Консультация для молодых педагогов на тему: «Обучение детей рассказыванию и отгадыванию загадок».
консультация

Лопатина Юлия

Консультация для молодых педагогов на тему:

«Обучение детей рассказыванию и отгадыванию загадок».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение детей рассказыванию и отгадыванию загадок. Воспитатель: Лопатина Ю.В .

Слайд 2

Связная речь – это не просто последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях…. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.» (Ф.С. Сохин)

Слайд 3

Недостатки речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Слайд 4

Типы монологической речи : 1 ) Рассказ – самостоятельно составленный вариант передачи того или иного явления, факта; сообщение. Виды рассказов: фактический (о реальных явлениях), может быть по картине, об игрушке, из личного или коллективного опыта; творческий (воображаемая ситуация, фантазии, мечты). Формы рассказывания: 1 ) описательные рассказы: -по восприятию - по памяти; 2) сюжетные рассказы: - реалистические - сказочные .

Слайд 5

Рассказывание на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Начинать обучению рассказыванию из личного опыта следует со второй младшей группы. Однако в этой и в средней группе воспитатель только подготавливает детей к речевому творчеству. В старшей группе учат детей составлять рассказы на темы из коллективного и личного опыта. Здесь важен выбор темы. Творческое рассказывание. Под творческим принято понимать рассказывание по предложенным сюжетам. В творческих рассказах детям предлагается описывать вымышленные ситуации, которых на самом деле не было. Дети самостоятельно придумывают сказки или рассказы, выбирая нужные образы и ситуации в рамках заданной педагогом темы.

Слайд 6

Методические приемы: 1. Вопросы. Они учат детей логически выстраивать свой рассказ. 2. Образец рассказа : а) частичный; б ) дублирование образца ; в) разбор образца 3 . План рассказа: - составление плана совместно с детьми; - воспроизведение детьми предложенного педагогом плана; - коллективный разбор отдельных пунктов плана. 4. Коллективное составление рассказа. 5. Составление рассказа по частям 6 . Подсказ, указания. 7. Оценка.

Слайд 7

Обучение рассказыванию по предметам и игрушкам. 1 ) Во второй младшей группе игрушки и предметы описываются по вопросам и указаниям воспитателя. В средней группе дети учатся описывать игрушки и предметы распространёнными предложениями или высказываниями, состоящими из 2 – 3 предложений. В старшей и подготовительной группе для описания используют наборы предметов (посуды, одежды). Приёмы обучения: образец рассказа воспитателя, составление плана рассказа, описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов, составление рассказа по схеме.

Слайд 8

Типы монологической речи : 2) Пересказ - творческое воспроизведение литературного текста. Ребёнок должен запомнить текст и образные выражения. Виды пересказов: подробный или последовательный пересказ фрагментов (выборочный) коллективный пересказ с изменением лица пересказ по аналогии инсценированный пересказ драматизация

Слайд 9

Методика проведения занятий по пересказу в разных возрастных группах 1 ) Вторая младшая группа : Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы. 2) Средняя группа: систематическое проведение занятий по пересказу. Приёмы: совместный пересказ, подсказка (слова, части фразы), напоминание, вопросы, указание, одобрение и др. 3) В старшей и подготовительной группе дети связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие произведения без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Слайд 10

Обучение рассказыванию по картине предполагает 3 этапа: I этап . В младших группах осуществляется подготовительная работа к рассказыванию по картине. II этап . В средней группе дети учатся и рассматривать и составлять описательные рассказы по картинам. На 1-ом занятии по картине – дети рассматривают картину; на 2-ом занятии по этой же картине – дети, опираясь на образец педагога, составляют описательный рассказ. III этап. В старшей и подготовительной группах на одном занятии и рассматривают и составляют рассказ по картине. При этом поощряется творчество детей, разнообразие рассказов. Рассматривание и составление рассказов по картине

Слайд 11

Рассматривание и составление рассказов по картине Типы и серии картин. Предметные картинки; Сюжетные картинки; Пейзажные картины; Натюрморт.

