Консультация для воспитателей «Культурные практики».
статья

Семенова Юлия Валерьевна

Консультация для воспитателей

«Культурные практики».

 

 

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.

 

 Появилось понятие культурных практик. Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности, практика – накопленный личный опыт).

 

Содержание современного образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений. Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они свидетельствуют о готовности и способности ребенка действовать в обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:

  • содержание, качество и направленность его действий и поступков;
  • индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
  • принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
  • • принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

 

Универсальные культурные умения формируются на основе разнообразных культурных практик, специфичных для детей разного возраста.

 

Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: педагоги, родители, дети.

 

Основная цель педагогики - переход образования от информационно – демонстративной, репродуктивной модели к активно – деятельностной.

 

Это меняет не только содержание, но и само понятие качества образования. Где основной показатель «образованности» — это культурные умения воспитанника, полученные им в культурных практиках (что фиксируется педагогом с помощью портфолио и другими средствами. Чем многочисленнее, разнообразнее и продуктивнее культурные практики, тем адекватнее условия становления образованности ребенка и культурной индивидуальности.

 

Виды и формы культурных практик

  • Совместная игра воспитателя и детей, самодеятельная детская игра

(сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные

игры). Является ведущей культурной практикой для детей дошкольного возраста.

  • Ситуации общения и накопления положительного социально эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
  • Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
  • Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
  • Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.
  • Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя иь детей на литературном или музыкальном материале.
  • Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, отдыха (например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.).
  • Развлечения способствуют разностороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус, повышают двигательную активность. Развлечения с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой  в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире.

По содержательной направленности развлечения классифицируются на театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.); познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников, обычаев и традиций родной страны, экологические; спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты; музыкально-литературные, музыкальные концерты;

  • Проектная деятельность является одной из привлекательных и результативных форм совместной партнёрской деятельности дошкольников, и взрослых.

Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

 Проектная деятельность, как вид культурной практики, — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать.

Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.  В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнить недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность включает в себя: задание для детей, сформулированное в виде проблемы; целенаправленную детскую деятельность; формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

 

Реализация культурных практик в образовательном процессе происходит по двум направлениям:

  1. Культурные практики на основе инициатив самих детей.

Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.

Объектом педагогической поддержки воспитателя становятся такие культурные практики, возникающие по инициативе детей, как коллекционирование, самостоятельное исследование и экспериментирование, свободное рисование и создание поделок-самоделок, самостоятельные объединения детей на основе общих игровых интересов, фантазирования,

тематических импровизаций, ряженья и театральных постановок, игр-путешествий, совместного сооружения разных объектов и пр.

  1. Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.

Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами в соответствии с содержанием тематического планирования, возрастными возможностями детей, актуальными интересами.

При их проектировании педагогу важно ответить на следующие вопросы:

- Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи?

- Какие деятельностные умения осваивают дети?

- Какие творческие умения осваивают дети?

- Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети?

- Какие чувства и эмоции развиваются у детей?

- Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?

Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают также насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т.п. Это и участие дошкольников в традициях детского сада: празднование дня рождения детского сада и возрастной группы, поздравление педагогов и сотрудников, праздник детского театра, праздники «Проводы зимы», «День птиц», праздник выпускников «До свидания, детский сад» и др. Участие дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями.

 

Технологии организации культурных практик

  1. Технология ситуации (ситуационный подход).

Ситуативный сценарий развития дошкольников в детском саду необходимо выстраивать как систему активного решения детьми разнообразных, постепенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям и интересам проблемных задач и ситуаций, побуждающих дошкольников к проявлению самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, творчеству. Это требует применения личностно-ориентированных педагогических технологий развития культурного опыта ребенка на разных ступенях дошкольного детства и создания эффективно действующего сообщества детей и взрослых.

Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Воспитатель широко использует также ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.

 Образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

Алгоритм организации ситуации.

 а) Определение цели.

 Цель ситуации может диктоваться событиями текущего момента или быть обращена к проблемам нравственной жизни людей, искусства, интересам детей. Главное, чтобы цель была своевременна, отвечала реальным потребностям детей и была ими принята. б) Построение содержания и выбор формы ситуации.

Содержание ситуации непосредственно связано с формой ее реализации. Воспитателю следует определить: насколько массовой будет ситуация, какая форма общения будет ведущей – монолог, диалог (круглый стол, вечер вопросов и ответов). Целесообразны такие игровые формы, как КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Угадай мелодию». в) Подготовка ситуации.

