Консультация для родителей. «Как научить ребенка быть самостоятельным»?
консультация

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Детская самостоятельность – качество, которое доставляет хлопоты родителям, независимо от ее количества. Многие проблемы возникают из-за того, что под самостоятельностью понимается такое поведение ребенка, когда он без подсказки делает то, что нужно родителям.

 Процесс прививания навыков самостоятельности довольно длительный и кропотливый. Прививать – это не просто сказать один раз и забыть. Это показывать, поощрять, хвалить, контролировать, учить, ведь иногда ребенок прекращает работу при встрече с незначительной трудностью. Приучение должно происходить ежедневно и ежеминутно.

Часто родителям легче, удобнее и спокойнее сделать многие вещи за ребенка. Причины для этого разные. Вы сделаете это аккуратнее, безопаснее, сейчас Вам некогда и лучше Вы уберет игрушки сами, а завтра снова начнете приучать к порядку и самостоятельности.

Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье существенно влияют на темп становления самостоятельности. В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.

Так, от 1 года до 3 лет такой ведущей деятельностью являются действия с предметами, с 3 до 7 лет – игра, с 7 до 14 лет – учебная деятельность, а с 14 до 18 – общение со сверстниками.

Если ребенок свободно ориентируется, принимает решения и сам находит способы достижения своих целей в рамках ведущей деятельности, значит уровень его самостоятельности соответствует возрасту.

В дошкольном возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Ошибки при воспитании самостоятельности.

  1. Мама и папа стремятся слишком сильно опекать малыша.
  2. Родители считают, что малыш должен всему учиться сам, без какой-либо помощи, забывая о том, что каждый приобретенный навык для ребенка – большое достижение. Его нельзя оставлять без внимания
  3. Взрослые порой забывают, что учение не всегда дается легко. Стремясь сэкономить время, они в конце концов все делают за ребенка сами.

Организация самостоятельной деятельности детей не любит спешки.

Советы, которые помогут воспитанию самостоятельности.

  1. Не пресекайте попытки малыша сделать что-то самостоятельно.  Обязательно поощряйте его.
  2. Если малыш плохо справляется с чем-то, не рвитесь это делать за него. Вместе с ним отточите навыки.
  3. Осваивайте новые навыки в игровой форме.
  4. Определите обязанности ребенка. Обязательно следите за тем, как ребенок выполняет свои обязанности. Не поддавайтесь на капризы. Объем и содержание обязанностей должны быть сформулированы максимально конкретно
  5. Объясните ребенку об ответственности при выполнении  своих обязанностей.
  6. Давайте ребенку возможность выбора и принятия самостоятельных решений.
  7. У ребенка должен быть режим дня
  8. Просите ребенка о помощи. Поощряйте его.
  9. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать.
  10. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуйтесь принципом целесообразности.
  11. Объясняйте малышу смысл и конечную цель выполняемых им действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kak_nauchit_rebenka_samostoyatelnosti.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.                                                                                                                          «Как научить ребенка быть самостоятельным»?

         Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Детская самостоятельность – качество, которое доставляет хлопоты родителям, независимо от ее количества. Многие проблемы возникают из-за того, что под самостоятельностью понимается такое поведение ребенка, когда он без подсказки делает то, что нужно родителям.

 Процесс прививания навыков самостоятельности довольно длительный и кропотливый.                                                                                                           Прививать – это не просто сказать один раз и забыть. Это показывать, поощрять, хвалить, контролировать, учить, ведь иногда ребенок прекращает работу при встрече с незначительной трудностью. Приучение должно происходить ежедневно и ежеминутно.

Часто родителям легче, удобнее и спокойнее сделать многие вещи за ребенка. Причины для этого разные. Вы сделаете это аккуратнее, безопаснее, сейчас Вам некогда и лучше Вы уберет игрушки сами, а завтра снова начнете приучать к порядку и самостоятельности.

Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье существенно влияют на темп становления самостоятельности. В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.

Так, от 1 года до 3 лет такой ведущей деятельностью являются действия с предметами, с 3 до 7 лет – игра, с 7 до 14 лет – учебная деятельность, а с 14 до 18 – общение со сверстниками.

Если ребенок свободно ориентируется, принимает решения и сам находит способы достижения своих целей в рамках ведущей деятельности, значит уровень его самостоятельности соответствует возрасту.

В дошкольном возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Ошибки при воспитании самостоятельности.

  1. Мама и папа стремятся слишком сильно опекать малыша.
  2. Родители считают, что малыш должен всему учиться сам, без какой-либо помощи, забывая о том, что каждый приобретенный навык для ребенка – большое достижение. Его нельзя оставлять без внимания
  3. Взрослые порой забывают, что учение не всегда дается легко. Стремясь сэкономить время, они в конце концов все делают за ребенка сами.

Организация самостоятельной деятельности детей не любит спешки.

Советы, которые помогут воспитанию самостоятельности.

  1. Не пресекайте попытки малыша сделать что-то самостоятельно.  Обязательно поощряйте его.
  2. Если малыш плохо справляется с чем-то, не рвитесь это делать за него. Вместе с ним отточите навыки.
  3. Осваивайте новые навыки в игровой форме.
  4. Определите обязанности ребенка. Обязательно следите за тем, как ребенок выполняет свои обязанности. Не поддавайтесь на капризы. Объем и содержание обязанностей должны быть сформулированы максимально конкретно
  5. Объясните ребенку об ответственности при выполнении  своих обязанностей.
  6. Давайте ребенку возможность выбора и принятия самостоятельных решений.
  7. У ребенка должен быть режим дня
  8. Просите ребенка о помощи. Поощряйте его.
  9. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать.
  10. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуйтесь принципом целесообразности.
  11. Объясняйте малышу смысл и конечную цель выполняемых им действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как научить ребенка одеваться самостоятельно»

Если Вы решили научить малыша одеваться самостоятельно, Вам нужно запастись терпением и временем. Дети одеваются очень медленно, и делают это вовсе не из вредности, просто этот навык для них еще доста...

Консультация для родителей "Как научить ребенка одеваться самостоятельно "

Доступные рекомендации для родителей в виде консультации " Как научить ребенка одеваться "...

Консультация для родителей "Как научить ребенка играть самостоятельно".

Умение ребенка играть самостоятельно следует всячески развивать. Но вовсе не потому, чтобы мама освободила свое время для выполнения домашних дел. Приоритетнее то, что этот навык – умение придум...

Консультация для родителей «Как научить ребенка быть самостоятельным»

Консультация для родителей «Как научить ребенка быть самостоятельным»...