Пусть тебе снится сказка, малыш!
статья

Традиции воспитания детей вырабатывались веками, бережно хранились и передавались из поколения в поколение. В них нет ничего лишнего, несущественного, неважного, все нужно, все ценно. Колыбельные песни, потешки, байки, песенки, загадки, поговорки, скороговорки, сказки – все должно быть в свое время предоставлено малышу бабушками, дедушками или родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пусть тебе снится сказка, малыш!

Традиции воспитания детей вырабатывались веками, бережно хранились и передавались из поколения в поколение. В них нет ничего лишнего, несущественного, неважного, все нужно, все ценно. Колыбельные песни, потешки, байки, песенки, загадки, поговорки, скороговорки, сказки – все должно быть в свое время предоставлено малышу бабушками, дедушками или родителями.

Сегодня хочется поговорить про сказки, которые рассказывают перед сном. Зачем они, чем они отличаются от тех, что читают и рассказывают днем, как их правильно рассказывать.

Незадолго до отхода ко сну, примерно за полтора-два часа лучше прекратить активные и шумные игры. Малыш должен успокоиться, расслабиться, настроиться на то, что скоро нужно ложиться спать. Немало способствует этому ванна с расслабляющими и успокаивающими маслами, а после настанет черед вечерней сказке. Напевный, неторопливый строй русских сказок лучше всего подходит, чтоб увлечь, заворожить, успокоить малыша.

Рассказывать сказки, как и петь колыбельные, нужно обязательно самому, не передоверяя магнитофонной записи или компьютерным «читалкам». Даже самое выразительное чтение с кассеты менее полезно для малыша, чем личный контакт, живой рассказ   родного человека. Учеными доказано, что люди общаются не только словами. Огромную часть информации несут интонации, тембр голоса, жесты, мимика, а также образы, возникающие у нас в воображении при рассказе. Ребенок может считывать эти образы прямо «из головы» мамы или бабушки.

Самый широко известный пример такого «невербального» общения – это общение мамочки с еще не родившимся малышом. О том, что ребенок реагирует на ощущения, чувства, эмоции, слова и мысли мамы, еще находясь у нее в животе, написано немало. Но эта связь никуда не девается и после рождения. Постепенно в нее включаются и другие члены семьи – папа, бабушки, дедушки, сестры и братья. Ребенок при общении «считывает» часть информации непосредственно из головы взрослого, таким образам обучаясь соотносить вербальную информацию - слова, звуки, речь, с образами и картинами, возникающими в воображении рассказчика. Постепенно он учится строить свои собственные образы – у него развивается воображение, образное мышление.

А еще такой «мультфильм в голове» отвлекает малыша от внешнего мира, помогая ему легче перейти в мир снов, становящихся продолжением рассказанной сказки.

Именно поэтому многие книги по воспитанию говорят, что ни в коем случае нельзя во время чтения или рассказывания малышу сказки думать о недоваренном супе, или петь колыбельные, размышляя о любимом сериале или новых сапогах. Такое несоответствие слов и образов очень вредно для ребенка. Магнитофонная же запись не несет образов вообще, что тоже не слишком полезно.

Изначально  в традиционной большой семье в России воспитанием подрастающего поколения на его ранних этапах занимались бабушки. Вполне можно доверить бабушке укладывание малыша, если Вы уже перестали кормить его грудью. Почему именно ей? Бабушка не торопится, никуда не спешит, ее эмоции гораздо менее яркие, чем у более молодых членов семьи. Любой ребенок чувствует эмоции, и ему легче уснуть, если эмоциональный фон спокоен, тих, как сказка, которую ему рассказывают. И дети в такой доброжелательно-спокойной атмосфере чувствуют себя прекрасно и засыпают быстро и спокойно. Ну, и, конечно же, никто не знает столько сказок, былин, напевов и колыбельных, как бабушки.

