Консультация для педагогов " Фольклор Белгородской области – богатейший источник познавательного и нравственного развития детей"
консультация (подготовительная группа)

Лариса Викторовна Колосова

Фольклор Белгородской области –                       богатейший источник познавательного и нравственного развития детей

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor_belgorodskoy.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский  сад № 71 «Почемучка»

Старооскольского городского округа

Фольклор Белгородской области –                       богатейший источник познавательного и нравственного развития детей

                                                                                                       

                                                                                             

                                                                                                   

Подготовила:

                                                                       Колосова Лариса Викторовна,

                                                                                 воспитатель

Старый Оскол

2021

                   

Пословицы и поговорки

1. Ешь суп с грибами,

Язык держи за зубами.

2. На лицо, как яйцо, а в нутрии пусто.

3. Бывает добрая овца и от беспутного отца.

4. Снег с земли-татарин в степи.

5. Гол, как осиновый кол.

6. Кафтан новый, а дыры старые.

7. Видна сова по полёту.

8. Векпротянетсявсего,

Золото и в пепле видно.

9. Ешь пока рот свеж,

А завянет, ни на что не глянет.

10. У коровы молоко на языке.

11. Хорошую невесту и на печи найдут.

12. Первый сват-первое счастье.

13. Глазами видно, да ножкам обидно.

14. Чище воды не будет.

15. Умный любит за характер,

А дурак-за красоту.

16. Что летом сготовишь, то зима и съест.

17. Слица воды не пить, ума-разума не купить.

18. Хоть хлеб не до рта, так улица у ворот.

19. Из сна шубу не сошьёшь.

20. Если зёрнышка нет, то и мякина не нужна.

21. Как его не ставить за велика,

Коли он не стоит и лыка.

22. Одна забота- работай до пота.

23. Жизнь отдай, а тайны, не выдовай.

24. Новую шапку- на крючок.

(Молодую жену, пришедшую в дом к мужу,

Необходимо держать в строгости).                                                                                                                              

Игры

                                  «Жгут»

Играли дети. Водящий ходит со жгутом( скрученной верёвкой).

Играющие сидят на корточках, образовав круг. Руки скрещивают сзади

за спиной, стараются схватить жгут. Водящий за кругом отбивается от играющих и салит их. Осаленный становится водящим.

                              «В колечко»

Играющие стоят в кругу. Водящий, сложив руки лодочкой, незаметно передаёт колечко одному из играющих и творит: «Кольцо на крыльцо!»

Играющие должны угадать, у кого колечко, и попытается его задержать.

                           

«Помазок»

На верёвочке подвешен небольшой кусочек хлеба. Руки

водящего измазаны «сопухой» (сажей из печи). Играющие

стараются дотянутся и откусить кусочек хлебушка Водящий

защищает хлеб, измазывая лица играющих.

                       «Кулючки»

                         (Прятки)

Играющие выбирают «кулючку»-водящего6

                       « Раз, два-подхватили,

                       Три, четыре-раскрутили,

                       Пять, шесть, семь, восемь.

                       Выходить из круга просим».

Играющие стараются получще спрятаться, найденный первым становится водящим.

           «Вселиственный мой венок» (Игра-хоровод)

Играли на Семик, когда завивали венок. Девушки на Семиковой неделе традиционно водили хороводы вокруг берёзок, завивали веночки. Одной из девушек завязывают глаза. Играющие девушки водят вокруг водящей хоровод, поют. Затем останавливаются и обращаются к водящей с вопросом: «Вселиственный мой венок, где тебе место?»

         Водящий отвечает: «у сенца», «на заборе». Девушке, чей венок выбрала водящая нужно в том месте, которое называет водящая.

                                 Считалки

  1. Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на дороге.

Сколько гвоздей

Говори поскорей.

(Говорят число и потом считают).

  1. Шёл баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмёт,

Тот вон пойдёт.

  1. Раз, два, три,

              Четыре, пять,

Шесть, семь, восемь,

                девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдёт.

Тот и прятаться пойдёт!

  1. Катилось яблочко мимо сада,

Мимо огорода, мимо частокола.

Кто его поднимает, тот вон выйдет!

  1. Ходит свинка по бору.

Рвёт травку-муравку.

Она рвёт и берёт

И в корзиночку кладёт.

Этот выйдет, вон пойдёт.

6.Таря-Маря в лес ходила

Шишки ела- нам велела

А мы шишки не едим Таре-Мэре отдадим!

  1. Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети

И кричали: «Кук! Мак!

Убирай один кулак!»

                              Заклички

  1. Весна- красна,

Что ты нам принесла.

Соху, борону,

Солнца клочок,

Соломы пучок,

Хлебушка краюшку,

И водицы кружку.

2.Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

3.Божья коровушка,

Завтра дождь или ведро?

Если дождик то сиди!

4.Дождик, дождик пуще-

Дай хлеба гуще.

5.Мышка, мышка,

На тебе зуб золотой,

Дай мне костяной.

6.Весна - красна! На чём пришла?

На сошечке, на бороночке,

На овсяном скопочку,

На ржаном колосочку.

  1. Вот орешки!

Хорошие орешки. Вкусные на меду.

Давай в шапку накладу!

  1. Кому пирожки,

Горячие пирожки?

С пылу с жару-

Гривенник за пару!

Нажарила, напекла Акулина для Петра,

Давай наскакивай!

Загадки

Хороводные игры

Гори, гори ясно

Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди

на два – три шага «горящей» - тот, кто водит. Ему запрещено

оглядываться назад. Играющие поют6

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

Стой подоле-

Гляди в поле.

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звёзды горят,

Журавлики кричат-

Гу – гу – гу, Убегу.

Раз, два, не воронь.

А беги, как огонь!

«Горящий» должен взглянуть на небо, а между тем пара играющих,

стоящие в веренице последний, разъединяется. Один из них бежит по левую сторону вереницы, а другой – по правую. Оба играющих стараются соединиться впереди «горящего». Если это им удаётся, то «горящий» ловит кого – нибудь из них, то оставшийся без пары водит – становится «горящим». Новая пара занимает место за новым «горящим», и игра продолжается.

               

Дразнилки, поддёвки

                    Скороговорки

      1.У Сашки в кармашке

      Шишки и шашки.

2.Шёл деревней дождь косой.

Дед косил егокосой,

Ничего не накосил

Только выбился из сил.

3. Стоит по на копне.

Колпак на попе.

Копна под попом,

     Поп под колпаком.

4.Сшит колпак, вязан колпак.

      Да не по-колпаковски.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов (групповая) на тему: « Подвижные игры как средство всестороннего развития детей раннего возраста»

Подвижные игры являются эффективным средством в решении одной из важнейших задач физического воспитания детей -развитие основных движений....

Проект: "Фольклор-богатейший источник познавательного и нравственного развития детей".

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Народная мудрость должна быть передана детям; они должны знать нашу историю, обряды и игры, песни и пляски, прио...

«Профессиональные компетенции педагога ДО в области применения бизиборда как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

Представляю вашему вниманию материал из опыта работы «Профессиональные компетенции педагога ДО в области применения бизиборда как средства сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...

Деловая игра для педагогов "Семейные ценности и традиции как средство духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста".

Деловая игра проводится во время методических объединений, педагогических советов. Педагоги совместно ищут решение поставленных задач, выделяют основные семейные ценности и традиции....

Консультация для педагогов "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей".

В работе представлены основные аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания детей в современном мире.А также опыт работы по данной теме....