Слайд 12

Виды рассказывания по картине 1 . Описание предметных картин 2 . Описание сюжетной картины 3 . Рассказ по последовательной сюжетной серии картин

Слайд 13

4 . Повествовательный рассказ по сюжетной картине 5. Описание пейзажной картины и натюрморта.

Слайд 14

Рассматривание и составление рассказов по картине Требования к картинам. Картины должны быть: а) крупного размера; б) графически грамотны; в) чтобы содержание картины было понятно и доступно детям; г) в младшей и средней группах количество предметов от 1 до 4; д) они должны затрагивать эмоциональные чувства.

Слайд 15

Методика проведения занятий по картинам в разных возрастных группах 1 младшая 2 младшая средняя старшая I . Вступительная часть. II . Основная часть. 1 этап. Первичное созерцание картины . 2 этап. Рассматривание картины (беседа по содержанию картины). Главный методический приём – вопросы. 3 этап. Завершающий рассказ педагога. Можно второй раз использовать приём совместного рассказывания. III . Заключительная часть. I . Вступительная часть. II . Основная часть. 1 этап. Первичное созерцание картины. 2 этап. Беседа по картине. Главный методический приём – вопросы. 3 этап. Обобщающий рассказ педагога по картине. Можно повторить рассказ ещё раз, используя приём совместного рассказывания. III . Заключительная часть (в игровой форме). Первое занятие по картине. Рассматривание картины проходит по той же структуре, что и во 2-ой младшей группе. Второе занятие по картине. I . Вступительная часть. Очень короткая, где педагог через игровой приём вносит картину и настраивает детей на составление рассказа. II . Основная часть. 1 этап. Образец рассказа по картине. 2 этап. Рассказы детей (4-6 рассказов). III . Заключительная часть. I . Вступительная часть. II . Основная часть. 1 этап. Сообщение цели занятия. Показ картины детям. Первичное созерцание картины. 2 этап. Беседа. а) Работа начинается с сообщения названия картины б) Работа над содержанием картины 3 этап. Рассказы детей (3 – 4 рассказа). В начале года можно помочь детям: - дать образец; - дать план; - уточнить последовательность рассказа вместе с детьми. 4 этап. Рассказ воспитателя по картине (по мере необходимости). III . Заключительная часть.

Слайд 16

Обучение детей отгадыванию загадок. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Прежде всего, взрослому не следует торопиться с ответом. Начинать надо с воспитания умения наблюдать жизнь. Наблюдая различные группы предметов и явлений, необходимо выделять существенные для каждой группы признаки, связи, зависимости.

Слайд 17

Виды загадок. Загадка – рифма . Это загадка, похожая на стихотворение. Загадка – описание – это загадка, в которой дается описание предмета или явления, путем перечисления различных его признаков. Загадка – сравнение – это загадка, в которой предмет или явление которое нужно отгадать сравнивают с другим предметом или явлением. Загадка – складка – это загадка, ответ которой является продолжением самой загадки и напрашивается сам собой. Загадка – обманка – это загадка, в которой подразумевается один ответ, а на самом деле за игрой слов кроется совсем другой. Загадка – отрицание - это загадка, в которой предмет или явление которое нужно отгадать сравнивают с другим предметом по какому-то одному признаку, отрицая остальные.

Слайд 18

Методика обучению отгадыванию загадок. Вторая младшая группа: учить детей отгадывать загадки на основе наглядности (игрушки), по картинке, о предметах в группе, о животных, в рифму, опираясь на смысловое значение, о явлениях природы, знакомых детям. Тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом детей. Средняя группа: учить отгадывать загадки о предметах, опираясь на схему, опираясь на смысловое значение слова, отгадывать загадки по 3 – 4 признакам, опираясь на наглядность, по описанию характерных признаков внешнего вида и голоса, знакомить с загадками – отрицаниями, отгадывать загадки без наглядности. тематика загадок более широкая: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, некоторых орудиях труда, явлениях природы, средствах передвижения.

