Игры и упражнения для сенсорного развития детей раннего возраста.
статья (младшая группа)

В данной статье я представила примеры игр и упражнений для сенсорного развития детей раннего возраста, которые я использую в своей группе. Данная статья может быть полезной для педагогов и для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для сенсорного развития детней раннего возраста.

В раннем детстве от 1 - 3 лет развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

зрительные;

слуховые;

тактильные;

обонятельные;

вкусовые.

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Развитие сенсорики позволяет:

обогатить словарный запас;

сформировать правильную структуру речи;

улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;

развить фантазию;

получить полную информацию об окружающей действительности;

улучшить коммуникативные навыки.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста.

«Собери пирамидку» 

Цель: Формировать умение группировать по цвету, формировать простейшие приемы установления тождества. Различать и называть цвета. Умение составлять пирамидку из трех и пяти колец. Развивать внимание, мышление.

Материал: Пирамидка из 3-5 колец.

Методические приемв: Воспитатель предлагает детям рассмотреть «кольца» пирамидки. Какие «кольца» по размеру? Найдите самое большое «кольцо», самое маленькое. Как можно определить остальные «кольца» по размеру? (Наложением одного на другое). Собери пирамидку из трех колец. Собери пирамидку из пяти колец.

«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: Учить выполнять действия с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«Найди такую  же фигуру»

Цель: учить детей различать геометрические фигуры по форме, знакомить детей с приемом обследования формы (обведение пальчиком контура фигуры).

Дидактический материал: картинки ракет на которых изображены по две фигуры, фигуры из картона.

Методические приемы: Воспитатель предлагает детям, подобрать фигуру к ее изображению на картинке.

 «Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей узнавать на ощупь различные предметы, называть их (куб, шар, кирпичек).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: Определять на ощупь предметы.

«Подбери крышку  к баночке такого же цвета»

Цель: Формировать умения подбирать крышки к баночкам по цветам (красный, желтый, зеленый, синий).

Дидактический материал: Баночки разных цветов, крышки.

Методические приемы: Воспитатель просит ребенка  найди баночке крышку такого же цвета.

«Цветные мячики»

Цель: Продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

Методические приемы: Первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета (красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.

«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»

Цель: Учить детей сравнивать предметы по форме.

Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.

Игры с прищепками

«Солнышко»

Цель: Учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

«Большой и маленький»

 Цель: Учить детей сравнивать предметы по величине.

Дидактический материал: Большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, игрушки и т.д.

Методические приемы: Воспитатель просит  ребенка из каждой пары выбрать большой предмет. Может попросить разложить предметы в две группы – большие и маленькие

«Найди цветок для бабочки»

Цель: Продолжать знакомить с названиями некоторых цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Дидактический материал: Четыре крупных выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, зеленый),  4 бабочки  такого же цвета как и цветы.

Методические приемы: Воспитатель объясняет детям что бабочки хотят найти свои цветы и просит детей помочь им.

«Нанизывание фигур разной формы".

Цель: Учить детей чередовать предметы по форме.

Материал: Шнурок, фигуры разной формы(круг,квадрат,треугольник).

Методические приемы: Воспитатель поазывает детям фигуры разные по форме, потом поочередно нанизывает их на шнурок, просит детей сделать по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста

В статье рассказывается о роли дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста. Ранний возраст ( 2-4г ) - это благоприятное время для сенсорного развития детей, так как в эт...

Игры и упражнения для сенсорного развития детей раннего возраста

Игры включенны в эту картотеку помогут ребенку получить целосное представление  о предмете (величине, фолрме, цвете). Их можно использовать как в свободное время так и на занятиях....

Использование кинезиологических упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной  деятельности детей раннего возраста....

Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка. Этот же период важен для совершенствования деяте...

Методическая разработка "Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста"

Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и н...

Картотека дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста

laquo;Чудесный мешочек»Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.Игровое действие:...