оладьи». Тогда можно наступать на круг, главное — не наступить на «оладьи».

    Игра «В круги»

             Выбирается водящий. Игроки образуют круг. В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Все ходят вокруг него и поют:

    Отгадай, чей голосок,

    Становися  во кружок

    И скорей кого-нибудь

    Своей полочкой коснись.

    Отвечай поскорей,

    Отгадать поторопись!

    Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг водящим.

     Игра «Медом или сахаром»

             Играющие делятся на две команды: выбирают, кем быть – медом или сахаром. Затем берут палку и тянут ее за оба конца. Соревнуются, на чей стороне больше меда или сахара.

     

     Игра «Огородник и воробей»

             По считалке выбирается «огородник» и «воробей». Остальные берутся за руки, образуя круг, «огородник» поёт:

    Эй, воробей, не клюй конопель,

    Не своих, ни моих, ни соседовых.

    Я за эту конопель тебе ножку перебью.

    «Огородник» бежит ловить «воробья». Дети в круг воробья пускают и выпускают. Поймав «воробья», «огородник» меняется с ним местами или выбираются новые водящие.

     

     Игра «Солнышко»

             По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

    Гори, солнце, ярче!

    Лето будет жарче,

    А зима теплее,

    А весна милее!

    Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.

    Список литературы:

    1. Детский фольклорный праздник. Учебно-методическое пособие. Кемерово, 1997

    2. Панкеев И. А. Русские народные игры [Текст] / И. А. Панкеев. – М. : Яуза, 1998. – 240 с.

    3. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А. В. Кенеман. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с.

    4. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: - М. : Просвещение, 1987.

    5. Конкевич С. В. Пособие для занятий с детьми «Музыкальные праздники в

    детском саду и в начальной школе»/ С. В. Конкевич. – Санкт-Петербург. :

    Литера, 2005. – 31 с.

    6. Бекина С. И. Сельский хоровод. –/М. Бекина С. И. - Советский композитор, 1987.- 54 с

    7. Ветлугина Н. Музыка в детском саду. Старшая группа. / Ветлугина Н. М. - «Музыка»1989

    8. Улашенко Н. Б. Музыка.Разработки занятий. / Улашенко Н. Б. -Волгоград, Издательско –торговй дом «Корифей» 2007.

                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Хороводные и народные игры с пением.

    Хороводные и народные игры с пением....

    Картотека "Русски народные хороводные игры с пением"

    Картотека для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...

    Методическая копилка. Рекомендации для воспитателей. Картотека "Хороводных игр"

    Данный материал рекомендуется для воспитателей детского сада....

    Образовательная программа по приобщению детей дошкольного возраста к игровому народному творчеству «Народные - хороводные» Автор Котова Н.А

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость ...

    Копилка хороводных игр для детей дошкольного возраста

    О народных и современных хороводных играх. Игры для детей дошкольного возраста....