Слайд 19

Старшая группа: закреплять умения отгадывать загадки: по схеме, отрицания, с опорой на наглядность и без неё, познакомить с метафорической загадкой, учить придумывать загадки, сравнивать схожие предметы в загадках. Темы загадок: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы и их закономерностях, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, грамоте, книге. Подготовительная группа: загадки с более сложными типами логических задач. Характеристика предметов в них может быть дана кратко: 1 – 2 признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения. Широко используются загадки – сопоставления, сравнения, отрицания. Учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению, детям предлагают загадки, отгадать которые можно только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением.

Слайд 20

Ошибки детей при отгадывании загадок: Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания. Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак. Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

Слайд 21

Порядок выполнения мыслительных операций, при работе с загадкой: установить, в общем виде, что нужно искать; установить, где нужно искать; выявить все оставшиеся признаки; выдвинуть предположение-отгадку; объединить установленные признаки; сделать итоговый вывод.

Слайд 22

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.



Предварительный просмотр:

Консультация для молодых педагогов на тему:

«Обучение детей рассказыванию и отгадыванию загадок».

Воспитатель:

Лопатина Ю.В.

2016г.

Цель: продолжать знакомить педагогов с методикой и содержанием работы по обучению рассказыванию и отгадыванию загадок  детей дошкольного возраста.

Родное слово – основа всякого

                                                                                умственного развития и

                                                                                       сокровищница всех знаний.

                                                                                                                  К.Д. Ушинский

   Слайд №1. Важнейшей задачей развития речи детей дошкольного возраста является - учить ребёнка рассказывать, то есть формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

    Умение рассказывать, т.е. в развёрнутой форме связно и последовательно излагать мысли, имеет большое значение в общении ребёнка с окружающими. В играх со сверстниками, в  общении с родными и воспитателем он пользуется этой формой речи: дома рассказывает о том, что делали в детском саду, а в детском саду – о том, что произошло дома. Умение рассказывать  влияет самым положительным образом на самочувствие ребёнка в социуме. Дети любят тех, кто умеет интересно рассказывать, причём не только взрослых, но и сверстников.  

Программой предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую.

Развитие связной речи детей — одна из главных задач в развитии ребенка. Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.

Слайд №2. Феликс Алексеевич Сохин (январь 1928 г.-1989 г.) - российский психолог и лингвист, специалист в области теории усвоения языка в дошкольном детстве говорил: «Связная речь – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».

Основная функция связной речи – коммуникативная.

Связная речь может быть ситуативной (связана с конкретной наглядной ситуацией) и контекстной (содержание понятно из самого контекста).                                                         Данная тема является насущной проблемой детей, т. к. в речи детей дошкольного возраста прослеживается множество недостатков. В чем же кроются причины? Давайте вместе определим их.

Проводится игра «Паутина». (Все становятся в круг. У ведущего клубок ниток. Он называет одну из причин, ухудшающих речь детей, и катит по полу клубок другому педагогу, тот в свою очередь, наступив на нитку и назвав свою причину, перекатывает её следующему и т. д).

В речи детей существуют множество проблем. Слайд №3.

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Вывод: Как говорят: Потяни за ниточку и такой клубок размотаешь. И мы с вами тоже нашли множество существующих проблем в речи дошкольников, над которыми нам нужно работать.

Связная речь существует в двух основных формах – диалоге и монологе. Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций. Он осуществляется либо в виде вопросов – ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников. Монолог – форма речи, развёрнутое высказывание одного лица, не рассчитанное на словесную реакцию собеседника. Это сообщение о каких-либо фактах действительности. Основные свойства монолога: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развёрнутость, логическая последовательность изложения.

Слайд №4. В процессе дошкольного обучения дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов. Рассказ – самостоятельно составленный вариант передачи того или иного явления, факта; сообщение.

