«Экспериментирование в детском саду, как необходимое условие реализации ФГОС»., доклад
материал

Кузьмина Марина Александровна

Муниципальный уровень, семинар «Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования», АОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 22.01.2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_v_detskom_sadu_kak_neobhodimoe_u.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»

(АОУ детский сад №10 «Лучик»)


Семинар

«Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Доклад для педагогов

«Экспериментирование в детском саду, как необходимое условие реализации ФГОС».

Подготовила и провела

воспитатель:

Кузьмина Марина Александровна

г. Долгопрудный

22.01.2016г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на нашем семинаре по теме «Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
Мы надеемся, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе нашей встречи вы увидите фрагмент интегрированного занятия по экспериментированию в старшей группе. Но в начале вашему вниманию предоставляется презентация по организации экспериментальной деятельности.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления оразличных сторонах изучаемого объекта.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи.

ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»

Согласно ФГОС, «конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка)».

Для благотворного и своевременного осуществления поставленных целей «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма поисковой деятельности которая в практике нашего ДОУ является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.

Исследовательский подход в обучении включает:

o опору на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности;

o активное освоение мира;

o Создание проблемной ситуации, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе мы выделим основные характеристики детского экспериментирования:

1. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности,в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.

2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей,направленная на получение:

новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования,

на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.

Воспитатели нашего ДОУ использует разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.

1.Интерес к предстоящей деятельности обеспечивается через:

• мотивацию,

• образность, эмоциональность,

• значимость и необходимость участия каждого в деятельности.

2. Стимулируется исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («Как?»«Что узнаешь при этом?»);

3. Обсуждаются с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата («Если так, то.»«Что изменится, если.»);

4. Помогают составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи);

5. Используются приемы развития творческого воображения (РТВ, творческой педагогики.

Накопление ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация и др.).

Структура детского экспериментирования:

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Выдвижение гипотезы

Поиск и предложение возможных вариантов решения:

• Сбор материала.

• Обобщение полученных данных.

Формы организации

исследовательской деятельности:

• Индивидуальная (работа с раздаточными карточками, беседы).

• Фронтальная (коллективные игры, беседа).

• Подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).

В условиях нашего ДОУ используем только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

• во - первых,в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

• во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

• в - третьих, они практически безопасны;

• в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности состоит из пяти блоков педагогического процесса.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). При организации культурных практик, познавательно-исследовательская деятельность занимает ведущее место, т. к. исследования, изучение и сравнение происходит и на прогулке, и во время творческой работы и во время трудовых поручений.

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Активное участие родители принимают и в насыщении наших экспериментальных лабораторий.

5. Сотрудничество с социальными партнерами. Для поддержания интереса к экспериментированию, мы систематически устраиваем экскурсии в Лосевскую школу № 2, где в основном учителя предметники гостепреимно устраивают для нас открытый показ опытов с микроскопами, что вызывает особый интерес у маленьких исследователей и повышают стремление стать школьниками.

Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Так же мы организуем экскурсии в ДДТ, где дети могут закрепить свои знания о свойствах предметов (глина, песок, тесто и т. д.)

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить с 1-й младшей группы. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы наших воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста.

Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки, растворяют в воде разные вещества.

С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации:

У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода, показали взаимосвязь с живой природой, проводятся игры-эксперименты, знакомящие детей со свойствами бумаги, древесины, стекла и пр.

В нашем ДОУ старшая группа разновозрастная и учитывая это мы понимаем, что организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе сложный процесс,но в тоже время имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста. Младшие дети охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Особое значение приобретает пример старших для младших. Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты:

1.Воспитатель, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.

2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.

3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные) — на занятиях с одной подгруппой детей.

4. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

5. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.

Правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей в разновозрастной группе ДОУ, создание благоприятных условий способствует разностороннему развитию детей разного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира . Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал . Главное его достоинство заключается в т...

Методический семинар «Детское экспериментирование - как необходимое условие реализации ФГОС ДО»

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации....

Методический семинар. «Детское экспериментирование - как необходимое условие реализации ФГОС ДО»

      Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ...

Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО

Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДОВ соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными у...

«Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 28.01.2020г....

«Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО» Мастер-класс «ПОИГРАЕМ С МЫЛОМ»

Цель:  Показать, как можно использовать игры с элементами экспериментирования в различных видах деятельности детей.Задачи:Развивать познавательный интерес к окружающему.Вызвать интерес к играм с ...

Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"

Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"...