Особенности целостного педагогического процесса в группах раннего возраста
статья

Семенова Татьяна Николаевна

 Воспитатель при работе с маленькими детьми ориентируется на их возрастные особенности и, порой, сталкивается с различными трудностями, одной из самых характерных трудностей  в воспитании детей раннего возраста является проблема адаптации к условиям детского сада. В этот сложный период дети  боятся входить в группу и выходить из нее; ничего не умеют делать: ни одеваться, ни есть (не принимают определенную пищу), ни мыть руки, ни садиться на горшок (дома привыкли пользоваться унитазом); не умеют общаться с посторонними, с детьми; у них плохая, невнятная речь.  На успешность привыкания ребенка к детскому учреждению влияют различные факторы: физическое состояние, возраст ребенка, степень сформированности общения и предметной деятельности, отношения ребенка со сверстниками, взаимоотношения в семье. В своей статье я рассматриваю подробно особенности целостного педагогического процесса в группах раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Семенова Татьяна Николаевна,  

воспитатель второй группы раннего возраста

ГБДОУ детский сад №114 Центрального района СПб

Особенности целостного педагогического процесса в группах раннего возраста

Специфика организации педагогического процесса в группах раннего возраста объясняется следующими положениями:

— режимом пребывания и деятельности детей раннего возраста (свободный график прихода в учреждение и включения в педагогический процесс), разные виды деятельности обладают синкретичностью (своеобразной нерасчлененностью);

— особенностью развития детей раннего возраста (характеризуется неразвитостью волевого компонента, когда превалирует эмоциональный компонент; высокий уровень зависимости развивающего эффекта в любой деятельности от физиологического комфорта, невозможность длительной концентрации внимания и др.);

— спецификой осуществления познавательного акта через взаимодействие со взрослым, при сопровождающей роли последнего;

— необходимостью единой развивающей среды, которая одновременно важна и для ребенка, и для взрослого (должна помогать освоить необходимые педагогические способы взаимодействия с детьми).

Педагогический процесс обладает особым эмоциональным фоном совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе взаимодействия, который способствует привлечению внимания детей, стимуляции познавательной активности, созданию и поддержке ситуации успеха у ребенка в деятельности.

В силу возрастной специфики детей раннего возраста педагогический процесс целостно ориентирован на совместную деятельность взрослых и детей.

Принимая во внимание основное положение отечественной психологии о том, что психика, сознание, личность развиваются, формируются и проявляются в деятельности, и учитывая, что ведущей в раннем возрасте является предметная деятельность, в организации педагогической работы с ребенком используется деятельностный подход (А. Б. Орлов, Н. А. Палиева, И. В. Левикари, А. М. Щетинина).

Сущность взаимодействия в рамках данного подхода можно рассматривать как процесс «действия вместе», равноправного сотрудничества и общения, направленного на достижение определенного результата деятельности, вследствие чего происходит соразвитие его субъектов — педагога, ребенка, родителя.

Характер и успешность педагогического взаимодействия во многом определяются тем, насколько полно и адекватно учитываются возрастные психологические особенности ребенка.

Какие особенности развития ребенка раннего возраста необходимо учитывать в педагогическом процессе?

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые определяют методы воспитания и требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста (Н. А. Аксарина).

Анализируя этот возрастной этап, практически все ученые отмечают, что периоду раннего детства свойственны следующие характеристики:

1. Интенсивность физического и психического развития (скачкообразность).

Помимо того что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие — значительно раньше отмечается кризис трех лет.

2. Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне — при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость).

Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключиться с одной деятельности на другую, соответственно, доминантой становится процесс возбуждения, и как следствие — неустойчивое эмоциональное состояние.

3. Взаимосвязь физического и психического развития — это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма.

Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например, ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения — речевые, двигательные, социальные).

4. Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия — уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание).

5. Этому возрасту свойственно яркое удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей:

— сенсомоторной потребности;

— потребность в эмоциональном контакте;

— потребности во взаимодействии и общении со взрослыми (контактное общение в 2–3 месяца, познавательное общение в 3–10 месяцев, вербально-невербальное в 10 месяцев — 1,5 года, игровое и деловое общение в 1,5–3 года).

