Статья: "Проблема воспитания доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практики."
статья

В статье говорится о том, что существует проблема воспитания доброжелательных отношений   у детей старшего дошкольного возраста в процессе их взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также о том,  как и каким способом можно решать эту проблему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кательникова Анна Сергеевна

воспитатель

Семиразова Алла Сергеевна

воспитатель

Ясенева Наталья Александровна

воспитатель

Проблема воспитания доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практики.

        Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее личностное развитие человека.

Этот возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации, так как в этот период дети учатся овладевать собственными эмоциями, у них развивается мотивационная сфера, у детей появляется произвольное владение своим поведением и собственными действиями.

В законе об образовании указано, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [3].

В связи с этим особую актуальность для педагогов дошкольных образовательных учреждений приобретает задача воспитания гуманных чувств и отношений у дошкольников. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих социализацию ребенка в ДОО [6]. Воспитание гуманных, доброжелательных отношений к окружающим является одной из первоочередных задач в процессе формирования личностных качеств дошкольника. Отзывчивое отношение к сверстникам, понимание их эмоционального состояния побуждает детей к нравственно ценным поступкам, оказывает влияние на развитие доброжелательных взаимоотношений между дошкольниками, способствует установлению обстановки эмоционального комфорта для каждого воспитанника в группе дошкольного образовательного учреждения. Формирование гуманных, доброжелательных отношений начинается с самых первых контактов ребенка с другими людьми - взрослыми, сверстниками, младшими детьми [1]. В совместной деятельности и общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого.

Воспитание доброжелательных отношений к окружающим – целенаправленный, комплексный, системный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Поэтому, роль взрослого как социального проводника очень важна и ответственна [1].

Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его социализация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально-личностного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми [1].

 Как пишет Е. Ф. Субботский в возрасте 5-6 лет - происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Дошкольник уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного ранее. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Главными остаются совместная деятельность с взрослыми, разъяснения взрослого, организация практики поведения.

Задачу воспитания доброжелательного отношения к окружающим на этапе старшего дошкольного возраста можно считать выполненной, если у ребенка появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя. Сопереживание как выражение гуманного, доброжелательного отношения проходит в своем развитии разные стадии: переживание-сочувствие, переживание-утверждение себя и наконец, переживание-действие. В результате, педагогическую работу можно считать успешной, если в старшем дошкольном возрасте дети проявляют способность к реальному «переживанию-действию».

На основе нравственных представлений, суждений дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, а, прежде всего, пониманием нравственных требований, критериев нравственной оценки. А.В. Запорожец сказал, что развивающееся самосознание ребенка появление самооценок и оценок служат осознанию нравственного смысла гуманных и, следовательно, доброжелательных отношений. 

В 5-6 лет ребенок понимает существенный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми. Усвоение нравственных норм рассматривается психологией и педагогикой как важное требование общества к развитию личности.

Доброжелательное отношение к окружающим состоит из нескольких компонентов: мотивационный - проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия; когнитивный - познание другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности, увидеть возникшие перед ним трудности, заметить изменение настроения;  эмоционального состояния и т.д.; поведенческий - который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

Большое значение в воспитании доброжелательных отношений у старших дошкольников имеет взаимосвязь когнитивного фактора и социальных эмоций. Воздействие на когнитивную сферу ребенка обеспечивает формирование знаний о нормах и правилах поведения, помогает устанавливать соответствие между правилом и возникшей ситуацией, выбирать наиболее адекватные способы поведения в ней. Воздействие на эмоциональную сферу вызывает у ребенка эмоциональный отклик, побуждающий к проявлению доброжелательности, сопереживания. А.В. Запорожец отмечал, что за период дошкольного детства моральные переживания достигают достаточно высокой степени сформированности в процессе деятельности, выполнения предъявляемых детям нравственных требований. Развиваются чувства удовлетворения, радости, огорчения, доброжелательности [1].

