Консультация для педагогов на тему: «Нетрадиционные способы взаимодействия с семьями воспитанников детей раннего возраста».
консультация (подготовительная группа)

КОВАЛЕНКО ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

«Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит

примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И

если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему: «Нетрадиционные способы взаимодействия с семьями воспитанников детей раннего возраста».

Подготовил старший воспитатель МБДОУ д/с № 24 Коваленко Г.Н.

«Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит

примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И

если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

В. А. Сухомлинский

Каждый ребенок сегодня, впрочем, как и всегда, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

За воспитание подрастающего поколения в современном обществе несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельностьВоспитание детей является чрезвычайно сложной задачей, которая стоит перед родителями, педагогами и обществом в целом. Многие даже не задумываются, какие ценности они прививают своему ребенку, ведь воспитательный процесс состоит не только в соблюдении режима сна и бодрствования малыша, его своевременного кормления и подбора одежды в соответствии с погодными условиями, но детьми, даже с самыми маленькими, нужно терпеливо общаться, много рассказывать и отвечать на нескончаемые вопросы.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования приоритетной задачей работы с детьми дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка»

Поэтому не случайно в последние годы начали развиваться и внедряться новые формы работы с родителями

.

Канула в лету парадигма взаимодействия с семьями, построенная на идее обучения родителей. Сегодня «в чистом виде» это не работает. Современные родители часто имеют достаточно высокий уровень образования и осведомленности, опыт в вопросах воспитания, а главное – они более независимы от мнений других людей. К тому же, в их распоряжении информационно-коммуникационные технологии. Они могут в любой момент ознакомиться с актуальной для них информацией, получить онлайн-консультацию, обсудить проблемы воспитания на форуме. Они выросли в ином мире, где каждый вправе иметь и выражать собственные взгляды и жизненные позиции.

Поэтому педагогу необходимо сегодня пересмотреть модель взаимодействия с родителями, изменив позицию по отношению к ним с позиции «учителя» на позицию «партнера».


Можно выделить традиционные и нетрадиционныеформы работы с родителями. К традиционнымформам относятся: родительские собрания, уголки для родителей, праздники, конференции,консультации. К нетрадиционным формам работы с родителями относятся: дни открытых дверей, викторины, семейные конкурсы, выставки работ, кружки, КВН, выпуск газет, сайт ДОУ, экскурсии, соревнования, оформление групп, благоустройство д/сада.

Всё шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка. Это интерактивные формы взаимодействия с семьей.

[Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).] Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию, позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе. К интерактивным формам взаимодействия относятся: семейные клубы, тематические акции, дискуссия (круглый стол, симпозиум, дебаты, дистанционный родительский клуб, родительская почта, семинары-практикумы для родителей, вечера вопросов и ответов и др.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находится в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека. На детском-родительском занятии дети прячутся в объятиях у родителей.

При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения. с

Проводить экскурсии по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно продемонстрировала, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома.

Зная, как важна дружеская атмосфера в общении с родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Основательно к нему готовилась, подбирала музыку, подготовила пригласительные билеты. Попыталась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Ведь успех собрания во многом зависел от его подготовки. В свое собрание я включила несколько игр с родителями. Ведь игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать взаимодействие педагогов и родителей интересным и увлекательным.

Собрание начиналось с разминки. (Приветствия, которые я им предложила.) Все родители приветствовали друг друга по кругу в разных вариантах:

• дружно говорили привет;

• стукались кулачками;

• обнимались;

• мужчины жали друг другу руки.

Беседа продолжилась игрой «Давайте познакомимся и будем дружить». При помощи «волшебного мячика» родители называли свое имя и немного рассказывали о себе. Конечно, сначала все немного смущались, но очень быстро это чувство сменилось интересом и радостью. Такая игра помогла снять напряжение, создала атмосферу доброжелательности и помогла откровенно говорить о себе.

С увлечением родители просмотрели подготовленную презентацию группы на мультимедийном проекторе, фотографии режимных моментов выпустившихся детей. Обсудив некоторые вопросы, была предложена игра «Корзинка вопросов». Ее суть заключалась в том, что родители сочиняли (задавали) нам вопросы-записки. Клали их в корзину и передавали по кругу. В ходе игры мы смогли раскрыть всю интересующую родителей информацию.

Проводя родительские собрания в течении года, я активно использую игровой метод в виде игр«Корзинка вопросов»«Волшебный карандаш»«Яблоневый сад»«Мой малыш-какой он»«Деловая игра» Он помогает раскрепоститься родителям, открыться для душевной и честной беседы Важным направлением работе является оказание консультативной помощи родителям. Одна из форм работы - индивидуальные консультации, которые зачастую проводятся за чаепитием. Большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня, и в такой неформальной, теплой, почти семейной обстановке они чувствуют себя свободнее, легче делятся своими наболевшими проблемами.

Не смотря на очень юный возраст воспитанников, особой значимостью остается проведение совместных с родителями досуговых мероприятий. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» тематические праздники-утренники, комплексные открытые занятия с участием родителей.

Все это позволяет лучше узнать детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Благодаря усовершенствованию техники, с родителями ведется переписка в режиме онлайн. Родителям отправляются фото и видео интересных режимных моментов. Это делается для того, чтобы родители могли быть уверенными за эмоциональное и психологическое состояние своих детей. (Ведь большинство малышей заходят в группу в подавленном состоянии, со слезами на глазах. А родитель, уходящий на работу остается в состоянии волнения за свое чадо.)

Для успешной адаптации детей, хорошо использовать проекты «Я хочу в ясли» и «Будь здоров малыш!», направленные на охрану жизни и укрепления физического и психического здоровья детей.

Доверительные отношения с родителями устанавливаю в совместной деятельности. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе. Любая помощь обязательно сопровождается выражением благодарности и вручением грамот на собрании. Всегда приятно видеть счастливые глаза похваленных родителей. Таким образом, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами.

Уютная, красивая группа и спальня; яркая красочная игровая площадка; бесконфликтные доверительные отношения с родителями. Все это итоги плодотворной, эффективной и хорошо организованной работы с родителями.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали нашими помощниками, творчески развивались с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это. Что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем. Быть терпеливым и деликатным. И тогда все получится.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.»

В. А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

В настоящее время, одной из актуальных проблем в образовании детей раннего возраста является недостаточное понимание родителями формирования позитивных установок в детско - родительском взаимодействии...

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативных способностей детей раннего возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.Участву...

Консультация для педагогов Тема: «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников»

laquo;В   дошкольные   годы  ребенок  почти полностьюидентифицирует     себя    с   семьей,    открывая...

Консультация для педагогов на тему «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОУ

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуальн...

Консультация для педагогов и родителей «Психолог- педагогические условия развития самосознания у детей раннего возраста»

Консультация для педагогов и родителей «Психолог- педагогические условия развития самосознания у детей раннего возраста»...

Доклад для педагогов на тему «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста».

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, граммати...