Технологии и диаграммы
статья (старшая группа)


Предварительный просмотр:

Диаграммы вовлеченности группы в проектную деятельность по годам 2017-2020г.

Сравнительная диаграмма роста вовлеченности группы в проектной деятельности 2017-2020г.



Предварительный просмотр:

Диаграммы вовлеченности группы в театрализованную деятельность по годам 2017-2020г

Сравнительная диаграмма заинтересованности группы в театрализованных постановках 2017-2020г.



Предварительный просмотр:

Технология театрализованной деятельности.

Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативный потенциал каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой, с гораздо большей продуктивностью. Воспитателю следует с особой тщательностью подойти к выбору подходящих видов театрализованной деятельности, тем занятий и методике их проведения.

«Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Театр – это игра, чудо, сказка.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку старшего дошкольного возраста предоставляется возможность побывать в роли актера .режиссера , декоратора. Изготовление  декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей.

В основе театральной деятельности лежит игра, которая помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде. Театрализованные игры хороши   для развития речи детей, чтобы дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации. Чтобы они могли легко вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками.

Всесторонне развивают ребенка театрализованные игры:

-   формируя знания об окружающем мире;

- активизируя и расширяя у детей словарный запас, совершенствуя у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;

- развивая у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);

-   воспитывая у   малышей интерес к театрально-игровой деятельности;

- совершенствуя у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;

-  развивая эмоционально-волевую сферу ребенка.

Главная педагогическая идея – развитие вербальной и невербальной стороны речи детей, добиваясь ее выразительности, используя театрализованные игры.               Важным условием успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях являлась также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражалась в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов

Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, использованных методических приемов. На занятиях создавалась атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

 Даже дети с низкими речевыми способностями принимали активное участие в них. Практика показала, что одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами  в лесу  и все мы медведи – ищем мед!» или «Мы – хитрые лисоньки». Моментально группа наполнялась ожившими персонажами сказки. Пассивных не было – все дети изображали злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д.

 Сопереживала вместе с детьми, повторяла движения и голоса героев сказки, а дети, в свою очередь, подражая, закрепляли звуки, запоминали определенные слова, учились отвечать на вопросы. А принесенные в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делали игру эмоциональней и искренней.

Использование на занятиях театрализованных игр как основной формы развития речевых умений у детей дошкольного возраста доказало эффективность обучении детей средствам речевой выразительности, использовала знакомые и любимые сказки, стихи, которые позволяли детям пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, жесты).

Например, в Сказке "Как оленёнку маму искали» дети с удовольствием изображали мам зверей и плачущего олененка, который потерял свою маму. Дети сопереживали вместе с героями сказки.

Пятый год жизни особо значим в становлении речи детей. Это период, когда ярко проявляется способность к игровому и речевому взаимодействию со сверстниками

Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Например, прием превращения дает ребенку возможность «превратить» себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. «Вокруг себя повернись и в деревья превратись». Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством. Они развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения.

Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

При организации занятия   с помощью куклы создавалась игровая мотивация продуктивной деятельности детей, давалась "от лица куклы" адекватная оценка продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия чаще проводились как показ кукольного спектакля, когда персонажи рассказывают сами. С помощью куклы (игрушки) корректируются реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показываются «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым.  Из опыта работы выясняется, что маленькая кукла вызывает меньше страха и опасений, с ней ребенок быстрее идет на контакт.

 Здесь кукла является своеобразным помощником   в решении многих педагогических задач на каждое занятие к детям приходят любимые и знакомые персонажи сказок: Чебурашка, Три поросёнка, Золушка, Пых и просто звук Р.   Для проведения большинства игр не нужно специальные оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что нас окружает, - мебель, посуда, камешки, и листики – может превратиться в какие угодно сказочные элементы.

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Ведь театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.  С уверенностью можно сказать, что применение театрализованных игр на занятиях повышает эффективность педагогического процесса. А также способствуют развитию речи, памяти, мышление, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Проведение занятий с элементами театральной педагогики, помогает каждому ребенку проявить свои умения, склонности к творчеству, быстрее и качественнее усвоить материал.    

