Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебный мир»
методическая разработка

Сергиенко  Елена Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

по экспериментально-исследовательской деятельности

на тему: «Волшебный мир»

                           Подготовила:

                           Сергиенко Е.А.

                        воспитатель

Цель мастер – класса:

 Представление опыта работы  с детьми дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность.

            Задачи:

  • Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность;

  • Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;

  • Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;

  • Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Практическая значимость:

Данный мастер-класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так как поймут насколько это интересно и увлекательно.

Оборудование:

Мультимедийная презентация, емкость с водой, емкость с песком, бумага, ножницы, карандаш, банка с горячей водой, крышка с дырочками, лед, газированная вода, ягоды винограда, слепки следов, железный цветок, бабочки с магнитом, железная пластина, деревянная пластина.

Ход мастер-класса:

-Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а для того чтоб немножко настроиться на совместную работу  и сплотиться, начнем со словесной игры «Да-нет»

 Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да)

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

-Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?

Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности и творческих способностей. Ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Расширяется кругозор детей. Поддерживается у детей инициатива, сообразительность, пытливость, самостоятельность. Обогащается словарный запас. Происходит воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

- Высказывание Конфуция гласит: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я  запомню. Дай мне действовать, и я пойму».

Сегодня, я хочу показать вам в форме сказки, некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется: «Волшебный мир»

-На одном птичьем дворе  у мамы-курицы вылупились цыплята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный. Устав отвечать на постоянные вопросы цыпленка: когда? зачем? где? почему? - мама-курица просто перестала обращать на него внимание. Обидевшись, цыпленок решил узнать, что же там за забором птичьего двора и  пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел большой водоём круглой формы, он подошел к берегу. Припекало солнце, цыпленку захотелось пить. Он попробовал воду- без вкуса, понюхал ее-без запаха, посмотрел, а вода прозрачная.

Вывод: закрепляем знания о свойствах воды: не имеет вкуса, запаха, прозрачная.

-Он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не никогда не видел. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то цыпленок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт 1:

Вырезаем из белой бумаги цветы с длинными лепестками, закручиваем лепестки при помощи карандаша. Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?

Вывод: Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».

-Цыпленок захотел по ближе рассмотреть эти прекрасные цветы, но он не умел плавать. Поэтому ему нужно было на чем-то подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, он увидел кусок коры дерева, металлическую пластинку .С трудом опустив металлическую пластинку в воду ,он с ужасом заметил ,что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и увидел, что она плавает.

Опыт 2:

Опускаем в емкость с водой металлическую пластинку и кору дерева.

Вывод: Металл тяжелый, тонет в воде, кора дерева легче и поэтому не тонет.

-Проплывая по водоёму, цыпленок  увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Цыпленку не давал покоя вопрос:  «Почему же плавают эти загадочные существа?»

Опыт 3:

Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько ягод винограда. Они падают на дно стакана, т.к. они тяжелее воды и поэтому тонут. А потом виноградины всплывают и снова падают.

Вывод:  В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградины; потом пузырьки воздуха лопаются, а тяжелый виноград снова опускается на дно.

        - Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

Опыт 4:

Наливаем в банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Получаются капельки дождя.

Вывод: Лед тает от теплого воздуха и превращается в капельки воды.

        - Прошло немного времени, дождь закончился, снова появилось солнце. Цыпленок решил идти дальше. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?

Опыт 5:

Песок  смачивается водой, чтобы видно было отпечатки,  затем делаем отпечатки на песке заранее изготовленными слепками следов  ( следы можно изготовить из пластилина,  дерева и т.п.).

Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

-Шел, шел цыпленок и увидел перед собой  огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами. К ним подлетали красивые бабочки и садились на цветы.

Опыт 6:

На железный цветок примагничивается бабочка на нитке (бабочка с магнитом).

Вывод: Бабочка быстро примагничевается к цветку, потому что магнит притягивает к себе железо.

-Цыпленку очень понравилось познавать этот огромный, удивительный и волшебный окружающий мир. Ему захотел поскорее вернуться на птичий двор и рассказать обо всем своей маме.

        Итог: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей : «Развитие познавательной активности детей через экспериментально - исследовательскую деятельность».

Обучение воспитателей разработке проектов по развитию познавтельной активности у детей( метед трех вопросов и метод мыслительная карта)....

Мастер-класс по экспериментально-исследовательской деятельности

Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму.Китайская пословица        Мне очень близка театральная деятельность, поэтому я решила все опы...

Мастер-класс для педагогов «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старших дошкольников как средство приобщения к занятиям физической культурой и спортом»

Внедряя экспериментирование в образовательную область «Физическое развитие», необходимо показать дошкольникам, насколько важно сохранять и укреплять свое здоровье, постараться привить любо...

Мастер - класс для родителей по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное превращение воды»

Мастер - класс для родителей по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное превращение воды»Цель:  Вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию познава...

Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности. «Волшебный мир»

Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу. Ребёнок способен к ...

Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Волшебный мир»

Цель мастер – класса:                    Представление опыта работы с детьми дошкольного возра...

Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности

Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, использующим экспериментироване в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, и не использующим в своей работе эксперимнтальную деятел...