 - Оформление ситуации. Каждая ситуация требует создания определенного эмоционального настроя участников. С этой целью используется музыкальное сопровождение, демонстрация видеоматериалов и слайдов, оформление помещения плакатами, рисунками. Элементами оформления могут быть эмблемы участников, шары и цветы.

 - Организация участников ситуации. Воспитатель выступает в роли ведущего, активными участниками являются воспитанники. Отдельным детям или микрогруппам могут быть даны поручения по оформлению, приглашению гостей, подготовке конкурсов, концертных номеров. Обязательно учитываются индивидуальные интересы и склонности воспитанников. В более развитом коллективе воспитатель может уступить свою роль главного руководителя ситуации кому-либо из детей.

 г) Проведение ситуации. Если алгоритм технологии ситуации выдержан точно, оно ожидаемо воспитанниками с интересом и переживается как яркое событие.

 д) Анализ итогов ситуации. Такой анализ организуется в ближайший день после ситуации. В центр обсуждения итогов ситуации следует поставить вопросы: что нового узнал; в чем изменил свое представление об этой проблеме; что привлекло тебя в подготовке к мероприятию; что можно сделать в будущем.

2. Технология игры.

Трудно найти деятельность ребенка, которая по важности соперничала бы с игрой. Воспитание использует огромное многообразие игр.

Алгоритм организации игры:

а) Создание у участников игрового состояния.

 Любая игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Воспитатель для этой цели использует разные атрибуты, отличительные знаки участников, эмблемы, атрибуты, организует сюрпризный момент. В такой момент у участников игры возникает специфическое эмоциональное отношение ко всему происходящему, к окружающим людям и к самим себе, появляется эмоциональное предчувствие чего-то загадочного и интересного.

 б) Организация игрового общения.

Игровое общение – процесс двуединый: оно предполагает, как реальное общение конкретных участников игры, так и воображаемое общение игровых персонажей, принятых ролей. Поэтому при организации игровых групп, при распределении ролей важно учитывать реальные отношения воспитанников: их возраст, опыт, интересы, симпатии. Но не менее важно обеспечить участникам игры и воображаемое общение: поддерживать их ролевые действия и переживания, эмоциональную идентификацию с персонажем и соучастие в ролевом взаимодействии.

Эта технологическая задача решается с помощью ряда педагогических операций:

 - установления личного контакта участников игры;

 - добровольного принятия детьми игровой роли;

- установления игровых правил, обязательных для всех участников;

 - обеспечение авторитетного «судейства», контроля за выполнением правил игры;

- организации общения «от ребенка» (воспитатель эмоционально идентифицирует себя с играющими детьми).

Очень важно включение самого воспитателя в игровое общение детей, принятие им игровой позиции. Игра в процессе воспитания не может существовать как стихийное взаимодействие детей; только при педагогическом участии воспитателя игра становится важнейшим средством воспитания.

 Игровая позиция воспитателя:

 - быстрый и органичный переход от реального плана поведения к игровому поведению (например, совершенно серьезное подчинение приказу ребенка, выполняющего ответственную роль, участие в общих игровых действиях);

- проявление доброжелательного отношения к детям, оптимизма, чувства юмора, определенное внутреннее состояние обращения к своему детскому опыту, своеобразная «инфантилизация» своего поведения;

 - косвенное педагогическое руководство детской игрой, незаметные подсказки, помощь, без выхода из игровой роли.

в) Организация игрового действия.

 Игровое действие всегда связано с психической и физической активностью воспитанников и проявляется в выполнении ими определенных движений 14 (командная игра в мяч), трудовых операций («Мастерская Деда Мороза»), поведенческих действий (сюжетно-ролевая игра «В поисках таинственного острова»). Игровое действие направляется правилами игры или ее сюжетом. Нередки случаи, когда детей нужно обучить первым игровым действиям: познакомить с правилами игры, показать приемы ориентирования на местности и др. Но технология педагогически организованной игры обязывает «скрывать» прямое обучающее начало, считаясь с особенностями этого вида деятельности ребенка.

