Статья на тему "Сегодняшняя картина внедрения цифровых технологий в ДОУ"
статья

Фуртуна Екатерина Сергеевна

В данной статье рассматривается тема внедрения цифровых технологий и дошкольных образовательных учреждениях, а также вытекающие в ходе данного процесса и другие нововведения, среди которых переподготовка персонала, экономический вопрос в связи с обеспечением материально-технической среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕГОДНЯШНЯЯ КАРТИНА ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Фуртуна Екатерина Сергеевна,

воспитатель

ГБОУ школа № 569 Невского района Санкт-Петербурга отделение дошкольного образования детей

e-mail: kat4082@yandex.ru 

Аннотация: в данной статье рассматривается тема внедрения цифровых технологий и дошкольных образовательных учреждениях, а также вытекающие в ходе данного процесса и другие нововведения, среди которых переподготовка персонала, экономический вопрос в связи с обеспечением материально-технической среды.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация дошкольного образования, условия внедрения.

Сегодня развитие новых технологий идёт очень быстрыми темпами, практически все сферы жизнедеятельности человека внедряют всё новые и новые технологии, среди которых и цифровые. В связи с этим в обществе в последнее время стал популярным термин «цифровизация», но далеко не все понимают, в чём его суть. Обратимся к понятию этого слова. Цифровизация – процесс преобразования информации в цифру. Так и цифровизацией образования можно назвать процесс перехода на электронную систему образования, где дошкольное – не исключение, что было подчеркнуто и в ходе обсуждения вопросов на IX Гайдаровском форуме,  проходившего 15-16 января 2020г. в Москве, одной из тем которого была «Глобальные тренды, цифровизация, вызовы рынка труда, будущее системы образования». [4] Но внедрение цифровых технологий – это не просто создание каких либо инструментов и платформ, которые будут работать сами по себе. Это технологии, которыми должен управлять и пользоваться ими человек. Самое главное в цифровой трансформации – фундаментальные изменения стереотипов мышления, методов работы и управления данным процессом внедрения.

В нашем современном мире на ровне со взрослыми растут и  развиваются дети, в таких же условиях развивающегося цифрового пространства, которое стало неотъемлемой частью жизни. [6] Для успешного вхождения в жизнь взрослых, ребенка необходимо развивать и учить на современных технологиях, что было подчёркнуто в послании Президента России В.В.Путина Федеральному собранию 1 марта 2018 года, где он внес ясность о перспективах развития системы образования: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху» [8].

Актуальность внедрения цифровых технологий в ДОУ обусловлена нормативной базой, интересами и потребностями детей и родителей, а также педагогов. Внедрение цифровых технологий в дошкольную сферу образования обозначено и в Государственной программе «Развития образования» на 2018 – 2025 гг., утвержденной Правительством РФ от 26 декабря 2017г. № 1642 с последними изменениями на 29 марта 2019г., среди направлений которой является Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» со сроком 2019 – 2024гг. и целью: «Создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы. К 2024 году во всех субъектах РФ внедрена целевая модель цифровой образовательной среды. К 2024 году 100 процентов образовательных организаций обеспечены Интернет-соединением …, а также гарантированным интернет-трафиком.» [5, с. 11] О необходимости внедрения цифровых технологий на уроне дошкольного образования прописано и в Законе «Об образовании»: «Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка» [11], а также ФГОС дошкольного образования предъявляет высокие требования к материально-техническим условиям дошкольных учреждений и применению современных инновационных технологий. [10]

Внедрение цифровых технологий в ДОО – это длительный путь формирования технологической среды детских садов.

Основной вид деятельности дошкольника – игра. Так вот и основное условие использования цифровых технологий для детей дошкольного возраста это игра. А самая распространенная цифровая игра – это компьютерная. Появление таких игр в жизни ребенка оказывает как положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовки его к жизни в информационном веке, так и отрицательное. Положительное влияние становиться возможным, потому, что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции – восприятие, память, мышление, речь. [3]  

Для реализации дошкольного образования важную роль играет формирование окружающей среды. Правильно подобранный материал и организация развивающей среды прямым образом влияет на умственное развитие детей дошкольного возраста. Так и в использовании цифровых технологий в ДОО непосредственным условием является наличие необходимого цифрового оборудования соответствующего для организации деятельности детей данного возраста. Среди такого оборудования можно выделить наиболее известные: компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски; а также специально созданные цифровые устройства для обучения дошкольников: интерактивные скалодромы, интерактивные песочницы, столы, полы, тумбы, мультимедийные детские студии, интерактивные комплексы.

Интерактивные скалодромы – это стена, оборудованная выступами для лазания и меняющая свой дизайн в зависимости от выбора игры; обучающая игровая система, которая объединяет в себе инновационные технологии, физическую активность и образовательные задачи.

Интерактивные песочницы – комплексы, в которых с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами.

Интерактивные детские мультстудии – это новая интерактивная система для изобретения мультимедийных историй.

Интерактивные полы – это горизонтальные интерактивные системы в виде пола, которые реагируют на движения тела человека.