Цель и задачи:
Цель педагогической деятельности - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. 

Задачи:
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
• обогащать и активизировать словарь;
• развивать диалогическую и монологическую речь;
• воспитывать гуманные чувства у детей.

Перспективное планирование по театрализованной деятельности в старшей группе

 

Сентябрь

 

Тема,

занятие

Цели и задачи

Методические рекомендации

1.«Пока занавес закрыт»

Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

Игра «И я тоже!».

Игра на знание театральной терминологии.

Игра «Птицы, на гнезда!».

Игра на развитие внимания.

«Слушай хлопки»

 

2. Сказку ты, дружок, послушай и сыграй

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок».

 Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

 Сказка «Зайчик и ежик».

Игра на развитие внимания.

«Будь внимателен»

3. Сказка «Зайчик и Ежик»

Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке».

Скороговорка «Палкой Саша шишки сшиб»

 

 

 

 

 

Репетиция сказки «Зайчик и ежик».

Игра на развитие памяти.

«Художник».

Упражнение «Я ем».

Сентябрь

 

4. Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад»)

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека.

Чтение сказки Беседа о прочитанной сказке.

Скороговорка «Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!»

Игра: «Прогулка»

 

 

                                                                                      Октябрь

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Мы актёры

Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

Упражнение для голоса «Воробьи».

 Беседа о театральной терминологии.

Игра “Пантомима”

Скороговорка «Кукушка кукушонку купила капюшон»

Упражнение на развитие выразительной мимики «Мое настроение»

2.Драматизация сказки «Теремок на новый лад»

Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

Работа над дикцией. Скороговорка «Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку».

Упражнение на развитие воображения

«Оживи предмет»

3. Ритмопластика

 

(отработка движений)

Развивать чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

Работа над дыханием, артикуляцией. Упражнения на дыхание «Паровоз», «Аист»

Работа над голосом. Скороговорка «Орёл на горе, перо на орле»

Театрализованные упражнение «Едем, едем на тележке»

4.Театральные игры

Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Игра «Веселые обезьянки».

Игра «Поварята».

 

Ноябрь

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Действия с воображаемыми предметами

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.

Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами».

 Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

2.Премьера спектакля «Теремок на новый лад»

Вызвать у детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать.

 

3. «Сказка о глупом мышонке»

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Упражнения на дыхание, на артикуляцию «Капризуля», «Колокольчики». Работа над скороговорками «Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу».

Этюд «изобрази животное»

 

 

4.Игра на действие с воображаемыми предметами

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно

Упражнение со штангой.

 Игра «День рождения». Работа над скороговорками « Щетинка — у чушки, чешуя — у щучки».

Упражнение на развитие воображения

«Слушаем звуки»

 

Декабрь

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Разыгрывание этюдов

Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Беседа на тему «Что такое этюд?»

Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение».

Упражнение на силу голоса «Многоэтажный дом»

Этюд «Что я делаю?» «Назови действие»

2.Репетиция сказки о глупом мышонке  (театр кукол бибабо)

Учить владеть куклой, согласовывать движения и речь.

Работа над скороговорками«— Расскажите про покупки.

 

— Про какие, про покупки?

 

— Про покупки, про покупки, про покупочки свои».

Упражнение для развития речевого дыхания «Вырасти большой», «Пастушок»

3.Разыгрывание этюдов

Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.

Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. «Вкусные конфеты», «Новая кукла", «Лисенок боится».

Работа над скороговорками «Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком».

4.Ритмопластика

Учить детей произвольно реагировать на сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение.

Беседа о театре.

 Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ

«Дрессированные собачки

 

Перспективный план работы с родителями по театрализованной деятельности

Перспективный план работы с родителями старшей группы.

Месяц

Тема

Содержание

Октябрь

Обсуждение реализации проекта «Мини-музей «Чудо - дерево».

  Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;

 Включение  родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме;

Декабрь

Творческая мастерская «Русская изба»

Привлечение  родителей к обновлению и пополнению новыми атрибутами театрального уголка в группе.

Март

Развлечение «Масленица»

Знакомство с народными  традициями.  Привлечение родителей к совместной деятельности в проведении праздника.