Если же бабушки далеко или очень заняты, сказку может рассказать и мама, или папа, дедушка, няня. Любой человек, которого ребенок знает, и который знает хотя бы одну сказку. Главное рассказывать сказку надо правильно.

Как рассказать сказку?

         Лучше, если Вы знаете ее наизусть. Можно выучить одну сказку и сделать ее вечерней. Просто не рассказывайте ее в другое время, только перед сном, тогда первые слова этой сказки уже будет для малыша сигналом, что пора спать. А у Вас будут свободны руки, чтобы обнять малыша и слегка укачивать его.

Книжка же, особенно с картинками, может отвлекать малыша, он будет тянуться разглядывать картинки или переворачивать листы, вместо того чтобы спокойно засыпать. Книжки –больше  подходят для дневного чтения, разглядывания иллюстраций, поиска знакомых персонажей. Вечернюю же  сказку лучше именно рассказывать.

Приглушите свет, а лучше включите ночник, чтобы, когда малыш уснет, можно было уложить и укутать его, не меняя освещение в комнате – очень многие дети от этого посыпаются. Выключите музыку, телевизор, попросите домашних не шуметь. И начинайте рассказывать.

Вечерняя сказка очень сильно отличается от дневной. Здесь не нужно говорить голосами героев, не стоит сильно выделять эмоции. Ровное, спокойное повествование, гласные звуки произносятся протяжно, почти как при пении. Если сказка закончилась, а малыш не уснул, можно без перерыва начать петь колыбельную – скорее всего, ребенок даже не заметит перехода. И сказки поэтому лучше выбирать рифмованные. Есть такие и среди народных, и авторские – например, у Пушкина или Ершова. Выбирайте, какая больше понравится.

Когда малыш закрыл глазки и уснул, не стоит сразу прерывать сказку. Продолжайте говорить пока укладываете его в кровать, устраиваете поудобнее, укрываете. Если сказка закончилась, можно без перерыва начать рассказывать сначала или с любого удобного места, или начать петь колыбельную. Если после укладывания малыша Вы собирались заняться делами, перестать рассказывать стоит, только когда Вы вышли из комнаты и закрыли дверь. Пока звучит голос, ребенок вряд ли проснется от шума шагов, скрипа двери или стука упавшей погремушки, на которые обязательно среагировал бы в тишине. А если у Вас нет запланированных дел, можно прилечь и уснуть под свою сказку. Иногда после долгого дня этого так хочется. Спокойной ночи и сказочных снов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной деятельности для детей 5-6 лет «Подарим сказку малышам».

Цель деятельностиУчить создавать на основе знакомого способа конструирования из бумаги (закручивание прямоугольника в цилиндр) различные поделки (по сказке «Колобок»).Развивать воображение, побуждать ...

Конспект НОД "Подарим сказку малышам"

конспект НОД  образовательной области "Коммуникация"...

"Сказка малышам. Блюдо для репки" (для детей 2 младшей группы).

Методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста. Цель - формирование логических операций средствами сказки....

Рекомендации для родителей «Читаем сказки малышам».

Сказки - первые увлекательные истории в жизни ребёнка. Сказки нужно читать для того, чтобы прививать любовь к чтению, для развития творческого мышления, воображения и для тренеровки памяти....

Проект "Любимые сказки малышам"

детям группы раннего возраста...

"Белокаменный, что тебе снится? " авторское стихотворение Благодаренко Галины Викторовны.

Стихотворение посвящено новому построенному микрорайону в городе Бердске, с прекраснейшим названием "Белокамменный". Это небольшие рассуждения,мечты, о том, каким бы хотелось его увидеть в б...

Презентация содержания сказки «Малыш - трусиш» по педагогической технологии О.А.Шороховой « Играем в сказку».

Цели: 1.познакомить с содержанием сказки,2.формировать представления об этических нормах на примере поведения героев сказки,3.помочь понять смысл пословиц,4. развивать умение связно выражать своё...