Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
статья

Волкова Надежда Ивановна

Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический опыт работы воспитателя Волковой Н, И.

МБДОУ «ДСОВ №7» г. Усинска

Опыт работы по развитию мелкой моторики

По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

. В.А. Сухомлинский

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать.  Век информационных технологий, люди и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. 

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, в нашем детском саду был организован кружок художественной направленности «Пластилиновое чудо» - основной идей которой является рисования картин пластилином. Свою работу кружке «Пластилиновое чудо», я начала в сентябре 2016 г.   Перед началом моей работы в кружке «Пластилиновое чудо» мной была изучена методическая и художественная литература по данной теме, мной были пройдены курсы по дополнительной профессиональной программе «Художественно – эстетическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» в объёме 36 часов.

Цель кружка «Пластилиновое чудо» развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Исходя из цели нами были намечены основные задачи на учебный год.

  1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.
  2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.
  3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
  4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.
  5. Развивать сюжетно – игровой замысел.
  6. Развивать интерес к процессу и результатам работы.
  7. Развивать интерес к коллективной работе.
  8. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.
  9. Воспитать у детей художественный вкус.
  10. Знакомить с цветовой гаммой.
  11. Поддерживать в ребенке стремление самостоятельно сочетать знакомые техники.
  12. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Для успешной реализации поставленных задач был разработан практический материал:

  1. Перспективный план работы кружка «Пластилиновое чудо» для детей средней группы, старшей группы, подготовительной группы.
  2. Перспективный план работы кружка «Пластилиновое чудо»
  3.  Конспекты занятий с использованием техники пластилинография;
  4. Методические рекомендации и консультации для родителей и педагогов;
  5. Картотека пальчиковой гимнастики.
  6. Дидактические игры;
  7. Наглядный материал.

Также в работе я использую дополнительные материалы:

Наглядные средства:

Коллекция иллюстраций, картины, образцы работ, фотографии таблицы с технологическими карточками способов лепки, интернет ресурсы – ИКТ, (слайд-шоу, презентации).

Технические средства:

Музыка, видеофильмы.

Бросовый и природный материал, дополнительные предметы для декораций работ бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, бумага разной фактуры, веточки, колпачки, различные крупы, семечки, зернышки, пуговицы разных размеров

Основные приемы пластилинографии, которые мы используем именно в технике пластилинографии:

  1. Раскатывание «колбасок» - кусочек пластилина раскатывается между ладонями;
  2. Скатывание «шариков» - бесформенный кусочек пластилина формируется в шарик круговыми движениями ладоней
  3. Отщипывание - от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера
  4. Прищипывание - кусочки соединяются в один элемент
  5. Оттягивание – кончиками пальцев пластилиновой детали придается заостренная форма
  6. Сплющивание в «блинчики» - пластилиновой детали придается форма лепешки.
  7. Размазыванием – пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев
  8. Примазыванием и придавливанием - соединением деталей для получения цельного сюжета
  9. Налепливанием – нанесением элементов из пластилина на шаблон
  10. Заглаживанием – приемом, когда пластилин заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы
  11. Смешением разноцветных брусков пластилина

Занятия проводятся кружке «Пластилиновое чудо два раза в неделю.

Для работы по развитию мелкой моторики рук планомерно и последовательно мною были определены три основных этапа работы.

Подготовительная часть.

Организационный этап

подготовка необходимых материалов.

Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца.

Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии).

Физкультурная пауза.

Основная часть.

Порядок выполнения работы, методы и приемы обучения, порядок выполнения работы

Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр работ. оценка своих работ детьми.

Планомерная и целенаправленная работа по теме «Пластилинография – как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» в детском саду показал, что занятия в такой нетрадиционной технике работы с пластилином вызывает неподдельный интерес, у детей они увлеченно работаю на занятии.

 Наблюдая за детьми и видя положительную динамику в освоении техники пластилинографии, мною была поставлена цель – обобщить, систематизировать и дополнить цикл занятий по пластилинографии для всех возрастных групп детского сада, Таким образом, использование пластилинографии как средство развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей нам позволило добиться следующих результатов. Пробуждение интереса к лепке, освоение новых приемов работы с пластилином, развитие сенсомоторной координации, умение ориентироваться на листе бумаги, закрепление знаний по цветовосприятию, развитие эстетического вкуса и творческих способностей детей.

Свой опыт работы в кружке «Пластилиновое чудо», я предлагаю использовать педагогам в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук через пластилинографию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Актуальность.Основные задачи.Комплексы игр и упражнений по развитию моторики рук....

Комплексный подход в развитии мелкой моторики руки детей дошкольного возраста с учетом здоровьесберегающих технологий.

Выступление на педагогическом совете: опыт работы воспитателя по развитию мелкой моторики детей, актуальность и описание...

Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика, как средство, развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Консультация направленная на повышение знаний родителей о том как можно развивать ребенка дома самостоятельно...

Статья на тему "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников....

Концептуальное изложение по теме: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста».

    Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их стано...

Анкета для родителей Тема: «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Данная анкета поможет педагогу выявить заинтересованность детей и родителей в развитии мелкой моторики у детей....