Май

«Что сумели сделать за год».

Подведение итогов усвоения программы старшей группы.

Перспективный план работы с педагогами

Октябрь

Цель: Вызвать интерес к театрализованной деятельности; Дать детям представление о театре.

- Формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству;

Ноябрь

Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

Декабрь

Цель: Развивать способность детей чувствовать настроение музыки и рассказывать о нем.

- Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации; способствовать развитию воображения.

 -Знакомство с театром теней

Январь

Цель: Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

- Беседа о театре «Что ты знаешь о театре?» Рассказы детей о посещении театров.

-Беседа о сказках. Сочинение небольших сказок совместно с педагогом.

- Беседа- игра: «Как вести себя в театре».

- Беседа и рассматривание сюжетных картинок, изображающих разные эмоции.

- Беседа о зимнем настроении. Прослушать произведение Вивальди «Зима».

- Беседа о теневом театре, его происхождении

- Беседа о пальчиковом театре. Рассматривание видов пальчиковых кукол. Знакомство с навыками владение этой техникой.

-Игра «Сочини предложение»

- Игра «Маски» (понимание мимики).

- Игра “Свет мой зеркальце скажи”

- Игра “Придумай веселый и грустный диалог между Белкой и Стрелкой”

- Игра: “Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем”.

- Игра- фантазия «В зимнем лесу».

- Пальчиковая игра «Домик».

Игра- пантомима: “Продолжи фразу и покажи”.

- Игровые упражнения со свечой, «испорченный телефон»

- Пантомима: “Рыбак и рыбки”

- Упражнение “Зайкина зарядка”

- Музыкально- ритмическая композиция «Снежная баба».

- Дыхательное упражнение “Как подул Дед Мороз”

- Упражнение «Булька»

- Упражнение «Пойми меня».

Творческая игра «Угадай героя сказки»

- Инсценировка песни

 « Урожай собирай»

- Игра- импровизация под музыку "Хоровод вокруг елки").

- Игра- соревнование: «Подбери костюм к герою».

- Самостоятельная деятельность по разыгрыванию знакомых сказок куклами би- ба- бо

- Самостоятельное обыгрывание сочиненных историй.

- Самостоятельное обыгрывание новогодних историй.

- Разыгрывание детьми знакомых сказок с помощью пальчикового театра.

Работа в мастерской по изготовлению конусного театра «Лесные зверушки»

- Изготовление атрибутов- масок «Овощи».

-Изготовление масок и атрибутов к новогоднему празднику, творческое украшение групп

-Изготовление  театра  в технике оригами

Февраль

Цель:-Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.

- Побуждать сочинять истории и обыгрывать их с помощью театра на ложках.

Март

Цель: Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками

- Развивать воображение детей.

- Побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый обстоятельства.

Апрель

Цель: Знакомство с   театральными терминами.

Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.

- Создавать благоприятные условия для импровизации детей; развития творческих способностей.

Май

Цель: Через решение проблемных ситуаций, познакомить детей с качествами актера. Развивать связную речь.

- Развитие творческого потенциала.

- Стимулировать детей полученные знания переносить в игру.

- Беседа о зимних забавах.

- Беседа- игра: «Поможем Незнайке правильно вести себя в театре». Игровые, проблемные ситуации.

- Беседы с детьми о народном фольклоре: заклички, потешки, прибаутки.

- Русская народная закличка «Солнышко»

- Беседа с детьми о театральных понятиях- сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.

 

- Беседа о качествах, которыми должен обладать актёр.

- Игра «Подбираем рифмы».

- Психогимнастика «Возьми и передай».

- Игра «Весенние голоса»

- Речевая игра «Как у бабушки Наташи».

- Игра «Зеваки».

- Пантомимическая игра «Изобрази героя»

- Игра «Здравствуйте!»

- Упражнение: «Радость и грусть».

- Упражнение «Ветерок».

- Упражнение «Скажи по- другому».

- Упражнение «Что было потом». Рассказывание детьми сказки по частям.

- Упражнение «Нам грустно», «Нам весело».

- Этюд «Ерема».

- Упражнение «Волшебный сон»

- Упражнение «Воздушный шарик».