Виды рассказов:

• фактический (о реальных явлениях, может быть по картине, об игрушке, из личного или коллективного опыта, т.е. рассказы по восприятию, а также по памяти);

• творческий (воображаемая ситуация, фантазии, мечты, т.е. рассказы,  которые создаются при активной работе воображения).

По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения.  Описательный рассказ может быть составлен и по  предметным картинкам, по памяти – ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т.д.

Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят перед собой), на других – составляют рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.

Формы рассказывания: 1) описательные рассказы: по восприятию, по памяти;

2) сюжетные рассказы: реалистические, сказочные.

Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления.

Сюжетный рассказ – это передача событий, происходящих в определённой последовательности. Детям даём представление о типичной структуре таких рассказов:

1) вначале называется герой, иногда даётся описание внешнего вида – экспозиция;

2) затем излагается первое событие, по возможности, объясняется, когда, где оно происходит – завязка;

3) действие развивается, устанавливается причинно-следственная связь между вторым, третьим эпизодами. И в заключении даётся развязка, которая чаще всего носит эмоциональный характер («Они стали настоящими друзьями!»).

  Слайд №5. В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Начинать обучению рассказыванию из личного опыта следует со второй младшей группы. Однако в этой и в средней группе воспитатель только подготавливает детей к речевому творчеству. В старшей группе учат детей составлять рассказы на темы из коллективного и личного опыта. Более простыми считаются темы из коллективного опыта. Они касаются событий, связанных с положительными эмоциональными переживаниями детей.  В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяют ребенку припомнить случай наиболее интересный и яркий, описать его.

Занятия по составлению рассказов на темы из личного опыта проводить труднее, так как воспитатель зачастую не знает объекта, намеченного ребенком. Поэтому здесь важен выбор темы. Можно предложить следующие темы: «Как Дед Мороз подарок принес», «Мой лучший друг», « Как я помогаю дома», «Моя любимая игрушка» и др.

Здесь важными факторами для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти, умение анализировать выступления товарищей и высказывать  о них несложные суждения. Особенно обстоятельно анализируются и оцениваются первые рассказы, так как это поможет другим детям более осмысленно и целенаправленно контролировать свою речь, не повторять речевых ошибок.

    Дошкольники 6-7 лет способны к простому, логически аргументированному комбинированию представлений, образов. Поэтому в работе с ними целесообразно использовать обучение творческому рассказыванию.

ПРИЕМЫ:

  • ребенок придумывает название рассказа, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.
  • Осознанное и последовательное название всех действий в предполагаемом рассказе.
  • Составление ребенком графического плана (рисунки – символы основных этапов повествования).
  • Уточнение слов, с которых ребенок начинает рассказ («Однажды…», «Как-то раз…», «В один летний день…»).
  • Уточнение финальных фраз, в которых отразится мораль либо основной смысл высказывания.
  • На первом этапе – образец рассказа.
  • Запись рассказа взрослым для обсуждения и оценки.

Анализ и оценка творческого рассказа:

  • в соответствии с целью занятия.
  • такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность.
  • одобрение высказываний.
  • Ошибочные слова не повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить фразу целиком.

Слайд №6. Приёмы обучения рассказыванию.

Приёмы обучения рассказыванию разнообразны. Это рассказывание по вопросам, рассказывание по образцу, рассказывание по указаниям воспитателя.

  1. Рассказывание по вопросам – это ответы детей на вопросы, задаваемые воспитателем в определённом порядке. Целесообразно вопросы составить заранее и таким образом, чтобы они были понятны детям, ответы на них наиболее полно и последовательно передавали бы содержание рассказываемого материала. Этот приём используется во всех возрастных группах и на разных занятиях. Наиболее часто он применяется в младших группах. В средних и старших группах рассказывание по вопросам применяется в отдельных случаях и служит подготовительным этапом к самостоятельному рассказу (рассказ по картине, при пересказе).