Одной из первоочередных задач воспитания доброжелательных отношений к окружающим, является воспитание культуры поведения и отношений. А также в воспитании доброжелательного отношения к окружающим необходимо воспитывать желание заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. В старшей группе продолжается работа по обогащению словаря детей выражениями словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.). Воспитанию у мальчиков внимательного отношения к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек на танец и т. д.

Воспитанию у девочек скромности, проявление заботы об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков. Формированию умения оценивать свои поступки и поступки других людей. Развитие стремления детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. [2]

В период старшего дошкольного возраста происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового, произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать результат (труд и обучение). Старшему дошкольнику доступно принятие обучающей задачи, он уже понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребенок 5-6 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения.

Т.А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания доброжелательного отношения к окружающим.

Первый этап воспитания доброжелательного отношения к окружающим начинается в уже раннем возрасте и имеет цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом окружении (и родителями) поведении.

На следующем этапе детям начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его. Например: «Дети, вы, конечно, все помните, как нужно пройти по коридору в музыкальный зал, чтобы не разбудить малышей? Я не сомневаюсь, что вы пройдете тихо». Данный метод выполняет, роль стимула к достойному поведению. Далее создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. Похвала необходима каждому ребенку, она укрепляет его уверенность в себе.

На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета. Например: рассказать дошкольникам об истории возникновения этикета, о традициях культуры поведения у людей в разные времена и в разных странах, о содержании этикета в группе детского сада. Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих.

Одной из задач воспитания культуры поведения и отношений является формирование самоконтроля в поведении детей старшего дошкольного возраста. Поэтому в формировании самоконтроля большое значение имеет обсуждение с детьми конкретных ситуаций, которые требуют поиска выхода из них, опираясь на моральные правила. Как один из активных приемов в беседах с детьми можно использовать моделирование, т.е. графическое изображение всех мыслительных актов действующего лица в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл. Сюжет рассказа о конкретном поступке литературного героя представляется в виде последовательных кадров, каждый из которых обозначается условным знаком-заместителем.

В воспитании доброжелательных отношений старших дошкольников к окружающим педагог использует разные средства: проводит этические беседы, читает художественную литературу с последующим ее обсуждением, организует разнообразную деятельность.        Воспитатель раскрывает детям смысл и значимость конкретного поступка (так надо поступать не потому, что этого требует он, а потому, что это соответствует нормам отношений между людьми). Такие убеждения приводят к осознанию дошкольниками правильности или недопустимости тех или иных действий, справедливости педагога и служат руководством при самостоятельном определении ими требуемого поступка в складывающихся ситуациях, побуждают к повторению одобряемых педагогом поступков, сдерживают от нежелательных.

В воспитании доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к окружающим являются следующие целевые ориентиры: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру; к разным видам труда; другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Можно сделать вывод, что доброжелательное отношение к окружающим - это появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических представлений которые должен выполнять ребенок старшего дошкольного возраста.

  1. (42,51) Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Р.С. Буре, М.В.Воробьева, В.Н. Давидович -М.: Просвещение, 2006. - 141 с.
  2. (50).  Васильева М. А.  Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. – М. – 2005.
  3. (23.) Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. Дубина // Дошкольное воспитание - 2010, №11, С.3-10.
  4. (20.) Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстником.- В кн.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Л.Н. Галигузова., М.И. Лисиной.-- М., 2011, с. 55-78.
  5. 14. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. Учебное пособие. — М.: Академия, 2000. — 160 с.
  6. Успех» (Н.В. Федина, С.Н. Гамова и др.),


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста  и их родителей. Задачи:1.    Исследоват...

Сборник дидактических игр направленных на развитие нравственных качеств личности (доброжелательности, дружелюбия, взаимопомощи, бережного отношения к окружающему) у детей старшего дошкольного возраста

Сборник дидактических игр направленных на развитие нравственных качеств личности (доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощь, бережное отношение к окружающему)  у ...

презентация "Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста через проведение экологических акций"

Цель:воспитание позитивно -деятельного отношения кприроде у детей и родителейчерез проведениеприродоохраннойдеятельности....