 Воспитатель, организующий игру, всегда ставит перед собой определенную педагогическую цель. Но ребенок в игре прямо не реализует эти педагогические цели, они должны быть преобразованы в его индивидуальные цели, которые связаны со стремлением, «чтобы было весело, интересно», «чтобы выиграть», «чтобы победить противника», «чтобы получить приз».
Детская игра должна иметь результативное завершение. В педагогически организованной детской игре важно отметить всех участников: победителей - особыми призами, присвоением «званий» и «титулов»; проигравших - за проявленные достижения в ходе игры, за стремление к победе, за выручку и взаимопомощь.

  1. Технология коллективного творческого дела.

 Решение детским сообществом общей задачи может иметь следующий алгоритм.

 а) Совместное выдвижение замысла коллективной деятельности. Важно вызвать у детей желание включиться в коллективную деятельность, эмоциональный подъем. Идея может выдвигаться путем «мозгового штурма», приводящего к накоплению банка коллективных идей.

 б) Совместное планирование и поиск способов достижения общей цели. Организация обсуждения детьми содержания предстоящей деятельности, прогнозирование промежуточных и конечных результатов: взаимный обмен мнениями, распределение ролей с учетом желаний и возможностей каждого (например, в ситуации постановки спектакля – костюмеры, художники, актеры и др.). Педагог общается с детьми «на равных» — это симулирует детское творчество, способствует организации коллективного диалога. Возможен вопросительный стиль общения с группой, создание проблемных ситуаций (например, как лучше и интереснее провести День именинника, Вечер сюрпризов для малышей и др.).

в) Выбор способа организации сотрудничества. Самое простое - объединение детей общей целью и общим результатом: планирование и совершение действий каждый ребенок выполняет индивидуально (например, общая цель - сделать пригласительные билеты для родителей, каждый ребенок разрабатывает и выполняет свой вариант такого билета; результат - все родители получат билеты, чувство радости всех детей). Другой вариант

 - общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами, и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, что укрепляет дружеские отношения. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого участника, возникает ощущение полезности (например, 15 при создании общего панно «Волшебная страна», разделившись на подгруппы по собственному желанию, дети самостоятельно решают вопрос о том, кто какой сюжет будет делать).

 г) Совместная самостоятельная деятельность детей. Задача воспитателя – организация взаимной поддержки и помощи в процессе выполнения деятельности, положительного подкрепления, что подчеркивает значимость промежуточных результатов. Взаимодействуя с детьми, воспитатель выступает как режиссер и занимает разные позиции в зависимости от степени освоения детьми деятельности и развития коллективных отношений: организатора (изучает детей, регулирует их взаимоотношения, планирует содержание и предлагает задачи, демонстрирует способы сотрудничества, помогает организовать совместные действия), участника (обсуждает и находит вместе с детьми варианты решения, вовлекает «изолированных» детей, подчеркивает их достоинства, стимулирует стремление к сотрудничеству), консультанта (помогает детям разрешить спорные проблемы, стимулирует сотворчество).
 д) Достижение, осознание и оценка значимости результата. Педагог акцентирует внимание на личном вкладе каждого участника в общее дело, подчеркивает значимость совместных усилий. Привлекает к оценке других значимых для детей людей — родителей.

 Тематика совместных дел может быть различной: «Готовимся встретить друга после болезни», «Сделаем выставку рисунков для наших родителей», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Проводы зимы», «Готовимся к ярмарке» и др.

  1. Проектная деятельность.

Проектная деятельность является одной из привлекательных и результативных форм совместной партнёрской деятельности дошкольников, и взрослых.

 Исходным пунктом проектной деятельности могут служить детские интересы. Темы проектов в зависимости от интересов детей и задач развития затрагивают разные сферы действительности и культурные практики. К примеру, проекты «Зеленая аптека», «Страна Витаминия», «Азбука здоровья» имеют валеологическое направление и ориентируют детей на культурные практики здоровьясбережения. Проекты «Моя семья», «Книга друзей», «Вместе весело шагать» связаны с социально-нравственным развитием детей и культурными практиками общения, дружеского взаимодействия и гуманистически направленной деятельности. Проекты «Волшебный мир природы», «Загадки воды», «Мои любимые домашние питомцы», «Царство Снежной королевы» связаны с познанием природы и культурными практиками познавательно-исследовательской деятельности. Литературно-художественное направление и соответствующие 16 культурные практики преобладают в проектах «Моя любимая сказка», «Литературное лукошко», «Книжкина неделя».

 Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей темы, в каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта. Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных практик познания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации, эмоционального обмена и взаимной поддержки. В этом проявляется интегративная сущность культурных практик. Результаты проектной деятельности детей, в зависимости от темы проекта, могут быть представлены в виде выставки детских работ, разнообразных поделок, макетов, карт путешествий, настольных игр, рисунков, фотоальбомов, эмблем, детских сочинений (стихов, сказок, загадок), концертов, театральных постановок, самодельных книг и пр. В каждом проекте презентация результатов организуется с учетом детских предложений и инициатив, так чтобы у детей возникало чувство удовлетворения от интересной совместной деятельности, радость сотрудничества, творчества, взаимной поддержки, создавалось ощущение единой, дружной семьи.

Проектная деятельность включает в себя:

 - задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

- целенаправленную детскую деятельность;

- формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;

- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

 

 

Результатом организации культурных практик является индивидуальный социокультурный опыт ребенка:

- опыт поведения в различных жизненных ситуациях;

- опыт применения норм и правил поведения;

 - опыт эмоциональной реакции на происходящее;

- опыт организации своей деятельности;

- опыт общения и взаимодействия; - опыт проявления инициативы и самостоятельности.

 

 При организации совместной деятельности взрослым не требуется предоставление дошкольникам готовых результатов собственного познания, а необходимо создание условий по формированию у них личных способов познания, обучение применению этих способов в конкретной деятельности. Для этого у педагогов должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников, соответствующие особенностям дошкольного возраста. Среди таких компетенций выделяют: - способность организации конструктивного взаимодействия дошкольников в различных видах деятельности; - умение создавать условия для свободного выбора детьми интересной для них деятельности; - умение организовывать и вовлекать воспитанников в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательной активности.

 

Список литературы:

  1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ – Режим доступа: КонсультантПлюс
  2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 – Режим доступа: КонсультантПлюс
  3.  Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» [Электронный ресурс] / Федеральный институт развития образования; ред.  Парамонова Л.А. – Режим доступа: www.firo.ru.
  4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Федеральный институт развития образования
  5. https://nsportal.ru
  6. https://www.maam.ru
  7. https://infourok.ru

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Культурные практики».        

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.

 Появилось понятие культурных практик. Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности, практика – накопленный личный опыт).

Содержание современного образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений. Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они свидетельствуют о готовности и способности ребенка действовать в обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:

  • содержание, качество и направленность его действий и поступков;
  • индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
  • принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
  • • принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

Универсальные культурные умения формируются на основе разнообразных культурных практик, специфичных для детей разного возраста.

Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: педагоги, родители, дети.

Основная цель педагогики - переход образования от информационно – демонстративной, репродуктивной модели к активно – деятельностной.

Это меняет не только содержание, но и само понятие качества образования. Где основной показатель «образованности» — это культурные умения воспитанника, полученные им в культурных практиках (что фиксируется педагогом с помощью портфолио и другими средствами. Чем многочисленнее, разнообразнее и продуктивнее культурные практики, тем адекватнее условия становления образованности ребенка и культурной индивидуальности.

Виды и формы культурных практик

  • Совместная игра воспитателя и детей, самодеятельная детская игра

(сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные

игры). Является ведущей культурной практикой для детей дошкольного возраста.

  • Ситуации общения и накопления положительного социально эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
  • Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
  • Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
  • Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.
  • Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя иь детей на литературном или музыкальном материале.
  • Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, отдыха (например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.).
  • Развлечения способствуют разностороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус, повышают двигательную активность. Развлечения с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой  в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире.

По содержательной направленности развлечения классифицируются на театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.); познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников, обычаев и традиций родной страны, экологические; спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты; музыкально-литературные, музыкальные концерты;

  • Проектная деятельность является одной из привлекательных и результативных форм совместной партнёрской деятельности дошкольников, и взрослых.

Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

 Проектная деятельность, как вид культурной практики, — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать.

Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.  В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнить недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность включает в себя: задание для детей, сформулированное в виде проблемы; целенаправленную детскую деятельность; формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Реализация культурных практик в образовательном процессе происходит по двум направлениям:

  1. Культурные практики на основе инициатив самих детей.

Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.

Объектом педагогической поддержки воспитателя становятся такие культурные практики, возникающие по инициативе детей, как коллекционирование, самостоятельное исследование и экспериментирование, свободное рисование и создание поделок-самоделок, самостоятельные объединения детей на основе общих игровых интересов, фантазирования,

тематических импровизаций, ряженья и театральных постановок, игр-путешествий, совместного сооружения разных объектов и пр.

  1. Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.

Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами в соответствии с содержанием тематического планирования, возрастными возможностями детей, актуальными интересами.

При их проектировании педагогу важно ответить на следующие вопросы:

- Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи?

- Какие деятельностные умения осваивают дети?

- Какие творческие умения осваивают дети?

- Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети?

- Какие чувства и эмоции развиваются у детей?

- Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?

Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают также насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т.п. Это и участие дошкольников в традициях детского сада: празднование дня рождения детского сада и возрастной группы, поздравление педагогов и сотрудников, праздник детского театра, праздники «Проводы зимы», «День птиц», праздник выпускников «До свидания, детский сад» и др. Участие дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями.

Технологии организации культурных практик 

  1. Технология ситуации (ситуационный подход). 

Ситуативный сценарий развития дошкольников в детском саду необходимо выстраивать как систему активного решения детьми разнообразных, постепенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям и интересам проблемных задач и ситуаций, побуждающих дошкольников к проявлению самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, творчеству. Это требует применения личностно-ориентированных педагогических технологий развития культурного опыта ребенка на разных ступенях дошкольного детства и создания эффективно действующего сообщества детей и взрослых.

Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Воспитатель широко использует также ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.

 Образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

Алгоритм организации ситуации.

 а) Определение цели.

 Цель ситуации может диктоваться событиями текущего момента или быть обращена к проблемам нравственной жизни людей, искусства, интересам детей. Главное, чтобы цель была своевременна, отвечала реальным потребностям детей и была ими принята. б) Построение содержания и выбор формы ситуации.

Содержание ситуации непосредственно связано с формой ее реализации. Воспитателю следует определить: насколько массовой будет ситуация, какая форма общения будет ведущей – монолог, диалог (круглый стол, вечер вопросов и ответов). Целесообразны такие игровые формы, как КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Угадай мелодию». в) Подготовка ситуации.

 - Оформление ситуации. Каждая ситуация требует создания определенного эмоционального настроя участников. С этой целью используется музыкальное сопровождение, демонстрация видеоматериалов и слайдов, оформление помещения плакатами, рисунками. Элементами оформления могут быть эмблемы участников, шары и цветы.

 - Организация участников ситуации. Воспитатель выступает в роли ведущего, активными участниками являются воспитанники. Отдельным детям или микрогруппам могут быть даны поручения по оформлению, приглашению гостей, подготовке конкурсов, концертных номеров. Обязательно учитываются индивидуальные интересы и склонности воспитанников. В более развитом коллективе воспитатель может уступить свою роль главного руководителя ситуации кому-либо из детей.

 г) Проведение ситуации. Если алгоритм технологии ситуации выдержан точно, оно ожидаемо воспитанниками с интересом и переживается как яркое событие.

 д) Анализ итогов ситуации. Такой анализ организуется в ближайший день после ситуации. В центр обсуждения итогов ситуации следует поставить вопросы: что нового узнал; в чем изменил свое представление об этой проблеме; что привлекло тебя в подготовке к мероприятию; что можно сделать в будущем.

2. Технология игры.

Трудно найти деятельность ребенка, которая по важности соперничала бы с игрой. Воспитание использует огромное многообразие игр.

Алгоритм организации игры:

а) Создание у участников игрового состояния.

 Любая игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Воспитатель для этой цели использует разные атрибуты, отличительные знаки участников, эмблемы, атрибуты, организует сюрпризный момент. В такой момент у участников игры возникает специфическое эмоциональное отношение ко всему происходящему, к окружающим людям и к самим себе, появляется эмоциональное предчувствие чего-то загадочного и интересного.

 б) Организация игрового общения.

Игровое общение – процесс двуединый: оно предполагает, как реальное общение конкретных участников игры, так и воображаемое общение игровых персонажей, принятых ролей. Поэтому при организации игровых групп, при распределении ролей важно учитывать реальные отношения воспитанников: их возраст, опыт, интересы, симпатии. Но не менее важно обеспечить участникам игры и воображаемое общение: поддерживать их ролевые действия и переживания, эмоциональную идентификацию с персонажем и соучастие в ролевом взаимодействии.