- Танец- имитация «Зверобика».

- Двигательно- речевая миниатюра «Стирка»

- Разыгрывание по ролям стихотворений А.Тетивкина:“Как по речке по реке”

- Пантомимы: “К речке быстро мы спустились”.

- Самостоятельное придумывание и обыгрывание смешных историй про животных (театр на ложках).

- Сценка «Мастерица».

- Самостоятельная театрально- игровая деятельность

- Распределение ролей к выбранной детьми сказке

- Показ кукольного театр детям «зрителям» других групп ДОУ.

- Обсуждение после выступления.

Работа в мастерской по изготовлению театра на ложках

Изготовление театральных фигур из дисков

- Творческая подготовка декораций, афиш, билетов, атрибутов

Самостоятельная творческая деятельность по изготовлению театральных атрибутов

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Благодаря театрализованным играм, повышается речевая активность детей, развиваются артистические способности, проявление любознательности, стремление к познанию нового.



Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности в ДОУ.

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Цель:

Активизация познавательного и творческого развития ребёнка и одновременное формирование его личностных качеств (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; эмоционально отзывчивый; способный планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе).

Задачи развития:

-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

-развитие познавательных способностей;

-развитие творческого воображения;

-развитие творческого мышления;

-развитие коммуникативных навыков.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Этапы деятельности над проектом

Работа над проектом включает совместную деятельность взрослого и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

 

Этапы

проекта

Деятельность взрослого

Деятельность детей

I

1.Формулирует проблему (цель)

(При постановке цели определяется и продукт проекта)

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию

3.Формулирует задачу (не жестко)

1.Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию

3.Принятие задачи

4.Дополнение задач проекта

II

1.Помогает в решении задачи

2.Помогает спланировать деятельность

3.Организует деятельность

1.Участие в решении задачи

2. Планирование деятельности

III

1.Оказывает практическую помощь (по необходимости)

2.Направляет и контролирует осуществление проекта

1.Формирование специфических знаний, умений, навыков

IV

1.Подготавливает презентацию

2.Проводит презентацию

1.Готовят продукт деятельности к презентации

2.Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности.

Завершается проект подведением итогов.

В практике дошкольных учреждений используют различные типы проектов.

Типы проектов

Актуальной для дошкольного образования является следующая типология проектов:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап –подражательско - исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов. Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы. Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты. 

План работы с родителями в проектной деятельности.

Время проведения

Название мероприятия:

Цель проведения мероприятия:

Сентябрь

Консультация «Роль семьи в реализации метода проектов в ДОУ».

Повышение заинтересованности родителей в реализации проектов в ДОУ.

Октябрь

1.Консультация

«Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию».

Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе.

3.Индивидуальные беседы и поручения в ходе реализации проекта

Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования социальной компетентности ребёнка.

Привлечение родителей к использованию положительных форм семейного воспитания по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности детей. 

Ноябрь

1.Консультация «Объем коммуникативных навыков старшего дошкольника».

2. Подготовка к спортивным соревнованиям «Мама, папа, я - спортивная семья!»

Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально-коммуникативного развития ребёнка.

Повышение заинтересованности родителей в ведении здорового образа жизни своего и ребёнка.      Привлечение родителей к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в ДОУ и городе.

Декабрь

1.Мастер – класс: «Создание виртуальной экскурсии»

2.Организационные вопросы по созданию экскурсии «Наш любимый детский сад».

Познакомить участников мастер-класса с виртуальной интерактивной экскурсией как одной из форм работы с дошкольниками в проектной деятельности

Январь

1.Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы».

2.Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников».

Повышение педагогической культуры родителей.

Распространение педагогических знаний среди родителей.

Февраль

1.Помощь и участие в реализации проекта «Что такое школа?»
2.Помощь в создании индивидуального лэпбука «Я будущий первоклассник»

Повышение родительской компетенции в вопросах предшкольной подготовки.

Воспитание дружеского взаимоотношения между родителями и детьми.


План мероприятий

по повышению уровня проектной деятельности педагогов

п/п

Содержание деятельности

Прогнозируемый результат

Исполнители

Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов

1.

Разработка нормативно-правовой базы: положение о проектной деятельности; положение о временных творческих группах.

Создание нормативно-правовой базы

Заведующая,

Старший воспитатель

Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов

2.

Разработка программы повышения уровня проектной деятельности педагогов

  • Овладение педагогами знаниями теоретических и технологических основ проектирования и практическими проектировочными умениями.
  • Включение педагогов в активную деятельность по реализации проектов.

Старший воспитатель, педагоги ДОО

3.

Разработка методических рекомендаций для педагогов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Старший воспитатель, проектная группа

4.

Разработка механизма реализации проекта в ДОУ

Механизмы реализации проектов

Старший воспитатель, проектная группа

Организация работы с педагогическими кадрами

по обучению проектной деятельности

5.

Консультация: «Значение проектной деятельности в ДОУ с учетом ФГОС»

Семинар-практикум "Проектная деятельность как инновационный метод обучения дошкольников в соответствии с ФГОС"

Мастер-класс «Организация проектной деятельности в ДОУ»

Педсовет «Организация проектной деятельности в ДОУ»

Повышение уровня теоретических знаний педагогов.

Появление интереса к проектной деятельности.

Повышение знаний о проектной деятельности

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Старший воспитатель

6.

Организация работы проектной группы

Разработка материалов по реализации проектов

проектная группа

7.

Составление перспективного плана детских проектов.

Создание творческих групп педагогов.

Накопление педагогами практических навыков проектирования

Старший воспитатель,

проектная группа, воспитатели

8.

Целенаправленный поиск партнеров (встречи, переговоры, анкетирование и др.)

Обсуждение сотрудничества с социальными институтами (библиотека, МОУ СОШ № 1, музей краеведческий, ЦВР)

Заведующая, старший воспитатель

9.

Заключение договоров с социальными институтами по организации совместной деятельности

Социальное партнерство с учреждениями культуры, образования

Заведующая Старший

воспитатель

10.

Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности на 1 год

Осуществление взаимодействия между воспитателями и специалистами ДОУ в процессе проектной деятельности

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

11.

Обсуждение возможностей совместной реализации детско-родительских проектов на 1 год

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

12.

Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОО

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

13.

Составление и реализация перспективного плана проектов, обеспечивающих взаимодействие детей, педагогов и родителей с социальными институтами села

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

14.

Организация работы методического кабинета по направлениям (разделам): нормативные материалы; методическая и справочная литература; методические материалы, рекомендации.

Оказание методической помощи в рамках реализации проекта.

Подбор материалов по проектной деятельности

Старший воспитатель

Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности

15.

Мониторинг проектной деятельности

  • Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.
  • Внесение коррективов в планирование и организацию работы

Старший воспитатель, воспитатели и специалисты ДОО

16.

Анализ результатов проектной деятельности (мониторинг)

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

17.

Анкетирование проектной деятельности педагогов

Определение уровня:

знаний и умений педагогов по применению метода проектов в образовательном процессе;

включенности педагогов в проектную деятельность

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

18.

Представление опыта работы ДОО на различных уровнях

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.

Обобщение и распространение опыта

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

19.

Определение перспектив работы ДОО по проектной деятельности

План работы по проектной деятельности на перспективу

Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОО

4. Предполагаемые результаты.

Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении на протяжении уже 2х лет (из 3х лет запланированных на реализацию) позволяет сделать следующие выводы:

Метод проектов успешно реализуется в сочетании с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой.

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОО, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОО и семьи к совместной творческой деятельности.

Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОО, привлечение внебюджетных средств.

Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует:

1. Способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. У детей появляется желание находить знания на свои вопросы самостоятельно.

3. Формируются предпосылки проектно-поисковой деятельности.

4. Способствует повышению самооценки ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диаграмма результатов использования технологии театральной деятельности

Диаграмма результатов использования технологии театральной деятельности...

Диаграмма по «проектной технологии»

Диаграмма к проектной технологии...

Диаграмма результатов использования технологии проектной деятельности

Результаты приминения  технологии проектной деятельности...

Диаграмма результатов использования технологии театральной деятельности

результаты приминения театральной деятельности...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...