6. Закономерность развития в раннем возрасте подтверждается специфичностью проявления нервных процессов:

— легкостью выработки условных рефлексов, но при этом же сложностью их изменения;

— повышенной эмоциональной возбудимостью;

— сложностью переключения процессов возбуждения и торможения;

— повышенной эмоциональной утомляемостью.

Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.

Соответственно, это тот возрастной период, когда особо важно учитывать и грамотно диагностировать все проявления ребенка при взаимодействии с ним. В обратном случае могут происходить изменения в состоянии ребенка, его развитии на психофизиологическом уровне с нежелательными последствиями.

Психологические особенности развития ребенка раннего возраста позволяют определить следующие требования к взаимодействию с ним:

— взрослому необходимо создавать условия для включения ребенка в деятельность, обеспечивать ситуацию успеха в ней, замечать и отмечать его достижения, при этом поощряя их;

— активно участвовать в предметной деятельности ребенка, демонстрируя разнообразные способы выполнения манипуляций с предметом, воздействия одних предметов на другие, называя их свойства, признаки, качества, что постепенно приводит к постижению общественно-исторического содержания, заложенного в предметах;

— проявлять доброжелательное внимание, поощрять вопросы ребенка по поводу предметов и способов их использования;

— терпеливо, внимательно и гибко вести себя по отношению к малышу, поддерживать его инициативу и самостоятельность и вместе с тем проявлять готовность прийти ему на помощь, оказывая ее ненавязчиво и незаметно;

— процесс взаимодействия с ребенком сопровождать эмоционально позитивным, доброжелательным, понимающим общением, инициирующим его активность, самостоятельность и потребность в достижениях;

— поддерживать стремления ребенка к контактам со сверстниками, привлекать внимание к совместным действиям детей;

— обязательно принимать участие в появляющихся в этом возрасте играх ребенка, брать на себя те или иные роли и через них управлять игрой, развивать ее, вступать с ребенком в диалог, обучая его, таким образом, все новым игровым действиям.

Таким образом, воспитатель в условиях подобно организованного взаимодействия постоянно получает информацию о ребенке, которая в преобразованном виде является материалом к собственному развитию, совершенствованию, профессиональной реализации.

Специфика организации педагогического процесса в группах раннего возраста заключается в том, что педагогический процесс:

— представляет собой последовательно сменяемые ситуации взаимодействия взрослого и ребенка;

— обладает особым эмоциональным фоном совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе их коммуникации, который способствует привлечению внимания детей, стимуляции познавательной активности, созданию и поддержке ситуации успеха у ребенка в деятельности;

— педагогический процесс ориентирован на совместную деятельность взрослых и детей.

Педагогический процесс, привычный для восприятия с его внешней стороны, допускает массу ситуаций, опосредованных взаимовлияний педагогов и воспитанников. От того, как педагог конструирует педагогический процесс с ориентацией на воспитанника и коллектив в целом, зависит, каким ребенок постоянно «видит» перед собой педагога, родителя или сверстника.

В результате сущностью педагогического процесса в группах раннего возраста становится педагогическое взаимодействие как процесс организации жизнедеятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками (как процесс «действия вместе», равноправного сотрудничества и общения, направленного на достижение определенного результата деятельности, вследствие чего происходит соразвитие его субъектов — педагога и ребенка).

Список литературы:

  1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду - М.: Педагогика, 1968.
  2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста - М.: Просвещение, 1981.
  3. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. – М.: Линка-пресс, 1999.
  4. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). - М.: Линка-пресс, 1999.
  5. Воспитание детей раннего возраста / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М.: Просвещение, 1996.
  6. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. – СПб: "Детство-пресс", 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.

Особенности организации образовательного процесса  в группах раннего возраста....

Статья на тему: Особенности целостного педагогического процесса в группах раннего возраста

Специфика организации педагогического процесса в группах раннего возраста объясняется следующими положениями:— режимом пребывания и деятельности детей раннего возраста (свободный график прихода в учре...

Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении...

«Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»

laquo;Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»...

Консультация для педагогов "Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста"

Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от возраста....

«Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста.»

  Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся ...