Консультация «Развитие логического мышления у детей 5 – 6 лет»
консультация (старшая группа)

Коньшина Наталья Римовна

Перед  педагогами дошкольных образовательных организаций стоит важнейшая задача - формирование мыслительных процессов дошкольника. От того, насколько дошкольник  способен мыслить логически, умеет усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию, зависит успешное обучение в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_logika.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие логического мышления у детей 5 – 6 лет»

Перед  педагогами дошкольных образовательных организаций стоит важнейшая задача - формирование мыслительных процессов дошкольника. От того, насколько дошкольник  способен мыслить логически, умеет усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию, зависит успешное обучение в школе. 

Логическое мышление – это умение оперировать словами и понимать логику рассуждения.

Из чего же складывается логическое мышление?

Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация,— в литературе также называют логическими приемами мышления.

Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. 

 Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. (Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур, «Что сначала, что потом?» и др.)

Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.

Классификация включает 2 логических действия:

Выделение общего признака – основание классификации;

Деление на классы по основанию классификации.

Уровень развития мышления у детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет ребенок стремительно развивается как личность. Он уже пережил период «почемучек» и сейчас пытается самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы. В этом возрасте у дошкольника развивается наглядно-образное мышление, благодаря чему он способен мыслить обширно, используя свой прежний опыт и знания.

Развитие мышления детей 5-6 лет позволяет ребенку проявлять следующие способности:

  • делать логические выводы;
  • сравнивать и сопоставлять предметы;
  • группировать предметы по общим признакам;
  • придумывать рассказ на заданную тему;
  • составлять рассказ по картинкам;
  • варьировать окончание рассказа, придумывать для героя новый исход событий и новые обстоятельства;
  • применять теоретические знания на практике.

Развитию мышления и логики у детей с успехом помогают специальные  логические игры, разработанные и продуманные в соответствии с возрастом ребенка.

Для развития логического мышления дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, среди которых выделяется дидактическая игра, которая  способствует  становлению и развитию интеллектуальных способностей ребенка. Использование ИКТ игр также  существенно влияет на активизацию мыслительной деятельности дошкольников. Использование интерактивной доски помогает развивать у детей внимание, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др., делает образовательный процесс увлекательным и интересным.

Также развитие логического мышления осуществляется через загадки и логические задачи (упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать связь между понятиями). 

Виды игр, развивающих логику.

Развивать логическое мышление у детей 5-6 лет можно с помощью игр с карточками, онлайн игр, компьютерных, графических, речевых, настольных, различных головоломок и т.д.

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Игры на сравнение

«Найди отличия»

Детям предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.

«Скажи наоборот»

Педагог бросает  мяч ребёнку и произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. 

 Например:
чёрный - ...
большой - ...
веселый - ...
хороший - ...
горький - ...
широкий -

«Найди два одинаковых предмета»

Детям предлагается рассмотреть и сравнить предметы, изображенные на картинке и найти 2 одинаковых предмета. Например, найди 2 одинаковых зонтика, 2 одинаковых домика и т.п.

Игры на обобщение

«Четвертый лишний».

1 вариант.

Педагог предлагает детям  карточка с изображением 4-5предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти, объяснить свой выбор.

Например: яблоко, груши, апельсин, мандарин - это фрукты, а лук - это овощ. Поэтому лук лишний.

2 вариант.

ИКТ игра.
Ребенку предлагается посмотреть слайд. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков три, которые классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию, нажимает  на него курсором, и он исчезает.
Ребенок должен объяснить свой выбор.

«Назови одним словом»

1 вариант игры (словесная игра)

Воспитатель называет группы слов, объединенных по общему признаку, и просит ребенка назвать их одним словом.

Примеры заданий:

-помидор, огурец, капуста, лук (овощи);

-Стол, кровать, шкаф, стул, кресло (мебель).        

2 вариант

Педагог показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке?  (синица, снегирь, воробей, голубь, клест) Как можно их назвать одним словом? (птицы)».

3 вариант - можно предложить детям ИКТ игру. На слайде представлены предметы, дети называют их одним словом.

«Какой признак объединяет предметы в каждой группе»

Детям предложены картинки, которые объединены по какому – то признаку. Необходимо определить признак для каждой группы предметов (цвет, форма и т.д.).

Например:

-торт, конфеты, сахар;

- мяч, круг, солнце;

-виноград, ящерица, огурец.

Игры на классификацию

«Найди два одинаковых предмета»

Детям предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, среди которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

Игры на синтез, анализ

«Найди лишний предмет».

Детям предлагаются карточки с изображением предметов. Необходимо в каждом ряду найти предмет, который не подходит к остальным. Объяснить свой выбор, почему данный предмет лишний.

Например:

-автобус, самолет, машина, троллейбус;

-лыжи, санки, лодка, коньки;

-ель, береза, дуб, ромашка.

 «Составь узор».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

«Чередование»

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

«Закончи предложение».

Детям предлагается закончить предложения:

• Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

• Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

• Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

• Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

• Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

Также способствуют развитию логического мышления ребенка загадки, небылицы.

Пример загадок:

Жёлтый Антошка

Вертится на ножке.

Где солнце стоит,

Туда он и глядит.    (Подсолнух)

Без рук, без ног,

А ворота открывает

И нас погоняет.    (Ветер)

Зимой и летом одним цветом? (ёлка).

Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).

«Отгадывание небылиц» или «Что не так?». 

1 вариант

Педагог рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц.   Ребенок должен заметить смысловые несообразности и

объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

2 вариант

Педагог показывает детям картинки на слайдах или на картинках. Необходимо найти несоответствие и объяснить свой выбор.

Заключение.

Таким образом,   чтобы дошкольники  овладели  всеми логическими операциями: оперировали разнообразными понятиями, самостоятельно рассуждали  и делали  умозаключения, необходимо постоянно использовать  логические игры и упражнения не только в непосредственно образовательной деятельности, но и  включать их в самостоятельную деятельность  с детьми.

Рекомендуемые книги для развития логического мышления

 1.О. Антонова, «Умные игры. Умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей 5 лет». 

 2.Н.Копытов, «Лучшие задачи на развитие логики». 

 3.З. Ю.Хлебникова, «Развивающие игры» – развивающие игры для детей от 5 лет.

Интернет источники:

Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/01/26/igry-na-razvitie-logicheskogo-myshleniya-dlya-detey-5-6

Практическая логика. Упражнения для детей 5-6лет. https://materinstvo.ru/art/15201

Логика и мышление 5-6 лет. Игры, задания. https://promany.ru/razvitielogiki/logika-i-myshlenie-5-6-let


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»

Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях  используются всевозможные развивающие игры, одна...

Консультация: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»

Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях используются всевозможные развивающие игры, однако не ...

Консультация «Развитие логического мышления у детей 5 – 6 лет»

                        Консультация для родителей...