2. Образец рассказа - это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме. Рассказ педагога служит образцом для детей. Он должен иметь следующие качества: связанность, содержательность, последовательность. Это коротенькие рассказы, понятные и интересные детям, изложенные простым языком без лишних украшательств. Виды рассказов по образцу:  а) частичный; б) дублирование образца (по куклам Маше и Кате); в) разбор образца (о чём я рассказала в начале, потом, в конце).

3. План рассказа:

составление плана совместно с детьми;

воспроизведение детьми предложенного педагогом плана;

- коллективный разбор отдельных пунктов плана.

4. Коллективное составление рассказа.

5. Составление рассказа по частям. (Пример: «Сначала расскажем, как выглядит ёж, затем – что с ним произошло, как он попал к детям, и в конце - как дети кормили ёжа»).

6. Подсказ, указания. Указания могут быть адресованы всем детям или одному ребенку. Указания к рассказыванию должны быть сформулированы кратко, просто, чтобы дети правильно их поняли и запомнили.

Примеры указаний воспитателя детям:«Расскажите, как вы провели праздник 8 Марта: куда вы ходили, с кем, что вам больше всего понравилось», «Дети, летом мы с вами часто ходили в лес. Вспомните интересный случай во время таких прогулок и расскажите».

Рассказывание по указаниям практикуется главным образом в старшей и подготовительной группе при рассказывании детей о том, что они видели или делали, а также при отсутствии образца рассказа по картинке или на предложенную, тему.

7. Оценка. Первые два рассказа должны оцениваться очень подробно. Это ещё раз напоминает детям последовательность изложения; обращается внимание на качество изложения, на инициативу и творчество. Последующие рассказы могут оцениваться короче, где отмечается только самое яркое и индивидуальное.

Слайд № 7.     Остановимся на обучении рассказыванию с использованием предметов и игрушек. Такие занятия проводятся во всех возрастных группах ДОУ. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи свои восприятия – зрительные, слуховые, осязательные (тактильные) и т.д.

Во второй младшей группе при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы. На этих занятиях в качестве методических приемов обучения используются вопросы и указания воспитателя, а также образец.

В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений. На пятом году жизни высказывания  ребенка приобретают характер рассказа. Вопросы, речевой образец, указание – ведущие приемы обучения рассказыванию в средней группе.

Задача воспитателя – подготовить детей к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов.

В старшей и подготовительной группе у детей совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями. Для описаний можно использовать наборы детской чайной и столовой посуды, наборы одежды для куклы, туалетные принадлежности. В качестве приемов обучения используется образец рассказа воспитателя, составление плана рассказа, описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов.  Одной из разновидностей занятий по описанию игрушек и предметов в старшей группе являются  - занятия-выставки. Например: «Выставка автомашин», «Выставка  игрушек», «Демонстрация моделей одежды». На таких занятиях можно предлагать детям выступать в роли экскурсоводов, художников-модельеров.

Типы монологической речи. Пересказ. Слайд №8.

Пересказ – творческое воспроизведение литературного текста. Ребёнок должен запомнить текст и образные выражения.

- подробный или последовательный (близкий к тексту; со средней группы)

- пересказ фрагментов (выборочный)

- коллективный (со старшей гр.)

- пересказ с изменением лица

- пересказ по аналогии

- инсценированный пересказ (с использованием настольного театра)

- драматизация (дети сами берут на себя какую-либо роль)

    Слайд №9.  Начиная со средней группы, проводятся занятия по обучению детей пересказу литературных произведений. Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу. Начиная с раннего возраста детям необходимо систематически рассказывать сказки, читать рассказы, стихи с тем, чтобы произведения художественной литературы оказывали положительное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.

Во второй младшей группе учат детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводят их к воспроизведению текста. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально  в форме ответов на вопросы. Задаваемые воспитателем вопросы должны целиком определять полноту и последовательность передачи ребенком прочитанного. Детей можно также привлекать к совместному пересказу с воспитателем, побуждая произносить отдельные слова или предложения.

