Методическая разработка на тему " Дидактический материал как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №53 Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка на тему «Дидактический материал как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста»
Разработал воспитатель
Исаева К.А.
2021г.
Согласно определению А.И. Сорокиной, «дидактический материал – систематизированные наборы предметов или картинок, материалов, дающие детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение и т.д».
По своим конструктивным особенностям дидактические материалы разделяются на две группы. К первой относятся разнообразные наборы сюжетных игрушек или картинок, строительных или природных материалов и т.д. Эти предметы в отдельности обладают многообразными свойствами, но в каждом наборе они подбираются по каким- либо определенным признакам. Оперируя материалами данной группы, ребенок может получить удовлетворение от любого результата, поэтому особое значение здесь приобретает педагогическое руководство, направляющее детскую деятельность в нужное русло (взрослый предлагает построить поезд именно из синих кубиков, оставляя предметы другого цвета в коробке).
Дидактические материалы второй группы строятся на принципе автодидактизма, в них «заранее заложен результат, который ребенок должен получить при овладении определенным способом действий». К этой группе относятся различные пирамидки, матрешки, стаканчики- вкладыши и другие игрушки, конструкция которых в определенной степени направляет действия ребенка, обеспечивает возможность самоконтроля. Поскольку материалы данной группы в некотором смысле берут на себя отдельные функции педагога, они носят название автодидактических (самообучающих).
Автодидактические игрушки широко используется в обучении детей первых лет жизни. При этом упражнения малышей с данными предметами нередко обозначаются авторами как дидактические игры (Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина, Л.Н.Павлова, Г.В. Пантюхина и др.).
Однако в дошкольной дидактике ( В.Н.Аванесова, З.М.Богуславская и др.) дидактическая игра не сводится к организации действий детей с дидактическими игрушками. Как отмечает, к примеру, А.И.Сорокина, «дидактическая игра имеет четкую структуру: дидактическую задачу, выраженную в программном содержании, игровую задачу ( цель игры для детей), правила игры, игровые действия, более или менее выраженный результат игры- ее итог».
Действия же малышей второго- третьего года жизни с дидактическими игрушками следует рассматривать в качестве разновидности предметных. Их целью выступает само действие, а мотивом – особые качества объектов действия. Как замечает Л.Н.Павлова, при выполнении подобных действий детей привлекают « видоизменения, происходящие с предметами», вызывающие «цепь ориентировочных реакций, которые возбуждают активность и закрепляют устойчивый интерес к свойствам окружающих предметов». В дошкольном возрасте, в отличие от раннего, действия с дидактическими игрушками, по мнению В.Н. Аванесовой, «приобретают для ребенка определенное игровое содержание. Собери матрешек, например, дети… не просто соединяют половинки, а стараются, чтобы получилась любимая игрушка…. Еще активнее игра развертывается после того, как игрушки оказываются собранными».
Для предметного действия характерно использование предмета в соответствии с социально установленным способом его употребления. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, ребенок сам, самостоятельно не может открыть общественной сущности, функции и способа применения предмета. Это и объясняет подмеченный Е.И.Радиной факт, что без специального обучающего воздействия взрослого ребенок раннего возраста сам не улавливает дидактической задачи и правильного способа действия с игрушкой». «Дети охотно играли игрушками, но, как правило, сбивались на действия, не имеющие никакого отношения к дидактическому содержанию той или иной игрушки(катали кольца башенки, использовали матрешку как обычную куколку, бросали шарики и т.п.)».
В большинстве работ, посвященных методике использования дидактического материала, отмечается необходимость целенаправленной демонстрации детям способов его употребления. При применении автодидактических игрушек педагог в ряде случаев «не дает показ конечного действия и его результата, а поэтапно подводит ребенка к самостоятельному целенаправленному решению практической задачи», открытию заложенного в конструкции предмета способа действия с ним.
Благодаря автодидактическому характеру игрушки малыши достаточно быстро усваивают, что нужно делать с ней. Так, согласно данным Е.И.Радиной, детям второго года жизни было достаточно 1-2 показов, чтобы понять, «что все кольца надо надеть на стержень, а башенку закрыть». И только самые младшие ребята ( в возрасте 1 года 1-3 мес.) продолжали действовать с игрушкой неспецифично (раскатывать кольца, постукивать ими, громоздить их одно на другое).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Консультация для родителейТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/14/picture-315820-1381772246.jpg)
Консультация для родителей на тему Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста
"Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/19/picture-650726-1447936443.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/15/picture-755898-1455521933.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 «Светлячок» Консультация для родителей на тему:«Дидактические игры как средство сенсорног...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/30/picture-805240-1553962192.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/21/picture-938685-1550748391.jpg)
Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/18/picture-988000-1513622664.png)
Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»
Консультация для родителей...