Эта технологическая задача решается с помощью ряда педагогических операций:

 - установления личного контакта участников игры;

 - добровольного принятия детьми игровой роли;

- установления игровых правил, обязательных для всех участников;

 - обеспечение авторитетного «судейства», контроля за выполнением правил игры;

- организации общения «от ребенка» (воспитатель эмоционально идентифицирует себя с играющими детьми).

Очень важно включение самого воспитателя в игровое общение детей, принятие им игровой позиции. Игра в процессе воспитания не может существовать как стихийное взаимодействие детей; только при педагогическом участии воспитателя игра становится важнейшим средством воспитания.

 Игровая позиция воспитателя:

 - быстрый и органичный переход от реального плана поведения к игровому поведению (например, совершенно серьезное подчинение приказу ребенка, выполняющего ответственную роль, участие в общих игровых действиях);

- проявление доброжелательного отношения к детям, оптимизма, чувства юмора, определенное внутреннее состояние обращения к своему детскому опыту, своеобразная «инфантилизация» своего поведения;

 - косвенное педагогическое руководство детской игрой, незаметные подсказки, помощь, без выхода из игровой роли.

в) Организация игрового действия.

 Игровое действие всегда связано с психической и физической активностью воспитанников и проявляется в выполнении ими определенных движений 14 (командная игра в мяч), трудовых операций («Мастерская Деда Мороза»), поведенческих действий (сюжетно-ролевая игра «В поисках таинственного острова»). Игровое действие направляется правилами игры или ее сюжетом. Нередки случаи, когда детей нужно обучить первым игровым действиям: познакомить с правилами игры, показать приемы ориентирования на местности и др. Но технология педагогически организованной игры обязывает «скрывать» прямое обучающее начало, считаясь с особенностями этого вида деятельности ребенка.

 Воспитатель, организующий игру, всегда ставит перед собой определенную педагогическую цель. Но ребенок в игре прямо не реализует эти педагогические цели, они должны быть преобразованы в его индивидуальные цели, которые связаны со стремлением, «чтобы было весело, интересно», «чтобы выиграть», «чтобы победить противника», «чтобы получить приз».
Детская игра должна иметь результативное завершение. В педагогически организованной детской игре важно отметить всех участников: победителей - особыми призами, присвоением «званий» и «титулов»; проигравших - за проявленные достижения в ходе игры, за стремление к победе, за выручку и взаимопомощь.

  1. Технология коллективного творческого дела.

 Решение детским сообществом общей задачи может иметь следующий алгоритм.

 а) Совместное выдвижение замысла коллективной деятельности. Важно вызвать у детей желание включиться в коллективную деятельность, эмоциональный подъем. Идея может выдвигаться путем «мозгового штурма», приводящего к накоплению банка коллективных идей.

 б) Совместное планирование и поиск способов достижения общей цели. Организация обсуждения детьми содержания предстоящей деятельности, прогнозирование промежуточных и конечных результатов: взаимный обмен мнениями, распределение ролей с учетом желаний и возможностей каждого (например, в ситуации постановки спектакля – костюмеры, художники, актеры и др.). Педагог общается с детьми «на равных» — это симулирует детское творчество, способствует организации коллективного диалога. Возможен вопросительный стиль общения с группой, создание проблемных ситуаций (например, как лучше и интереснее провести День именинника, Вечер сюрпризов для малышей и др.).

в) Выбор способа организации сотрудничества. Самое простое - объединение детей общей целью и общим результатом: планирование и совершение действий каждый ребенок выполняет индивидуально (например, общая цель - сделать пригласительные билеты для родителей, каждый ребенок разрабатывает и выполняет свой вариант такого билета; результат - все родители получат билеты, чувство радости всех детей). Другой вариант

 - общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами, и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, что укрепляет дружеские отношения. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого участника, возникает ощущение полезности (например, 15 при создании общего панно «Волшебная страна», разделившись на подгруппы по собственному желанию, дети самостоятельно решают вопрос о том, кто какой сюжет будет делать).