Начиная со средней группы,  предусмотрено систематическое проведение занятий по пересказу. Пересказ является новым для детей видом речевой деятельности. Важно умело подвести их к этому этапу, вызвать живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые ранее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты.

Для руководства процессом пересказыванию применяются различные педагогические приемы: совместный пересказ, подсказка (слова, части фразы), напоминание, вопросы, указание, одобрение и др. Для того чтобы дети хорошо освоили материал произведения, можно в ходе беседы выборочно зачитать тот или иной отрывок, предоставляя детям возможность еще раз вслушаться в образную авторскую речь.

В старшей группе задачи по обучению пересказу следующие: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие произведения без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения. На занятиях дети овладевают умениями правильно, последовательно и полно пересказывать впервые услышанные и известные ранее произведения; учатся внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять.

 Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову.  После многократного пересказывания детьми текста педагог может поставить творческую задачу – придумать свой вариант сказки с последовательным введением в нее новых персонажей. Таким образом, пересказ может быть дополнен словесным творчеством детей при опоре на знакомый литературно-художественный материал. При обучении детей пересказу произведений можно использовать модули, схемы. Это помогает детям вспомнить последовательность событий, повышает интерес к пересказу.

        Слайд №10.  Важное значение в системе обучения рассказыванию имеет составление рассказов по картине.

Методика рассматривания и составления рассказов по картине в разных возрастных группах

1. Задачи работы при обучении детей рассказыванию по картине.

1) Учить понимать и рассматривать содержание картин.

2) Воспитывать правильное отношение к тому, что изображено через развитие логического мышления и воображения.

3) Развивать навыки составления рассказа по картине, отбирая словесный материал, для наиболее точного раскрывания содержания картины.

В детском саду проводят 2 вида занятий по картинам:

• Рассматривание картины – 1мл., 2 мл., средняя группы;

• Составление рассказов по картине – средняя, старшая, подготовительная группы.

 Слайд №10 (2) Обучение рассказыванию по картине предполагает 3 этапа:

I этап. В младших группах осуществляется подготовительная работа к рассказыванию по картине.

Цель: обогатить словарь, активизировать речь, научить рассматривать картину и отвечать на вопросы. В основе работы лежит развитие диалогической речи.

II этап. В средне группе дети учатся и рассматривать и составлять описательные рассказы по картинам. На 1-ом занятии по картине – дети рассматривают картину; на 2-ом занятии по этой же картине – дети, опираясь на образец педагога, составляют описательный рассказ.

III этап. В старшей и подготовительной группах на одном занятии и рассматривают и составляют рассказ по картине. При этом поощряется творчество детейразнообразие рассказов.

2. Слайд №11. Типы и серии картин. Требования к ним.

• Предметные картинки;

• Сюжетные картинки;

• Пейзажные картины;

• Натюрморт;

Слайд №12 – 13. Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин –

это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта.

Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Слайд №14. Требования к картинамКартины должны быть:

а) крупного размера;

б) графически грамотны;

в) чтобы содержание картины было понятно и доступно детям;

г) в младшей и средней группах количество предметов от 1 до 4;

д) они должны затрагивать эмоциональные чувства.

4.  Слайд №15.Методика проведения занятий по картинам в разных возрастных группах.

Во всех возрастных группах перед рассматриванием необходимо провести предварительную работу. Напримеркартина «Таня и голуби». Предварительно поговорить об осенних деревьях, на прогулке собирать осенние листья, покормить голубей, рассмотреть их.

Обучение детей отгадыванию загадок. Слайд №16.

   Как только малыш начинает говорить, в его жизнь входят и загадки – сначала в форме простейших маминых вопросов, потом как незатейливые сравнения.
Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок!
Что такое загадка? Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Практика педагогического процесса показала, что использование загадок как средства воспитания и обучения активно способствует развитию мышления, речи и речевой активности, что важно для подготовки детей к школьному обучению. Использовать загадки рекомендуется с 3-х лет.

  Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

    Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадать, не анализируют ход его мыслей, при отгадывании торопят, забывая о том, что главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ на вопрос предложенной загадки.

Если дети затрудняются найти решение, взрослые иногда, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, сами растолковывают смысл загадки, подгоняя ее под ответ, тем самым лишая детей возможности думать, размышлять. Этого не следует делать. Привыкая, дети теряют интерес к загадке. Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Прежде всего, взрослому не следует торопиться с ответом. Не надо рассчитывать только на природную сообразительность ребенка. Детей следует учить осознанно отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приемами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки.

Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок. Наблюдая различные группы предметов и явлений, необходимо выделять существенные для каждой группы признаки, связи, зависимости. Знакомя детей с различными предметами, созданными руками человека, следует отмечать особенности внешнего вида, материалы, из которых они сделаны, назначения, способ использования предметов. Поэтому в разных видах деятельности в труде, игре следует знакомить детей с названиями предметов и их частей, с материалами, из которых они сделаны. Таким образом, фактические знания об окружающем, приобретенные детьми во время наблюдений, занятий, игр, труда подготавливают ребенка к пониманию содержания загадок, их логической основы и тем самым облегчают отгадывание.

       Наблюдать и играть в загадки можно везде: на улице, в транспорте, у врача. Главное при этом: выделять наиболее значимые и отличительные признаки того или иного предмета. Кстати, наблюдать можно и за процессом (пчела опыляет цветок, птица вьет гнездо, падают снежинки), и за изменениями, происходящими с течением времени (зарождаются почки, появляются листья, потом они желтеют и опадают).

Виды загадок. Слайд №17.

  1. Загадка – рифма. Это загадка, похожая на стихотворение.

Дерево волшебное

  С яблоками спелыми,

  Если съешь его плоды –

  От врага упрятан ты.(Яблоня)

 2. Загадка – описание – это загадка, в которой дается описание предмета или явления, путем перечисления различных его признаков.

Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.(Мышь)

  1. Загадка – сравнение – это загадка, в которой предмет или явление которое нужно отгадать сравнивают с другим предметом или явлением.

Летит орлица

  По синему небу,

  Крылья распластала,

  Солнышко застлала.

                               (Туча)

Не куст, а с листочками,

  Не рубашка, а сшита,

  Не человек, а рассказывает.

                                   (Книга)

  1. Загадка – складка – это загадка, ответ которой является продолжением самой загадки и напрашивается сам собой.

Перед волком не дрожал,

  От медведя убежал,

  Но лисице на зубок

  Все ж попался … (колобок)

  1. Загадка – обманка – это загадка, в которой подразумевается один ответ, а на самом деле за игрой слов кроется совсем другой.

Кто грызет на ветке шишку?

  Ну, конечно, это …   (белка)

  1. Загадка – отрицание -  это загадка, в которой предмет или явление которое нужно отгадать сравнивают с другим предметом по какому-то одному признаку, отрицая остальные.

«Сер, да не волк.Длинноух, да не заяц.С копытами, а не лошадь»

    И еще важно, чтобы загадки были на какую-нибудь одну определенную тему: сегодня – о животных, завтра – про природу, потом – про кухонную утварь и так далее. Такое сужение тем помогает малышу быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах.

   Слайд № 18. Начинать знакомить с загадками нужно со второй младшей группы. Отбирая загадки для детей младшего возраста, необходимо учитывать их психологические особенности. В этом возрасте у детей активно развиваются внимание, память, воображение, благодаря чему на основе словесного описания малыш может создать образ предмета. Тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом детей. Это загадки о предметах, с которыми ребёнок чаще сталкивается, многократно воспринимает и которые оказывают на него эмоциональное воздействие: об игрушках, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, продуктах питания.

   Целью работы воспитателя с детьми данного возраста является учить детей отгадывать загадки на основе наглядности (игрушки), по картинке, о предметах в группе, о животных, в рифму, опираясь на смысловое значение, о явлениях природы, знакомых детям.

   Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах  различные качества и свойства (форму, цвет, величину и т.д.), сравнивать предметы между собой. Они выделяют частные и существенные признаки предметов и явлений. Поэтому тематика загадок более широкая: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, некоторых орудиях труда, явлениях природы, средствах передвижения. Цель работы: учить отгадывать загадки о предметах, опираясь на схему, опираясь на смысловое значение слова, отгадывать загадки по 3 – 4 признакам, опираясь на наглядность, по описанию характерных признаков внешнего вида и голоса, знакомить с загадками – отрицаниями, отгадывать загадки без наглядности.

   Слайд №19. У старших дошкольников продолжается развитие мыслительной деятельности: процессы анализа и синтеза, операции сравнения, сопоставления, обобщения, умозаключения. Темы загадок: о животных,  птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы и их закономерностях, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, грамоте, книге. Цели: закреплять умения отгадывать загадки: по схеме, отрицания, с опорой на наглядность и без неё, познакомить с  метафорической загадкой, учить придумывать загадки, сравнивать схожие предметы в загадках.

   Детям 6-7 лет предлагают загадки с более сложными типами логических задач. Характеристика предметов в них может быть дана кратко: 1 – 2 признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения. Широко используются загадки – сопоставления, сравнения, отрицания. Учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению, детям предлагают загадки, отгадать которые можно только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением.

Учитывая особенности загадки как логической задачи, следует соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании: выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ; сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез; на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.
Слайд №20. Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок: 1) Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания. 2) Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак. 3) Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

Слайд №21. Поэтому порядок выполнения мыслительных операций, при работе с загадкой, необходимо соблюдать в строгой последовательности: 1) установить,  в общем виде, что нужно искать; 2) установить, где нужно искать; 3) выявить все оставшиеся признаки; 4) выдвинуть предположение-отгадку; 5) объединить установленные признаки; 6) сделать итоговый вывод.

Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок необходимо приучать детей не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна. Для этого следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов, организуя соревнование: "Кто правильнее докажет?", "Кто полнее и точнее докажет?", "Кто интереснее докажет?" Чтобы менялись содержание и способы доказательства, рекомендуется предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Учитывая, что мышление дошкольника в основном наглядно-образное и активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью,  особое место в работе с детьми играет наглядный материал, который может быть представлен в разных видах: плакаты, фото, предметы ИЗО, игрушки, натуральные материалы и т.д. С их помощью воспитатель решает проблему обогащения ребенка знаниями об окружающей действительности, дает сенсорное развитие и поднимает эмоциональный настрой занятия. Увиденная отгадка лучше запомнится ребенку во всех ее подробностях, если ребенок будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая те, признаки, по которым он узнал предмет.
Наглядный материал также помогает ребенку лучше освоить игровое действие.            Перед современными педагогами ставится главная задача -
 воспитание творческой личности. И именно загадка выступает, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка.

Слайд №22. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Используемая литература:                                                                                                                       1. Э.П. Короткова «Обучение рассказыванию в детском саду», М. «Просвещение»1978;                    2.О.И. Соловьёва «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду», М. «Просвещение» 1966;                                                                                                        3.А.М. Бородич «Методика развития речи детей», М. «Просвещение»1981;                              4.Ю.Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки», М. «Просвещение» 1976;             5.Е.В. Шульгина, Н.Н. Третьяк «Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками», С.-П. «Детство – пресс», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для педагогов на тему: «ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...

Обучение детей дошкольного возраста отгадыванию загадок.

Обучение детей дошкольного возраста отгадыванию загадок....

Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"

Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....

Консультация для молодых педагогов «Советы молодым педагогам»

Консультация для молодых педагогов«Советы молодым педагогам»...

Консультация для молодых педагогов «Советы молодым педагогам»

Работа с родителями очень важный момент в работе любого педагога, так как родители и воспитатели - это союзники в развитии и воспитании детей. От того, как сложатся отношения двух сторон, зависит псих...