Интерактивная тумба – это напольный проектор на колесиках, который проецирует изображения и игры прямо на пол.

Интерактивные комплексы – они включают в себя: интерактивную панель, встроенный компьютер с предустановленным программным обеспечением, набор методических материалов, реквизит для проведения тематических занятий. [3]

Всё это оборудование позволяет детям быть участниками интерактивной деятельности  – играть, рисовать, слушать, смотреть и тому подобное, где проявляется самостоятельность ребенка и даётся ему возможность самому делать открытия в новом цифровом мире, а также развивается самостоятельность, что имеет большое значение для будущей его взрослой жизни.  

Данные устройства привлекают детей и поддерживают их личностный интерес в ходе общения с «умным предметом». А педагогу здесь важно определиться и решить, как и какое оборудование можно и нужно использовать в работе с детьми для их развития. Каждый  педагог должен для себя выстроить так называемый план внедрения в свою работу с детьми использование цифровых технологий, тем более, что привлечение детей к данным устройствам имеет ограничение по времени в работе с ними. Так как дети увлекаются играми с цифровой техникой, то одной из основных задач педагога является сохранение здоровья детей при работе с цифровым оборудованием, пребыванием за экранами. Педагог обязан следить и контролировать количество времени проводимого детьми в данной работе, а также за тем, чтобы были перерывы с включением пауз как двигательных, так и для расслабления глаз, разминкой мелкой моторики рук и суставов во время организации подобных занятий. [2] В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.

При внедрении и использовании новых образовательных цифровых технологий в ДОУ необходимо учесть еще одно условие – необходимость познакомить и обучить с работой с данными устройствами педагогический состав учреждений. А в реализации этого пункта можно активно использовать широко развитую сегодня сеть дистанционного обучения, где созданы очень удобные условия для обучения без отрыва от производства.

Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ. [6] Так сегодня в работе с семьей мы очень часто используем интернет ресурсы, как для общения с ними, так и для размещения различной информации. Это удобно и при консультировании родителей часто болеющих детей по вопросам образовательной деятельности проводимой в саду во время его отсутствия.

Таким образом, в современном мире дошкольное образование невозможно с применением цифровых технологий, внедрение и применение которых  расширяет возможности всех участников образовательного процесса ДОУ.

Список литературы

  1. Афонина Н.Ю. Цифровые технологии в ДОО. Условия внедрения интерактивных средств. – 26.05.2016. Режим доступа https://edguru.ru/blog/doshkolka/210.html -
  2. Афанасьев А. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет с детьми? – 2018г. Режим доступа: https://plusiminusi.ru/cifrovizaciya-obrazovaniya-osnovnye-plyusy-i-minusy/
  3. Бастрыкина А.Ю. Ребенок – дошкольник в мире цифровых технологий. – Тамбов, 2019  Режим доступа: https://infourok.ru/vistuplenie-po-teme-rebenok-v-mire-cifrovih-tehnologiy-3805643.html
  4. Гайдаровский форум // Москва, 2020. Режим доступа https://gaidarforum.ru/ 
  5. Государственной программе «Развития образования» на 2018 – 2025 гг.
  6. Дрокина О.В., Колмакова М.Г. Развитие цифровой среды в ДОУ. – Красноуфимск, 2018. Режим доступа: http://ds3.com.ru/?page_id=1890
  7. Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. – 2018. – №8(90). – С. 16–25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10032
  8. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/56957
  9. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТН. Наука, образование, экономика. – Уфа. 2019г.  г.Уфа - № - с. . DOI: 10.17122/2541-8904-2019-2-28-108-113
  10. ФГОС ДО Режим доступа: https://infourok.ru/vistuplenie-po-teme-rebenok-v-mire-cifrovih-tehnologiy-3805643.html
  11. Федеральный  закон № 273 «Об образовании в РФ» 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Внедрение инновационных технологий в дополнительном образовании

Внедрение инновационных технологий в работу детского обьединения "Волшебный сундучок"...

Статья "ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Работа с детской цифровой лабораторией "Наураша в стране Наурандии"...

Справка об активно участии в проблемной городской группе " Цифровые технологии в детском саду: направления и условия внедрения."

Справка об активно участии в проблемной городской группе " Цифровые технологии в детском саду: направления и условия внедрения."...

«Формирование алгоритмический способностей у детей среднего дошкольного возраста через внедрение цифровых технологий в образовательный процесс»

О необходимости цифровизации образования сегодня показывает время, говорят ученые и трактуют федеральные документы. Время диктует современным детям – цифровое детство. И чем раньше они будут с т...

Статья "Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО посредством цифровых технологий"

Научная статья "Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО посредством цифровых технологий"...

Международный центр научного партнерства «Новая наука». Авторская статья "Использование цифровых технологий в исследовательской деятельности старших дошкольников"

АннотацияИспользование цифровых образовательных ресурсов и исследовательской деятельности в практике дошкольного образовательного учреждения являются приоритетами современного образования.В статье пре...

Статья на тему: «Литературные произведения как средство воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе с использованием цифровых технологий»

Аннотация. В статье рассматривается процесс использования литературных произведений совместно с цифровыми технологиями как средство воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе. ...