Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  
консультация

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании проникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_aktivnost_detey_doshkolnogo_vozrasta.pptx398.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников» педагог – психолог первой категории: Токарева Е.В .

Слайд 2

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании проникнуть в сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения

Слайд 3

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание. На стадии любопытства ребенок проявляет эмоциональную реакцию на новизну. На этом уровне развития познавательного интереса у ребенка еще не замечается стремления к познанию сущности, он довольствуется лишь занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации, и тем не менее фактор занимательности может служить основой для проявления познавательного интереса .

Слайд 4

Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса детям свойственны достаточно сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью . Это особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение действительностью. Поэтому любознательный ребенок интересуется всем окружающим, но не глубоко. Однако, становясь устойчивой чертой характера, любознательность имеет значительную ценность в развитии личности.

Слайд 5

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Слайд 6

Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления. Опираясь на эти проявления, можно судить и о её содержании, и о характере её организации. 1. Внимание и особый интерес к предмету или явлению. 2. Эмоциональное отношение к предмету или явлению (удивление, недоумение, озабоченность, т.е. разнообразие эмоций, вызываемых этими предметами или явлениями). 3.Умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать и т.д. 4.Умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы. 5. Умение замечать ошибки у себя и у сверстников и исправлять их. 6. Умение выдвигать новую познавательную задачу. 7 .Способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности.

Слайд 7

В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, выделяли 1. Общение 2. Потребность в новых впечатлениях 3. Общий уровень развития активности Быть активным – значит находится в состоянии действования . Благодаря своей активности ребенок вступает в практические отношения с предметами и в общение с людьми.

Слайд 8

Важным средством развития познавательной активности старших дошкольников является занятие. На занятиях обязательно должен присутствовать занимательный материал, так как одним из средств развития познавательной активности является занимательность. выделяет следующие методы : метод неожиданных решений , основанный на том, что педагогог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которе противоречит имеющемуся опыту детей; метод предъявления заданий с неопределенным окончанием , что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации; метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни; метод, «преднамеренных ошибок » (по Ш.А. Амонашвили ), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задач. метод экспериментирования выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Он может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования.

Слайд 9

Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Слайд 10

Наиболее эффективные методы. Доказано, что дети старшего дошкольного возраста способны таким мыслительным операциям, как анализ о пираясь на эту способность, можно применить соответствующий метод обучения.

Слайд 11

Продолжая рассматривать картину, взрослый предлагает детям подумать: Зачем строителю мастерок, который он держит в руке; Почему подъемный кран такой высокий; Зачем нужно строить такой большой дом; Кого может порадовать работа строителя и т.д. Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что не изображено на картинке, учатся делать самостоятельные выводы.

Слайд 12

Например, детям старшей группы показывают картинку с изображенными на ней домашними животными. В данном случае – кошки с котятами. Традиционный вопрос « кто изображен на картинке? » уместен для детей младшего возраста, но совершенно бесполезен для старших, которым интересны проблемные, причинные вопросы. Имеются виду такие вопросы, как: « Почему котята резвятся, а взрослая кошка – нет? » или « Как можно одним словом назвать эту картинку? »

Слайд 13

Задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Ребята помогут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются), искусство, быт, поступки, проявления чувств и т.п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений. Более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям социального мира.

Слайд 14

Проявлению самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование. Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят надо научит составлять план – карту. Это может быть план – карта улицы, дороги в детский сад, участка детского сада. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, « читать » карту. Тут полезны задания типа « Составим маршрут предстоящей экскурсии » . В моделировании и конструировании пространства можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы – заменители. Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира.

Слайд 15

Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением : « Ты хочешь еще что – нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить » . Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому.

Слайд 16

Хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и , как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих примеров заключается в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение, подтверждение или опровержения собственных представлений.

Слайд 17

« Как развить познавательную деятельность ребенка» Говорите с ребёнком, сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте явления и предметы окружающего мира и формируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения. Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос: «Как ты думаешь?». Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте. Уважайте его интеллектуальный труд. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, рассказывайте интересные истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не сразу поймет: развивающее обучение – это всегда немного общение «на вырост». По возможности много ходите пешком, рассматривая по пути разные предметы, вещи. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка « поиграть в соседней комнате». Ходите с ребёнком в музеи, библиотеки. Проводите совместные наблюдения и опыты. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: Преодоление поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии.

Организация комп¬лексной работы по преодолению поведенческих нарушений, вклю¬чающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка....

Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе

-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...

Педагогический опыт на тему: "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования эвристических методов»

В качестве одного из приоритетных направлений моей педагогической деятельности считаю применение в работе с детьми  на занятиях эвристических методов. Наработанный материал позволил мне сделать о...

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через интеллектуально-познавательную игру "Что?Где?Когда?".

Аннотация: данная методическая разработка создана с целью организации и проведения интеллектуально-познавательной игры «Что? Где? Когда? по формирования математических представлений, и может быт...

Программа по самообразованию на тему " Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии"

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....

2020-2024г. Презентация опыта работы по теме: «Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через поддержку игровой активности»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...