 г) Совместная самостоятельная деятельность детей. Задача воспитателя – организация взаимной поддержки и помощи в процессе выполнения деятельности, положительного подкрепления, что подчеркивает значимость промежуточных результатов. Взаимодействуя с детьми, воспитатель выступает как режиссер и занимает разные позиции в зависимости от степени освоения детьми деятельности и развития коллективных отношений: организатора (изучает детей, регулирует их взаимоотношения, планирует содержание и предлагает задачи, демонстрирует способы сотрудничества, помогает организовать совместные действия), участника (обсуждает и находит вместе с детьми варианты решения, вовлекает «изолированных» детей, подчеркивает их достоинства, стимулирует стремление к сотрудничеству), консультанта (помогает детям разрешить спорные проблемы, стимулирует сотворчество).
 д) Достижение, осознание и оценка значимости результата. Педагог акцентирует внимание на личном вкладе каждого участника в общее дело, подчеркивает значимость совместных усилий. Привлекает к оценке других значимых для детей людей — родителей.

 Тематика совместных дел может быть различной: «Готовимся встретить друга после болезни», «Сделаем выставку рисунков для наших родителей», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Проводы зимы», «Готовимся к ярмарке» и др.

  1. Проектная деятельность.

Проектная деятельность является одной из привлекательных и результативных форм совместной партнёрской деятельности дошкольников, и взрослых.

 Исходным пунктом проектной деятельности могут служить детские интересы. Темы проектов в зависимости от интересов детей и задач развития затрагивают разные сферы действительности и культурные практики. К примеру, проекты «Зеленая аптека», «Страна Витаминия», «Азбука здоровья» имеют валеологическое направление и ориентируют детей на культурные практики здоровьясбережения. Проекты «Моя семья», «Книга друзей», «Вместе весело шагать» связаны с социально-нравственным развитием детей и культурными практиками общения, дружеского взаимодействия и гуманистически направленной деятельности. Проекты «Волшебный мир природы», «Загадки воды», «Мои любимые домашние питомцы», «Царство Снежной королевы» связаны с познанием природы и культурными практиками познавательно-исследовательской деятельности. Литературно-художественное направление и соответствующие 16 культурные практики преобладают в проектах «Моя любимая сказка», «Литературное лукошко», «Книжкина неделя».

 Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей темы, в каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта. Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных практик познания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации, эмоционального обмена и взаимной поддержки. В этом проявляется интегративная сущность культурных практик. Результаты проектной деятельности детей, в зависимости от темы проекта, могут быть представлены в виде выставки детских работ, разнообразных поделок, макетов, карт путешествий, настольных игр, рисунков, фотоальбомов, эмблем, детских сочинений (стихов, сказок, загадок), концертов, театральных постановок, самодельных книг и пр. В каждом проекте презентация результатов организуется с учетом детских предложений и инициатив, так чтобы у детей возникало чувство удовлетворения от интересной совместной деятельности, радость сотрудничества, творчества, взаимной поддержки, создавалось ощущение единой, дружной семьи.

Проектная деятельность включает в себя:

 - задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

- целенаправленную детскую деятельность;

- формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;

- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Результатом организации культурных практик является индивидуальный социокультурный опыт ребенка:

- опыт поведения в различных жизненных ситуациях;

- опыт применения норм и правил поведения;

 - опыт эмоциональной реакции на происходящее;

- опыт организации своей деятельности;

- опыт общения и взаимодействия; - опыт проявления инициативы и самостоятельности.

 При организации совместной деятельности взрослым не требуется предоставление дошкольникам готовых результатов собственного познания, а необходимо создание условий по формированию у них личных способов познания, обучение применению этих способов в конкретной деятельности. Для этого у педагогов должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников, соответствующие особенностям дошкольного возраста. Среди таких компетенций выделяют: - способность организации конструктивного взаимодействия дошкольников в различных видах деятельности; - умение создавать условия для свободного выбора детьми интересной для них деятельности; - умение организовывать и вовлекать воспитанников в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательной активности.

Список литературы:

  1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ – Режим доступа: КонсультантПлюс
  2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 – Режим доступа: КонсультантПлюс
  3.  Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» [Электронный ресурс] / Федеральный институт развития образования; ред.  Парамонова Л.А. – Режим доступа: www.firo.ru.
  4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] / Федеральный институт развития образования
  5. https://nsportal.ru
  6. https://www.maam.ru
  7. https://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя...

Консультация для воспитателей «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя...

Консультация для педагогов "Культурные практики в дошкольном образовательном учреждении"

quot;Культурные практики в дошкольном образовательном учреждении"...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...

Консультация для воспитателей «Современная практика организации игровой деятельности»

Вопросу «В школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребенок искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!».Действительно, играют! Должны играть....